Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Миронов М.Б.

кафедра неврологии и нейрохирургии педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета;
Центр детской неврологии и эпилепсии, Москва

Чебаненко Н.В.

Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения Москвы

Бурд С.Г.

Кафедра неврологии и нейрохирургии лечебного факультета

Рублева Ю.В.

ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им Н.И. Пирогова», Москва

Тихонова О.А.

ФГБУ «Федеральный центр цереброваскулярной патологии и инсульта» Минздрава России, Москва, Россия

Красильщикова Т.М.

ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Москва, Россия

Зыков В.П.

Российская медицинская академия последипломного образования, Москва

Шамалов Н.А.

НИИ цереброваскулярной патологии и инсульта РНИМУ им. Н.И. Пирогова, Москва, Россия

Эффективность противоэпилептической терапии у пациентов с эпилептическими синдромами, ассоциированными с миоклоническими приступами

Авторы:

Миронов М.Б., Чебаненко Н.В., Бурд С.Г., Рублева Ю.В., Тихонова О.А., Красильщикова Т.М., Зыков В.П., Шамалов Н.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1434

Загрузок: 46


Как цитировать:

Миронов М.Б., Чебаненко Н.В., Бурд С.Г., и др. Эффективность противоэпилептической терапии у пациентов с эпилептическими синдромами, ассоциированными с миоклоническими приступами. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2020;120(4):51‑59.
Mironov MB, Chebanenko NV, Burd SG, et al. The effectiveness of antiepileptic therapy in patients with epileptic syndromes associated with myoclonic seizures. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2020;120(4):51‑59. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202012004151

Рекомендуем статьи по данной теме:
Слу­чай па­то­ло­ги­чес­ко­го ва­ри­ан­та ге­на PRRT2 у близ­не­цов с па­рок­сиз­маль­ной ки­не­зи­оген­ной дис­ки­не­зи­ей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(9-2):83-86
Ба­ко­зи­ды: изу­че­ние ней­ро­би­оло­ги­чес­кой ак­тив­нос­ти и пер­спек­ти­вы при­ме­не­ния. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(10):54-59
Изу­че­ние вли­яния фе­но­за­но­вой кис­ло­ты и ее ком­би­на­ции с вальпро­евой кис­ло­той на раз­ви­тие эпи­леп­ти­чес­кой сис­те­мы в эк­спе­ри­мен­те. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(3):104-113
Дол­гос­роч­ный ка­там­нез взрос­лых па­ци­ен­тов с эпи­леп­си­ей с эпи­леп­ти­чес­ким ста­ту­сом или се­рий­ны­ми прис­ту­па­ми. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(4):63-68
Эпи­леп­сия при му­та­ции ге­на PCDH19: по­лип­раг­ма­зия как следствие слож­нос­ти и мно­го­об­ра­зия ме­ха­низ­мов па­то­ге­не­за. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):51-55
Изу­че­ние эф­фек­тив­нос­ти при­ме­не­ния фе­но­за­но­вой кис­ло­ты при эпи­леп­сии, соп­ро­вож­да­ющей­ся ас­те­ни­чес­ки­ми на­ру­ше­ни­ями. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):89-97
Хи­рур­ги­чес­кое ле­че­ние па­ци­ен­тов со струк­тур­ной фо­каль­ной фар­ма­ко­ре­зис­тен­тной эпи­леп­си­ей, ас­со­ци­иро­ван­ной с ви­соч­ны­ми эн­це­фа­ло­це­ле. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2024;(1):39-47

Согласно дефиниции Международной противоэпилептической лиги, миоклонические приступы (МП) определяются как внезапные, короткие (<100 мс) непроизвольные одиночные или множественные сокращения мышц или групп мышц с вариабельной локализацией (аксиальная, проксимальная, дистальная мускулатура, мышцы туловища) [1]. При этом МП сопровождаются короткими диффузными разрядами комплексов полипик-волна на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) [2].

Данный тип приступов может входить в структуру многих форм эпилепсий и эпилептических синдромов, нередко диаметрально противоположных по прогнозу в отношении течения заболевания, неврологическим и когнитивным нарушениям, «набору» эпилептических приступов и ответу на противоэпилептические препараты (ПЭП) [3].

Хорошо известно, что МП встречаются при генетических генерализованных формах эпилепсии (ГГЭ), в частности в рамках юношеской миоклонической эпилепсии (ЮМЭ), доброкачественной миоклонической эпилепсии младенчества и др. [4, 5]. Указанные синдромы возникают у пациентов с отсутствием неврологической симптоматики, нормальным интеллектом [6]. Появление приступов не приводит к нарушениям в когнитивной сфере. В большинстве случаев достигается ремиссия при назначении ПЭП [7, 8].

МП нередко отмечаются как один из типов приступов у пациентов с эпилептическими энцефалопатиями (ЭЭ) младенческого и раннего детского возраста. При этом с течением заболевания наблюдается задержка или регресс психоречевого развития. По данным литературы, эти синдромы имеют неблагоприятный прогноз в отношении купирования приступов и восстановления когнитивных функций.

Также описана возможность существования данного типа приступов при структурной фокальной эпилепсии (СФЭ) в рамках феномена вторичной билатеральной синхронизации (ВБС) на ЭЭГ [9]. При этом из локального эпилептогенного очага разряды распространяются как регионально в пределах полушария, так и мгновенно диффузно и генерализованно, захватывая оба полушария головного мозга [10]. В клинической картине сочетаются фокальные и генерализованные (псевдогенерализованные) эпилептические приступы [11]. Исследования, посвященные изучению эффективности ПЭП данной формы эпилепсии, показывают большой процент резистентности в отношении приступов, а также негативное влияние эпилептиформной активности на когнитивные функции [12]. При отсутствии эффекта от применения ПЭП рекомендуется хирургическое лечение пациентов данной группы.

В последнее время появились публикации, показывающие, что МП может наблюдаться при генетических фокальных эпилепсиях при синдроме, представленном проф. К.Ю. Мухиным, — идиопатической фокальной эпилепсии (ИФЭ) с псевдогенерализованными приступами [13]. Автор отмечает хороший прогноз в отношении приступов, включая МП, на фоне ПЭП с возможностью полного выздоровления с возрастом.

Результаты назначения ПЭП у пациентов с МП показаны в многочисленных публикациях, и в основном представлены в рамках отдельных нозологий. Однако публикации, посвященные сравнительной эффективности ПЭП при разных эпилептических синдромах, ассоциированных с МП, носят единичный характер.

Широкий спектр форм эпилепсии с разным прогнозом, при которых регистрируются МП, диктует необходимость детального изучения возможностей терапии пациентов данной группы.

Цель исследования — оценить эффективность противоэпилептической терапии эпилептических синдромов, ассоциированных с МП.

Материал и методы

Обследованы 103 пациента с эпилепсией (52 (50,5%) мужского и 51 (49,5%) женского полов), у которых в ходе наблюдения были выявлены МП. Возраст пациентов при первичном приеме колебался от 2 до 18 лет.

ГГЭ диагностирована у 60 (58,2%) пациентов. Группа ГГЭ представлена 3 синдромами: ЮМЭ — 52 пациента, эпилепсия с миоклонически-атоническими приступами (синдром Дозе) — 6, доброкачественная миоклоническая эпилепсия младенчества — 2.

ИФЭ с псевдогенерализованными приступами выявлена у 6 (5,8%) пациентов, среди них 2 с доброкачественной фотосенситивной затылочной эпилепсией.

СФЭ ВБС установлена у 16 (15,5%) пациентов. Диагноз вероятной СФЭ ВБС (ВСФЭ ВБС) имели 4 (3,9%) пациента.

ЭЭ, ассоциированные с МП, отмечены у 17 (16,5%) пациентов. Группа ЭЭ представлена 6 синдромами: прогрессирующие миоклонические эпилепсии — 5 пациентов, синдром Леннокса—Гасто — 5, тяжелая миоклоническая эпилепсия младенчества (синдром Драве) — 4, синдром электрического статуса медленного сна (ESES-синдром) — 1, синдром Айкарди — 1, MISF-синдром — 1.

У пациентов проводили сбор анамнеза, оценку неврологического статуса и рутинное ЭЭГ-исследование. Также во всех случаях осуществляли продолженный видео-ЭЭГ мониторинг с включением сна (аппарат электроэнцефалограф-анализатор ЭЭГА-21/26 Энцефалан-131-03, модификация 11, Медиком МТД; видео-ЭЭГ мониторинг Нейроскоп 6.1.508, «Биола»). Всем больным была проведена магнитно-резонансная томография — МРТ (Sigma Infinity GE) с напряжением магнитного поля 1,5 Тесла.

Эффективность ПЭП оценивали как полную ремиссию при отсутствии приступов, как неполную ремиссию при снижении количества приступов на 50% и более, без эффекта при сохранении приступов.

Все пациенты, включенные в исследование, подписали информированное согласие.

Результаты

На фоне ПЭП медикаментозная ремиссия достигнута у 69 (67%) пациентов. Снижение частоты приступов на 50% и более отмечено у 24 (23,3%) больных. Отсутствие эффекта на проводимую терапию наблюдали лишь у 10 (9,7%) пациентов.

Исследование показало, что эффективность ПЭП в отношении эпилепсии, ассоциированной с МП, значительно различалась в зависимости от конкретных формы эпилепсии и группы эпилептических синдромов (табл. 1). Характеристика пациентов с ГГЭ, ассоциированных с МП, представлена в табл. 2. Основные ПЭП в монотерапии и различных комбинациях политерапии при различных эпилептических синдромах, ассоциированных с МП, перечислены в табл. 3.

Таблица 1. Общая эффективность ПЭП при различных группах эпилептических синдромов, ассоциированных с МП


Таблица 2. Основная характеристика пациентов с ГГЭ, ассоциированных с МП


Примечание. ГСП — генерализованные судорожные приступы; синдром Дозе: 2 пациента получали 1 ПЭП, 2 пациента — 2, 2 пациента — 3.

Таблица 3. ПЭП в монотерапии и комбинациях при различных эпилептических синдромах, ассоциированных с МП


В группе ГГЭ полная ремиссия была достигнута в 93,3% случаев. В остальных 6,6% случаях было уменьшение частоты приступов в 2 раза и более (ремиссия 50%).

У 2 пациентов с доброкачественной миоклонической эпилепсией младенчества наблюдали 100% ремиссию. Приступы у обоих дебютировали в один год. У одного из них приступы были 2 раза и купировались самостоятельно. Второй пациент принимал вальпроевую кислоту с полной ремиссией в течение 1 мес.

У всех 6 пациентов с миоклонически-астатической эпилепсией в 100% случаев ремиссия наступила после адекватного назначения ПЭП. Приступы дебютировали в возрасте от 3 до 6 лет (в среднем 4,3±1,03 года). Из них 2 пациента были на монотерапии вальпроевой кислотой; 2 — принимали по 2 ПЭП (вальпроевая кислота и клобазам; топирамат и этосуксимид); 2 — по 3 ПЭП (вальпроевая кислота, этосуксимид, ламотриджин). У всех 6 пациентов в течение года наступила 100% ремиссия приступов, но интеллектуальное развитие оставалось сниженным.

Из 52 пациентов с ЮМЭ полная ремиссия отмечена у 48 (92,3%). На монотерапии находились 37 пациентов, 3 из них принимали леветирацетам, 1 — топирамат, 33 — вальпроевую кислоту. Получали 2 ПЭП 10 пациентов, из них 3 комбинацию вальпроевой кислоты с топираматом, 2 комбинацию вальпроевой кислоты с леветирацетамом, остальные — комбинации фенобарбитал и леветирацетам, фенобарбитал и вальпроевая кислота, ламотриджин и клоназепам, вальпроевая кислота и ламотриджин. У 1 пациента ремиссия достигнута при применении 3 ПЭП: вальпроевой кислоты, ламотриджина, клоназепама.

У 4 (7,7%) пациентов с ЮМЭ частота приступов снизилась на 50%, из них 2 находились на монотерапии (вальпроевая кислота, топирамат), 2 принимали по 2 ПЭП (фенобарбитал и вальпроевая кислота; вальпроевая кислота и леветирацетам).

В группе пациентов с ИФЭ с псевдогенерализованными приступами аналогично группе с ЮМЭ течение эпилепсии было в большинстве случаев благоприятным (табл. 4). Полная ремиссия приступов достигнута у 4 (66,7%) пациентов. У оставшихся 2 (33,3%) пациентов частота приступов снизилась на 50% и более. Пациентов, у которых отсутствовал эффект от приема ПЭП, не было.

Таблица 4. Характеристика пациентов с ИФЭ с псевдогенерализованными приступами, ассоциированной с МП


Примечание. ВГСП — вторично-генерализованные судорожные приступы.

У всех пациентов с ВСФЭ ВБС спектр приступов был разнообразен. Все пациенты принимали политерапию — по 3 ПЭП. Ремиссия была достигнута у 1 пациента при приеме комбинации вальпроевой кислоты, клобазама и этосуксимида. У других пациентов с ВСФЭ ВБС, несмотря на разнообразное сочетание ПЭП, ремиссии не было (табл. 5).

Из 6 пациентов с СФЭ, достигших ремиссии (см. табл. 3), 1 получал монотерапию (вальпроевая кислота), 4 принимали 2 ПЭП, 1 — 3 ПЭП, 2 перенесли хирургическое лечение.

Все 9 пациентов с СФЭ, у которых наблюдали 50% ремиссию, находились на политерапии (см. табл. 4). У 1 пациента при применении политерапии ремиссии достичь не удалось.

Таким образом, в группе пациентов СФЭ/ВСФЭ ВБС течение приступов было менее благоприятным, чем в двух предыдущих группах (см. табл. 5). Полной ремиссии приступов достигли 7 (35%) пациентов. Частота приступов снизилась на 50% и более у 9 (45%) пациентов. Без ремиссии были 4 (20%) пациента.

Таблица 5. Характеристика пациентов с СФЭ/ВСФЭ ВБС, ассоциированной с МП


Примечание. Все пациенты с ВСФЭ ВБС с трансформацией в билатеральные тонико-клонические приступы получали 3 ПЭП, 2 пациента со структурной лобной эпилепсией — 3 ПЭП, 5 пациентов с СФЭ — 3 ПЭП, 3 пациента с СФЭ — хирургическое лечение.

Группа ЭЭ в исследовании представлена 6 синдромами. Течение эпилепсии в данной группе было наиболее резистентным к ПЭП (табл. 6). Полной ремиссии приступов при применении политерапии достигли 2 (11,8%) пациента: один ребенок с синдромом Леннокса—Гасто (глюкортикостероиды, вальпроевая кислота и клобазам) и второй — с электрическим статусом медленного сна (вальпроевая кислота и этосуксимид).

Таблица 6. Характеристика пациентов с ЭЭ, ассоциированных с МП


Примечание. У 1 пациента с прогрессирующей миоклонической эпилепсией проведена каллозотомия.

Частота приступов снизилась на 50% и более у 9 (52,9%) пациентов, среди них 4 с болезнью Унферрихта—Лундборга, 3 с синдромом Драве и 2 с синдромом Леннокса—Гасто. Из них 5 пациентов принимали 2 ПЭП, 3 — 3 ПЭП и 1 — 5 ПЭП.

Без ремиссии были 6 (35,3%) пациентов, 5 из них принимали 2 ПЭП, 1 — 3 ПЭП, 1 пациенту с прогрессирующей миоклонической эпилепсией, болезнью Лафора проведена каллозотомия.

Отдельно сравнительно проанализировали зависимость эффективности ПЭП от возраста дебюта эпилепсии, ассоциированной с МП (табл. 7). В возрастной группе от 1 года до 3 лет наблюдали наибольший процент фармакорезистентных случаев эпилепсии, ассоциированной с МП, — 43,75. Это были пациенты с синдромом Леннокса—Гасто и СФЭ/ВСФЭ ВБС. У детей 1-го года жизни также наблюдали высокий процент резистентности к ПЭП — 31,25. Это были пациенты с ЭЭ (синдром Драве, MISF, синдром Леннокса—Гасто, синдром Айкарди) и СФЭ/ВСФЭ с феноменом вторичной билатеральной синхронизации. С дебютом в старших возрастных группах после 4 лет ремиссия достигалась более часто, в среднем в 79,62% случаев. Но встречались редкие случаи резистентности, в основном за счет прогрессирующей миоклонус-эпилепсии (болезнь Лафора) с дебютом приступов в 12 лет и СФЭ ВБС с диффузной корковой атрофией в теменно-затылочных отделах с дебютом приступов в 17 лет.

Таблица 7. Эффективность ПЭП в различные возрастные периоды дебюта приступов у пациентов с эпилепсией, ассоциированной с МП


Результаты исследования показывают, что у пациентов с МП (вне зависимости от конкретной формы эпилепсии) возраст дебюта приступов играет важное значение для предварительного прогноза течения эпилепсии и ожидания эффективности ПЭП. Если первый эпилептический приступ при эпилепсии, ассоциированной с МП, дебютировал до 5 лет, то ремиссию наблюдали реже. И чем младше был пациент на момент дебюта, тем реже достигалась полная ремиссия заболевания. И, наоборот, если эпилепсия, ассоциированная с МП, дебютировала после 5 лет и в более старшем возрасте, то полную ремиссию приступов наблюдали чаще (см. рисунок).

Зависимость частоты достижения ремиссии эпилепсии, ассоциированной с МП, от возраста ее дебюта.


Обсуждение

Результаты исследования показали, что у пациентов с эпилептическими синдромами, ассоциированными с МП, на фоне приема ПЭП широкого спектра действия медикаментозная ремиссия была достигнута в 67% случаев, снижение частоты приступов на 50% и более — в 23,3%, отсутствие эффекта — в 9,7%. Но следует отметить, что эффективность ПЭП значительно отличалась в разных группах эпилептических синдромов. Высокая эффективность ПЭП в общей группе пациентов в данном исследовании в основном обусловлена превалированием больных с ЮМЭ, при которой наблюдали наибольший процент достижения ремиссии.

На основании результатов исследования выявлены факторы риска развития резистентности эпилептических приступов к ПЭП у пациентов с эпилептическими синдромами, ассоциированными с МП: среди них ранний возраст дебюта МП, наличие структурных изменений при нейровизуализации, сопутствующая задержка моторного, речевого и психического развития. К одним из наиболее значимых факторов риска резистентности можно отнести наличие в клинической картине наряду с МП определенных типов приступов, таких как эпилептические спазмы, тонические приступы, атипичные абсансы, негативный миоклонус, атонические приступы. Присоединение фокальных и тонических приступов является признаком перехода эпилепсии в резистентное течение и вероятности развития ЭЭ. Неблагоприятным течением эпилепсии, ассоциированной с МП, является наличие следующих синдромов: ЭЭ, СФЭ/ВСФЭ ВБС, прогрессирующих миоклонических эпилепсий. Из ЭЭГ-прогностических признаков выделяем замедление основной биоэлектрической активности головного мозга на ЭЭГ.

Наше исследование показало, что о хорошем прогнозе в отношении достижения ремиссии может говорить наличие следующих симптомов: позднего дебюта приступов, отсутствия очаговой неврологической симптоматики, сохранного интеллекта, наличия в клинической картине, помимо МП, таких типов приступов, как генерализованные тонико-клонические приступы, типичные абсансы, формирования основной активности по возрасту на ЭЭГ, отсутствия изменений при нейровизуализации.

Большой круг эпилептических синдромов, ассоциированных с МП, с разным прогнозом в отношении приступов и когнитивных функций диктует необходимость применения всего спектра диагностического обследования пациентов с целью уточнения диагноза, который, по нашему мнению, должен включать, помимо сбора анамнеза и изучения неврологического статуса, проведение продолженного видео-ЭЭГ мониторинга с включением сна, методов нейровизуализации (с расширением показаний для проведения МРТ головного мозга по эпилептологической программе сканирования), медико-генетическое обследование.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.