Введение
Сон является одним из важнейших факторов развития ребенка с момента его рождения. Известно, что это естественный физиологический процесс нахождения организма в состоянии минимума мозговой активности и пониженной реакции на внешние воздействия, с активными анаболическими процессами. Сон воздействует на работу нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и ряда других систем организма, существенно влияет на физическое и психомоторное развитие, эмоциональный баланс, память и умственную работоспособность [1, 2]. Плохое качество сна ассоциируется с повышением риска умственного отставания, ухудшением коммуникативной функции, низкой академической успеваемостью, избыточной массой тела и целым рядом других нарушений здоровья и качества жизни [3—7].
В последние десятилетия внимание педиатров обращено к проблемам сна из-за их учащения, отсутствия гигиены сна у детей школьного возраста, возрастающей сложности жизни и длительности воздействия различных электронных устройств (смартфоны, компьютеры и т. п.) [8, 9]. Исследователи детского сна отмечают его нарушения примерно у половины обследуемых детей [2, 10].
Процесс обучения в школе является мощным стрессовым фактором, изменяющим уклад жизни ребенка, распорядок его дня, режим занятий и отдыха. Дети и подростки, проживающие в городе, спят меньше, чем их сверстники, проживающие в сельской местности [11]. Такой же паттерн сна характерен и для жителей высоких широт по сравнению с обитателями умеренных областей [12]. М.Ф. Борисенков и соавт. [13], исследуя параметры сна школьников Республики Коми и Мурманской области, показали, что дети с лучшими оценками в школе ложатся спать раньше и спят больше своих сверстников с низкой успеваемостью. Тем не менее проблемы, связанные со сном, среди российских школьников остаются малоизученными.
Цель настоящего исследования — оценка качества и показателей сна у карельских школьников в сравнении с результатами работ, опубликованных ранее.
Материал и методы
В исследование были включены 539 человек в возрасте от 10 до 18 лет, проживающих в городах и поселках Республики Карелия. Следует отметить преобладание девочек в нашей выборке, что соответствует половозрастной структуре населения Карелии. Исследование проводилось в декабре—марте 2013—2016 гг. В табл. 1 представлены
Для оценки академической успеваемости школьникам предлагалось ответить на вопрос: «Какой средний балл Вы получили за прошлую четверть?». Для валидизации ответов школьников мы сопоставляли средний балл, полученный учениками за прошлую четверть по данным журналов, со средними значениями успеваемости по результатам анкетирования.
Исследование было одобрено комитетом по этике Петрозаводского Центра развития образования № 21/20/187 от 26.02.14 и этическим комитетом Карельского научного центра РАН. Работа была выполнена в Институте биологии Карельского научного центра РАН.
Статистическую обработку результатов проводили дескриптивными методами вариационной статистики, корреляционного и регрессионного анализа с использованием пакета компьютерных программ Statistica 6,0. Достоверность различий изучаемых показателей между группами оценивали с помощью непараметрического критерия U Вилкоксона—Манна—Уитни. Для оценки корреляций параметров сна и академической успеваемости был использован коэффициент Пирсона. Для оценки влияния факторов на успеваемость школьников применяли линейный регрессионный анализ.
Результаты
Из 539 учеников, прошедших анкетирование, 20 отказались от участия, у 10 были выявлены неполные анкетные данные, поэтому нами проанализированы в общей сложности данные 509 опросников. Средний возраст участников опроса составил 15,67 (13,12; 18,08) года. Среднее значение индекса массы тела для девочек было ниже, чем для мальчиков (см. табл. 1). Среднее время пробуждения в рабочие дни составило 7:06 (6:17; 7:55), в выходные дни — 11:45 (9:47; 13:43). Школьникам требовалось 27,42 (12,17; 43,06) мин для отхода ко сну, а средняя продолжительность ночного сна составила 6,95 (5,73; 8,17) ч. В выходные дни продолжительность сна была на 2,5 ч больше, чем в школьные дни (9,88 ч против 7,18 ч соответственно). Ранее нами было показано, что продолжительность сна существенно зависела от возраста: наблюдалось заметное снижение продолжительности сна на 3 ч и 24 мин в интервале возрастов с 10 до 18 лет [17].
Нами не обнаружено достоверных половых различий в продолжительности сна у детей и подростков Республики Карелия. С возрастом закономерно отмечен сдвиг в сторону позднего хронотипа. При этом не отмечено половых различий в значениях хронотипа. Необходимо отметить, что значения социального джетлага были достоверно выше у девочек по сравнению с мальчиками (p<0,01). Средняя продолжительность сна была больше у мальчиков. У лиц с поздним хронотипом обнаружены достоверные корреляции с социальным джетлагом (r=0,512; р<0,001), а также уменьшением средней продолжительности сна (r= –0,266; р<0,001). Эти данные отражены в табл. 2.
Согласно PSQI основными критериями оптимального сна являются его качественные и количественные характеристики [15]. Общий балл опросника может служить для деления опрошенных на две группы: нормальный сон (PSQI<5) и проблемный сон (PSQI>5). Нами было установлено, что возраст не коррелировал с общим баллом оценки качества сна по PSQI (r=0,021, p=0,703), но проживание в городе сопровождалось снижением показателей качества сна подростков в отличие от их ровесников, проживающих в сельской местности.
Результаты распределения баллов PSQI, полученных при обследовании детей и подростков Карелии, представлены на рис. 1.
У девочек среднее значение баллов самооценки качества сна было выше по сравнению с мальчиками, что является свидетельством худшего качества сна (рис. 2).
Было установлено, что успеваемость школьников в Карелии достоверно зависит от значений социального джетлага, средней продолжительности сна и хронотипа (табл. 3).
Регрессионный анализ показал, что пол и средняя продолжительность сна являются самыми важными предикторами успеваемости школьников Карелии (F5,509=4,68, р<0,01; R2=0,082). Социальный джетлаг, качество и средняя продолжительность сна не являются значимыми предикторами успеваемости школьников (см. табл. 3).
Обсуждение
Нарушение сна является одной из наиболее частых жалоб, с которыми сталкивается педиатр. По данным Е.С. Акарачковой и соавт. [18], значительная часть школьников испытывают временные или постоянные трудности, связанные с нарушением сна. Для оценки качества сна в клинике используют несколько инструментов, прежде всего такой, как дневник сна, а также анкеты для детей и родителей [15]. Выявление проблем сна среди школьников особенно важно для эффективной профилактики нарушений сна и улучшения успеваемости у этой группы населения. Половое созревание является важным периодом в плане развития различных факторов риска для здоровья подростков, поэтому существует необходимость адекватной диагностики и коррекции нарушений сна для предотвращения заболеваний в более зрелом возрасте [19].
Используемые в данном исследовании опросники отражают основные параметры сна: время отхода ко сну и подъема утром, время засыпания, длительность и качество сна, наличие нарушений, самочувствие после сна, наличие дневного сна и т. д. По нашим данным, у школьников Республики Карелия с возрастом происходит закономерное уменьшение продолжительности сна. Подобный паттерн характерен и для других регионов Северо-Запада России (Мурманская область и Республика Коми) [13]. Результаты масштабного анкетирования, проведенного в Японии [19] среди школьников в возрасте 12—17 лет, показали, что сложности с засыпанием испытывают 15,3% мальчиков и 16,0% девочек; ночной сон продолжительностью менее 6 ч отмечают 28,7% мальчиков и 32,6% девочек, а субъективно недостаточную продолжительность сна отмечают 38,1% мальчиков и 39,0% девочек. По данным швейцарских исследователей [4], средняя длительность сна у детей той же возрастной группы составила 8 ч 30 мин, а параметры сна у индийских подростков (средний возраст 13,8 года) были такими: длительность сна — 8,0±1,3 ч, время засыпания — 23,9 мин, большинство детей ложатся спать в 23 ч (41,5%), а просыпаются в 6 (42,6%) [20]. Согласно данным исследования 562 школьников Черновицкой области Украины [21] в возрасте 9—18 лет, продолжительность ночного сна составила 8,45 ч (была больше описанной нами величины для школьников Карелии). Время отхода ко сну преимущественно происходило в 10 ч вечера (39,7%), а время пробуждения приходилось на 7 ч утра (56,7%).
По нашим данным, пол оказывает влияние на качество сна. Это соответствует результатам других исследований, например данным H. Lund и соавт. [22] и S. Megdal и соавт. [23]. С другой стороны, в ряде работ, проведенных в странах Азии [24, 25], не обнаружено статистически значимой связи между полом и качеством сна у старших школьников. В большинстве публикаций [9, 15, 26] указывается на высокую частоту нарушений сна у опрошенных женского пола. Известно, что хронический дефицит сна относится к факторам риска развития тревоги и депрессии [6], симптомов физической усталости и колебаний настроения [15] в большей мере у женщин.
Мы не обнаружили ассоциации между возрастом и значениями шкалы PSQI. Это может быть объяснено относительно небольшой и достаточно однородной по возрасту выборкой в нашем исследовании.
Таким образом, у проживающих в Республике Карелия школьников была выявлена зависимость продолжительности сна от возраста. Изменения параметров сна указывают на ранние признаки десинхроноза между биологическими часами школьников Республики Карелия и социальными указателями времени. Полученные нами данные также предполагают возможность связи академической успеваемости с субъективной оценкой параметров сна в сочетании с качеством сна. Они могут служить в качестве маркеров нарушений сна в условиях Европейского севера России. Использование этих маркеров может представлять интерес как для хронобиологов, так и для физиологов как способ раннего выявления причин и механизмов нарушений сна, а значит, их можно использовать с целью разработки мер профилактики заболеваемости и немедикаментозной коррекции здоровья подростков в регионах со специфичным световым режимом.
Наше исследование имеет ряд ограничений. Во-первых, небольшой размер выборки. Во-вторых, PSQI является шкалой субъективной оценки параметров сна. Таким образом, последующие исследования необходимы для выяснения объективных показателей качества сна у детей и подростков.
Исследование было частично поддержано грантом РГНФ 15−16−10001 а (р) и бюджетными темами № 0221−2014−0034 и № 0226−2016−0007.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.