Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Верлов Н.А.

ФГБУ «Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»

Доротенко А.Р.

ЗАО «Фарм-Холдинг»

Гулина Л.С.

ФГБУ «Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»

Калатанова А.В.

ЗАО «Фарм-Холдинг»

Трашков А.П.

ФГБУ «Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»

Бурдаков В.С.

ФГБУ «Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»

Исследование лиганд-рецепторного взаимодействия и биораспределения при различных режимах введения лекарственного средства, содержащего полипептиды сетчатки глаз скота

Авторы:

Верлов Н.А., Доротенко А.Р., Гулина Л.С., Калатанова А.В., Трашков А.П., Бурдаков В.С.

Подробнее об авторах

Журнал: Вестник офтальмологии. 2021;137(5): 94‑101

Просмотров: 1002

Загрузок: 41


Как цитировать:

Верлов Н.А., Доротенко А.Р., Гулина Л.С., Калатанова А.В., Трашков А.П., Бурдаков В.С. Исследование лиганд-рецепторного взаимодействия и биораспределения при различных режимах введения лекарственного средства, содержащего полипептиды сетчатки глаз скота. Вестник офтальмологии. 2021;137(5):94‑101.
Verlov NA, Dorotenko, AR, Gulina LS, Kalatanova AV, Trashkov AP, Burdakov VS. Investigation of ligand-receptor interaction and biodistribution of a drug containing cattle retinal polypeptides in various administration routes. Russian Annals of Ophthalmology. 2021;137(5):94‑101. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/oftalma202113705194

Рекомендуем статьи по данной теме:
Объек­тив­ный фун­кци­ональ­ный кон­троль ре­ти­ноп­ро­тек­тор­но­го ле­че­ния ди­абе­ти­чес­кой ре­ти­но­па­тии. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(1):45-56
Объек­тив­ный струк­тур­но-фун­кци­ональ­ный кон­троль по­ли­пеп­тид­ной ре­ти­ноп­ро­тек­тор­ной те­ра­пии при ди­абе­ти­чес­кой ре­ти­но­па­тии. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(5):97-104

Пептидные препараты, стимулирующие функции клеточных элементов сетчатки, обладают доказанной эффективностью и активно используются в офтальмологии. Клинические эффекты ретинопротекторного действия пептидов могут быть обусловлены повышением функциональной активности различных типов клеток сетчатки [1]. Короткие пептиды индуцируют дифференцировку нервной и ретинальной ткани, усиливают биоэлектрическую и функциональную активность сетчатки благодаря сохранению ее морфологической структуры [2]. Также показано, что пептиды стимулируют дифференцировку нейронов и клеток пигментного эпителия сетчатки, стимулируют экспрессию маркеров дифференцировки клеток сетчатки и пигментного эпителия путем связывания с промоторными участками генов, что в свою очередь приводит к восстановлению внутреннего ядерного слоя и пигментного эпителия [3].

Несмотря на то что полипептидные препараты в целом хорошо изучены, полноценное исследование фармакокинетики с применением стандартных методов для них невозможно, как и для прочих лекарственных средств, активная фракция которых состоит из сбалансированной и стабильной смеси биологически активных пептидов [4].

Данное исследование было проведено с целью изучения лиганд-рецепторного взаимодействия in vitro и биораспределения в органах лабораторных животных in vivo лекарственного препарата «Ретиналамин», представляющего собой комплекс водорастворимых полипептидных фракций с молекулярной массой ≤10 кДа, выделенных из сетчатки глаза животных. Аминокислотный состав лекарственного препарата описан в работе А.О. Руденко и соавт. [5]. Результаты исследования позволили получить информацию о динамике накопления препарата в органах животных и его взаимодействии с рецепторами.

Материал и методы

Лиганд-рецепторное взаимодействие лиофилизата ретиналамина (комплекс водорастворимых полипептидных фракций) с исследуемыми мишенями оценивалось методом конкуретного радиолигандного связывания. Было изучено 63 рецептора по стандартизированной методике в лаборатории Eurofins Pharma Discovery Services. Для каждого рецептора одна концентрация исследуемого соединения тестировалась в двух повторах. Взаимодействие объекта испытания с рецепторами AMPA [6], NMDA [7] и kainate [8] оценивали с использованием клеток коры головного мозга крысы после 60-минутной инкубации при температуре 4 °C в присутствии соответствующих селективных радиолигандов; с рецептором mGluR1 [9] — на клетках мозжечка крыс после 60-минутной инкубации при комнатной температуре в присутствии селективного радиолиганда [3H]quisqualate, с рецептором mGluR5 [9] — на рекомбинантных клетках человека (CHO) после 60-минутной инкубации при комнатной температуре. Метод детекции — сцинтилляционный счет. Оценку специфического связывания соединения рассчитывали с использованием доли (в процентах) ингибирования связывания радиолиганда, специфичного для каждой мишени. Результаты, показывающие ингибирование связывания радиолиганда с определенным рецептором выше 50%, были признаны значимыми для тестируемого вещества. Для рецепторов, не представленных в статье, результаты связывания с рецепторами были признаны незначимыми.

Исследование на животных проводилось в соответствии с правилами работы с лабораторными животными и с соблюдением норм биоэтики. Животных содержали в стандартных условиях вивария в соответствии с Директивой 2010/63/EU Европейского парламента и совета Европейского союза от 22 сентября 2010 г. по охране животных, используемых в научных целях. В исследовании биораспределения препарата участвовали самки аутбредных лабораторных мышей ICR(CD1), на момент начала эксперимента все животные были клинически здоровы и осмотрены ветеринарным врачом. Животные содержались в условиях вивария в клетках по пять голов с 12-часовым режимом день-ночь при температуре 20—21 °C и получали стандартный рацион питания. В день начала эксперимента были сформированы группы по 15 животных, данные о группах животных представлены в таблице.

Группы животных в эксперименте

Номер группы

Доза, мг/кг

Путь введения

1

1,7

В/м

2

17

В/м

3

1,7

В/в

4

17

В/в

5

1,7

П/б

6

17

П/б

Примечание. В/м — внутримышечно, в/в — внутривенно, п/б — парабульбарно.

Каждая группа была разделена на три подгруппы по пять голов, животные в подгруппах выводились через 0,5; 2 и 6 ч после введения препарата. При выведении животного из эксперимента для последующего исследования изымались следующие органы: кровь, головной мозг, сердце, легкие, печень, почки, селезенка, яичники, матка, глазное яблоко, мочевой пузырь. При исследовании биораспределения оценивали следующие параметры: активность препарата перед введением путем измерения на сцинтилляционном счетчике, время от введения препарата до выведения животного из эксперимента, масса изъятых органов и тканей, активность в образцах тканей животных, измеренная на сцинтилляционном счетчике.

Измерение активности образцов проводилось на радиометре альфа-бета-излучения спектрометрическом TRI-CARB 5110 TR (Perkin Elmer, США) с использованием гамма-флаконов (gamma-vial) [10].

Мечение исследуемого препарата радиоактивной меткой 125I проводилось с использованием хлорамина T в соответствии со стандартным протоколом мечения [11]. Не связавшийся йод и окислитель удаляются на гравитационных микроколонках (сефадекс G-10). Радиохимическую чистоту меченых препаратов подтверждали методами тонкослойной хроматографии с последующим анализом радиоактивности фракций в сцинтилляционном счетчике

Для всех результатов применены методы описательной статистики: данные проверены на соответствие закону нормального распределения. В случае нормального распределения были рассчитаны и представлены в итоговых таблицах среднее значение и стандартная ошибка среднего. Межгрупповые различия анализировали с использованием параметрических или непараметрических методов в зависимости от типа распределения. Различия были определены при уровне значимости p<0,05. Статистический анализ выполнялся с помощью программного обеспечения R language.

Результаты

Полученные в эксперименте результаты радиолигандного связывания отражены на рис. 1.

Рис. 1. Основные результаты изучения радиолигандного связывания.

Был выявлен значимый эффект взаимодействия объекта испытаний с рецепторами AMPA, NMDA и mGluR1.

В результате измерения массы и накопленной дозы образцов тканей и органов были рассчитаны следующие параметры: удельная доза в органе, удельная доза относительно введенной дозы и удельная доза относительно дозы, накопленной в крови.

Данные о биораспределении препарата при различных режимах введения в выбранном диапазоне доз представлены на рис. 2—7.

Рис. 2. Биораспределение препарата в группе 1.

Здесь и на рис. 3—7: а — подгруппа 30 мин; б — подгруппа 2 ч; в — подгруппа 6 ч; г—з — динамика содержания препарата соответственно в крови (г), глазном яблоке (д), головном мозге (е), печени (ж), почках (з); и — динамика выделения препарата (в подстиле).

Рис. 3. Биораспределение препарата в группе 2.

Обозначения те же, что на рис. 2.

Рис. 4. Биораспределение препарата в группе 3.

Обозначения те же, что на рис. 2.

Рис. 5. Биораспределение препарата в группе 4.

Обозначения те же, что на рис. 2.

Рис. 6. Биораспределение препарата в группе 5.

Обозначения те же, что на рис. 2.

Рис. 7. Биораспределение препарата в группе 6.

Обозначения те же, что на рис. 2.

Группа 1 (в/м, 1,7 мг/кг) показала самый высокий уровень содержания препарата в крови (до 9% от введенной дозы) в точке 30 мин, однако к сроку 2 ч после введения уровень препарата стабилизировался на отметке 5%, после чего демонстрировал незначительную тенденцию к уменьшению. Аналогичная картина наблюдалась в группах 2—5. Динамика содержания препарата в группе 6 (п/б, 17 мг/кг) отличалась от биораспределений, полученных для других режимов введения и доз препарата; максимум наблюдался в точке 2 ч.

Максимальный уровень содержания препарата в тканях головного мозга был зафиксирован в группе 3 (в/в, 1,7 мг/кг) в точке 0,5 ч (см. рис. 4, е). Также на достаточно высоком уровне (больше 0,4% от введенной дозы) в точке 0,5 ч находились показатели в группах 1, 2 и 6.

В тканях печени при исследованных режимах и дозах введения препарата, как правило, не наблюдается выраженной динамики его накопления, значимые различия отсутствуют.

Динамика накопления препарата в почках была наиболее выражена при высоких дозах введения препарата в группах 2, 4 и 6. На основании данных динамики содержания препарата в почках, мочевом пузыре и в материале подстила можно сделать вывод о преимущественном пути выведения препарата через мочевыделительную систему.

Наиболее выраженное накопление препарата в глазном яблоке наблюдали при в/м введении дозы 1,7 мг/кг (группа 1). Накопление также можно отметить для групп 4 и 6 в точке 6 ч. Для группы 1 и менее выраженно для групп 4 и 6 можно отметить увеличение накопленной дозы относительно удельной дозы препарата в крови на фоне постоянства количества препарата относительно введенной дозы, это указывает на то, что препарат накапливается в органе и выводится из него менее интенсивно, чем из кровотока.

Обсуждение

По результатам исследования in vitro был выявлен значимый эффект взаимодействия полипептидного препарата с рецепторами AMPA, NMDA и mGluR1. Это в совокупности позволяет предположить, что нейропротекторный эффект препарата при глаукоме и ретинопатии, как и при других заболеваниях сетчатки, сопровождающихся избирательной потерей ганглионарных клеток на фоне высвобождения глутамата, связан с взаимодействием с данными рецепторами. Полученные результаты соответствуют данным литературы [12]. Высвобождение глутамата играет роль в механизме гибели ганглионарных клеток. Ингибирование или блокирование активности глутамата, в частности NMDA-рецепторов, может обеспечивать нейропротекцию. Влияние на AMPA-рецепторы, экспрессируемые под влиянием фактора некроза опухоли α, также способствует уменьшению гибели нейронов [13].

На основании результатов in vivo изучения биораспределения можно сделать вывод о специфическом накоплении препарата в тканях головного мозга. На фоне уменьшения концентрации препарата в крови его содержание в тканях головного мозга показывает менее выраженную динамику снижения концентрации; это указывает на то, что препарат не только доставлен в орган, но и имеет тенденцию к накоплению и более длительному времени выведения.

Сравнительный анализ накопления препарата при различных режимах введения в больших (17 мг/кг) и малых (1,7 мг/кг) дозах указывает на то, что механизмы, обеспечивающие попадание препарата из кровеносного русла в ткани головного мозга, оказывают лимитирующий эффект, ограничивая попадание меченого препарата в орган даже на фоне высокого содержания препарата в крови. Наличие указанных ограничений объясняет относительно высокую биодоступность препарата в отношении тканей головного мозга при малых дозах введения препарата (относительно удельной дозы в крови). Важно отметить, что, несмотря на лучшее накопление препарата в органе в сравнении с содержанием препарата в крови при дозе введения 1,7 мг/кг, абсолютное количество доставленного препарата в ткани мозга выше при его введении в дозе 17 мг/кг.

Лучшее накопление препарата в глазном яблоке наблюдали в группах 1 и 6 (для группы 6 — выраженно в точке 6 ч). Так же, как и для тканей головного мозга, важно отметить, что лучшая биодоступность имеет относительный характер и зависит от концентрации препарата в крови животных.

Заключение

Нейропротекторный эффект препарата предположительно развивается за счет взаимодействия с рецепторами AMPA, NMDA и mGluR1. Динамика содержания исследуемого препарата в крови животных зависит от режима введения и количества введенного препарата. Исследуемый препарат в точке 0,5 ч для в/в и в/м введения в дозе 1,7 мг/кг обладает достаточно высокой биодоступностью к тканям головного мозга и глаза. На основании полученных данных можно предположить, что путь выведения исследуемых препаратов через почки является основным.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: Н.В., А.Д.

Сбор и обработка материала: Н.В., Л.Г., В.Б.

Статистическая обработка данных: Н.В., А.Т.

Написание текста: Н.В., А.К.

Редактирование: А.Д., А.Т.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.