Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Чутко Л.С.

Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург;
Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

Сурушкина С.Ю.

Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург;
Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

Яковенко Е.А.

Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург

Анисимова Т.И.

Институт мозга человека РАН им. Н.П. Бехтеревой, Санкт-Петербург;
Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

Сергеев А.В.

Кафедра биофизических методов в медицине факультета повышения квалификации медицинских работников медицинского института Российского университета дружбы народов;
Детская городская клиническая больница №9 им. Г.Н. Сперанского

Дидур М.Д.

ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой» РАН, Санкт-Петербург, Россия

Нарушения управляющих функций у детей с эмоциональной и поведенческой дисрегуляцией

Авторы:

Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Сергеев А.В., Дидур М.Д.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1958

Загрузок: 38


Как цитировать:

Чутко Л.С., Сурушкина С.Ю., Яковенко Е.А., Анисимова Т.И., Сергеев А.В., Дидур М.Д. Нарушения управляющих функций у детей с эмоциональной и поведенческой дисрегуляцией. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(4):23‑28.
Chutko LS, Surushkina SYu, Iakovenko EA, Anisimova TI, Sergeev AV, Didur MD. Disturbances of executive functions in children with emotional and behavioral dysregulation. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2020;120(4):23‑28. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202012004123

Рекомендуем статьи по данной теме:
Вы­бор ми­ше­ни ней­ро­мо­ду­ля­ции для кор­рек­ции ког­ни­тив­ных расстройств при ста­ре­нии и ран­ней це­реб­раль­ной мик­ро­ан­ги­опа­тии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(3):34-41
На­ру­ше­ние ис­пол­ни­тель­ных фун­кций у боль­ных ал­ко­голь­ной за­ви­си­мос­тью. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(6):110-114

Одним из наиболее частых поводов обращения родителей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста к врачу является выраженная эмоциональная лабильность. Дети с данной патологией характеризуются постоянной плаксивостью, капризностью, аффективной возбудимостью, повышенной истощаемостью. Для определения состояния таких детей использовались термины «невропатия», «ранняя детская нервность», «невропатическая конституция», «синдром вегетативно-висцеральных нарушений», «повышенная нервно-рефлекторная возбудимость» и т.д.

Под термином «невропатия» в отечественной психоневрологии понимался синдром повышенной возбудимости нервной системы и незрелости вегетативной регуляции. Возникновение данной патологии объяснялось экзогенными воздействиями в перинатальном и раннем постнатальном периодах [1, 2]. Термин «невропатия» был введен в 1915 г. E. Kraepelin для обозначения неспецифических наследственно обусловленных расстройств, характерных преимущественно для младенческого возраста. Позднее С.С. Мнухин [1] и Г.Е. Сухарева [2] установили, что в происхождении невропатических состояний играют роль не столько конституционально-генетические, сколько экзогенно-органические факторы. В соответствии с МКБ-10 (рубрика F.06.6) подобные состояния можно классифицировать как органическое эмоционально-лабильное (астеническое) расстройство (ОЭЛР).

В зарубежной психиатрии с 80-х годов прошлого века используется термин «оппозиционно-вызывающее расстройство» (по МКБ-10 рубрика F.91.4). Под оппозиционно-вызывающим расстройством (ОВР; oppositional defiant disorder — ODD) понимают вспышки гнева, препирательства, вызывающее поведение. Дети с ОВР проявляют не соответствующие возрасту упрямство и раздражительность. Этот тип расстройств поведения более характерен для детей младше 9—10 лет и определяется наличием выраженного вызывающего, непослушного поведения при отсутствии более тяжелых диссоциальных или агрессивных действий, нарушающих закон или права других.

По данным V. Meisel и соавт. [3], признаки ОВР отмечаются у 9,5% детей, встречаясь чаще у мальчиков. J. López-Villalobos и соавт. [4] наличие данного расстройства обнаружили у 5,6% испанских детей в возрасте 6—16 лет. При этом они не зарегистрировали значимых гендерных и возрастных различий его распространенности. Метаанализ, проведенный D. Demmer и соавт. [5], свидетельствует о том, что соотношение мальчиков и девочек при ОВР составляет 1,0—1,59. По данным M. Mohammadi и соавт. [6], это расстройство встречается у 3,9% детей (3,2% девочек и 4,6% мальчиков).

В начале 2000-х годов был описан так называемый гендерный парадокс, согласно которому при большей частоте встречаемости ОВР у мальчиков клинические проявления более выражены у девочек [7, 8]. Необходимо отметить, что в дальнейшем L. Munkvold и соавт. [9] опровергли наличие данного парадокса, зарегистрировав большую выраженность нарушений у мальчиков.

Среди причин появления ОВР в первую очередь выделяют генетические факторы [10, 11] и особую роль семейного воспитания [12].

Дети с этим расстройством имеют тенденцию часто и активно игнорировать правила или просьбы взрослых и намеренно досаждать другим людям. Обычно они сердиты, обидчивы и их легко раздражают другие люди, которых они обвиняют в своих собственных ошибках и трудностях. У них, как правило, отмечаются низкий уровень фрустрационной толерантности и легкая потеря самообладания. В типичных случаях их вызывающее поведение имеет характер провокации, так что они становятся зачинщиками ссор и обычно проявляют чрезмерную грубость, нежелание взаимодействия и сопротивление. В более старшем возрасте возможен переход из ОВР в расстройство поведения, характеризующееся агрессией, драками, воровством [13, 14].

Следует отметить, что в последнем пересмотре классификации американской психиатрической ассоциации DSM-5 для обозначения данной патологии используется термин «Деструктивное расстройство дисрегуляции настроения» (Disruptive Mood Dysregulation Disorder).

Цель исследования — изучение роли управляющих функций в генезе различных вариантов растройств поведения при ОЭЛР и ОВР.

Материал и методы

Наблюдали 66 детей в возрасте 6—8 лет (средний возраст 6,9±1,0 года). В их числе были 49 (74,2%) мальчиков и 17 (25,8%) девочек. Во всех случаях родители детей предъявляли жалобы на их раздражительность, капризность, импульсивность.

Обследуемые дети были разделены на две группы.

В 1-ю группу включили 36 детей, 25 (69,4%) мальчиков и 11 (30,6%) девочек, состояние которых диагностически было расценено как ОЭЛР (МКБ-10, рубрика F.06.6). Во 2-ю группу вошли 30 детей, 24 (80,0%) мальчика и 6 (20,0%) девочек, их состояние было расценено как ОВР (МКБ-10, рубрика F.91.4).

Оценку утомляемости родители проводили с помощью 10-балльной цифровой рейтинговой шкалы. Степень выраженности поведенческих нарушений оценивали с использованием шкалы SNAP-IV. Данная шкала предназначена преимущественно для оценки степени выраженности клинических проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), но при этом ответы по пунктам 32—40 отражают проявления ОВР. На основании ответов родителей вычисляли индексы импульсивности и ОВР.

Психологическое обследование включало определение индекса уровня тревожности с помощью теста Р. Тэмпл и соавт. Для исследования слухоречевой памяти использовали методику запоминания по А.Р. Лурия. Наряду с этим для оценки эмоциональных и поведенческих нарушений был использован опросник «Сильные стороны и трудности» (ССТ; Strengths and Difficulties Questionnaire), форма для родителей.

Степень нарушения внимания оценивали при помощи теста непрерывной деятельности TOVA (Test of Variables of Attention), позволяющего оценить состояние внимания и уровень импульсивности по отношению к нормативным данным для каждого возраста. Тест основан на предъявлении испытуемому в случайном порядке значимых (требующих ответной реакции) и незначимых (не требующих ответной реакции) стимулов, появляющихся на экране компьютера в виде геометрических фигур. Результаты исследования позволили количественно оценить степень невнимательности (ошибки пропуска значимых стимулов), уровень импульсивности (ошибки реагирования на незначимые стимулы).

Контрольную группу составили 30 детей такого же возраста, как и дети указанных выше групп, без проявлений явных психоневрологических нарушений.

Результаты

У всех детей 1-й группы (группа ОЭЛР), кроме жалоб на эмоциональную лабильность и раздражительность, отмечены повышенная утомляемость и истощаемость.

Средний показатель утомляемости у детей в данной группе, оцененный родителями, оказался значительно выше, чем в контрольной группе (табл. 1). Результаты проведенных исследований показали повышенный уровень тревожности у детей из исследуемой группы по сравнению с детьми из контрольной группы (см. табл. 1). Показатели шкалы SNAP-IV (особенно импульсивность) в исследуемой группе оказались выше, чем в контрольной.

Таблица 1. Клинико-психологические показатели у детей с ОЭЛР и ОВР


Примечание. Здесь и в табл. 2: * — р<0,05 — достоверность различий по сравнению с контрольной группой; ** — р<0,01 — достоверность различий по сравнению с контрольной группой. #р<0,05 — достоверность различий по сравнению с группой детей с ОЭЛР.

Достоверных различий между показателями кратковременной памяти в данной группе по сравнению с контрольной не отмечено. Показатели долговременной памяти у детей с ОЭЛР оказались достоверно ниже, чем в контрольной группе и группе детей с ОВР (см. табл. 1).

Следует также отметить, что показатели шкалы ССТ как по суммарному показателю («общая оценка трудностей»), так и по шкалам «гиперактивность и невнимательность», «проблемы поведения», «эмоциональные нарушения», «трудности отношений со сверстниками» были значительно выше в группе детей с ОЭЛР. При этом значимых различий по шкале «Просоциальная направленность поведения» не получено (табл. 2).

Таблица 2. Показатели по шкалам опросника ССТ (форма для родителей) в исследуемых группах, баллы


Психофизиологическое исследование TOVA показало, что у детей с ОЭЛР выявляется статистически достоверное (р<0,01) повышение показателей импульсивности как в 1-й, так и во 2-й половине теста по сравнению с показателями детей из контрольной группы. Наибольшие различия показателей импульсивности отмечены во 2-й половине теста (см. рисунок). Показатели невнимательности в этой группе статистически достоверно выше (р<0,01) в обеих половинах теста по сравнению с таковыми у детей контрольной группы. Достоверных отличий во времени реакции у этих детей отмечено не было.

У детей с ОВР ведущими жалобами являлись раздражительность, импульсивность, гневливость.

Достоверного повышения утомляемости у детей данной группы не обнаружено (см. табл. 1). Результаты проведенных исследований показали повышенный уровень тревожности у детей исследуемой группы по сравнению с детьми контрольной группы, однако данный показатель достоверно ниже соответствующего параметра группы с ОЭЛР (см. табл. 1). Показатели шкалы SNAP-IV (особенно импульсивность и показатели, отражающие проявления ОВР) в исследуемой группе оказались выше, чем в контрольной и группе с ОЭЛР. Достоверных изменений показателей кратковременной и долговременной памяти в данной группе не отмечено (см. табл. 1).

Следует отметить также, что показатели шкалы ССТ (как суммарный — «общая оценка трудностей», так и по шкалам «гиперактивность и невнимательность», «проблемы поведения», «эмоциональные нарушения», «трудности отношений со сверстниками») были значительно выше в группе детей с ОЭЛР. При этом показатели по шкале «просоциальная направленность поведения» оказались значительно ниже по сравнению с контрольной и 1-й группами.

Данные психофизиологического исследования TOVA у детей с ОВР выявили небольшое достоверное увеличение импульсивности (р<0,05) в 1-й половине теста по сравнению с показателями в контрольной группе. Во 2-й половине теста у детей с ОВР повышение показателей импульсивности было более выражено. Данное различие статистически достоверно (р<0,01). Показатели невнимательности в 1-й половине теста имели незначительное повышение по сравнению таковыми у детей контрольной группы, тогда как во 2-й половине теста у детей с ОВР отмечено статистически достоверное (р<0,05) увеличение ошибок невнимательности (см. рисунок). Достоверных отличий во времени реакции отмечено не было.

Показатели теста TOVA у детей с ОЭЛР и ОВР.


Обсуждение

Среди механизмов, лежащих в основе нарушений контроля поведения, важное значение отводится нарушениям управляющих функций (executive functions) [15—17].

Полученные в настоящем исследовании результаты можно рассматривать как нарушения системы эмоционального и двигательного контроля, которые отражают нарушения управляющих функций. Cогласно модели К. Cicerone и соавт. [18], в составе управляющих функций выделяют четыре сферы: 1) управляющие когнитивные функции, связанные с контролем и планированием, целенаправленностью деятельности; 2) функции поведенческой саморегуляции, связанные с эмоциональным подкреплением; 3) функции, регулирующие активацию, т.е. обеспечивающие инициативу и активацию поведения; 4) метакогнитивные процессы.

Ведущим синдромом, лежащим в основе ОЭЛР, является астенический. Наличие жалоб астенического характера — облигатное для данной патологии. Такие дети также характеризуются достоверными нарушениями памяти и внимания. Многие авторы расценивают астению как «осевой» синдром резидуально-органической церебральной патологии у детей [2, 19]. Ранее нами было отмечено [20], что резидуальная астения является основой, к которой присоединяются другие симптомокомплексы.

Клиническая картина ОВР характеризуется выраженными эмоциональными и поведенческими нарушениями при отсутствии признаков астении и когнитивных нарушений. Необходимо отметить и более выраженные нарушения адаптации в виде взаимного неприятия ребенка и общества.

Результаты психофизиологического исследования свидетельствуют о высоком уровне невнимательности и импульсивности у детей в исследуемых группах, при этом более высокий уровень невнимательности зарегистрирован у детей с ОЭЛР.

Таким образом, можно предположить, что если в патогенезе ОЭЛР важное значение имеет недостаточность функций, регулирующих активацию поведения и нарушения когнитивного контроля поведения, то у детей с ОВР ведущую роль играют нарушения поведенческой саморегуляции, связанные с эмоциональным подкреплением.

В целом речь идет о нарушениях тормозного контроля в детстве, которые влияют на все дальнейшее психическое развитие и социальный статус во взрослом возрасте [21]. Поэтому необходимо проведение комплексных лечебных мероприятий, включающих как психологическую коррекцию, так и фармакотерапию. При этом с учетом выявленных когнитивных и регуляторных нарушений целесообразно применение препаратов, влияющих как на когнитивные функции, так и на регуляторную сферу. К указанной группе относится препарат гопантеновой кислоты Пантогам.

Гопантеновая кислота представляет собой соединение, сочетающее в себе свойства ГАМК и витамина В5 — двух важнейших для центральной нервной системы (ЦНС) веществ, недостаток которых приводит к нарушениям в работе ЦНС и задержкам развития у детей. Преимущество препарата обусловлено его сбалансированным действием, которое сочетает умеренный седативный и мягкий стимулирующий эффекты. Пантогам стимулирует анаболические процессы в нейронах, уменьшает моторную возбудимость, активирует умственную и физическую работоспособность, а также повышает устойчивость мозга к гипоксии и воздействию токсических веществ. Препарат быстро всасывается из желудочно-кишечного тракта и проникает через гематоэнцефалический барьер. Важно, что Пантогам выпускается не только в таблетках, но и в жидкой форме — в виде сиропа, что позволяет использовать его у детей любого возраста.

В исследовании Н.Н. Заваденко и Е.В. Козловой [22] отмечено положительное действие сиропа Пантогам (100 мг/мл), который назначали в режиме монотерапии в дозе 500—600 мг/сут (из расчета 30—35 мг/кг массы тела) в течение 2 мес при лечении дисфазии развития у детей 3—5 лет. В группе пациентов, получавших курс лечения Пантогамом, достигнуто достоверное улучшение показателей экспрессивной и импрессивной речи, а также речевого внимания.

Проведенные нами ранее исследования [23] показали эффективность применения Пантогама для лечения детей с задержкой психического развития. После завершения курса лечения родители отмечали улучшение памяти и внимания, увеличение речевой активности. Большинство детей стали охотней использовать речь для общения, повторять за взрослыми, меньше прибегать к жестам или больше сопровождать жесты словами. Достоверно отмечено расширение активного словаря. Кроме этого, по оценке родителей, после лечения у детей отмечено достоверное снижение средних показателей утомляемости. Родители также отмечали снижение таких астенических проявлений, как эмоциональная лабильность, истощаемость, отмечали улучшение внимания и повышение усидчивости.

Одна из работ Н.Н. Заваденко и Н.Ю. Сувориновой [24] свидетельствует также о хорошем терапевтическом потенциале Пантогама в длительной терапии СДВГ. Наряду с положительным действием Пантогама на основные симптомы СДВГ подтверждено благоприятное влияние его длительного применения на характерные для детей с СДВГ нарушения функционирования в различных областях, в том числе на трудности поведения в семье и обществе, учебу в школе, снижение самооценки, несформированность базовых жизненных навыков.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.