Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Иванец Н.Н.

Кафедра психиатрии и медицинской психологии Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова

Лавриненко О.В.

ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова», Москва, Россия

Максимова Т.Н.

ФГБОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова», Москва, Россия

Клинические особенности депрессивных состояний у пациентов с зависимостью от алкоголя и его эпизодическим употреблением

Авторы:

Иванец Н.Н., Лавриненко О.В., Максимова Т.Н.

Подробнее об авторах

Просмотров: 506

Загрузок: 10


Как цитировать:

Иванец Н.Н., Лавриненко О.В., Максимова Т.Н. Клинические особенности депрессивных состояний у пациентов с зависимостью от алкоголя и его эпизодическим употреблением. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2017;117(3):11‑15.
Ivanets NN, Lavrinenko OV, Maximova TN. Clinical characteristics of depression in patients with episodic consumption of and dependence on alcohol. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2017;117(3):11‑15. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20171173111-15

Рекомендуем статьи по данной теме:
Рас­се­ян­ный скле­роз с эпи­зо­дом ши­зоф­ре­но­по­доб­но­го син­дро­ма. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):120-124
Пси­хо­со­ма­ти­чес­кая ме­ди­ци­на: ста­рые ре­сур­сы и но­вые тех­но­ло­гии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):14-19
Пол­но­ге­ном­ные ис­сле­до­ва­ния ко­мор­бид­нос­ти со­ма­ти­чес­ких и пси­хи­чес­ких за­бо­ле­ва­ний. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):60-64
Связь деп­рес­сии и тре­во­ги с со­ма­ти­чес­ки­ми за­бо­ле­ва­ни­ями: роль не­га­тив­ных внеш­них фак­то­ров. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):74-80
Ги­пер­сом­ния при пси­хи­чес­ких расстройствах. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(5-2):63-68
Осо­бен­нос­ти кли­ни­чес­ких про­яв­ле­ний и ле­че­ния ал­лер­ги­чес­ко­го ри­ни­та у па­ци­ен­тов с раз­лич­ны­ми ти­па­ми ис­крив­ле­ния но­со­вой пе­ре­го­род­ки. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(1):44-48
Кар­ди­оме­та­бо­ли­чес­кие и пси­хо­ког­ни­тив­ные осо­бен­нос­ти пос­тко­вид­но­го пе­ри­ода у боль­ных с фиб­рил­ля­ци­ей пред­сер­дий. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):43-50
Ко­мор­бид­ность ли­ди­ру­ющих не­ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ний: па­то­ге­не­ти­чес­кие ос­но­вы и под­хо­ды к те­ра­пии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(7):7-13
Ко­мор­бид­ность у па­ци­ен­тов с ар­те­ри­аль­ной ги­пер­тен­зи­ей в те­ра­пев­ти­чес­кой прак­ти­ке. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(8):100-106
Вли­яние про­фи­лак­ти­чес­кой прог­рам­мы в пер­вич­ном зве­не здра­во­ох­ра­не­ния на уро­вень упот­реб­ле­ния ал­ко­го­ля. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(10):43-48

В последние десятилетия отмечается рост числа депрессивных расстройств, которые являются одной из основных причин снижения трудоспособности [1—9]. Ситуация осложняется высокой частотой сочетания депрессий с злоупотреблением алкоголем: у пациентов с эндогенной депрессией в 4 раза чаще выявляются проблемы с этой формой зависимости, а приблизительно ¼ всех страдающих депрессией злоупотребляют алкоголем и другими психоактивными веществами [10—12]. Кроме того, в течение жизни до 75% пациентов с аффективной патологией, злоупотребляющих алкоголем, совершают попытку суицида [13].

В рассматриваемой области большое место занимают работы [14—18], касающиеся первичности развития депрессивных состояний и злоупотребления алкоголем. Одни из авторов [14—16] считают, что вначале развивается аффективное заболевание и вторично — злоупотребление алкоголем [17], другие [18] предполагают параллельное развитие этих заболеваний.

Существенные сложности представляет терапия данной категории пациентов. Больные с депрессией, осложненной злоупотреблением алкоголем, более длительное время находятся в стационарах, у них выше частота рецидивов.

Цель настоящего исследования — изучение клинико-психопатологических особенностей депрессивных расстройств, осложненных эпизодическим употреблением алкоголя, зависимостью от него и не имеющих связи с алкогольными проблемами.

Материал и методы

Исследование проводилось на базе клиники психиатрии им. С.С. Корсакова Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова.

Обследовали 89 пациентов, 52 (58,43%) мужчин и 37 (41,57%) женщин старше 18 лет.

В зависимости от соотношения депрессивных расстройств и характера употребления алкоголя были выделены три группы больных, сопоставимые по возрасту и социально-демографическим характеристикам. В 1-ю группу вошли пациенты с депрессивным расстройством, осложненным зависимостью от алкоголя, у которых в анамнезе отмечался абстинентный синдром. Во 2-ю группу были включены пациенты, которые в процессе развития депрессивной фазы употребляли алкоголь только эпизодически и в небольших количествах («с целью облегчить свое состояние»); в периоды отсутствия депрессивной симптоматики больные этой группы алкогольных напитков не употребляли. 3-я группа была выделена как своего рода контрольная — она включала пациентов с эндогенными депрессиями, не отягощенными злоупотреблением алкоголем. Социально-демографическая характеристика этих групп приведена в табл. 1.

Таблица 1. Социально-демографическая характеристика изученных групп больных

Диагностику депрессивных расстройств и алкоголизма проводили по критериям МКБ-10: определяли наличие депрессивного расстройства в рамках депрессивного эпизода (рубрика F32) или рекуррентного депрессивного расстройства (F33), осложненного злоупотреблением алкоголем.

Критериями исключения были острые галлюцинаторно-бредовые состояния различной этиологии, наличие острых соматических и неврологических заболеваний.

При проведении исследования применялись следующие методы: клинический, психометрический с использованием шкалы депрессии Монтгомери—Асберга (MADRS) и госпитальной шкалы тревоги и депрессии (HADS), статистический.

Во всех случаях от больных было получено добровольное информированное согласие на участие в исследовании.

Результаты и обсуждение

При клиническом обследовании больных внимание в первую очередь было обращено на генетический аспект изучавшейся сочетанной патологии, так как в литературе [19, 20] отмечается высокая частота аффективных расстройств и алкоголизма у родственников пациентов с эндогенными депрессиями, осложненными зависимостью от алкоголя. В 1-й и 2-й группах обследуемых наследственная отягощенность была выражена в большей степени по сравнению с 3-й группой. В 1-й группе в 15,63% случаев отмечалась аффективная патология у ближайших родственников и в 3,13% — наследственная отягощенность по алкогольной зависимости. В 3-й группе наблюдался полиморфизм наследственной отягощенности с почти равными долями аффективных расстройств — 25% и алкоголизма — 26,7%, и в ней достоверно чаще встречались заболевания шизофренического круга. Эти данные обобщены на рис. 1.

Рис. 1. Наследственная отягощенность по психическим расстройствам.

Большой интерес представляло и изучение преморбидной личности, т. е. конституциональной почвы, на основе которой развивается болезнь. В литературе есть данные [21] о высокой распространенности эмоционально неустойчивых, уклоняющихся, ананкастных, астенических и психастенических характерологических черт в преморбиде у пациентов с депрессивными расстройствами и злоупотреблением алкоголем. В ходе проведенного нами исследования в структуре преморбидных особенностей личности во 2-й группе, как и в 3-й, преобладали черты тревожной личности (81,3 и 61,4% соответственно). В 1-й группе тревожные личности составляли 23,3%, в ней чаще (56,7%) встречались личности гипертимные. Во 2-й и 3-й группах их частота была значительно ниже и составляла 23,3 и 21,1% соответственно (рис. 2).

Рис. 2. Структура преморбидных особенностей.

По клиническим особенностям можно было выделить депрессивные состояния с преобладанием тревоги, тоски, апатии и раздражительности.

У пациентов с преобладанием аффекта тревоги часто отмечались жалобы на выраженное чувство внутреннего беспокойства, волнения, напряжения, страха, носящее неопределенный характер, часто сопровождающееся чрезмерной подвижностью, неусидчивостью, «суетливостью». Пациенты описывали, как правило, снижение «тревожных ощущений» и «избавление от беспокойства» после приема алкоголя, чаще всего это являлось основным мотивом злоупотребления алкоголем. Эти жалобы можно отнести к тревожному компоненту в структуре депрессивного синдрома.

В структуре депрессивных состояний с преобладанием тоски на первый план выступали жалобы на характерное чувство «душевной боли» с прекардиальной локализацией, «жизненную» слабость, «бессилие», а также чувство одиночества и беспомощности. У пациентов часто отсутствовал положительный настрой на лечение, высказывались идеи самообвинения и самоуничижения (о собственной никчемности, бесполезности, неудачливости). В случае преобладания тоски в депрессивном синдроме у пациентов отмечалась эмоциональная лабильность, плаксивость. Признаки двигательной заторможенности не достигали значительной выраженности даже при клинически тяжелых депрессивных состояниях.

Аффект раздражительности обычно сочетался с какими-либо перечисленными выше симптомами, но в некоторых случаях по интенсивности выступал на первый план. Эти приступы по типу вспышек раздражительности, озлобленности сопровождались конфликтами с медицинским персоналом или родственниками.

В 1-й и 2-й группах чаще встречались тревожные депрессивные состояния. В 1-й группе с высокой частотой отмечались также апатические и меланхолические депрессии. В 3-й группе распространенными были депрессии с преобладанием тоски (рис. 3).

Рис. 3. Преобладание (в %) ведущего компонента депрессии в 1—3-й группах больных.

В клинической картине депрессий, независимо от ведущего компонента, встречались такие симптомы, как ангедония и снижение самооценки, которые были представлены примерно одинаково в 1-й и 2-й группах, независимо от клинической формы депрессии. Идеи самообвинения и самоуничижения чаще (100%) регистрировались в 3-й группе по сравнению с 1-й и 2-й группами — 42,6 и 67,4% соответственно; р=0,023).

Ипохондрические жалобы преобладали в 1-й группе, хотя различия не достигали границ статистической достоверности по сравнению с другими группами (68,8%; р=0,241). При этом наиболее часто соматические жалобы были представлены кардиогенным симптомокомплексом и симптомами заболеваний желудочно-кишечного тракта, но наличие таких нарушений не было подтверждено при соматическом обследовании пациентов.

Нарушения сна у больных в основных группах были представлены трудностями при засыпании, частыми ночными пробуждениями с ощущением поверхностности, отсутствия полноценной глубины ночного сна, ранними утренними пробуждениями и гиперсомнией.

В 1-й и 2-й группах не было отмечено сезонных колебаний депрессивных расстройств в отличие от 3-й группы, где имели место четкие осенне-весенние колебания.

В 1-й и 2-й группах с депрессивными состояниями, осложненными злоупотреблением алкоголем, больные чаще всего (87,5 и 64,3%) употребляли крепкие спиртные напитки, но пациенты 1-й группы достаточно часто употребляли и слабоалкогольные напитки (пиво, коктейли, вино). Дозы употребляемого алкоголя по группам также различались. У большинства (65,63%) пациентов 2-й группы количество употребляемого алкоголя составляло менее 150 мл крепких алкогольных напитков в сутки и более половины (53,13%) после окончания депрессивной фазы употребляли алкоголь реже 1 раза в месяц. В 1-й группе у 60% обследуемых дозы алкоголя достигали значительно больших величин — более 500 мл.

Исходный уровень тяжести депрессии по шкалам MADRS и HADS оценивался на 1-й неделе исследования и затем на 2, 4 и 6-й неделях с помощью только шкалы MADRS (табл. 2). Специальное рассмотрение терапевтического аспекта данных состояний не являлось задачей настоящего исследования. Однако в терапевтическую схему входили антидепрессанты, нейролептики и нормотимики.

Таблица 2. Динамика среднего балла по шкале МADRS в изученных группах больных

В 1-й группе больных в соответствии с данными шкалы MADRS улучшение состояния можно было отметить со 2-й недели, однако качество ремиссии в этом случае было значительно ниже по сравнению со 2-й и 3-й группами. У больных 1-й группы редукция симптоматики наблюдалась лишь к 4—6-й неделям. Во 2-й и 3-й группах положительная динамика в состоянии больных была сходной.

Таким образом, депрессивные расстройства, осложненные употреблением алкоголя, и со сформированной зависимостью от него сопоставимы по клинической картине, степени наследственной отягощенности и преморбидным особенностям, но в то же время имеют некоторые особенности. Если при эпизодическом употреблении алкоголя больными с депрессией значительное место занимают тревожные и тоскливые формы, то при наличии зависимости от алкоголя депрессии отличаются большей тяжестью, более полиморфны по психопатологической симптоматике, отличаются тенденцией к затяжному течению и менее качественному выходу из депрессивного приступа.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.