Дегенеративно-дистрофические заболевания опорно-двигательного аппарата (остеоартроз, остеохондроз, остеопороз) — наиболее часто встречающаяся патология костного скелета [1, 2]. Костная ткань, являясь динамичной системой, постоянно подвергается ремоделированию, основу которого составляют резорбция и костеобразование. Доказана тесная взаимосвязь между поступлением и участием в синтезе костной ткани белков, жиров, углеводов, витаминов, минералов и микроэлементов. Современные данные свидетельствуют о том, что развитию патологических изменений способствует нарушение минерального обмена костной ткани, в частности недостаток кальция, фтора, брома и других химических элементов [1—3].
Фтор относится к жизненно необходимым микроэлементам, суточная потребность в котором составляет 0,5—1,6 мг. В организме фтор содержится главным образом в костной и хрящевой ткани. В небольшом количестве он находится в волосах, коже, ногтях, зубах, эндокринных железах. Фтор обеспечивает связывание тканями фосфата кальция, кальцификацию костной ткани, рост волос и ногтей; препятствует развитию остеомиелита после травм, остеопороза, кариеса, стимулирует образование органических соединений в печени и почках. В последние годы получены убедительные данные об участии фтора в кроветворении, жировом и углеводном обмене, нормализации окислительно-восстановительных процессов, активации неспецифической реактивности организма, поддержании иммунитета, ускорении срастания костей. Благодаря этому элементу повышается общий тонус и сопротивляемость организма, лучше усваивается в кишечнике железо, легче инактивируются соли тяжелых металлов, пестициды и радионуклиды [4].
Фторсодержащие (фтористые) минеральные воды содержат более 1 мг фтора на 1 л. Об их наличии сообщается в Сибири [5], Забайкалье [6], Краснодарском крае [7, 8], в том числе и в регионе Большого Сочи [9, 10]. В последние годы там уделялось внимание изучению лечебного действия различных типов минеральных вод, в частности слабоминерализованных гидрокарбонатных натриевых вод, главной особенностью которых является высокое содержание фтора [11]. Высокая концентрация фтора считается главной особенностью химического состава минеральной воды Пластунская [12].
Пластунское месторождение минеральных вод расположено в 7—8 км от берега моря, в долине реки Сочи. К настоящему времени имеется 5 буровых скважин, глубиной от 7 до 1500 м, дебет которых измеряется в пределах от 160 тыс. до 1400 тыс. литров в сутки. Температура воды на изливе из устья скважин достигает 33—38 °С. Минеральная вода Пластунская относится к карбонатно-гидрокарбонатному натриевому типу, а по концентрации специфических биологически активных микроэлементов — к фторсодержащим. Концентрация фтора разных скважин изменяется в сравнительно узких пределах, согласуясь с изменениями минерализации. В слабоминерализованной воде скважин 48-Э содержится не более 4,4 мг/л, а в маломинерализованной скважине 70-м достигает 7,4 мг/л [12].
Оценивая действие фторсодержащих вод, необходимо учитывать влияние всего комплекса в растворе. Так, важную роль играет активная реакция воды (рН). Минеральные воды Пластунского месторождения являются слабощелочными и щелочными: рН колеблется от 8,05 до 8,73. Высокое значение рН определяется карбонатно-гидрокарбонатным натриевым типом воды и отсутствием двуокиси углерода. Щелочная реакция данных вод способствует разрыхлению эпидермиса, повышает проницаемость кожи для микроэлементов. В этой минеральной воде определяется наличие кремниевой и метаборной кислот, железа, магния, кальция, алюминия ниже концентраций, установленных ГОСТом. С учетом указанных данных в условиях низкой минерализации Пластунских вод их целебное действие определяется влиянием фтора и щелочной реакции. Количество поглощенного фтора при наружном применении зависит от его концентрации в воде, площади соприкосновения и времени воздействия [11].
Целью настоящего исследования явилось изучение наружного применения фторсодержащей минеральной воды Пластунская при комплексном санаторно-курортном лечении пациентов с остеоартрозом.
Под наблюдением находилось 187 больных (63 мужчины и 124 женщины) с остеоартрозом в возрасте от 37 до 63 лет при давности заболевания от 3 до 6 лет. У 90% пациентов патологический процесс локализовался в коленных суставах. Все они были детально обследованы с использованием динамометрии, гониометрии и рентгенографии. Оценка некоторых сторон трофики тканей суставов проводилась по данным активности щелочной фосфатазы, холинэстеразы, по состоянию системы гемокоагуляции и периферического кровообращения. Основной лечебный комплекс был однотипным: режим физической активности щадяще-тренирующий, ЛФК, климатопроцедуры по умеренному режиму воздействия, рациональное питание. Назначались общие ванны минеральной воды Пластунская из скважины 70-м с концентрацией фтора 7,4 мг/л, температурой 36 °C и продолжительностью от 7 до 15 мин по 2 дня подряд с перерывом на 3-й день; на курс 14—16 ванн. После приема ванн рекомендовался отдых в течение 1—1,5 ч. Утренняя гимнастика проводилась за 1—1,5 ч до приема ванн. Занятия ЛФК, прием климатопроцедур допускались через 1—1,5 ч после приема ванны. Все обследованные, получавшие вышеуказанный комплекс, переносили его хорошо, бальнеореакция не наблюдалась.
Клиническая картина заболевания была характерной. Больные предъявляли жалобы на боли, тугоподвижность, хруст при движении в суставах, слабость, утомляемость. Исходные показатели клинического анализа крови у всех обследованных были в пределах нормы. Уровень щелочной фосфатазы достигал 2,8±0,3 ммоль/(ч·л), что в среднем не превышало норму (1,0—3,0 ммоль/(ч·л). Более выраженное повышение ферментативной активности было отмечено у больных с локальным синовитом. Активность холинэстеразы у обследованных составляла 181,7±10,1 ммоль/(ч·л). Количество молочной кислоты в крови коррелировало с выраженностью стадии заболевания, достигало верхней границы нормы 1,77±0,13 ммоль/л (норма 0,99—1,78 ммоль/л). Оценка показателей тромбоэластограммы выявила укорочение продольных констант R, К, t, Т и удлинение поперечных Ма и Е, что свидетельствовало о наклонности к гиперкоагуляции.
При исследовании показателей системы фибринолиза было установлено, что фибринолитическая активность крови, оцененная по времени лизиса эуглобулинового сгустка, ускоренного коалином, составляла 12,4±0,9 мин (норма 5—12 мин), а уровень свободного гепарина — 9,3±0,5 с (норма 5—9 с). При анализе реограмм голеней выявлялась асимметрия реографической кривой в 68% случаев. Реографический индекс был снижен у больных с выраженным болевым синдромом, ригидностью окружающих мышц. Средние его значения составили 0,75±0,04 с, а длительность кровенаполнения 0,135±0,08 с (норма 0,09±0,004 с). У 65% обследованных отмечалось повышение уровня триглицеридов до 2,1 ммоль/л и холестерина до 6,2 ммоль/л.
После санаторно-курортного лечения у 85% больных отмечались положительные клинические сдвиги, что проявлялось улучшением общего самочувствия, исчезновением боли и тугоподвижности суставов. У 47 пациентов исчезли признаки локального синовита, стал мягче хруст в суставах, увеличилась амплитуда движений (в среднем на 8,0±0,4°), исчезла ригидность прилежащих мышц, возросла мышечная сила в среднем на 5,7±0,5 кг. У всех больных с пониженным уровнем активности щелочной фосфатазы она несколько возросла, а у лиц с повышенной ее активностью снизилась. Активность холинэстеразы к концу лечения у всех пациентов оставалась в норме и составила в среднем 167,0±11,2 ммоль/(ч·л). Об улучшении периферического кровообращения и уменьшении гипоксии тканей свидетельствовало снижение содержания молочной кислоты в крови в среднем до 1,21±0,21 ммоль/л.
Асимметрия осциллографического индекса сохранялась у 18 из 57 больных, а увеличение его в среднем составило 0,85±0,06 мм. Время кровенаполнения сосудов в 55% случаев сократилось и в среднем составило 0,091±0,006 с (до лечения 0,14±0,07 с). Реографическая волна к концу лечения стала более пологой, равномерной. Фибринолитическая активность крови за время лечения не повысилась. Со стороны показателей тромбоэластограммы и липидного обмена отмечалась тенденция к нормализации.
В заключение следует отметить, что фторсодержащие минеральные воды чаще используют как питьевые для лечения различных заболеваний в дерматологии [7], гинекологии [8], гастроэнтерологии [10]. При наружном их применении в комплексе санаторно-курортного лечения отмечено существенное улучшение клинических, биохимических показателей у больных остеоартрозом.
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн, сбор и обработка материала, статистическая обработка данных: Л.М.
Написание текста: Л.М., Л.Х.
Редактирование: Л.Х.