Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Савенкова Е.Н.

Кафедра судебной медицины им. М.И. Райского Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского Минздрава России, Саратов, Россия, 410012

Ефимов А.А.

Кафедра судебной медицины им. М.И. Райского Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского Минздрава России

Влияние некоторых факторов на особенности повреждений, возникающих в условиях автомобильной травмы у детей-пассажиров

Авторы:

Савенкова Е.Н., Ефимов А.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 734

Загрузок: 21


Как цитировать:

Савенкова Е.Н., Ефимов А.А. Влияние некоторых факторов на особенности повреждений, возникающих в условиях автомобильной травмы у детей-пассажиров. Судебно-медицинская экспертиза. 2019;62(1):4‑7.
Savenkova EN, Efimov AA. The influence of certain factors on the specific features of the injuries inflicted to the children involved in the motor vehicle traffic accidents. Forensic Medical Expertise. 2019;62(1):4‑7. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed2019620114

Рекомендуем статьи по данной теме:
Обос­но­ва­ние ре­фе­рен­сных зна­че­ний пе­ред­ней ак­тив­ной ри­но­ма­но­мет­рии у де­тей в воз­рас­те 4—14 лет. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(1):57-63
К воп­ро­су о па­то­ге­не­ти­чес­ких фак­то­рах ак­не у де­тей и обос­но­ва­ние сис­тем­ной те­ра­пии. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):64-69
Дер­ма­тос­ко­пия в ди­аг­нос­ти­ке кож­но­го мас­то­ци­то­за у де­тей. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):75-82
Вли­яние ги­ги­ени­чес­ко­го ста­ту­са на ак­тив­ность ка­ри­оз­но­го про­цес­са у де­тей с зу­бо­че­люс­тны­ми ано­ма­ли­ями и де­фор­ма­ци­ями на фо­не брон­хо­ле­гоч­ной па­то­ло­гии. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(1):13-18
Кли­ни­ко-фун­кци­ональ­ные на­ру­ше­ния у па­ци­ен­тов с эпи­леп­си­ей при ши­зэн­це­фа­лии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):46-50
Шка­ла слож­нос­ти ла­па­рос­ко­пи­чес­ких ре­зек­ций пе­че­ни у де­тей. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(2):19-28
По­ка­за­те­ли стресс-от­ве­та в за­ви­си­мос­ти от ме­то­ди­ки анес­те­зии при кор­рек­ции ано­рек­таль­ных ано­ма­лий у де­тей. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):58-64
Про­фи­лак­ти­ка тром­бо­ти­чес­ких ос­лож­не­ний у де­тей в кри­ти­чес­ком сос­то­янии. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-92
Ор­би­таль­ные ос­лож­не­ния ри­но­си­ну­си­та у де­тей. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(2):74-79
Выяв­ле­ние РНК SARS-CoV-2 в сли­зис­той обо­лоч­ке чер­ве­об­раз­но­го от­рос­тка у де­тей с COVID-19. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(3):23-28

Проблема детского травматизма в условиях дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в Российской Федерации остается актуальной на протяжении многих лет. Из всех видов детского травматизма особо следует выделить травму в салоне автомобиля как наиболее частый в настоящее время вид травмы, сопровождающийся высокой смертностью. Согласно официальному сайту Госавтоинспекции МВД России, только за январь 2018 г. произошло 1196 ДТП с участием детей, из которых у 688 (57,5%) — травма в салоне автомобиля. Доля смертельной травмы среди детей-пассажиров составила 6,1%, в то время как среди пострадавших детей-пешеходов погибли 2,2% [1].

Использование комплекса современных средств индивидуальной безопасности в автомобилях, изменения конструктивных особенностей интерьера салонов, большое разнообразие современного автопарка машин привели к изменению автомобильной травмы (АТ) водителей и пассажиров. Это нашло отражение в научных публикациях об установлении механизмов образования повреждений внутри салона автомобиля и местонахождения пострадавших в момент ДТП [2—4]. Однако исследования проводились преимущественно на материале пострадавших взрослых людей.

У детей особенности повреждений, возникающих при АТ, определяются, помимо указанных ранее, множеством других факторов, включая возрастные анатомо-морфологические характеристики организма, использование современных специальных детских удерживающих устройств и др. [5—8]. С судебно-медицинских позиций проблема ДТП, рассматриваемая в контексте детского травматизма, остается актуальной для разработки алгоритмов адекватной оценки механизмов и тяжести повреждений у детей разного возраста и в различных условиях пребывания в салоне автомобиля [9].

Цель исследования — установить влияние возраста, местоположения ребенка в салоне и фиксации удерживающими устройствами на особенности повреждений, возникающих в условиях АТ у детей-пассажиров.

Материал и методы

Материалом исследования послужили медицинские документы 144 детей-пассажиров автомобилей, получивших повреждения при ДТП за 2006—2016 гг. Дети проходили лечение в детской хирургической клинике клинической больницы им. С.Р. Миротворцева Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского. Информацию об обстоятельствах происшествия, количестве и локализации повреждений, клинических диагнозах заносили в базу данных, созданную в среде электронных таблиц Microsoft Excel пакета прикладных программ Microsoft Office 2010.

Анализ особенностей наружных и внутренних повреждений проводили в соответствии с локализацией (область головы, туловища и конечностей). Оценивали влияние возраста, местоположения в салоне и фиксации удерживающими устройствами.

Для установления влияния возрастного фактора на особенности повреждений дети были разделены на четыре возрастные группы в соответствии с классификацией возрастных периодов ВОЗ: 1-я группа — до 3 лет, 2-я — от 3 до 6 лет, 3-я — от 6 до 10 лет, 4-я — от 10 до 15 лет.

Значение фактора местоположения ребенка в автомобиле оценивали путем сравнительного анализа повреждений у детей, которые находились в момент ДТП на переднем и заднем сиденьях.

Оценку влияния фактора фиксации детей проводили путем сравнения повреждений в группах фиксированных и нефиксированных детей.

Для обработки полученного материала абсолютные значения переводили в относительные показатели, определяя частоту встречаемости различных повреждений, которая выражалась в процентном отношении к общему количеству детей в группах.

Результаты и обсуждение

При анализе повреждений головы прослеживалось влияние возраста пострадавших детей. С возрастом уменьшалась частота как наружных повреждений мягких тканей головы, так и черепно-мозговой травмы (ЧМТ). Кровоподтеки, ссадины и раны на голове в 1-й возрастной группе наблюдали у 88% детей, во 2-й — у 85,7%, в 3-й — у 68,5% и в 4-й — у 53,8%. Эти повреждения в первых двух возрастных группах у 45,5 и 50% детей соответственно располагались на разных поверхностях головы, а в старших возрастных группах были преимущественно односторонними (66,6% в 3-й группе и 71,4% в 4-й). Тяжелая ЧМТ значительно преобладала у детей до 3 лет: переломы у 32% и ушибы вещества головного мозга у 36%. В трех следующих возрастных группах значительных отличий частоты тяжелой ЧМТ не установили, ее доля составляла от 7,1 до 11,5%.

Влияние возрастного фактора на особенности повреждений головы можно объяснить, во-первых, ростовыми показателями детей, определяющими обратную зависимость между размерами тела и вероятностью свободного его перемещения в автомобиле с возможным неоднократным взаимодействием с внутренними частями салона. Во-вторых, обусловленные возрастом анатомические особенности соотношения размеров головы и тела, неокрепшие шейные мышцы препятствуют предотвращению травмирования головы как при импульсной, так и при инерционной травме.

При сравнении случаев травмы головы в группах детей, находившихся в момент аварии на переднем и заднем пассажирских сиденьях, основное отличие выражалось в значительно более частом возникновении тяжелой ЧМТ у детей, сидевших на переднем сиденье: переломы костей свода и основания черепа отметили у 42,8%, ушибы головного мозга у 28,5%, а у сидевших на заднем сиденье — соответственно у 11,5 и 13%. Данный факт связан, вероятнее всего, с ударом головой пассажира переднего сиденья о панель салона автомобиля, которая, как правило, изготавливается из твердых материалов. Пассажир заднего сиденья при инерционном смещении ударяется о мягкую спинку впереди расположенного кресла, которая в какой-то степени может амортизировать ударное воздействие.

Влияние фактора фиксации ребенка в салоне удерживающими устройствами на повреждения головы не установили. Повреждения в группе пристегнутых и непристегнутых детей встречались примерно с одинаковой частотой: наружные повреждения отметили у 60 и 62%, ЧМТ — у 10,3 и 13,2% соответственно.

Частота повреждений туловища также характеризовалась зависимостью от возраста. У детей до 3 лет не было переломов грудной клетки, они выявлялись у 3,6% детей 3—6 лет, у 28,5% — 6—10 лет и у 11,5% — 10—15 лет. Переломы костей таза чаще возникали у детей 4-й возрастной группы (8,7%), а в первых трех группах их частота почти не различалась, составляя от 2,8 до 4%. Повреждения органов груди и живота отметили во всех возрастных группах, частота их составила от 3,6 до 4%, при этом влияние возрастного фактора не прослеживалось. Установленные возрастные особенности частоты переломов костей грудной клетки и таза могут быть обусловлены продолжающимся процессом минерализации костной ткани. В раннем детском возрасте этот процесс только начинается и кости еще сохраняют эластичность, способны больше деформироваться, не превышая пределов своей прочности.

Расположение ребенка в салоне автомобиля также оказывает влияние на особенности повреждений туловища. У детей-пассажиров переднего сиденья наблюдали только наружные повреждения мягких тканей груди, живота и таза, в то время как у пассажиров заднего сиденья встречались переломы костей грудной клетки (13%), таза (2,9%) и повреждения внутренних органов груди и живота (4,3%).

При анализе повреждений груди, живота и таза прослеживалось влияние фиксации детей в салоне. У детей, которые были пристегнуты ремнями безопасности или другими удерживающими устройствами (детские кресла), более чем в 2 раза преобладали переломы костей грудной клетки (26,6%), таза (6,6%), повреждения внутренних органов (6,6%). У непристегнутых детей переломы грудной клетки отметили в 10,3% случаев, повреждения внутренних органов — в 3,4%, а переломы таза не наблюдались. Данный факт можно объяснить непосредственным воздействием удерживающих устройств, которые фиксируются именно в области туловища и при резком смещении тела в момент ДТП могут оказывать воздействие на области груди, живота и таза.

Частота и локализация повреждений нижних конечностей также зависели от возраста. Переломы бедренных костей чаще наблюдались в первых двух возрастных группах: у 16% детей до 3 лет, у 14,2% — от 3 до 6 лет, у 2,8% — 6—10 лет и у 10% — 10—15 лет.

В старших возрастных группах, напротив, чаще встречались переломы костей голени: у 14,2% детей 6—10 лет и у 7,7% — 10—15 лет. В возрастной группе 3—6 лет переломы костей голени и наружные повреждения мягких тканей отметили у 7% детей, а у детей до 3 лет они отсутствовали. Установленные возрастные особенности повреждений нижних конечностей обусловлены особенностями роста детей, которые определяют взаимоположение ног сидящих в автомобиле и соответственно локализацию повреждений на разных уровнях.

Переломы костей нижних конечностей (бедра и голени) чаще отмечали у детей, находящихся на переднем пассажирском сиденье, чем на заднем сиденье — 14,3 и 5,7% соответственно. Это можно объяснить амортизацией удара о мягкую спинку кресла пассажиров заднего сиденья, в то время как удар о твердую панель салона у пассажиров переднего сиденья не смягчается.

При сравнении повреждений нижних конечностей в группах фиксированных и нефиксированных детей установили следующую закономерность. У фиксированных детей переломы нижних конечностей встречались намного реже: не выявлены переломы бедренных костей, у 6% были переломы голени, причем исключительно одной кости. У 10,3% детей, которые не были пристегнуты, отметили перелом бедренной кости, у 6,8% — костей голени, причем у всех были переломы большеберцовой и малоберцовой костей. Указанная зависимость объясняется свободным смещением нефиксированных в салоне детей и травматизацией их о внутренние части салона автомобиля.

Верхние конечности чаще подвергались травматизации у детей 3—6 лет. Так, у 10,7% детей отмечены переломы плечевой кости и костей предплечья. В 1-й возрастной группе переломов предплечья не наблюдали, а плечевая кость была сломана только у 1 ребенка. В 3-й возрастной группе травмы плеча и предплечья встречались редко (по 2,8%), а у детей 10—15 лет переломов костей верхних конечностей не было. Влияние возрастного фактора в данном случае связано, возможно, с периодом наибольшей двигательной активности детей 2-й возрастной группы: в частности, изменение положения верхних конечностей относительно туловища, их отведение в момент взаимодействия с частями салона повышают вероятность травмирования.

Сравнили повреждения верхних конечностей у детей, располагавшихся на переднем и заднем сиденьях. Переломы плечевой кости и костей предплечья обнаружили у 4,3% пострадавших, причем только у детей, находившихся на заднем сиденье. У пассажиров переднего сиденья не было наружных повреждений и переломов костей верхних конечностей. Влияние местоположения детей на травму верхних конечностей можно объяснить опорой руками о спинку впереди стоящего кресла при смещении тела в момент ДТП из-за довольно узкого ограниченного пространства между сиденьями.

В группах фиксированных и нефиксированных детей каких-либо существенных различий в повреждениях верхних конечностей не установлено.

Заключение

По результатам исследования можно сделать вывод, что влияние таких факторов, как возраст, местоположение ребенка в салоне автомобиля и фиксация удерживающими устройствами, на особенности повреждений различных частей тела детей-пассажиров в условиях ДТП неравнозначно.

Возраст ребенка оказывает влияние на особенности повреждений всех частей тела. Частота и тяжесть повреждений туловища и костей голени находятся в прямой зависимости от возраста, а переломы бедренной кости и черепно-мозговая травма — в обратной. Плечевая кость и кости предплечья чаще травмируются у детей 3—6 лет.

Местоположение ребенка в салоне в момент ДТП также влияет на особенности АТ. У пассажиров переднего сиденья наиболее часто встречаются тяжелая травмы головы и переломы костей нижних конечностей. У пассажиров, находящихся на заднем сиденье, при ДТП чаще возникают повреждения туловища и переломы костей верхних конечностей.

Фактор фиксации детей удерживающими устройствами влияет на частоту и тяжесть повреждений туловища и нижних конечностей. У фиксированных детей значительно чаще наблюдаются повреждения внутренних органов груди и живота, переломы костей грудной клетки и таза. При отсутствии фиксации преобладают переломы костей бедра и голени.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: savocheka@mail.ru; https://orcid.org/0000-0001-8456-6906

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.