Когнитивные и психоэмоциональные нарушения у учащихся и преподавателей вузов: возможности коррекции с помощью препарата рекогнан (цитиколин)

Авторы:
  • С. А. Немкова
    ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия
  • Д. В. Семенов
    ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
  • Е. А. Петрова
    ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
  • Д. В. Савченко
    ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
  • Н. Н. Заваденко
    ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия
  • М. Ю. Возвышаева
    ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия
  • А. С. Канищева
    ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
  • А. В. Раллева
    ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
  • Е. М. Логвинова
    ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
  • Д. А. Цветков
    ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
  • Е. В. Чарикова
    ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
  • Н. И. Романенко
    ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
  • Д. А. Заргарьян
    ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», Москва, Россия
  • В. Г. Болдырев
    ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия
Журнал: Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(12): 11-18
Просмотрено: 1077 Скачано: 5
Цель исследования. Изучение эффективности препарата рекогнан (цитиколин) при коррекции когнитивных, эмоциональных, вегетативных, астенических нарушений у учащихся и преподавателей вузов. Материал и методы. Проведено обследование 42 студентов и 16 преподавателей вуза (17 мужчин и 41 женщина, средний возраст 27,75±12,05 года). Были выделены две группы (по 29 пациентов в каждой): пациенты основной группы получали пероральную терапию препаратом рекогнан 500 мг/сут (5 мл раствора) в течение 30 сут, в контрольной группе медикаментозная терапия не проводилась. Для оценки состояния использовали комплекс психологических тестов и психометрических шкал. Все пациенты были обследованы исходно, на 15-е сутки, в конце наблюдения (на 30-е сутки). Результаты и заключение. Установлена высокая распространенность изучавшихся расстройств: астенические нарушения составили 69%, синдром вегетативной дисфункции — 82,7%, нарушения сна — 75,8%. Высокий уровень ситуационной тревоги был выявлен у 22,2% пациентов, личностной — у 29,8%, высокий уровень стресса определялся у 6,9%. Показано, что применение препарата рекогнан (цитиколин) оказывает положительное влияние на компенсацию вегетативных и астенических нарушений, способствует улучшению когнитивного статуса, коррекции психоэмоциональных расстройств в течение как короткого (2 нед), так и месячного курса терапии.
Ключевые слова:
  • студенты
  • астения
  • стресс
  • вегетативная дисфункция
  • сон
  • тревога
  • когнитивные расстройства
  • рекогнан
  • цитиколин

КАК ЦИТИРОВАТЬ:

Немкова С.А., Семенов Д.В., Петрова Е.А., Савченко Д.В., Заваденко Н.Н., Возвышаева М.Ю., Канищева А.С., Раллева А.В., Логвинова Е.М., Цветков Д.А., Чарикова Е.В., Романенко Н.И., Заргарьян Д.А., Болдырев В.Г. Когнитивные и психоэмоциональные нарушения у учащихся и преподавателей вузов: возможности коррекции с помощью препарата рекогнан (цитиколин). Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(12):11-18. https://doi.org/10.17116/jnevro201811812111

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: ЛГУ; 1974.
  2. Бодров В.А. Информационный стресс. М.: ПЕР СЭ; 2000.
  3. Якунин В.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. СПб.: Издательство В.А. Михайлова; 2000.
  4. Arak Y. Japanese college students’ pessimism, coping strategies and anxiety: validation of the Japanese Defensive Pessimism Inventory (JDP1). J Intellect Disabil Res. 2008;52(10):855-863. https://doi.org/10.4992/jjpsy.79.9
  5. Жидких Б.Д. Психолого-педагогические и психогигиенические аспекты подготовки студентов. Воронеж. 2006.
  6. Красик Е.Д., Положий Б.С., Крюков Е.А. Нервно-психические заболевания студентов. Томск: Изд-во Томского университета; 1982.
  7. Чекалова Н.Г., Силкин Ю.Р., Матвеева Н.А., Чекалова С.А., Миронова А.И., Ершов П.Э., Ершова О.А., Столярова В.В., Литвинова Н.Ю., Литвинова Е.В. Особенности функциональных резервов школьников в динамике обучения. Медицинский альманах. 2016;5(45):232-234.
  8. Мурашов А.В. К изучению невротического расстройства у студентов. Здравоохранение Российской Федерации. 1991;1:29-30.
  9. Чуркин А.А., Береснев А.В. Клинико-динамические особенности формирования пограничных психических расстройств у учащейся молодежи. Российский психиатрический журнал. 2003;5:21-24.
  10. Almodovar A. Risk and protective factors amoung higs school students on the US. Am J Health Behav. 2006;6:745-752.
  11. Плотников В.В. Оценка психовегетативных показателей у студентов в условиях экзаменационного стресса. Гигиена труда. 1983;5:48-50.
  12. Умрюхин Е.А., Быкова Е.В., Климина Н.В. Вегетативный тонус и энергозатраты у студентов в процессе результативной учебной деятельности. Вестник Российской АМН. 1999;6:47-51.
  13. Кузмичев Ю.Г., Кузьмина Н.А., Чекалова С.А., Лукьянова И.В., Бодрикова С.В. Распространенность, структура и факторы риска синдрома вегетативной дистонии у старшеклассников. Нижегородский медицинский журнал. 2006;8:260-262.
  14. Чекалова С.А., Богомолова Е.С., Леонов А.В., Чекалова Н.Г., Кузмичев Ю.Г. Профилактика формирования синдрома вегетативной дистонии в инновационном учреждении интернатного типа. Казанский медицинский журнал. 2009;90(4):543-546.
  15. Рогозина М.А., Подвигин С.Н. Ранняя диагностика пограничных психических расстройств у студентов медицинского вуза. Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2009;8(3):720-722.
  16. Подвигин С.Н., Рогозина М.А., Дилина А.М. О раннем выявлении и терапии астенических расстройств у студентов медицинского вуза. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2009;35:217-220.
  17. Claro S, Bedregal P. Mental health statusof teachers in 12 schools of Puente Alto, Santiago, Chile. Rex Med Chil. 2003;131(2):159-167.
  18. Comton M, Carrera Y, Frank E. Stress and depressive symptoms dysphoria among US medical students: results from a large, nationally representative survey. Gig Sanit. 2008;4:66-69. https://doi.org/10.1097/nmd.0b013e3181924d03
  19. Беребин М.А., Вассерман Л.И. Факторы риска пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств у педагогов общеобразовательных школ. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 1994;4:12-23.
  20. Secades JJ. Citicoline: pharmacological and clinical review. Rev Neurol. 2016;63(03):1-73.
  21. Secades JJ, Alvarez-Sabín J, Castillo J, Díez-Tejedor E, Martínez-Vila E, Ríos J, Oudovenko N. Citicoline for Acute Ischemic Stroke: A Systematic Review and Formal Meta-analysis of Rand omized, Double-Blind, and Placebo-Controlled Trials. J Stroke Cerebrovasc Dis. 2016;25(8):1984-1996. https://doi.org/10.1016/j.jstrokecerebrovasdis.2016.04.010
  22. Шавловская О.А. Цитиколин: новые терапевтические возможности. Лечащий врач. 2014;10:29-33.
  23. Стаховская Л.В., Шамалов Н.А., Шетова И.М., Анисимов К.В. Результаты исследования безопасности и эффективности комбинированной терапии цитиколином и актовегином у больных в остром периоде ишемического инсульта. Поликлиника. 2012;4(1):26-30.
  24. Немкова С.А. Современные подходы в комплексной нейрореабилитации последствий черепно-мозговой травмы. Лечащий врач. 2016;6:12-15.
  25. Petrova D, Maslarov D, Angelov I, Zekin D. Analysis of therapeutic efficacy of citicoline in patients with vertigo of central origin and vascular aetiology. Am J Neuroprotec Neuroregen. 2012;4(1):1-8. https://doi.org/10.1166/ajnn.2012.1043
  26. Федорова Я.Б. Синдром мягкого когнитивного снижения (обзор литературы). Психиатрия. 2007;6:45-55.
  27. Машин В.В., Белова Л.А., Бахтогаримов И.Р., Бергельсон Т.М., Шарафутдинова Р.Р. Многоцентровая наблюдательная программа по оценке эффективности препарата рекогнан (цитиколин) в коррекции когнитивных нарушений у пациентов с хронической цереброваскулярной патологией. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2017;117(8):39-43. https://doi.org/10.17116/jnevro20171178139-43
  28. Шетова И.М., Шамалов Н.А., Боцина А.Ю. Использование цитиколина в остром периоде церебрального инсульта. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2009;12(2):51-54.
  29. Сорокина И.Б., Гудкова А.А., Гехт А.Б. Умеренные когнитивные расстройства при сосудистых заболеваниях головного мозга: диагностика и принципы терапии. Трудный пациент. 2010;8(3):9-13.
  30. Roohi-Azizi M, Arabzadeh S, Amidfar M, Salimi S, Zarindast MR, Talaei A, Akhondzadeh S. Citicoline Combination Therapy for Major Depressive Disorder: A Randomized, Double-Blind, Placebo-Controlled Trial. Clin Neuropharmacol. 2017;40(1):1-5. https://doi.org/10.1097/wnf.0000000000000185
  31. Spiers PA, Myers D, Hochanadel GS, Lieberman HR, Wurtman RJ. Citicoline improves verbal memory in aging. Arch Neurol. 1996;53:441-448. https://doi.org/10.1001/archneur.1996.00550050071026
  32. Karsy M, Brock A, Guan J, Taussky P. Neuroprotective strategies and the underlying molecular basis of cerebrovascular stroke. Neurosurg Focus. 2017;42(4):3. https://doi.org/10.3171/2017.1.focus16522
  33. Елшанский С.П. Об оценке эффективности образования в вузе. Проблемы современного образования. 2017;5:99-108.
  34. Дудченко З.Ф., Никифоров Г.С., Цветкова Н.А. Представления студентов о критериях здоровья. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017;16(2-141):55-63.