На сегодняшний день заболевания костно-мышечной системы занимают значимую нишу в общей заболеваемости населения.
Ревматоидный артрит (РА) не только относится к числу наиболее дорогостоящих с медико-фармакологической точки зрения заболеваниям, но и рассматривается как независимый фактор риска сердечно-сосудистых катастроф. Наличие хронического воспаления, играющего главную роль в патогенезе ревматоидного артрита, ускоренный атерогенез, нарушение реологических свойств крови, побочное действие противоревматических препаратов, особенно длительный прием глюкокортикоидов и нестероидных противовоспалительных препаратов, являются звеньями прогрессирования поражения сердечно-сосудистой системы при ревматических заболеваниях. [1-6].
Тяжесть прогноза, продолжительность жизни больных, стоимость лечения заболевания сопоставима с такими тяжелыми заболеваниями, как ишемическая болезнь сердца, инсулинзависимый сахарный диабет [7].
РА характеризуется сложным, многогранным механизмом развития. На сегодняшний день основополагающим в лечении РА является назначение базисных противовоспалительных препаратов: цитостатических (метотрексат), генно-инженерных (инфликсимаб, ритуксимаб и др.). Однако высокая стоимость препаратов, значительная вероятность развития таких побочных эффектов, как анемия, лейкопения, агранулоцитоз, отсутствие эффекта у некоторой части больных требуют поиска и апробации новых методов лечения, в том числе и немедикаментозных [8-10].
В современной медицине все более широкое применение находит низкоинтенсивное лазерное излучение, которое, по данным многочисленных исследований, обладает способностью вызывать изменения на всех уровнях организма - клеточном, тканевом, органном, системном и организменном [11].
Однако до настоящего времени практически остается неизученным влияние лазерного излучения на микроциркуляторное русло и функцию эндотелия у больных РА.
В связи с этим целью настоящего исследования явилось изучение состояния функции эндотелия и микроциркуляции у больных РА при включении в комплексное лечение внутривенного лазерного облучения крови.
Материал и методы
Под наблюдением находились 132 больных РА в возрасте от 18 до 85 лет (средний возраст 50,3±3,2 года), из них 18 (13,6%) мужчин, 114 (86,4%) женщин. Все больные случайным методом были разделены на 2 группы: контрольную (30 человек) и основную (102 человека). Для лечения больных контрольной группы использовалась традиционная медикаментозная терапия в соответствии со стандартом лечения РА. Больным основной группы дополнительно к традиционной терапии проводился курс внутривенного лазерного облучения крови. Внутривенная лазерная терапия проводилась аппаратом Матрикс-ВЛОК («Матрикс», Россия), чередованием через день двух излучающих головок: КЛ-ВЛОК-63 с длиной волны 0,63 мкм мощностью излучения на конце световода 1,5-2,0 мВ, частотой импульсов 80 Гц - в течение 15 мин и КЛ-ВЛОК-365 с длиной волны 0,365 мкм, мощностью излучения на конце световода 1,5-2,0 мВ - в течение 5 мин, в непрерывном режиме излучения. Курс внутривенного лазерного облучения крови составлял 10 дней без перерыва на выходные дни.
Диагноз РА устанавливался согласно рекомендациям Американской коллегии ревматологов (1987).
Обследование больных проводили утром в 1-2-й день госпитализации и через 2-5 дней после окончания курса лазерной терапии.
Для оценки степени нарушений эндотелиальной функции определяли активность фактора Виллебранда на агрегометре фирмы «SOLAR» (Беларусь). Метод определения активности фактора Виллебранда основан на его способности вызывать агглютинацию тромбоцитов в присутствии индуктора агрегации ристомицина. Для исследования использовался набор реагентов фирмы «Ренам» (Москва, Российская Федерация).
Лазерная допплеровская флоуметрия проводилась при поступлении в стационар и после окончания курса низкоинтенсивного лазерного излучения на аппарате ЛАКК-02 (НПО «ЛАЗМА», Россия). Оценивались следующие параметры лазерной допплеровской флоуметрии: показатель микроциркуляции (ПМ), среднеквадратичное отклонение ПМ (СКО), коэффициент вариации периферического кровотока (КV), M
Полученные данные были обработаны с использованием программы Statistica 7,0.
Для оценки статистической значимости различий средних в случаях двух выборок использовали t-критерий Стьюдента. Различия считались достоверными при вероятности ошибки р<0,05.
Результаты и обсуждение
Для оценки функции эндотелия у больных ревматоидным артритом мы изучали активность фактора Виллебранда. Так, уровень фактора Виллебранда до лечения был достоверно повышен по сравнению с группой здоровых (106,2±8,4%) как в основной (133,5±2,2%), так и в контрольной группе (125,1±4,2%).
После проведенного лечения нами выявлена различная динамика содержания фактора Виллебранда. Так, в основной группе больных, которые получали комплексную терапию уровень фактора Виллебранда достоверно снизился с 133,5±2,2 до 108,8±6,8% (р<0,01) и достиг показателей нормы.
В контрольной группе уровень содержания фактора Виллебранда практически не изменился и составил соответственно 125,1±4,2 и 122,8±1,2%. Таким образом, включение внутривенного лазерного облучения крови в комплексную терапию РА, способствует нормализации уровня фактора Виллебранда, тогда как только традиционная медикаментозная терапия не сопровождается его нормализацией, что свидетельствует о сохраняющемся нарушении функционального состояния сосудистого эндотелия у лиц, получающих только медикаментозную терапию.
При проведении лазерной допплеровской флоуметрии у исследуемых пациентов были выявлены следующие гемодинамические типы микроциркуляции (рис. 1). Среди больных основной и контрольной групп преобладал застойно-стазический тип микроциркуляции, который составил 58,9% (n=60) в основной группе и 60% (n=18) в контрольной. Спастический тип микроциркуляции также встречался довольно часто у пациентов обеих групп - 30% (n=9) - контрольная группа, 35,2% (n=36) - основная группа. У 3 (10%) пациентов контрольной группы и у 6 (5,9%) - основной группы зафиксирован нормоциркуляторный тип гемодинамики.
После проведенного лечения произошло перераспределение гемодинамических типов микроциркуляции в обеих группах (рис. 2).
В основной группе после комплексной терапии с использованием лазерного излучения возросло число пациентов с нормоциркуляторным гемодинамическим типом микроциркуляции до 39 (38,2%) за счет уменьшения числа пациентов с застойно-стазическим гемодинамическим типом микроциркуляции до 27 (26,5%) и спастическим типом микроциркуляции до 26 (25,4%).
В контрольной группе также отмечалось увеличение количества больных с нормоциркуляторным гемодинамическим типом микроциркуляции до 26,7%, однако значительных изменений в соотношении гемодинамических типов микроциркуляции не произошло.
При анализе ЛДФграмм наблюдались достоверные изменения таких показателей, как показатель микроциркуляции (ПМ) и резерв капиллярного кровотока (РКК).
Как видно из таблицы, ПМ, который отражает уровень перфузии крови в сосудах микроциркуляторного русла (нормальный уровень 5,12±0,05 перф. ед.), до лечения был достоверно понижен в обеих группах и составлял 2,2±0,9 перф. ед. в основной группе и 2,6±0,4 перф. ед. в контрольной. В то же время у части больных отмечалось повышение РКК, что свидетельствовало об увеличении количества капилляров, не принимающих участия в процессах микроциркуляции. В контрольной группе РКК составлял 461±72%, в основной группе - 451±59% (р<0,01).
После проведенной традиционной терапии в группе контроля ПМ оставался сниженным, тогда как в основной группе (получающих комбинированную терапию) отмечалось его достоверное улучшение до 4,8±0,2 перф. ед. (р<0,01). Отмечалась также различная динамика РКК. Так, в основной группе произошло достоверное его снижение до 286±44% (р<0,05), в контрольной группе существенных его изменений не произошло - 408±56%.
Заключение
Таким образом, исходя из полученных нами данных, можно сделать вывод, что включение в комплексную терапию РА низкоинтенсивного лазерного излучения крови способствует достоверному улучшению функции эндотелия, состояния микроциркуляторного русла, сопровождается увеличением числа больных с нормоциркуляторным типом микроциркуляции.