Заболевания билиарного тракта, в частности желчнокаменная болезнь, относятся к числу широко распространенных патологий в индустриально развитых странах. По данным разных авторов, хроническим холециститом страдают 17-20% пациентов с гастроэнтерологическими заболеваниями [1]. Медико-социальная значимость патологии билиарного тракта обусловлена серьезным снижением качества жизни и частой инвалидизацией пациентов.
В развитии хронического холецистита важную роль играют как местные факторы (нарушение нервных и гуморальных механизмов регуляции сократительной функции желчного пузыря и желчевыводящих путей), так и метаболические расстройства [2, 3]. В фокусе внимания исследователей остается проблема нарушения липидного обмена при хронических заболеваниях желчного пузыря. Дислипидемии отводится важная роль в прогрессировании патологического процесса с развитием холестеринового холелитиаза [4]. Нарушение коллоидного состояния и приобретение желчью литогенных свойств также ассоциируются с дисбалансом липидного состава крови и желчи, проявляющимся повышением в сыворотке крови и снижением в желчи доли полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК) [5]. Учитывая значимость метаболических нарушений, связанных с изменением липидтранспортной функции и состава жирных кислот (ЖК) в прогрессировании патологического процесса, лечение пациентов с хроническим холециститом в фазе ремиссии должно быть направлено как на восстановление функциональных, так и на коррекцию метаболических нарушений.
В восстановительном лечении хронических заболеваний желчевыводящих путей важное место занимают немедикаментозные методы терапии. Среди них существенная роль в восстановлении и ускорении репаративных процессов, коррекции метаболических нарушений отводится физиотерапевтическим методам [6, 7]. Применение синусоидального модулированного тока (СМТ) позволяет скорректировать дисфункции желчного пузыря и желчевыводящих путей, восстановить желчеотделение, улучшить регионарное кровообращение, микроциркуляцию и трофику тканей [8]. Однако данные о влиянии СМТ на состав ЖК крови у больных хроническим холециститом в литературе отсутствуют.
Цель исследования - оценить влияние терапии СМТ на состояние липидного обмена у пациентов с хроническим холециститом в фазе ремиссии.
Пациенты и методы
В проспективное когортное исследование были включены 45 пациентов (18 мужчин и 27 женщин), средний возраст 49,1±1,4 года. В основную группу наблюдения вошли 25 пациентов с хроническим холециститом. Контрольную группу составили 20 здоровых лиц. Все пациенты были обследованы в соответствии со стандартами Хельсинкской декларации (2008 г.) и после подписания ими информированного согласия. Критериями исключения из исследования стали общие противопоказания к физиотерапии, острая и подострая стадии заболевания.
Диагноз хронического холецистита выставляли согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра и верифицировали на основании клинических и лабораторных данных, результатов дуоденального зондирования, ультразвукового, эндоскопического и лабораторных исследований. В сыворотке крови определяли содержание общего холестерина (ХС), ХС липопротеинов высокой плотности (ЛПВП), триглицеридов (ТГ), аполипопротеина, А (апоА) и аполипопротеина В (апоВ) с использованием наборов Ольвекс («Вектор-Бест», Россия). По формулам рассчитывали уровни ХС липопротеинов низкой плотности (ЛПНП), индекс атерогенности (ИА) [9], апопротеиновый коэффициент атерогенности [10]. Проводили анализ состава свободных ЖК (СЖК) плазмы и эритроцитов крови методами микротонкослойной и газожидкостной хроматографии. Экстракцию липидов из плазмы и эритроцитов крови производили по методу Блая-Даера [11]. Метиловые эфиры ЖК получали по методу Карро-Дюбак [12], анализировали на газожидкостном хроматографе Shimadzu GC-17A (Япония). Метиловые эфиры ЖК идентифицировали по времени удерживания с использованием стандартов и по значениям углеродных чисел [13]. Результаты выражали в относительных процентах от общей суммы Ж.К. Рассчитывали индекс ненасыщенности (ИН) ЖК как сумму произведений двойных связей в каждой ЖК и ее относительного процентного содержания.
Терапию СМТ проводили на область правого подреберья с помощью аппарата Амплипульс-5Бр (Россия). Использовали электроды размером 10×8 см, один помещали на область правого подреберья, второй - сзади на уровне позвонков ThХI и ThХII Применяли переменный режим, род работы - I (2-3 мин) и IV (3-5 мин), частота модуляции 75-100 Гц, глубина модуляции 25-75% [8]. Курс лечения - 10 процедур.
Статистическую обработку данных проводили с применением пакета прикладных программ Statistica 6.0. Количественные показатели представляли в виде среднего значения (M) и стандартного отклонения (m). Нормальность распределения выборки определяли по критерию Колмогорова-Смирнова. Достоверность различий данных между группами оценивали с помощью t-критерия для независимых групп непараметрическим методом Манна-Уитни и для связанных групп - методом Вилкоксона. Различия считали статистически значимым при p<0,05.
Результаты и обсуждение
При обследовании у пациентов с хроническим холециститом (группа наблюдения) в сравнении с группой контроля выявлено статистически значимое увеличение общего ХС (p<0,001), ТГ (p<0,001), ХС ЛПНП (p<0,01), ИА (p<0,001) и снижение ХС ЛПВП (p<0,01) в сыворотке крови (табл. 1). В плазме крови определялось снижение уровня насыщенных ЖК - миристиновой (р<0,01), пентадекановой (р<0,001), стеариновой (р<0,001) относительно показателей контрольной группы (табл. 2). Установлено значительное увеличение содержания моноеновой олеиновой ЖК в 4,8 раза (р<0,001), ПНЖК - линолевой в 2 раза (р<0,01) и α-линоленовой в 1,6 раза (р<0,01). Выявлено повышение уровня дигомо-γ-линоленовой кислоты и ее метаболита - арахидоновой кислоты - в 3,9 раза (р<0,001). Увеличение содержания ПНЖК семейства n6 привело к повышению в плазме крови их суммарного показателя в 2,5 раза (р<0,001) и интегрального значения ИН в 2 раза (р<0,001) по сравнению с данными контрольной группы.
Изменения в составе ЖК эритроцитов крови у пациентов с хроническим холециститом характеризовались достоверным увеличением содержания насыщенной миристиновой кислоты (р<0,05), снижением уровня моноеновых (пальмитолеиновой и гептадеканомоноеновой) и ПНЖК (α-линоленовой, эйкозапентаеновой и докозатетраеновой) по сравнению с группой контроля (табл. 3).
Полученные результаты показали, что нарушение липидного обмена у пациентов с хроническим холециститом характеризуется проатерогенными изменениями липидного спектра сыворотки, дефицитом физиологически важных ПНЖК в клетках крови. Недостаток в клетках крови ПНЖК приводит к изменению физико-химических свойств плазматических мембран, нарушению функционирования мембраносвязанных рецепторов и транспортных систем [14-16].
После курса лечения (см. табл. 1) отмечено снижение уровней общего ХС на 11,4% (р<0,05), ТГ на 23% (р<0,05) и повышение ХС ЛПВП на 10,2% (р<0,05). Выявлено снижение в плазме крови доли моноеновых СЖК - пальмитолеиновой на 19,9% (р<0,001) и олеиновой на 13,5% (р<0,01) и повышение их содержания в эритроцитах на 28,9% (р<0,01) и 12% (р<0,05) соответственно (см. табл. 2, 3). Установлено уменьшение относительного содержания в плазме крови арахидоновой кислоты на 54,6% (р<0,001) и эйкозапентаеновой на 18,2% (р<0,05), суммарного содержания ПНЖК семейств n3 (р<0,05) и n6 (р<0,001). В эритроцитах крови отмечено снижение доли насыщенных ЖК (миристиновой и стеариновой) и эссенциальной ПНЖК (α-линоленовой). Доля докозатетраеновой ЖК не изменилась, а эйкозапентаеновой ЖК увеличилась на 85% (р<0,01). Это привело к незначительному, но статистически значимому увеличению суммарного содержания ПНЖК семейства n3 (р<0,05).
Терапия СМТ у больных хроническим холециститом оказала умеренное липидмодулирующее действие, о чем свидетельствует падение уровня общего ХС и повышение ХС ЛПВП в сыворотке крови. В то же время физиотерапия СМТ оказала неоднозначное влияние на состав ЖК в крови. Увеличение уровня эйкозапентаеновой ЖК в эритроцитах, являющейся предшественником вазоактивных оксилипинов, способствует улучшению реологических свойств крови, функции эндотелия сосудистой стенки, модуляции активности иммунной системы [15]. Повышение содержания ПНЖК семейства n3 при одновременном снижении насыщенных ЖК оказывает влияние на улучшение физико-химических и структурно-функциональных свойств мембраны, активности фосфолипидзависимых энзиматических систем, оптимизацию работы рецепторного аппарата клетки. Однако снижение эссенциальной α-линоленовой кислоты свидетельствует об истощении ее резервов, что в дальнейшем может привести к нарушению синтеза ЖК линоленового ряда и эйкозаноидов 3-й и 5-й серий [17-19]. С одной стороны, положительная модуляция липидного бислоя цитомембраны под действием СМТ способствует улучшению транспорта ЖК, восстановлению экспрессии рецепторов апоВ-100 и своевременной доставке ПНЖК в клетку. С другой стороны, под действием СМТ повышается расход имеющихся запасов ПНЖК, что, вероятно, обусловлено усилением обменных процессов в печени, в том числе и липидного обмена. Постоянная потребность клетки в ПНЖК на фоне дефицита их алиментарного поступления и ускоренного обмена может минимизировать лечебные эффекты СМТ.
Заключение
Проведенное исследование показало, что терапия СМТ на область правого подреберья у пациентов с хроническим холециститом в фазе ремиссии оказывает липидмодулирующее и мембранотропное действия. Учитывая возможность истощения резервов эссенциальных ПНЖК, целесообразно использовать терапию СМТ в сочетании с пероральным применением экзогенных ПНЖК.
Конфликт интересов отсутствует.
Участие авторов:
Концепция и дизайн исследования: В.К., Т.Н., Т.Г.
Сбор и обработка материала: В.К., Ю.Д., А.Ю., Н.Ж.
Статистическая обработка данных: В.К., Ю.Д.
Написание текста: Ю.Д., А.Ю.
Редактирование: В.К., Т.Н.