Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кочоян А.Л.

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России;
ФГАОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Иванова А.Д.

ГБУ РО «Городская поликлиника №10», детское поликлиническое отделение

Марченков Р.Е.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Чупилкин Ю.Б.

Южно-Российский институт управления ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Березовский Д.П.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет)

Правовые и судебно-медицинские проблемы посмертного донорства

Авторы:

Кочоян А.Л., Иванова А.Д., Марченков Р.Е., Чупилкин Ю.Б., Березовский Д.П.

Подробнее об авторах

Просмотров: 389

Загрузок: 35


Как цитировать:

Кочоян А.Л., Иванова А.Д., Марченков Р.Е., Чупилкин Ю.Б., Березовский Д.П. Правовые и судебно-медицинские проблемы посмертного донорства. Судебно-медицинская экспертиза. 2024;67(3):5‑9.
Kochoyan AL, Ivanova AD, Marchenkov RE, Chupilkin YuB, Berezovskiy DP. Legal and forensic medical problems of postmortem donation. Forensic Medical Expertise. 2024;67(3):5‑9. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed2024670315

Рекомендуем статьи по данной теме:
К воп­ро­су изу­че­ния ди­на­ми­ки пос­тмор­таль­ных из­ме­не­ний тка­ней по дан­ным им­пе­дан­со­мет­рии. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(6):24-27
Осо­бен­нос­ти ме­то­до­ло­гии фор­ми­ро­ва­ния стан­дар­тных опе­ра­ци­он­ных про­це­дур в прак­ти­чес­кой де­ятель­нос­ти бю­ро су­деб­но-ме­ди­цин­ской эк­спер­ти­зы. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(6):34-39
Ис­сле­до­ва­ние за­ко­но­мер­нос­тей на­уч­но-прак­ти­чес­ко­го раз­ви­тия су­деб­но-ме­ди­цин­ской иден­ти­фи­ка­ции лич­нос­ти с ис­поль­зо­ва­ни­ем эле­мен­тов на­уко­мет­ри­чес­ко­го ана­ли­за. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(6):49-54
Ис­то­рия су­деб­но-ме­ди­цин­ской эк­спер­ти­зы Бе­ла­ру­си в со­вет­ский пе­ри­од (1918—1991). Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(6):59-64
Рос­сий­ская ме­ди­цин­ская ака­де­мия неп­ре­рыв­но­го про­фес­си­ональ­но­го об­ра­зо­ва­ния — ве­ду­щее об­ра­зо­ва­тель­ное уч­реж­де­ние стра­ны по под­го­тов­ке су­деб­но-ме­ди­цин­ских кад­ров (к 90-ле­тию со дня об­ра­зо­ва­ния ка­фед­ры су­деб­ной ме­ди­ци­ны). Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(2):5-11
Ме­ха­ни­чес­кая ас­фик­сия в струк­ту­ре на­сильствен­ной смер­ти в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции с 2013 по 2022 г.. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(2):12-16
Пред­мет­ный под­ход к обес­пе­че­нию ин­фек­ци­он­ной бе­зо­пас­нос­ти в су­деб­но-ме­ди­цин­ской эк­спертной де­ятель­нос­ти. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(2):43-46
Об­зор ме­то­дов оцен­ки воз­рас­та де­тей и под­рос­тков по рен­тге­ног­рам­мам зу­бов. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(2):47-52
Об­ра­зо­ва­тель­ная тра­ек­то­рия су­деб­но-ме­ди­цин­ско­го эк­спер­та в сис­те­ме неп­ре­рыв­но­го ме­ди­цин­ско­го об­ра­зо­ва­ния. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(2):53-56
Ре­ко­мен­да­ции по вы­пол­не­нию су­деб­но-ме­ди­цин­ской эк­спертной оцен­ки неб­ла­гоп­ри­ят­ных ис­хо­дов за­бо­ле­ва­ний и неб­ла­гоп­ри­ят­ных ре­зуль­та­тов ока­за­ния ме­ди­цин­ской по­мо­щи по про­фи­лю «анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия». Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(5):65-73

Введение

Активное развитие трансплантологии, наблюдаемое во всем мире, позволило эффективно оказывать медицинскую помощь пациентам, которые до этого считались безнадежно больными. Трансплантация органов и тканей представляет собой высокоэффективный вид оперативного вмешательства, направленного на замещение поврежденных или отсутствующих тканей и органов собственными либо взятыми от другого организма, который позволяет продлевать жизнь пациентам и значимо улучшать качество их жизни. Процедура трансплантации состоит из двух основных моментов: изъятие органов у донора и внедрение их в организм реципиента.

Основной проблемой, сдерживающей развитие трансплантологии во всех государствах, является дефицит донорских органов [1, 2]. Число больных, ожидающих пересадки органов, постоянно растет на протяжении многих лет, в то время как число доноров и пересадок увеличивается в значительно меньшей пропорции. Вследствие дефицита донорских органов происходит ухудшение состояния или смерть пациентов, находящихся в листах ожидания. Дальнейшее увеличение числа трансплантаций невозможно без эффективного посмертного органного донорства. Страны, в которых достигнуты самые высокие показатели трансплантации, — это страны с хорошо разработанными программами по организации посмертного донорства органов [3]. В вопросах посмертного донорства немаловажную роль играет судебно-медицинская служба.

Цель обзора — анализ проблем регламентации и стандартизации работы судебно-медицинского эксперта при исследовании трупа с отсутствующими органами, изъятыми для последующей трансплантации.

Материал и методы

Общая методологическая основа работы представлена общенаучными методами познания, в частности методами анализа, синтеза и сравнения. Теоретическую основу работы составили законодательные и иные правовые акты, а также случай из собственной практики авторов. Провели анализ научной литературы, посвященной правовым вопросам трансплантологии и производства судебно-медицинской экспертизы трупа с изъятыми органами для трансплантации.

Результаты

Как показали данные статистических исследований, каждые 10 мин в лист кандидатов на пересадку органов добавляется 1 человек, при этом каждые сутки, не дождавшись пересадки органа, умирает 18 человек [4]. В США, по данным UNOS (United Network for Organ Sharing, некоммерческая научная и образовательная организация, которая управляет единственной Сетью по закупке и трансплантации органов), за 2022 г. в едином национальном листе ожидания на трансплантацию состояло 116 905 потенциальных реципиентов, в Европейском союзе около 60 000 пациентов ожидало пересадку почки, печени или сердца [5].

Проблема дефицита донорских органов характерна для многих стран, в том числе и для России [6]. В 2019 г. в РФ в листах ожидания на трансплантацию почки, печени и сердца состояло 9727 потенциальных реципиентов. За весь период 2019 г. было выполнено 2097 трансплантаций от 732 посмертных доноров и 330 от живых (родственных) доноров. Общая летальность в листах ожидания составила 285 (3,0%) потенциальных реципиентов [7].

Как отмечено в статье С.В. Готье (2012) [8], основными направлениями развития трансплантации органов в РФ являются: совершенствование нормативно-правового и методического обеспечения, создание государственных регистров, открытие новых центров трансплантации, обучение специалистов, обеспечение государственного финансирования трансплантации и органного донорства, развитие медицинских технологий, а также формирование позитивного общественного мнения.

В части нормативно-правового регулирования трансплантации органов есть две основные системы юридического согласия для выражения волеизъявления по вопросам трансплантации: система испрошенного согласия и система презумпции согласия.

В соответствии с первой системой пожертвование органов осуществляется, если умерший в явной форме выразил свое согласие на пожертвование органов после смерти или когда соответствующий член семьи дал данное согласие.

В модель презумпции согласия заложен принцип, предусматривающий, что люди после смерти могут пожертвовать органы, и процесс донорства органов продолжается до тех пор, пока нет никаких доказательств (юридически приемлемых) того, что умерший при жизни возражал пожертвованию своих органов после смерти [9—13].

Пересадка органов и тканей человека может быть применена только в случае, если другие методы лечения не могут обеспечить сохранение жизни пациента либо восстановление его здоровья [12]. Существует два пути посмертного донорства органов в зависимости от критериев, используемых для определения смерти человека. Донорство после смерти головного мозга (Donation after brain death, DBD) представляет собой основной источник органов от посмертных доноров. Однако из-за постоянного дефицита донорских органов многие страны вновь ввели программы донорства после смерти по циркуляторным критериям. Данные критерии включают следующие положения:

1. Для потенциального донора после прекращения сердечной деятельности:

а) пациент, смерть которого была констатирована на основании кардиореспираторных критериев и реанимационные мероприятия были прекращены из-за их неэффективности или изначально были противопоказания для их проведения;

б) пациент с неблагоприятным прогнозом для жизни, прекращение жизненно важных функций ожидается в пределах времени, в течение которого его внутренние органы будут пригодными для их забора и дальнейшей трансплантации.

2. Для подходящего донора после прекращения сердечной деятельности:

а) пациент, не имеющий медицинских противопоказаний к донорству органов, чья смерть была констатирована на основании кардиореспираторных критериев, принятых на законодательном уровне в соответствующей юрисдикции, и с момента констатации смерти есть время, в течение которого внутренние органы будут пригодными для забора и дальнейшей трансплантации [14, 15].

В работе С.В. Романова [16] говорится о том, что у лиц, погибших в результате травм, в качестве обязательного условия забора органов является наличие «заключения» судебно-медицинского эксперта.

В случае дачи «заключения» на разрешение эксплантации органов и тканей для трансплантации предлагается врачу судебно-медицинскому эксперту подписать «Акт эксплантации органов и тканей от посмертного донора для трансплантации» [17]. В этой связи следует уточнить, что в соответствии с требованиями части 12 статьи 47 Федерального закона от 21.11.11 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьи 10 Закона Российской Федерации от 22.12.92 №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека» [11], изъятие органов и (или) тканей у трупа производится с разрешения главного врача медицинского учреждения. В случае необходимости проведения судебно-медицинской экспертизы разрешение на изъятие органов и тканей у трупа для трансплантации (пересадки) должно быть дано судебно-медицинским экспертом с уведомлением об этом прокурора. Вместе с тем авторам не представилось возможным обнаружить методики прокурорского надзора по проверке законности произведенной эксплантации.

Поскольку установление причин смерти требует обязательного проведения судебно-медицинской экспертизы (ст. 196 УПК РФ), представляется логичным, что уведомление по подобным фактам должно направляться в Следственный комитет РФ, который оперативно и качественно может провести проверку по данному факту. Для этого представляется правильным дополнить статью 11 Федерального закона от 28.12.10 №403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» положением о рассмотрении уведомлений судебно-медицинского эксперта о разрешении или запрете эксплантации органов без проведения судебно-медицинской экспертизы.

Основой для принятия судебно-медицинским экспертом решения по эксплантации органов является вопрос о возможности формирования обоснованного суждения о причине смерти, наличия повреждений и механизма их образования. Таким образом, при даче врачом судебно-медицинским экспертом разрешения на эксплантацию органов и тканей для трансплантации не должно возникать противоречий с алгоритмом производства экспертизы, поскольку она приостанавливается до получения необходимых и достаточных объектов и материалов [18]. Согласно пункту 39 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.05.10 №346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации», «производство экспертизы трупа предусматривает ... проведение наружного исследования трупа и его частей, проведение внутреннего исследования трупа и его частей, изъятие объектов для дополнительного инструментального и (или) лабораторного исследования, заполнение медицинского свидетельства о смерти...».

При проведении экспертизы трупа с отсутствующими органами внутреннее исследование можно расценивать как частично (не полностью) выполненное. Один из таких случаев имел место в судебно-медицинской практике, когда, несмотря на совпадение судебно-медицинского диагноза с заключительным клиническим (посмертным), без дополнительной информации и устранения противоречий причину смерти пострадавшего формально можно считать не установленной.

Были исследованы два случая из экспертной практики, когда у пострадавших с тяжелой черепно-мозговой травмой были изъяты органы для трансплантации: в одном случае — мультиорганное изъятие, в другом — эксплантированы были только почки.

Экспертный случай из практики:

1) 08.05.20** ≈ 00:30 пострадавшему были причинены телесные повреждения;

2) 08.05.20** в 02:38 пострадавший был госпитализирован в нейрохирургическое отделение Больницы скорой медицинской помощи (БСМП) с предварительным диагнозом «тяжелая черепно-мозговая травма»;

3) 08.05.20** в 03:54 и 07:34 пациенту было выполнено компьютерное томографическое исследование головы, выявлена отрицательная динамика в развитии отека головного мозга, угнетение дыхания, в связи с чем проведено оперативное вмешательство;

4) 08.05.20** в 09:15 была выполнена операция — декомпрессионная краниотомия черепа;

5) 11.05.20** в 13:11 пациент был госпитализирован в нейрохирургическое отделение областной клинической больницы;

6) 11.05.20** в 13:50 выявлены клинические признаки смерти головного мозга. Установлен период наблюдения в 6 ч;

7) 11.05.20** в 14:29 получен положительный тест апноэтической оксигенации;

8) 11.05.20** в 20:29 реанимационные мероприятия прекращены;

9) 11.05.20** в 21:42—23:55 выполнена операция по изъятию органов от трупа, были изъяты сердце, печень, почки, глазные яблоки;

10) 13.05.20** в 09:30 выполнено судебно-медицинское исследование трупа.

В рамках заключения эксперта было произведено наружное и внутреннее исследование трупа потерпевшего. Тем не менее судебно-медицинским экспертом не были исследованы (ввиду отсутствия) следующие органы: 1) сердце; 2) печень; 3) почки; 4) орган зрения; 5) поджелудочная железа, т.е. органы, которые были изъяты для последующей трансплантации.

Компенсировать дефицит информации в отношении изъятых органов можно путем повторного изучения полноценных медицинских карт стационарного больного на имя потерпевшего, отражающих функциональное состояние внутренних органов; а также протокола оперативного вмешательства от 11.05.20** (21:45—23:35). При анализе экспертного документа были установлены противоречия, которые возможно устранить в рамках проведения повторной судебно-медицинской экспертизы.

Например, в медицинской карте стационарного больного областной клинической больницы указано, что было изъято 4 органа: орган зрения, сердце, печень, почки. Согласно же «исследовательской части» заключения эксперта, при исследовании трупа отсутствовало 5 органов. Помимо вышеперечисленных органов, отсутствовала еще и поджелудочная железа.

Как следствие, без дополнительной информации и устранения противоречий причину смерти пострадавшего следует считать формально не установленной.

В другом экспертном наблюдении, где были изъяты только почки, каких-либо противоречий в медицинских документах не отмечали, клинические проявления черепно-мозговой травмы были морфологически верифицированы и препятствий для обоснованного установления причины смерти отсутствовали.

Вышеизложенное позволяет заключить, что при исследовании трупов лиц с эксплантированными органами соблюсти требования «Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз», утвержденного приказом №346н, не представляется возможным по объективным причинам. На наш взгляд, наличие медицинских документов, в полном объеме содержащих данные о состоянии пострадавшего, результаты инструментальных и лабораторных исследований, отражающих состояние органов и систем, а также сам факт изъятия органов для пересадки, подразумевающий, что донорские органы должны быть сохранными в морфологическом и функциональном отношении, позволяет обоснованно установить причину смерти у лиц с эксплантированными органами.

Обсуждение

Вопросы регламентации и стандартизации работы и участия судебно-медицинского эксперта в вопросах посмертного донорства очень важны. По данным В.А. Клевно и М.Л. Арефьева [19], отмечается значительный пул потенциальных доноров в Московской области. Авторы также указывают на недостаточную эффективность использования имеющего донорского потенциала региона. Недостаточно активное участие лечебных учреждений управлений в трансплантационной координации посмертного органного донорства на территории Московской области коррелирует с участием судебно-медицинской службы в данной координации. Представляется актуальным вопрос о едином алгоритме действий судебно-медицинского эксперта, участвующего в процессе принятия решения о возможности (или невозможности) эксплантации органов и тканей трупа без ущерба дальнейшего проведения судебно-медицинской экспертизы. Вопросом разработки данного алгоритма занимался коллектив авторов, возглавляемый директором ФБУЗ ПОМЦ ФМБА России С.В. Романовым, начальником отдела медицинской помощи взрослому населению Министерства здравоохранения Нижегородской области Т.В. Егоровым и главным трансплантологом Министерства здравоохранения Нижегородской области В.Е. Загайновым. По результатам их работы был подготовлен приказ от 14.09.18 №402 «Об утверждении Алгоритма действий судебно-медицинского эксперта по выдаче разрешения на изъятие органов и (или) тканей у трупа в Нижегородской области», однако по данным системы «ГАРАНТ» текст приказа опубликован не был (цит. по [16]).

Также Минюст России отказал в государственной регистрации Приказа Минздрава России от 10.08.93 №189 (ред. от 20.04.01) «О дальнейшем развитии и совершенствовании трансплантологической помощи населению Российской Федерации», в котором был представлен протокол установления смерти мозга, форма №017/у-93 и акт об изъятии органов у донора-трупа для трансплантации, форма №033/у-93.

Отдельно выступает проблема определения и закрепления за донорским органом определенного «статуса». Так, современная российская судебная практика признает за донорским органом статус вещи, но четкой законодательной формулировки по данной проблеме нет. Как отмечается в работе С.В. Романова [16], такую формулировку поддержали не все авторы. Более того, было вынесено предложение о необходимости выделения отдельной категории гражданско-правовых отношений, именуемых как «биологические объекты человека», которые отличаются от вещей целым рядом характеристик, и было вынесено предложение о необходимости внесения соответствующих дополнений в Гражданский кодекс РФ [16]. Отмечены некоторые случаи, когда невостребованные органы, полученные при мультиорганном изъятии, не отправляются в другие центры трансплантации.

Выводы

1. Отсутствует четкое понимание о юридическом статусе лица, занимающего должность судебно-медицинского эксперта, который дает заключение об эксплантации органов.

2. При исследовании трупов лиц с эксплантированными органами не представляется возможным морфологически оценить состояние органов и систем, исследование которых является обязательным в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами. При этом, на наш взгляд, отсутствие органа (органов) у лиц, изъятых для трансплантации, не должно быть препятствием для обоснованного установления причины их смерти при условии, что в медицинских документах имеются исчерпывающие сведения о состоянии органов и систем пациента, а также совпадении клинического и судебно-медицинского диагнозов по основному заболеванию.

3. Наличие неполноты и противоречивости сведений в медицинских документах, а также несовпадение клинического и судебно-медицинского диагнозов по основному заболеванию, могут явиться основанием для обоснованного отказа судебно-медицинского эксперта в категоричном суждении о причине смерти.

4. Поскольку установление причин смерти требует обязательного проведения судебно-медицинской экспертизы при насильственной смерти (ст. 196 УПК РФ), представляется целесообразным, что уведомление судебно-медицинским экспертом по подобным фактам должно направляться в Следственный комитет РФ. Для этого представляется правильным дополнить статью 11 Федерального закона №403-ФЗ положением о рассмотрении уведомлений судебно-медицинского эксперта о разрешении или запрете эксплантации органов без проведения судебно-медицинской экспертизы».

5. Отсутствует алгоритм или методика проведения судебно-медицинского исследования трупа с эксплантированными органами.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.