Источник Тумнин (в переводе с орочского — «полноводная») расположен в 10 км от станции Тумнин Дальневосточной железной дороги в бассейне ручья Чопэ, притока самой большой реки восточного макросклона Сихотэ-Алиня — р. Тумнин. Этот красивейший горный распадок отделяют 25 км от Татарского пролива — поэтому близость моря и обусловила мягкий муссонный (с чертами умеренно-континентального) климат в распадке. Ранее в этих краях обитал малочисленный коренной люд — орочи. Тайга и река давали им кров и пищу, обеспечивали всем необходимым. Цивилизация нанесла непоправимый урон этой малой народности [1].
История открытия санатория в пос. Тумнин, как и большинства курортов Дальнего Востока (курорт «Кульдур, «Анненские минеральные воды» и прочее) [2], окутана легендами. Существует легенда и у Тумнина, повествующая о том, что источник открыли охотники и охраняли его от пришлого населения как религиозную святыню.
Первые геологические и гидрогеологические исследования района р. Тумнин начаты в довоенные годы А.А. Кирилловым (1938). Великая Отечественная война внесла свои коррективы в проведение исследований, которые были приостановлены до середины XX века. Большой вклад в изучение минеральных вод рассматриваемой обширной территории внесли исследователи Н.М. Богатков, В.В. Иванов, С.И. Батюков, которые обнаружили, что в Приамурье и на его прилегающих территориях можно выделить две основные провинции — углекислых вод областей молодой магматической деятельности и азотных щелочных терм областей новейших тектонических движений [3, 4].
В 1959 г. обследование на Тумнинском источнике проводила Приморская курортологическая партия комплексной экспедиции. В то время было два выхода термальных источников:
— источник №1 представлял собой бассейн сечением 3,7×3,0 и глубиной 1 м. Над бассейном соорудили небольшое рубленое здание. Вода поступала со дна бассейна, что сопровождалось обильным выделением пузырьков свободного газа. Дебит источника 2,8 л/с, или 24 2000 л/сут. Температура воды — 44,5 °C (рис. 1);
Рис. 1. Тумнин. Палаточный городок. 70-е годы XX века.
— источник №2 располагался в 10 м к северу от источника №1. Дебит — 0,5 л/с, или 43 000 л/сут. Температура воды — 43,6 °C. Характерно, что воду этого источника больные использовали для питья.
Вода в обоих источниках по своему химическому составу была идентичной и характеризовалась следующей формулой:
H2SiO3 0,081 M 0,2 CO355 HCO322 pH 9,5 Na 86
Экспедиция уже тогда отметила большой интерес больных к целебным свойствам источника, их мужество и упорство в стремлении попасть к источнику в условиях бездорожья. В предложениях участников экспедиции отмечено, что вопрос о курортном освоении можно рассматривать только после строительства дороги. Тем не менее бездорожье не останавливало натиск жаждущих исцеления больных, которые, невзирая на трудности, на перекладных добирались к источнику, проживали в приспособленных палатках (см. рис. 1). Лечение получали «диким способом»: вырытые ямы заменяли ванны, организованного питания не было, провиант привозили с собой. В 1978 г. начато строительство пансионатов — «Здоровье», «Лесное эхо», «Чайка» и «Лесная сказка». Но медицинская помощь практически отсутствовала. Больные принимали ванны самостоятельно, назначая их по своему усмотрению. Термальная вода не охлаждалась и изливалась в ванны-срубы горячей, что вызывало ряд осложнений у пациентов со стороны сердечно-сосудистой системы, тем не менее общие показатели эффективности бальнеотерапии были высокие. Поэтому в надежде на исцеление люди возвращались к источнику неоднократно [5]. Значительный интерес населения к Тумнинскому источнику подвигнул геологов к обстоятельным исследованиям этого района. В 1979—1985 гг. геологи Хабаровской экспедиции ПГО «Дальгеология» обнаружили в районе Тумнина крупную тектоническую структуру глубинного залегания, проницаемую для восходящих потоков термальных вод. Находка представляла собой околокупольное дуговое нарушение (купол горы Айча), к которому приурочены проявления термальных вод Тумнинское и Садынку. Поисковые работы показали Тумнинский выход как наиболее перспективный для курортного использования. Разгрузка минеральной воды идет в долине ручья Чопэ через алювий по поверхности террасы с абсолютной отметкой 241 м, источник — восходящий слабонапорный. Имеются два выхода, располагающихся неподалеку друг от друга. В процессе изыскательских работ пробурено несколько скважин, из которых наиболее стабильные и приемлемые для курортологии характеристики имели скважины №8 и №9 [4].
В период производства детальных работ (1985—1986 гг.) из этих скважин (глубина 532 и 300 м соответственно) осуществляли систематический отбор проб на полный и спектральный анализ воды. Исследования показали стабильность дебита (716 м3/сутки), общей минерализации (0,18—0,19 г/л). Анионный состав: гидрокарбонатный, сульфатный; катионный — в основном натриево-калиевый. Содержание кремнекислоты и pH в зимнее время: скважина №8 — 83—90 мг/л, pH 9,56—9,62; скважина №9 — 82—87 мг/л, pH 9,5—9,52. В летнее время показатели кремнекислоты скважины №8 — 73 мг/л, pH 9,48; скважины №9 — 78 мг/л, pH 9,38.
Если учесть, что минимальная концентрация кремнекислоты для лечебных азотно-кремнистых минеральных вод является 50 мг/л, а наибольшая — не выше 150 мг/л (Кульдур — 112 мг/л), то в любом случае Тумнинские минеральные воды следует считать по этому компоненту высококремнистыми. Сезонные колебания в пределах 5—10% не принижают достоинств и лечебных свойств Тумнинских вод и в дальнейшем, в клинической деятельности, можно ими пренебречь. Вода содержит ряд ценных для организма минеральных элементов, в том числе железо, медь, молибден, титан, никель, серебро, хром, алюминий и другие. Концентрация токсических элементов не превышает норм ГОСТа 28-74—82 для использования вод в питьевых целях. Содержание указанных компонентов значительно выше в скважине №8 [4].
К числу совершенно новых компонентов необходимо отнести выявленную в воде α-активность. Среднее содержание радона в термальных водах Тумнинского месторождения, по данным С.И. Батюкова за 1985—1986 гг., по скважине №8 составляет 38 эман/дм3 (3,8 нКи/дм3), а в скважине №9 — 30,5 эман/дм3 (3,0 нКи/дм3). При этом максимальные концентрации радона достигали 143—169,3 эман/дм3 (14,3—16,9 нКи/дм3), а минимальные составляли 7,3—8,0 эман/дм3 (0,7—0,8 нКи/дм3).
Проведенные детальные исследования показали, что Тумнинская минеральная вода является слабоминерализованной азотной слаборадоновой кремнистой сульфатно-гидрокарбонатной натриево-калиевой, термальной, щелочной с дебитом 716 м3 в сутки. Ее химический состав:
Rn 4-6 H2SiO3 82—85 М 0,2 (HCO3+CO3)85 SO4 12 T — 45°, pH 9,65
(Na+K) 92 Ca8
Термальность, щелочность, радоносодержание, кремниевая кислота, богатый набор микроэлементов сами по себе дают право назвать воду лечебной, но суммирование всех факторов превращает Тумнинскую минеральную воду в очень ценную [4, 6].
Ведущие гидрогеологи выделяют среди азотных термальных вод тип «кульдурский» или «кульдурско-пиренейский» с характерными чертами: термальность, низкая общая минерализация, преобладание в катионном составе натрия, высокое содержание кремниевой кислоты и высокая щелочность [7].
Если первые анализы безоговорочно относили Тумнинскую минеральную воду к кульдурскому типу, то после выявления новых факторов (сульфат, радон) можно сделать вывод о том, что ближайшим аналогом являются воды Белокурихи [6].
Положительная оценка бальнеоресурса Тумнина, активное стихийное использование источника, отсутствие клинических исследований сподвигло В.Н. Завгорудько поднять вопрос о рациональном курортном освоении Тумнинского минерального источника [5]. Несколько организаций, имевших ранее на Тумнине примитивные пансионаты стихийной застройки, проявили особую заинтересованность к возможности создания курортного комплекса. Ванинский морской торговый порт, Солнечный горно-обогатительный комбинат, межколхозное строительно-производственное управление Крайрыбакколхозсоюза (г. Советская Гавань) заключили договор с Хабаровским государственным медицинским институтом об изучении лечебных свойств Тумнинской минеральной воды с целью подготовки медицинского обоснования курортного строительства. Работа велась коллективом кафедры физиотерапии и курортологии факультета усовершенствования врачей (заведующий кафедрой В.Н. Завгорудько) и привлеченными сотрудниками различных подразделений института и лечебных учреждений Хабаровска. В 1988—1989 гг. проведены две научно-исследовательские экспедиции. В районе источника обследовали получавших неорганизованное лечение людей с помощью функциональных методов исследования: работала клиническая лаборатория, в которой производили забор крови для биохимических, иммунологических и радиоиммунных методов исследования с последующей доставкой в сосудах Дьюара в лечебные и научные учреждения Хабаровска. Всего обследованы более 900 человек, из них углубленно — 204 человека. Итог экспедиции: убедительно доказаны высокие целебные свойства источника, уточнены некоторые элементы механизма действия минеральных вод. Клинико-лабораторная эффективность составила более 92%. На основании проведенных исследований сформированы показания и противопоказания к применению Тумнинских минеральных вод, которые соответствуют разработанным нами для группы азотно-кремнистых термальных вод, наиболее распространенных на Дальнем Востоке. Выявлено, что ближайшими региональными аналогами являются Анненские минеральные воды и источники Кульдура.
В процессе экспедиционных исследований выполнено и утверждено зонирование источника и будущего курортного комплекса, предусмотрено расширение лечебного комплекса за счет включения новых или дополнительных лечебных факторов (например, рекреационная терапия), рассчитана экономическая эффективность, — все это позволило подготовить обоснование для строительства санатория.
В 1992 г. по результатам экспедиции издана монография «Тумнинский минеральный источник» (под ред. В.Н. Завгорудько), в которой представлены медико-географическая характеристика Тумнинского источника, механизм лечебного действия минеральных вод, результаты клинико-лабораторных исследований и перспективы создания курорта Тумнин [5].
И началось курортное освоение Тумнина, строительство санаториев. Так, в 1994 г. сдан «Горячий ключ» Комсомольского отделения Дальневосточной железной дороги, в 2006 г. — «Родник» (рис. 2).
Рис. 2. Тумнин сегодня (основной корпус санатория «Горячий ключ»).
На сегодняшний день в санатории «Горячий ключ» созданы все условия для комплексного лечения заболеваний кожи и подкожной клетчатки, опорно-двигательного аппарата, мочеполовой системы, нервной системы, гинекологических заболеваний. Имеются все возможности для полноценного отдыха и восстановления здоровья взрослого и детского населения круглый год. Санаторий рассчитан на 100 мест, располагает двумя спальными корпусами с одно-двухместными номерами, водолечебницей, физиотерапевтическим комплексом, оснащенными современным оборудованием. Для активного отдыха и лечения санаторий имеет отделение лечебной физкультуры с плавательным бассейном, спортивным и массажным залами, фитосауной. Методы лечения в санатории идентичны принятым на курортах с азотно-кремнистыми термами [8].
Авторы статьи, по договору с администрацией санатория, планируют проведение следующей научно-исследовательской экспедиции для уточнения механизма действия Тумнинских минеральных вод, расширения показаний к бальнеотерапии и разработки рекреационного комплекса.
Санаторий всегда пользовался популярностью у дальневосточников, но особое внимание он привлек в период пандемии новой коронавирусной инфекции и получил высокую оценку пациентов. Закрытые границы и сложность передвижения на дальние расстояния внутри страны вынудили жителей региона обратиться в местные бальнеологические здравницы с целью реабилитации как в связи с хронической патологией, так и после перенесенного ковид-ассоциированного заболевания.
Результаты реабилитационного лечения еще предстоит изучить, но уже сегодня ясно, что многофакторность механизма действия азотно-кремнистых термальных вод находит точки приложения не только в лечении известной патологии, но и в борьбе с новыми, неизученными заболеваниями и их осложнениями, обеспечивая защиту здоровья дальневосточников. Низкий поклон тебе, Тумнин!
Благодарности. Авторский коллектив выражает благодарность сотрудникам санатория «Горячий ключ» (пос. Тумнин) за предоставленные архивные данные и фотоматериалы.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — В.Н. Завгорудько; сбор и обработка материала — Т.И. Завгорудько, Г.В Завгорудько, В.В. Кортелев, О.А. Сенькевич, Е.В. Денисова; анализ данных — В.Н. Завгорудько, Т.И. Завгорудько; написание текста — Т.И. Завгорудько, Г.В Завгорудько, В.В. Кортелев, О.А. Сенькевич, Е.В. Денисова; редактирование — В.Н. Завгорудько.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.