Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Андреева С.Н.

ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Салагай О.О.

Министерство здравоохранения Российской Федерации

Анализ особенностей судебно-медицинских экспертиз по стоматологии на основании изучения судебной практики за 2013—2022 гг.

Авторы:

Андреева С.Н., Салагай О.О.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1158

Загрузок: 85


Как цитировать:

Андреева С.Н., Салагай О.О. Анализ особенностей судебно-медицинских экспертиз по стоматологии на основании изучения судебной практики за 2013—2022 гг.. Судебно-медицинская экспертиза. 2023;66(1):5‑8.
Andreeva SN, Salagay OO. Analysis of the forensic medical examinations features in dentistry based on the study of judicial practice for 2013—2022. Forensic Medical Expertise. 2023;66(1):5‑8. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed2023660115

Рекомендуем статьи по данной теме:
Из­ме­не­ния су­деб­ной прак­ти­ки по де­лам, ка­са­ющим­ся не­ка­чес­твен­но­го ока­за­ния сто­ма­то­ло­ги­чес­кой по­мо­щи. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):14-18
Ор­га­ни­за­ци­он­но-пра­во­вые ас­пек­ты ока­за­ния плат­ных сто­ма­то­ло­ги­чес­ких ус­луг с уче­том ана­ли­за су­деб­ной прак­ти­ки. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2024;(2):31-34

Во исполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации в рамках национального проекта «Здравоохранение», осуществляются в том числе формирование системы защиты прав пациента, оптимизация работы страховых компаний по защите прав застрахованных и распространение процедур медиации (внесудебное урегулирование) при нарушении их прав. Социальный настрой, интенциональность современного общества обусловливают приоритетность защиты высших ценностей человека — его жизни и здоровья. При оказании стоматологической помощи врачебные мероприятия направлены на восстановление здоровья человека. При этом стоматология — это раздел медицины, который позволяет получать еще и овеществленный результат медицинской услуги — пломбу, протез, имплантат, иное состояние прикуса, качество которого оценивает в том числе и сам пациент, что приводит зачастую к возникновению конфликтных ситуаций [1].

В судебно-медицинской практике постоянно увеличивается число дел, связанных с претензиями пациентов к качеству оказанной стоматологической помощи. Ранее проводимые исследования показали, что за пятилетний период (2013—2017 гг.) прирост дел стоматологической направленности составил 128% по сравнению с аналогичным периодом 2008—2012 гг. [2]. При этом судебная практика по стоматологии и экспертные оценки, осуществляемые в рамках судебно-медицинских экспертиз (СМЭ), имеют характерные для данного профиля особенности, связанные с нормативно-правовой базой и спецификой этого раздела медицины [3, 4].

Проникновение новых технологий в повседневную практику врачей-стоматологов всех регионов страны и медицинских организаций всех форм собственности расширяет возможности оказания стоматологической помощи на современном уровне и увеличивает арсенал используемых врачом методов лечения. Одновременно это влечет за собой целый пул новых проблем, требующих совершенствования методологии оценки качества помощи, а также совершенствования нормативной правовой базы (в том числе клинических рекомендаций) [1, 2]. Изучение и анализ современного состояния судебной практики по делам, связанным с оказанием стоматологической помощи, является одним из возможных способов анализа текущей ситуации по вышеуказанному вопросу и обратной связью при стратегическом планировании [5].

Цель работы — анализ судебной практики по делам, касающимся медицинской помощи по профилю «Стоматология», на основании системного анализа данных СМЭ за период с 2013 по 2022 г. для оценки необходимости совершенствования проведения экспертиз по данному вопросу.

Материал и методы

В ходе исследования изучены материалы 2,5 тыс. судебных дел, опубликованных на официальных сайтах судов Российской Федерации, которые связаны с некачественным оказанием стоматологической помощи в 2013—2022 гг. Для проведения анализа отобрано 1731 гражданское дело, поскольку в материалах учитывалось решение суда второй инстанции или кассационного суда. Расчеты по стоимости проводили по судебным делам, в которых содержалась информация об абсолютных значениях исковых требований и выплат. Статистические данные приведены на основании результатов решений судов по 1731 делу.

Результаты и обсуждение

Анализ сложившейся судебной практики за 10-летний период показал, что СМЭ в стоматологии имеют специфические особенности. Во-первых, бо́льшая часть экспертных оценок проводится в отношении комплексной стоматологической помощи, что требует междисциплинарного подхода и взаимодействия специалистов разного профиля (табл. 1). Сравнительный анализ частоты встречаемости дел за пятилетние периоды (с 2013 по 2017 г. и с 2018 по 2022 г.) продемонстрировал, что комплексные СМЭ стали проводиться чаще, так же как и СМЭ по некачественному оказанию ортодонтической стоматологической помощи.

Таблица 1. Частота встречаемости профилей стоматологической помощи при проведении СМЭ

Профиль стоматологической помощи

Доля дел в 2013—2017 гг., %

Доля дел в 2018—2022 гг., %

Число дел в период 2013—2022 гг.

абс.

Доля дел и ошибка среднего (P±m), %

Хирургическая стоматология

12

11

208

11,86±0,78

Терапевтическая стоматология

20

19

334

19,29±0,95

Ортопедическая стоматология

16

13

267

15,40±0,87

Ортодонтия

2

4

46

2,85±0,40

Хирургическая стоматология с применением метода дентальной имплантации

5

5

80

4,62±0,50

Комплексное оказание стоматологической помощи (сочетание нескольких профилей)

45

48

796

45,98±1,20

Общее количество

100

100

1731

100

Во-вторых, при осуществлении СМЭ по стоматологии приходится изучать медицинскую документацию большого числа медицинских организаций и проводить оценку медицинской помощи, оказанной в разных клиниках, особенно это касается лечения в медицинских организациях частной формы собственности. В 2013—2017 гг. 4% исковых заявлений было подано пациентами по поводу неудовлетворительного качества лечения и причинения вреда здоровью одновременно к двум и более клиникам. В 2018—2022 гг. доля таких исков увеличилась до 6%. Это связано с тем, что пациенты проходят ортодонтическую, терапевтическую подготовку к хирургическому или ортопедическому лечению, а зачастую и различные этапы дентальной имплантации, в разных медицинских учреждениях. Но даже в случаях, когда лечение проходило в одном учреждении, за исправлением недостатков и устранением последствий некачественно оказанной медицинской помощи достаточно часто пациенты обращаются уже в иные организации. По данным исследований, при проведении СМЭ в 15—20% случаев (в зависимости от профиля стоматологической помощи) у пациента состояние в полости рта было изменено последующим стоматологическим лечением в других медицинских организациях. Это принципиально меняет подход к оценке проведенного лечения, поскольку необходимо определять степень влияния вклада каждой медицинской организации на исход лечения и полученный результат стоматологической услуги.

В-третьих, в судебных делах стоматологической направленности важным компонентом является финансовая составляющая лечения, в частности, высокая стоимость лечения, возможность получения значительных размеров компенсаций причиненного морального и материального вреда, неотделимость результата услуги от человека, отсутствие объективных оценок морального вреда и трудность доказывания аггравации симптомов пациентом.

По данным проведенного анализа, в среднем за все годы исследования в период 2013—2022 гг. в случае признания фактов некачественного оказания стоматологической помощи размеры выплат медицинских организаций в 10 раз превышали стоимость проводимого лечения. В табл. 2 представлены данные по соотношению объема выплат стоматологических медицинских организаций к стоимости проведенного ими лечения.

Таблица 2. Соотношение размеров реальных выплат стоматологических организаций и стоимости проведенного лечения (2013—2022 гг.)

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Превышение выплат по отношению стоимости лечения, в разы

11

15,3

14,7

17,6

13,8

5,3

11

8,6

5,4

2,2

Следует отметить, что в ходе анализа данных определена незначительная тенденция по снижению этого показателя, т.е. в последние годы общие суммы назначаемых судами выплат в основном в 5—8 раз превышали стоимость оказанной стоматологической помощи, в то время как в 2014—2016 гг. размеры выплат медицинских организаций в случаях признания некачественного оказания стоматологической помощи в 15—17 раз превышали стоимость лечения.

Статистический анализ соотношения размеров выплат к заявленным пациентами требованиям показал, что в среднем за период 2018—2022 гг. общие выплаты, назначаемые судами, составляли 40% от запрашиваемых пациентами исковых требований. В среднем по годам исследования этот показатель колебался в диапазоне от 33% (в 2021 г.) до 42—50% (в 2018 и 2022 гг. соответственно).

Еще одной особенностью судебной практики по делам стоматологической направленности является то, что за компенсацией морального вреда и затрат на устранение недостатков лечения все чаще обращаются пациенты, которым оказывалась стоматологическая помощь в рамках государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи (по ОМС). По данным настоящего исследования, 15% дел (62 из 417) за последние 5 лет (с 2018 по 2022 г.) касались претензий пациентов к качеству стоматологической помощи, оказанной в рамках государственной программы бесплатного оказания медицинской помощи (по ОМС). Из них в 59,7% случаев требования пациентов компенсационного характера признаны обоснованными. Средние выплаты за 2018—2022 гг. в делах, где стоматологическая помощь оказывалась по программе ОМС, составили 125 927 руб. (минимальная выплата — 1800 руб., максимальная выплата — 600 тыс. руб.). В 23% таких исков выплаты составили более 100 тыс. руб.

Важной характерной чертой стоматологической судебной практики в течение всего периода исследования являлась высокая степень риска предъявления требований о компенсации морального вреда за некачественно оказанную стоматологическую помощь и причинение вреда здоровью. По данным исследования, эти требования содержались в 97% дел и в 56% случаев суды сочли эти требования пациентов обоснованными и назначили компенсации. Статистический анализ показал, что темп прироста числа решений судов в пользу пациента по вопросу об обоснованности требований компенсации морального вреда за 10 лет составил 36%: в 2013—2014 гг. удовлетворялось 46—50% требований пациентов о компенсации морального вреда, а в 2021—2022 гг. — 60%. Примерно также увеличилось число дел, в которых размеры запрашиваемой пациентом компенсационной выплаты превышали 100 тыс. руб.: от 45% всех требований о компенсации морального вреда в 2013 г. до 65% в 2022 г.

В ходе исследования анализировали назначаемые судами размеры компенсационных выплат за причинение морального вреда пациентам и их родственникам. За 10-летний период темп прироста числа дел, в которых суммы, назначенные судом выплат превышали 100 тыс. руб., составил 44%. При осуществлении СМЭ эксперт, конечно, не оценивает степень вины врача-стоматолога, однако следует отметить, что выводы, сформулированные в ходе проведения СМЭ, учитываются судом при вынесении решения, при этом системы расчета и оценки степени морального вреда так и не разработаны.

Кроме вышеперечисленного, существенной особенностью СМЭ в стоматологии является тенденция по увеличению в последние годы сроков между выявлением пациентом дефектов оказания стоматологической помощи и сроками проведения экспертиз. Средний срок проведения СМЭ для гражданских дел, рассматриваемых судами первой инстанции по всем годам исследования, оставался относительно постоянной величиной — 2 года 4 мес. А вот при проведении СМЭ, назначаемых на 2-м этапе, сроки постепенно увеличивались и составили в 2018—2022 гг. в среднем 2 года 9 мес. Таким образом, с учетом процедур досудебного урегулирования споров, пациенты практически 3 года вынуждены были использовать результаты стоматологической услуги, к качеству которой они имели претензии.

Заключение

В рамках одной статьи невозможно изложить все особенности проведения СМЭ в делах стоматологической направленности, которые были выделены и оценены в ходе исследования. Комплексность оказания стоматологической помощи, проведение лечения в различных медицинских организациях, сроки проведения СМЭ, высокая частота требований компенсации морального вреда и большие размеры выплат обусловливают определенные особенности проведения экспертиз в судебных делах по стоматологии.

Идентифицированные при анализе характерные особенности работы экспертов диктуют необходимость совершенствования методологии проведения оценок в стоматологии. В настоящее время отсутствие клинических рекомендаций или недостаток в них объективных критериев оценки оказывает негативное влияние на формирование судебной практики по стоматологии в целом. Необходима разработка экспертных оценок с учетом принципов доказательной медицины и объективизации процесса оценивания, закрепление их в нормативных документах (включая клинические рекомендации).

Результаты исследования подтверждают своевременность работы по актуализации порядка проведения СМЭ, осуществляемую Минздравом России. В отношении экспертиз по делам, касающихся некачественного оказания стоматологической помощи, важен акцент нового документа на содержании экспертного заключения в части объективизации критериев оценок и количественных характеристик объектов, а также сроков проведения экспертиз. Новый порядок должен закрепить максимальные сроки для проведения комплексной и комиссионной экспертиз. Это важно для СМЭ в сфере стоматологии, поскольку увеличение сроков обусловливало сложности при проведении оценок, уменьшение информативности, доказательности оценок вследствие изменения клинической картины в полости рта, а также увеличивало страдания пациентов, которые не могли проводить новое лечение для полноценной реабилитации при дефектах твердых тканей зубов и зубных рядов. Оптимизация процесса проведения СМЭ в соответствии с новым порядком позволит повысить качество жизни стоматологических пациентов и обеспечить объективное рассмотрение возникающих при оказании стоматологической помощи проблем.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.