Фокальные эпилептические приступы относятся к наиболее распространенным эпилептическим синдромам у взрослых [1, 2]. Как правило, в диагностике заболевания ведущую роль играют клинические проявления приступа, нарушение сознания, эпилептиформные изменения биоэлектрической активности мозга. Однако при редких пароксизмах и спустя несколько часов после приступа на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) может быть не зарегистрировано специфических изменений. Это затрудняет диагностику, своевременное выявление характера пароксизма и назначение адекватного лечения [3-6]. Поэтому наиболее приемлемым и объективным представляется спектрографический анализ ЭЭГ, позволяющий с помощью компьютерной обработки частотных и амплитудных мощностных характерстик ЭЭГ выявить специфические изменения для эпилепсии. Спектральный анализ позволяет более точно оценить значения частот как по доминирующему, так и менее выраженным ритмам, установить регулярность по частоте, определить количественные показатели мощностной и частотной асимметрии, проанализировать структуру спектра для полиритмичной ЭЭГ [3, 7, 8].
Цель исследования - выявление признаков, характерных для пациентов с фокальными эпилептическими приступами в межприступном периоде с помощью спектрального анализа электроэнцефалограммы.
Материал и методы
Обследовали 30 пациентов, страдающих фокальными эпилептическими приступами. Женщин было 16, мужчин - 14. В возрасте 25-44 лет был 21 пациент, 45-60 лет - 9. Лобно-долевая эпилепсия отмечена у 12, височно-долевая - у 18 человек.
Группу сравнения составили 36 пациентов с генерализованными эпилептическими приступами. Мужчин было 20, женщин - 16. В возрасте 25-44 лет было 25 человек, 45-60 лет - 11.
Группу контроля составили 27 практически здоровых лиц, идентичные по полу и возрасту.
Исследование биоэлектрической активности мозга в состоянии бодрствования осуществляли на аппарате Энцефалан-131-03 (Таганрог). Проводили как визуальный, так и спектральный анализ ЭЭГ на протяжении 30 мин. Визуальную оценку и интерпретацию эпилептических паттернов на ЭЭГ проводили по общепринятым критериям. При спектральном анализе изучали такие показатели, как абсолютное значение амплитуды, абсолютная амплитуда мощности, среднее значение доминирующих частот и относительный коэффициент асимметрии для δ-, τ-, α- и β-волн. Показатель значения доминирующих частот (Гц) по выбранным частотным диапазонам характеризует частоты, соответствующие максимуму на участке спектрограммы. Относительный коэффициент асимметрии (%) определяется как отношение разности по модулю между значениями мощности по симметричным отведениям к среднему значению по данному частотному диапазону по всем отведениям (кроме центрального ряда) [7].
Статистическую обработку результатов проводили непараметрическими методами Манна-Уитни с использованием пакета Statistica 8.0 for Windows. Полученные данные были представлены в виде медианы Me, первого Q1 и третьего Q3 квантилей. За достоверный принимали уровень значимости р<0,05.
Результаты и обсуждение
При исследовании представленности отдельных ритмов ЭЭГ было установлено преобладание α-ритма во всех группах пациентов с фокальными приступами во время бодрствования. Причем при изучении индексов α-, β-, τ-ритмов достоверных различий во всех группах сравнения не выявлено. Показатель абсолютного значения амплитуды доминирующего α-ритма у пациентов с фокальными приступами (Q1=75,77; Me=115,10; Q3=147,87 мкВ) не отличался достоверно от таковых в контроле (Q1=91,53; Me=91,53; Q3=129,72 мкВ; р=0,46) и в группе сравнения (Q1=78,15; Me=105,80; Q3=147,87 мкВ; р=0,96), хотя превышал их значение. При этом абсолютное значение амплитуды (Q1=94,15; Ме=122,03; Q3=147,81) у лиц с клиническими проявлениями лобно-долевой эпилепсии достоверно (р=0,05) превышало аналогичный показатель практически здоровых. Гендерный и возрастной анализ достоверных различий абсолютного значения амплитуды не выявил. Анализ абсолютной амплитуды мощности также не дал статистически достоверных результатов при сравнении показателей пациентов основной группы с показателями групп сравнения и контроля. Однако абсолютное значение амплитуды (Q1=750,57; Ме=1293,15; Q3=1762,36 Гц) только у лиц с лобно-долевой эпилепсией достоверно (p=0,01) превышало показатель контроля.
При сравнении среднего значения доминирующих частот - α-ритма больных основной группы (Q1=8,81; Me=9,92; Q3=10,43 Гц; р=0,12) с показателем группы сравнения (Q1=8,42; Me=9,27; Q3=10,02 Гц; р=0,12) и контроля (Q1=9,57; Me=9,95; Q3=10,64 Гц; р=0,16) достоверных различий выявлено не было. Нами проведен анализ значения доминирующих частот в зависимости от превалирования эпилептиформной активности в межприступный период у лиц с фокальными приступами. Проведено сравнение этого показателя пациентов с преимущественной локализацией эпилептиформной активности в лобных, лобно-центро-височных, височных и затылочно-теменных отведениях, а также у лиц с фокальными пароксизмами, имеющих нормальную биоэлектрическую активность мозга при визуальном анализе ЭЭГ (табл. 1). Установлено, что значение доминирующих частот пациентов с преимущественной локализацией эпилептиформной активности в височной области статистически достоверно уменьшено по сравнению с аналогичным показателем пациентов с локализацией эпилептиформной активности в других областях. Замедление доминирующего ритма произошло и при превалировании эпилептической активности в задних отделах головного мозга - затылочно-теменных отведениях. При этом достоверные различия установлены с показателями значения доминирующих частот с преимущественно височной и лобной локализацией эпилептиформной активности и значением доминирующих частот пациентов с нормальной биоэлектрической активностью, а также распространением эпилептиформной активности на лобно-центрально-височные отведения с превалированием по амплитуде в височной области. Показатель значения доминирующих частот статистически достоверно отличался от аналогичного показателя пациентов с нормальной ЭЭГ и группы больных с темпоральной локализацией эпилептиформной активности. Таким образом, у пациентов с фокальными приступами в межприступном периоде уменьшена частота доминирующего ритма. Особенно это выражено у пациентов с локализацией эпилептиформной активности преимущественно в затылочно-теменных отведениях с дальнейшим распространением на височную область, и в лобно-центрально-височных отведениях.
У пациентов с локализацией эпилептиформной активности в височных и лобных отведениях значение доминирующих частот статистически достоверно не отличалось от показателя лиц с нормальной ЭЭГ, однако его значения были отличны от показателей других групп.
Нами был изучен также относительный коэффициент асимметрии различных ритмов биоэлектрической активности мозга у больных с фокальными эпилептическими приступами. При сравнении относительного коэффициента асимметрии по α-ритму у женщин с фокальными (Q1=0,06; Me=13,69; Q3=22,34%) и генерализованными (Q1= –44,42; Me= –12,10; Q3=22,51%) приступами выявлено достоверное (р=0,05) различие. При генерализованных эпилептических приступами α-ритм у лиц женского пола превалирует в левом полушарии, при фокальных - в правом. Кроме того, при сравнении относительного коэффициента асимметрии по δ-2-ритму выявлены также достоверные различия (р=0,05). Так, у женщин с фокальными приступами относительный коэффициент асимметрии по δ-2-ритму (Q1=6,76; Me=16,79; Q3=23,58%) был в пользу правого полушария. У женщин с генерализованными приступами этот показатель (Q1= –27,12; Me= –17,60; Q3=6,35%) также свидетельствовал о появлении специфического для органического поражения мозга δ-2-ритма в левом полушарии. Наиболее вероятно, компьютерной обработке подверглись медленные волны из комплексов «пик- или острая-медленная волна», в которых их частота достигает именно частоты δ-диапазона, выявляемого при органических заболеваниях и травмах головного мозга.
Наиболее интересными нам показались результаты анализа относительного коэффициента асимметрии τ-ритма при фокальных приступах в межприступном периоде. Как представлено в табл. 2, у пациентов всех изучаемых групп отмечалась асимметрия по τ-ритму в пользу левого полушария, причем различия были достоверными при сравнении показателя пациентов с преимущественной локализацией эпилептиформной активности в лобно-центрально-височных отведениях по отношению к пациентам с эпилептиформной активностью в височной области и с нормальной биоэлектрической активностью головного мозга. Представленность τ-волн была наиболее выраженной в левом полушарии также у пациентов с превалированием эпилептиформной активности в затылочно-теменных отведениях. Таким образом, на фоне преимущественной представленности α-ритма в правом полушарии выявлено преобладание τ-воли в левом полушарии у лиц с фокальными приступами при локализации эпилептической активности как в переднецентральных, так и задних областях мозга.
Кроме того, при сравнении относительного коэффициента асимметрии по специфическому для эпилепсии β-2-ритму выявлено достоверное различие его значения (р=0,04) у больных с фокальными приступами старше 45 лет (Q1= –6,21; Me= –2,4; Q3= –0,21% в пользу левого полушария) по сравнению с практически здоровыми лицами этого же возраста (Q1= –13,87; Me=3,89; Q3=20,89% в пользу правого полушария).
Таким образом, сравнение показателей спектрального анализа биоэлектрической активности мозга выявило замедление доминирующего α-ритма при локализации эпилептиформной активности в лобно-центрально-височных и затылочно-теменных отведениях с дальнейшим распространением эпилептиформной активности на височную область. Отмечена также асимметрия по доминирующему α-ритму в правом полушарии у пациентов с фокальными пароксизмами при развитии асимметрии по τ-ритму у всех больных, β-2-ритму у больных старше 45 лет и (возможно) δ-2-ритму у лиц женского пола. При изучении результатов спектрального анализа электроэнцефалограммы пациентов с фокальными эпилептическими приступами в межприступном периоде установлено, что такие показатели, как абсолютное значение амплитуды и абсолютное значение мощности доминирующего ритма малоинформативны. Полученные данные могут использоваться в качестве маркеров заболевания в межприступном периоде.
Таким образом, в настоящей работе было установлено: 1. Показатель значения доминирующих α-частот у больных эпилепсией отличен от показателя практически здоровых лиц. Наиболее яркие его различия - при анализе биоэлектрической активности мозга пациентов с фокальными приступами, особенно при сравнении электроэнцефалографии в зависимости от локализации эпилептиформной активности. 2. Если при генерализованных эпилептических пароксизмах выявлена относительная асимметрия по α-ритму с преобладанием левого полушария, то у пациентов женского пола с фокальными приступами отмечается превалирование α-ритма в правом полушарии. 3. У лиц старше 45 лет с фокальными пароксизмами в левом полушарии выявлено достоверное увеличение β-2-ритма, специфического для эпилептического процесса. 4. При фокальных эпилептических приступах отмечена достоверно значимая асимметрия по τ-ритму, особенно у лиц с распространением эпилептиформной активности в лобно-центрально-височных отведениях левого полушария.