Кожанова Т.В.

ГБУЗ «Научно-практический центр медицинской помощи детям с пороками развития челюстно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы» Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия;
ФГБУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава РФ, Москва, Россия

Жилина С.С.

Айвазян С.О.

Научно-практический центр медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы Департамента здравоохранения Москвы

Ананьева Т.В.

Научно-практический центр медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы, Баку, Республика Азербайджан

Абрамов А.А.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии» Минздрава России, Москва, Россия

Беленикин М.С.

Мещерякова Т.И.

Мутовин Г.Р.

Заваденко Н.Н.

Кафедра неврологии и нейрохирургии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета, Москва

Кожанова Т.В., Жилина С.С., Айвазян С.О., Ананьева Т.В., Абрамов А.А., Беленикин М.С., Мещерякова Т.И., Мутовин Г.Р., Заваденко Н.Н. Диагностика идиопатических форм эпилепсии у детей на основании алгоритма молекулярно-генетического исследования. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. Спецвыпуски. 2016;116(9‑2):49‑56.
Kozhanova TV, Zhylina SS, Aĭvazian SO, Anan'eva TV, Abramov AA, Belenikin MS, Meshcheryakova TI, Mutovin GR, Zavadenko NN. The diagnosis of idiopathic epilepsy in children based on the algorithm of molecular-genetic studies. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2016;116(9‑2):49‑56. (In Russ.)

Обос­но­ва­ние ре­фе­рен­сных зна­че­ний пе­ред­ней ак­тив­ной ри­но­ма­но­мет­рии у де­тей в воз­рас­те 4—14 лет. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(1):57-63
К воп­ро­су о па­то­ге­не­ти­чес­ких фак­то­рах ак­не у де­тей и обос­но­ва­ние сис­тем­ной те­ра­пии. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):64-69
Дер­ма­тос­ко­пия в ди­аг­нос­ти­ке кож­но­го мас­то­ци­то­за у де­тей. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(1):75-82
Вли­яние ги­ги­ени­чес­ко­го ста­ту­са на ак­тив­ность ка­ри­оз­но­го про­цес­са у де­тей с зу­бо­че­люс­тны­ми ано­ма­ли­ями и де­фор­ма­ци­ями на фо­не брон­хо­ле­гоч­ной па­то­ло­гии. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(1):13-18
Кли­ни­ко-фун­кци­ональ­ные на­ру­ше­ния у па­ци­ен­тов с эпи­леп­си­ей при ши­зэн­це­фа­лии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):46-50
Шка­ла слож­нос­ти ла­па­рос­ко­пи­чес­ких ре­зек­ций пе­че­ни у де­тей. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2023;(2):19-28
По­ка­за­те­ли стресс-от­ве­та в за­ви­си­мос­ти от ме­то­ди­ки анес­те­зии при кор­рек­ции ано­рек­таль­ных ано­ма­лий у де­тей. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):58-64
Про­фи­лак­ти­ка тром­бо­ти­чес­ких ос­лож­не­ний у де­тей в кри­ти­чес­ком сос­то­янии. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-92
Ор­би­таль­ные ос­лож­не­ния ри­но­си­ну­си­та у де­тей. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(2):74-79
Выяв­ле­ние РНК SARS-CoV-2 в сли­зис­той обо­лоч­ке чер­ве­об­раз­но­го от­рос­тка у де­тей с COVID-19. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(3):23-28

Эпилепсия — одна из распространенных форм неврологической патологии детского возраста. Частота эпилепсии в популяции достигает 0,5—0,75%, а среди детского населения — до 1% [1]. Распространенность фебрильных судорог достигает около 5% среди детей до 6 лет, а в некоторых регионах мира — до 8—14%. У 70% пациентов эпилепсия дебютирует в детском и подростковом возрасте.

Международная лига Комиссии по классификации и терминологии эпилепсии (ILAE) рекомендовала разделение заболевания по этиологии на 3 категории: генетическая, структурная/метаболическая и эпилепсия неуточненной этиологии [2].

Наиболее интересными с точки зрения генетики являются идиопатические формы эпилепсии (ИЭ), представляющие собой самостоятельные заболевания, не связанные с органическим поражением мозга или другими болезнями. Примерно в 70% случаев ИЭ впервые возникает в детском возрасте.

ИЭ традиционно рассматриваются как случаи с высокой наследуемостью, о чем свидетельствуют наследственная отягощенность и высокая степень конкордантности среди монозиготных близнецов (65%) по сравнению с гетерозиготными (12%) [3]. ИЭ может быть вызвана дефектом одного гена (моногенные формы), сложным взаимодействием множественных генов (полигенные формы), которые имеют вариант восприимчивости, или хромосомными аберрациями [4]. Пока не ясно, какие гены способствуют развитию эпилепсии, но наши знания о рисках, связанных с определенными генами и хромосомами, в последние годы быстро расширяются, главным образом, благодаря достижениям в области молекулярной генетики [5].

На основании данных, полученных при молекулярно-генетических исследованиях семей, страдающих различными моногенными формами ИЭ, а также принимая во внимание современные представления о ее патофизиологических механизмах, можно выделить следующие группы генов, участвующих в ее развитии: гены потенциалзависимых ионных каналов (натриевый, кальциевый, хлорный, калиевый); гены рецепторов и переносчиков нейромедиаторов торможения и возбуждения (гамма-аминомасляная кислота — ГАМК, серотонин, глутамат) и др. [6].

Гены потенциалзависимых натриевых каналов являются важной группой генов, принимающих участие в развитии И.Э. Кроме того, многие противоэпилептические препараты (ПЭП) оказывают свое действие путем ингибирования активности этих каналов. Мутации в генах SCN1A, SCN2A и SCN1B вовлечены в патогенез генерализованной эпилепсии с фебрильными судорогами плюс (ГЭФС+, OMIM: 604233) и тяжелой миоклонической эпилепсии новорожденных (ТМЭН, OMIM: 607208) [7—9]. Мутации в гене SCN1A встречаются в 10—20% случаев ГЭФС+ и 80—90% случаев синдрома Драве [10]. На сегодняшний день не установлено корреляций между фенотипом и генотипом при SCN1A-ассоциированных эпилепсиях. Однако показано, что мутации, приводящие к терминации синтеза белка, ассоциированы с более тяжелым фенотипом эпилепсии [9]. В последние годы также значительно расширился спектр идентифицированных детских эпилептических энцефалопатий, ассоциированных с мутациями в гене SCN1A. Сюда включены криптогенная фокальная и генерализованная эпилепсия, синдром Дузе (миоклонически-астатическая эпилепсия), синдром Леннокса—Гасто [11] и так называемая вакцин-ассоциированная энцефалопатия [12].

Цель настоящей работы — выявление и изучение мутаций и полиморфизмов в генах натриевых каналов, детерминирующих развитие ИЭ.

Выборка пациентов была составлена из больных с ИЭ, наблюдающихся в Научно-практическом центре медицинской помощи детям с пороками развития челюстно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы.

Исследование гена SCN1A проведено у 53 пациентов согласно алгоритму, разработанному в генетической лаборатории указанного центра.

При обнаружении у больного мутаций в гене SCN1A обследование на найденный генетический дефект проводилось у родителей.

Ген SCN1A состоит из 26 экзонов, расположен на длинном плече 2-й хромосомы (2q24.3) и кодирует альфа-субъединицу потенциалзависимого натриевого канала. Мутации в гене SCN1A, определяющие развитие эпилепсии, распределены равномерно по всем экзонам. После анализа литературы и базы данных BLAST, GeneCards для дальнейшего исследования были выбраны 20 экзонов гена SCN1A, в которых сосредоточены до 80% от всех мутаций при синдроме Драве и часто при других формах эпилепсии. Дизайн праймеров 5-го экзона гена SCN1A осуществлен таким образом, чтобы захватить далеко расположенные интронные полиморфизмы (rs3812718, rs3812719).

Геномную ДНК выделяли из лейкоцитов периферической крови методом фенол-хлороформной экстракции. Для поиска мутаций в экзонах и прилегающих интронных последовательностях гена SCN1A была проведена полимеразная цепная реакция (ПЦР), в которой на каждую реакцию объемом 25 мкл была использована реакционная смесь следующего состава: 2,5 мкл 10хбуфера для ПЦР, 2 мкл 25 мМ смеси dNTP, по 0,5 мкл каждого праймера и 1 ед. Taq-полимеразы. ПЦР проводили при следующих условиях: 95 °C — 5 мин, затем 30 циклов 94 °C — 40 с; 55 °C, 57 °C или 60 °C (для каждого экзона своя температура отжига) — 40 с; 72 °C — 40 с и финальная элонгация 72 °C — 3 мин. Качество полученных ПЦР-продуктов оценивали в 8% ПААГ (разделение при 300 В 1 ч с последующей окраской нитратом серебра).

Прочтение нуклеотидных последовательностей выполнено на генетическом анализаторе Applied Biosystems 3500xl Genetic Analyzer. Анализ полученных данных и сравнение секвенограмм с референсными последовательностями проводили с использованием программ Seguencing Analysis (Applied Biosystems), Seqman (Lasergene DNAStar) и Mega 5.2.

В рамках проведенного исследования были также обследованы 40 пациентов с различными клиническими формами ИЭ и резистентностью к ПЭП. В результате анализа данных литературы нами были подобраны 34 основных гена, мутации в которых наиболее часто связаны с развитием тяжелых форм ранних эпилептических энцефалопатий у детей.

Выделение геномной ДНК из лейкоцитов периферической крови, полученной от обследованных детей, проводили с помощью системы MagNA Pure LC 2.0 согласно протоколу производителя. Последующее таргетное ресеквенирование областей 34 генов методом высокопроизводительного секвенирования выполнено на приборе 454 Sequencing GS Junior (Roche) с использованием олигонуклеотидных зондов NimbleGen согласно протоколу производителя. Функциональные эффекты выявленных мутаций, клиническая значимость которых не описана в базах данных мутаций гена SCN1А, оценивали с использованием программы PolyPhen-2.

На первом этапе работы при исследовании 26 экзонов гена SCN1А методом прямого секвенирования по Сэнгеру у 53 пациентов выявлено 7 мутаций: нонсенс-мутации — с.3022G>T, c.3637C>T, миссенс-мутации — c.1144G>T, c.80G>C, c.1603C>T, c.2427G>A и «молчащий» полиморфизм — с.1131A>C. В табл. 1 представлена клиническая значимость выявленных изменений в гене (по данным литературы и базы данных вариантов SCN1A). Сведения о возможном фенотипическом проявлении мутаций c.2427G>A (14-й экзон) и c.1603C>T (10-й экзон) в доступных базах данных отсутствуют. Последующий биоинформатический анализ указанных нуклеотидных замен в гене SCN1A с использованием программы Polyphen-2 показал, что мутации приводят к замене аминокислоты в белке с последующим изменением его функции и могут оказывать повреждающее действие (балл — 1,0).

Таблица 1. Результаты выявления мутаций в гене SCN1А

В случае обнаружения мутаций c.80G>C (пациент 1) и c.3637C>T (пациент 2) нам был доступен материал на исследование от обоих родителей (рис. 1). Анализ 1-го экзона гена SCN1A у родителей пациента 1 показал наличие мутации c.80G>C в гетерозиготном состоянии у матери. В анамнезе матери отсутствуют какие-либо клинические признаки эпилепсии, но присутствуют периодические приступы мигрени. Проведенные молекулярные исследования и генеалогический анамнез могут дать основание для предположения о возможном наследовании патологического аллеля у данного больного от родителя. Проведенный анализ экзона 18 у родителей пациента 2 с мутацией c.3637C>T не выявил у них аналогичных изменений, что может свидетельствовать о спорадическом характере (de novo) найденного изменения у пробанда.

Рис. 1. Результаты исследования родителей пациентов 1 и 2.

В литературе в отношении генотип-фенотипических корреляций в группе пациентов с ГЭФС+ представлены данные о наследовании мутаций в гене SCN1A по отцовской линии. Авторы этих исследований предположили, что наибольшая частота мутаций гена SCN1A, полученных от отца, может быть связана как с более высоким риском мутационных событий в течение множественных митозов, возникающих в процессе сперматогенеза в сравнении с оогенезом, так и с повышенной восприимчивостью к мутагенезу ДНК сперматозоидов [13]. Также возможно, что некоторые мутации, как отцовского, так и материнского происхождения, являются результатом соматического или гонадного мозаицизма [14].

Данная гипотеза предполагает, что ген SCN1A является дозoчувствительным и имеет критический порог с фенотипом, зависящим от процентного содержания функциональных натриевых каналов: в случае гаплонедостаточности (=50% функциональных Na+-каналов сокращено) наблюдается синдром Драве; в случае мозаицизма (<50% функциональных Nа+-каналов снижено) формируется более мягкий фенотип эпилепсии [15, 16]. Все эти факторы могут объяснить различие в клиническом проявлении судорожного синдрома, полное отсутствие эпилептических проявлений у родителей, несущих патологические аллели гена SCN1A, переданных своим детям.

В литературе есть описание 5 семей, пробанды в которых унаследовали мутации SCN1A [15, 17]. В двух семьях матери пробанда с миссенс-мутациями в гене SCN1A не имели каких-либо проявлений судорожного синдрома, в то время как у остальных родителей (мать и два отца) были или фебрильные судороги, или парциальная эпилепсия. Авторы высказали предположение, что мозаицизм по мутациям в гене SCN1A не проявляется клинически или обусловливает более мягкое проявление судорожного синдрома, в зависимости от количества клеток в головном мозге, несущих эти генетические дефекты [18].

При анализе полиморфизмов гена SCN1A как возможных кандидатов на роль маркеров генетической предрасположенности к ИЭ и фармакорезистентности к ПЭП был определен аллельный статус следующих SNP: в кодирующих регионах — с. 3199G>A (rs2298771), c.1212A>G (rs7580482) и прилегающих интронных областях — IVS4−106G>T (rs3812719), IVS4−242T>C (rs2217199), IVS4−91G>A (rs3812718), IVS9+52G>A (rs6432861), IVS2+66T>C, IVS18+33 (rs76743139) и IVS18+55 (rs76220226).

Важнейшей проблемой эпилептологии является фармакорезистентность. Мы предполагаем, что генетические варианты в генах SCN1A, SCN2A и SCN3A, которые являются мишенью действия ПЭП, таких как карбамазепин, фенитоин и ламотриджин, могут оказывать влияние на терапевтический эффект при их применении [19].

В пятнадцати опубликованных исследованиях описывается ассоциация полиморфизмов в генах натриевых каналов с лекарственным ответом на ПЭП [20]. Эти данные литературы были в основном сосредоточены на SNP rs2298771 и rs17183814 (несинонимичные полиморфизмы) и rs3812718 (полиморфизм сайта сплайсинга). Из восьми исследований при изучении связи SNP rs3812718 (генотип АА), rs2298771 (генотип АА) с максимальной и поддерживающей дозами ПЭП в шести работах установлена ассоциация с более высокими уровнями карбамазепина, фенитоина и ламотриджина в сыворотке крови у американских, британских, китайских, русских или тайванских больных с эпилепсией [20].

Существенная связь была отмечена в отношении SNP rs3812718 [21]. T. Abe и соавт. [21] показали клинически значимую ассоциацию аллельного варианта А/А полиморфизма rs3812718 в гене SCN1A с фармакорезистентностью к карбамазепину, фенитоину и ламотриджину [21, 22]. В ряде работ был также показан вклад SNP rs3812718 в развитие гетерогенных и симптоматических эпилепсий [23]. В работе, выполненной Е.В. Криковой [24] на российской популяции пациентов с симптоматической и криптогенной эпилепсией, частота выявления SNP rs3812718 в группе больных была значимо выше, чем в европейской популяции, что может свидетельствовать о потенциальном вкладе полиморфизма в патогенез эпилепсии.

Из всех представленных полиморфных локусов также интересен SNP rs2298771, так как этот полиморфизм приводит к замене аминокислоты в белке. В доступных базах данных SNP полиморфизм с. 3199G>A относится к доброкачественным. Однако по данным литературы, L. Baum и соавт. [25] установили связь SNP rs2298771 с эпилепсией, особенно в популяции индейцев. В другом исследовании, выполненном А. Makoff и соавт. [26], также показана ассоциация SNP rs2298771 с развитием ИЭ.

На втором этапе работы при обследовании детей с эпилепсией с использованием панели генов у 7 (17,5%) из 40 пациентов были выявлены мутации в гене SCN1A (2 нонсенс-мутации, 5 миссенс-мутаций). Клинические и молекулярно-генетические данные приведены в табл. 2.

Таблица 2. Спектр мутаций в гене SCN1A, выявленных у обследованных больных с эпилепсией

У 6 пациентов с отсутствием мутаций в гене SCN1A были выявлены мутации в генах натриевых каналов, кодирующих другие субъединицы: SCN1B, SCN2A, SCN9A.

При подозрении на SCN1A-ассоциированную эпилепсию следует учитывать, что одним из ограничений методов ДНК-диагностики и секвенирования является невозможность обнаружения дупликаций, инверсий, инсерций или делеций больших участков гена, а также изменение числа копий отдельных его фрагментов. С целью избежать ложноотрицательных результатов желательно использовать дополнительные методы диагностики, например хромосомный микроматричный анализ (ХМА). Так, в нашем случае у одного из обследованных пациентов с эпилептической энцефалопатией отсутствовали патогенные мутации в исследуемых генах, однако методом ХМА, выполненным в лаборатории «Геномед», было определено следующее изменение структуры хромосомы: микроделеция размером 2871112 п.н. (164986570−167857682), захватывающий регион 2q24.3 с SCN1A геном.

Далее представлены клинические примеры, в которых в качестве метода молекулярно-генетической диагностики было использовано таргетное секвенирование панели генов.

Наблюдение 1

Пациент Д., 3 года, находился в стационаре с клиническим диагнозом «синдром Драве» (G 40.5).

Из анамнеза жизни: ребенок от 2-й беременности, протекающей на фоне повторных острых респираторных вирусных инфекций и цитомегаловирусной (ЦМВ) инфекции у матери, роды срочные, самостоятельные, масса тела при рождении 3080 г, длина — 52 см, оценка по шкале Апгар — 7 баллов. Период новорожденности протекал без особенностей, развитие до 6 мес по возрасту.

Анамнез заболевания: в возрасте 6 мес на фоне инфекции отмечен первый приступ судорог с последующим их учащением. Наследственный анамнез по эпилепсии не отягощен.

В неврологическом статусе на момент поступления в стационар в возрасте 3 лет состояние довольно тяжелое за счет клонико-тонических судорог, начинающихся как фокальные, затяжного характера с серийным течением и фебрильной температурой на фоне острой ЦМВ-инфекции, задержка психомоторного развития, повышение нервно-рефлекторной возбудимости, агрессивность в поведении. При проведении видео-ЭЭГ-мониторинга отмечены региональная эпилептиформная активность в правой и левой лобно-центральных областях, высокий индекс эпилептиформной активности (рис. 2).

Рис. 2. ЭЭГ-мониторинг больного Д. Объяснение в тексте.

Пациент консультирован клиническим генетиком. Диагноз «синдром Драве» был подтвержден молекулярно-генетическим методом (таргетное секвенирование панели генов). У пациента были обнаружены следующие мутации: ген SCN1A — нонсенс-мутация: chr2:166912936, c.458G>A, p. Trp153X (OMIM: 607208) ранняя инфантильная эпилептическая энцефалопатия (синдром Драве, ТМЭН)); ген SCN9A — миссенс-мутация: chr2:166284599, с.1828C>A, p.Pro610Thr (OMIM: 133020 первичная эритромелалгия).

В стационаре больному была проведена противоэпилептическая терапия, которая позволила достичь положительной динамики в его состоянии.

Наблюдение 2

Пациент К., 7 лет, находилась в стационаре с клиническим диагнозом «идиопатическая генерализованная эпилепсия с фебрильными судорогами плюс» (G40.3).

Из анамнеза жизни: ребенок от 1-й беременности, которая протекала на фоне угрозы прерывания на всем сроке. Роды в срок, экстренное кесарево сечение по причине острой гипоксии. Масса тела при рождении — 3500 г, рост — 51 см, оценка по шкале Апгар — 8 баллов. Наследственный анамнез: у матери отмечались фебрильные судороги.

Анамнез заболевания: после родов ребенок находился около 1 мес в отделении реанимации и интенсивной терапии по поводу врожденного порока сердца. В первые сутки жизни отмечались неонатальные судороги. В возрасте 11 мес дебют фебрильных судорог на фоне высокой температуры (38,2 °С). Неврологом был назначен депакин. На фоне проведенной терапии улучшение состояния (отсутствие приступов в течение 4 лет). Через 3 мес после отмены зафиксирован эпизод афебрильных приступов во время нахождения ребенка в детском саду. Ребенку назначена терапия кеппрой. Последующие 2 года отмечались периодические синкопальные состояния (эпизоды потери сознания, происходящие на фоне духоты, после умственной нагрузки, сопровождающиеся бледностью кожных покровов, головокружением).

В неврологическом статусе на момент поступления в стационар в возрасте 7 лет: синкопальные состояния, задержка психоречевого развития.

При проведении видео-ЭЭГ-мониторинга эпилептиформной активности, эпилептических приступов и их ЭЭГ-паттернов отмечено не было (рис. 3).

Рис. 3. ЭЭГ-мониторинг больного К. Объяснение в тексте.

Пациент консультирован клиническим генетиком. Установленный ранее диагноз подтвержден молекулярно-генетическим методом (таргетное секвенирование панели генов). У пациента были обнаружены следующие мутации: ген SCN1A — миссенс-мутация: chr2:166015636, c.3521C>G, p. Thr1174Ser (OMIM: 604233 ГЭФС+; OMIM: 609634 семейная гемиплегическая мигрень), ген SCN9A — миссенс-мутация: chr2:166251875, с.3329G>A, p. Arg1110Gln, ген SCN1B — миссенс-мутация: chr19:35034060, с.769G>A, p. Gly257Arg.

На фоне проводимой терапии (кеппра) состояние больного с положительной динамикой.

Представленные наблюдения дополняют сформулированные положения о том, что наиболее частыми мутациями, которые обнаруживаются при синдроме Драве как одной из форм ИЭ у детей, являются изменения в гене SCN1A. Учитывая, что в генетическую этиологию большинства форм ИЭ включаются множество генов, тестирование пациентов не должно быть ограничено только исследованием гена SCN1А. C этой целью для поиска молекулярных дефектов как причинных факторов ИЭ целесообразно рекомендовать специализированные диагностические панели генов.

В заключение можно констатировать, что геномная эра привела к существенному расширению возможностей идентификации генов, которые способствуют развитию эпилепсии. Идентификация генов и генетических мутаций, которые приводят к эпилепсии, способствовала нашему пониманию механизмов болезни и синдромов. Выявление мутаций и полиморфизмов в гене SCN1A в группе больных с ИЭ имеет научную и клиническую значимость, а также объясняет наличие фармакорезистентности к проводимой терапии при данной патологии. При изучении SCN1A-ассоциированных эпилепсий (в первую очередь ГЭФС+ и синдрома Драве) более полная информация может быть получена при секвенировании не только отдельных экзонов гена SCN1A, но и путем секвенирования и анализа большего числа других локусов. Ввиду того что эпилептические энцефалопатии, приводящие к тяжелому когнитивному дефекту, полигенны, важно проведение генетического тестирования большего количества генов (в первую очередь генов натриевых каналов — SCN1B, SCN2A, SCN9A и т. д.): подтверждение клинического диагноза; принятие врачом решения о назначении терапии; оценки прогноза течения заболевания и развития ребенка; медико-генетического консультирования родителей при планировании последующей беременности.

Конфликт интересов отсутствует.