Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Зыков В.П.

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России

Комарова И.Б.

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России

Диагностика, патогенез и лечение синдрома дефицита внимания

Авторы:

Зыков В.П., Комарова И.Б.

Подробнее об авторах

Просмотров: 6242

Загрузок: 97


Как цитировать:

Зыков В.П., Комарова И.Б. Диагностика, патогенез и лечение синдрома дефицита внимания. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2023;123(6):22‑29.
Zykov VP, Komarova IB. Diagnosis, pathogenesis and treatment of attention deficiency syndrome. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2023;123(6):22‑29. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202312306122

Рекомендуем статьи по данной теме:
Син­дром де­фи­ци­та вни­ма­ния и ги­пе­рак­тив­нос­ти у де­тей и под­рос­тков: уро­ки пан­де­мии COVID-19. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(1):60-65
Син­дром де­фи­ци­та вни­ма­ния с ги­пе­рак­тив­нос­тью у взрос­лых. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(2):97-102
Тре­вож­ные расстройства как ко­мор­бид­ные сос­то­яния при пси­хо­нев­ро­ло­ги­чес­ких за­бо­ле­ва­ни­ях у де­тей. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(7):56-64
Со­дер­жа­ние в кро­ви 25-OH ви­та­ми­на D и би­оген­ных ами­нов у жи­те­лей го­ро­да Ар­хан­гельска. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(11):108-114

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — комплекс нарушений развития нервной системы, саморегулирующихся систем мозга в структуре когнитивной дисфункции с тенденцией к хроническому течению у взрослых, возникающий в детском возрасте, с распространенностью 1,4—3,0% [1], а по отдельным источникам — до 15%, с преобладанием у мальчиков [2]. По данным системных обзоров за период 2015—2020 гг., в структуре психических заболеваний в европейской популяции детей и подростков СДВГ занимает второе место (2,9%) после тревожных расстройств (7,9%) [3]. Проспективные исследования СДВГ показывают повышенный риск множественных психических и социальных проблем, а также преждевременной смертности у взрослых больных СДВГ. Импульсивность как частый синдром может приводить к наркомании и поведенческим сексуальным расстройствам [4]. Симптомы СДВГ сохраняются у 50—80% подростков, присоединяются нарушения поведения, невыполнение требований взрослых, безрассудность, трудности организации труда, 23% — не заканчивают школу. У 25% взрослых имеются нарушения поведения, конфликтность, сложности с работой, злоупотребление алкоголем и наркотиками. У 50% больных молодого возраста сохраняются трудности с концентрацией внимания и торможением импульсивности [5]. К сожалению, в работе не указывают долю пациентов, которым проводилось лечение, длительность курсов и варианты медикаментозных вмешательств. Большинство авторов указывает на существование как гипо-, так и гипердиагностики СДВГ, а также о необходимости выявления заболевания в дошкольном возрасте, тем более что оно в 60—80% случаев сохраняется у взрослых [6].

Этиология и патогенез

СДВГ — сложное состояние, вызванное взаимодействием генетических, социальных и экологических факторов [7]. В обзоре [8] по исследованиям в США, Австралии, Скандинавских странах и странах Европейского Союза сообщается о средней оценке наследуемости в 76%, что свидетельствует о СДВГ как самом частом наследуемом психоневрологическом заболевании. СДВГ включает дефицит поведенческого торможения. Построена теоретическая модель, связывающая торможение с исполнительными нейропсихологическими функциями, эффективное выполнение которых, по-видимому, зависит от рабочей памяти, саморегуляции аффекта мотивации—возбуждения, внутренней речи и планирования (поведенческий анализ и синтез). Расширенная модель предсказывает, что СДВГ должен быть связан с вторичными нарушениями исполнительных функций и моторного контроля, который они обеспечивают [9].

С начала 90-х годов в исследованиях СДВГ определилось основное направление изучения молекулярно-генетических механизмов заболевания, на примере родословных пробандов показана высокая распространенность СДВГ среди родственников 1-й степени родства и обнаружены ассоциации с мутациями гена дофаминовых рецепторов 4-го типа (ДР4). Предположительно, рецепторы дофамина находятся в лобно-лимбической системе мозга, которая функционально связана с вниманием и системой внимания и поиска новизны [10, 11]. На примере родословных генетического изолята Колумбии было показано ожидаемое проявление фенотипа СДВГ у мужчин до 3%, а у женщин 0,2%, выборка больных СДВГ по родословной упрощает разработку модели генетического картирования заболевания и определяет гендерные различия заболевания с преобладанием лиц мужского пола [12]. Многочисленные нейромедиаторные механизмы вовлечены в развитие СДВГ, в том числе дофаминергические, норадренергические, серотонинергические и холинергические пути [13]. Современные результаты полногеномных исследований ассоциаций генов предрасполагают к выводам, что СДВГ является полигенным мультифакториальным заболеванием.

Обсуждаются факторы окружающей среды, которые могут привести к гиперактивному поведению: флюоресцентное освещение, соли тяжелых металлов, определенные продукты, особенно сахар, пищевые красители. Дети с длительным просмотром телевизионных программ в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) имели впоследствии проблемы с вниманием в школе [14].

Основная дофаминергическая теория патогенеза СДВГ включает несколько позиций: дефицит дофамина в лобно-стриарных областях головного мозга в результате нарушения трансмиссии медиатора к рецепторам, нарушение структуры ДР1, ДР2, ДР4, ДР5, в которых утрачивается функциональная активность воспринимать нейромедиатор, что может быть результатом мутации генов, внешних факторов, включая заболевания нервной системы инфекционной, сосудистой и травматической этиологии. Кроме дофаминергической теории патогенеза СДВГ, рассматриваются нарушения норадренергических, серотонинергических, глутаматергических и холинергических путей медиации, которые влияют на функции внимания и памяти [15].

Значительный интерес вызывает функциональная значимость ДР4, топографически представленных в префронтальной и стриарной областях головного мозга. Устойчивые связи обнаружены между геном, кодирующим ДР4, и СДВГ [16]. Основные функциональные и фармакологические свойства ДР4 были выяснены в исследованиях, посвященных роли гетеромеризации рецептора и относительной авидности норадреналина в отношении ДР4. Показана роль пинеальных ДР4 в циркадной норадренергической модуляции синтеза и высвобождения мелатонина, а также роль ДР4 в ингибирующей дофаминергической модуляции лобно-кортикостриарной глутаматергической нейротрансмиссии [17].

Межмедиаторное взаимодействие дофамин—глутамат было выявлено в эксперименте на мышах, у животных с низкой активностью рецептора ДР4 отмечали повышенную глутаматную возбудимость пирамидных нейронов лобной коры [18], в то время как усиление функции, обеспечиваемое ДР4, вызывало противоположный эффект со снижением кортикостриарной глутаматергической передачи [19], что вторично может приводить к СДВГ.

Таким образом, можно предполагать различную функциональную активность ДР4, измененных в результате мутации, в зависимости от локализации их в структурах головного мозга, а также опосредованное действие глутамата на дофаминергическую систему мозговой коры. Дальнейшие исследования обмена дофамина при СДВГ были продолжены на примере ДР5 и ДР1. В публикации авторы не представили четких доказательств участия ДР5 в патогенезе СДВГ [20]. Важные результаты о функциональной активности ДР1 в теменной доле были получены в экспериментальных исследованиях на макаках, обнаружена модулирующее воздействие на состояние внимания при выполнении монотонной деятельности, что может быть моделью образовательного процесса у детей [21]. Чрезмерная стимуляция ДР1 в префронтальной коре грызунов, которая возникает на фоне стресса, ухудшает работу пространственной рабочей памяти. Повышенная стимуляция ДР1 во время стресса может привести к «отключению» префронтальной коры, чтобы позволить задним корковым и подкорковым структурам регулировать поведение, но в то же время это может способствовать уязвимости префронтальной коры при многих психоневрологических расстройствах [22]. Патогенетическая концепция роли дизонтогенеза синапсов нейронов была подтверждена в экспериментальной модели с ингибированием фактора гистосовместимости класса I, который участвует в синаптогенезе и экспрессии ДР. На примере повышения активности ДР1 в прилежащем ядре отмечено появление у животных гиперативности, импульсивности и дефицита внимания, что регулировалось небольшими дозами метилфенидата [23]. Роль низкой активности ДР1 в поясной извилине у больных СДВГ подтверждена на людях при помощи позитронно-эмиссионной томографии. Больные СДВГ показали снижение активности ДР1 в передней поясной коре (ППК) и увеличение активированной микроглии в дорсолатеральной префронтальной коре (ДЛПФК) и орбитофронтальной коре (ОФК) по сравнению с субъектами контрольной группы. Снижение ДР1 в ППК было связано с тяжелой гиперактивностью лиц с СДВГ. Активация микроглии в ДЛПФК сочеталась с дефицитом скорости обработки и способности к вниманию, активация в ОФК коррелировала с более низкой скоростью обработки при СДВГ. Кроме того, было обнаружено, что положительная корреляция между ДР1 и активированной микроглией как в ДЛПФК, так и в ОФК значительно специфична для группы СДВГ, а не для здоровых [24]. Авторы высказали мысль о принципиально новой терапевтической модели СДВГ, о необходимости поиска препаратов, воздействующих на активность микроглии. Применение функциональной МРТ (фМРТ) высокого разрешения продемонстрироввало, что у подростков с СДВГ проявляются усиленные сигналы в орбитофронтальной коре, повышенные реакции, связанные с ожиданием вознаграждения, коррелируют с тяжестью импульсивности и гиперактивности. Полученные результаты фМРТ позволяют авторам оспаривать идею о том, что дисфункции дофаминергических областей мозга являются единственным фактором, влияющим на симптомы импульсивности при СДВГ [25].

Исследована роль генотипов катехол-О-метил -трансферазы (КОМТ) и дофамингидроксилазы (ДГК) и влияния активности ферментов обмена дофамина на устойчивость во времени зрительного внимания. Было обнаружено значительное влияние генотипа ДГК на способность удерживать внимание с течением времени (устойчивость внимания), оцениваемую при выполнении задачи непрерывной производительности. Кроме того, продемонстрирована связь между генотипом КОМТ и эффективным порогом зрительного восприятия при выборе внимания, оцененным на основе выполнения задачи. В целом результаты предоставляют новые экспериментальные доказательства того, что дофаминергические и норадренергические генотипы оказывают различное влияние на зрительное внимание; как недостаточная, так и чрезмерная катехоламинергическая активность может одинаково негативно влиять на устойчивое внимание [26]. Имеются достоверные данные о связи генетических полиморфизмов ДР2 с агрессивным поведением, нарушением памяти и СДВГ [27].

Один из вариантов патогенеза дофаминергической концепции — дефицит экспрессии гена транспортера дофамина (ТДА), полиморфизмы гена ассоциированы с модулированием рабочей памяти у детей с СДВГ [28]. Ген кодирует транспортер дофамина, который локализуется в пресинаптической мембране, максимально экспрессируется в стриатуме и префронтальной коре, функция ТДА — это обратный захват дофамина из синапса и регуляция дофаминергической нейротрансмиссии [29]. Снижение экспрессии гена ТДА может приводить к редукции обратного захвата и увеличению инактивации дофамина, что, вероятно, отражается на уровне его концентрации в нейроне, которая необходима для устойчивого внимания [29].

Дефицит норадреналина в лобной коре, поясной извилине и гиппокампе может быть вызван как нарушением активности переносчика нейромедиатора, так и результатом трансформации структуры рецепторов. Норадреналин определяет когнитивные функции, память, регулирует ответ на стресс, обратный захват лактата из нейрона [30]. Среди генов, определяющих норадренергическую медиацию, исследователи в первую очередь ориентированы на транспортер норадреналина (НЕТ1/SLC6A2) и адренергические альфа-рецепторы 2A и 2C (ADRA2A и ADRA2C). На примере нейробиологических, нейрофармакологических и животных моделей поддерживается предположение, что ген норадренергического рецептора (НАР) 2-го типа — кандидат патогенеза СДВГ [31].

Значительный интерес представляют данные, полученные в оценке полиморфизма гена НАР 2-го типа и эффективности психостимулятора метилфенидата на регресс симптомов невнимательности у больных СДВГ. У авторов статьи возникло предположение о связи невнимательности с изменением структуры рецепторов ADRA2A [32].

Обсуждается роль активности ферментных систем обмена катехоламинов в патогенезе СДВГ. В основе зрительного внимания лежит объем памяти визуальной информации. Математическая реализация модели теории зрительной памяти позволяет оценить пять теоретических параметров: объем кратковременной зрительной памяти, скорость обработки, порог восприятия, пространственное смещение и индекс нисходящей избирательности [33]. Изучены диссоциативные действия дофамина и норадреналина на уровне фронтальных областей головного мозга, на примере полиморфизмов генов ферментов КОМТ (инактивирует нейромедиаторы) и дофамин-бета-гидроксилазы (реакция синтеза норадреналина из дофамина) было показано, что как высокая, так и низкая активность дофамина и норадреналина оказывает патологическое действие на устойчивость внимания [34]. Есть вероятность, что у функции зрительного внимания имеется разный механизм модуляции со стороны дофамина и норадреналина.

Таким образом, многочисленные данные поддерживают представление о дофаминергической и норадренергической модуляции префронтальной и поясной коры, которая осуществляет контроль над когнитивными процессами, лежащими в основе зрительного и слухового внимания, что указывает на выбор фармакологического воздействия препаратами — стимуляторами выброса дофамина (метилфенидат), а также ингибиторами обратного захвата норадреналина (атомоксетин — Когниттера) в терапии детей с СДВГ.

Сигналы, передаваемые серотонином, регулируют познание, поведение и иммунитет [35]. Нарушение развития серотонинергической системы может изменить мозговые функции, что приводит к поведенческим расстройствам, таким как депрессия, тревога, импульсивность, насилие и нарушение аппетита [36]. Активация серотонинергических рецепторов может повышать высвобождение дофамина в медиальной префронтальной коре, стриатуме, гиппокампе, а в последующем избыток дофамина приводит к торможению выброса глутамата и ацетилхолина в различных областях головного мозга [37]. Накоплены данные об ассоциации полиморфизмов мутаций генов серотонинергических рецепторов 1-го типа и СДВГ у детей, что может представлять перспективу для медикаментозной терапии [38, 39].

Клиническая картина и диагностика СДВГ

Группой риска больных СДВГ являются дети, имеющие в анамнезе гипоксическо-ишемическую энцефалопатию новорожденных с поражением премоторной коры [40]. Повышенные риски СДВГ в сравнении с общей популяцией имеют дети, матери которых курили во время беременности (имеются данные о линейных дозозависимых эффектах никотина, количестве выкуренных сигарет и риске СДВГ), что объясняется проникновением никотина через плаценту и влиянием на формирование холинергической системы головного мозга плода [41]. Низкий вес плода и недоношенность рассматриваются как возможные факторы риска СДВГ и аутизма [42]. Согласно рекомендациям по диагностике и лечению СДВГ [43], врач при жалобах родителей на академическую неуспеваемость и невнимательность ребенка должен провести диагностические мероприятия по критериям DSM-IV или DSM-5 (уровень рекомендаций B). Наиболее удобный вариант представляет анкета Коннерса, включающая симптомы СДВГ на основе DSM-IV [44, 45]. Анкету заполняют родитель и учитель, при наличии более 26 баллов для мальчиков и 23 баллов и более для девочек анкетирование повторяют через 6 мес. Согласно критериям DSM-IV [45], для диагноза СДВГ симптомы должны наблюдаться в школе и дома, и сохраняться не менее 6 мес наблюдения. Мы адаптировали анкету в русскоязычном варианте и провели градацию СДВГ, в зависимости от набранных баллов, на легкую, умеренною и тяжелую формы [46]. Ключ для оценки теста мы поместили в анкету, чтобы родители могли сами увидеть результат, ответы учителя подсчитывает врач на приеме и сверяет данные с анкетами родителей (табл. 1). Наш опыт показал, что до 30% детей с СДВГ легкой формы через 6 мес не повторяют результаты прежнего тестирования и переходят в группу нормы, при среднетяжелой форме результаты повторяются через 6 мес в большинстве случаев. Дополнительный тест проводится врачом (3-й наблюдатель) для оценки кратковременной вербальной памяти пробой 10 слов по Лурия [47]. Для детей в возрасте 7—10 лет мы используем одно-двухсложные слова, старше 10 лет — двух-трехсложные слова.

Табл. 1. Шкала оценки СДВГ: версия для родителей — заполняемая родителем, учителем (анкета адаптирована [46])

Присутствовало ли лицо, осуществляющее непосредственный уход за пациентом на последней неделе, во время интервью?

1 Да

0 Нет

Неизвестно

Отметьте (V) ячейку, которая наилучшим образом описывает поведение ребенка в течение последней недели.

Никогда или редко 0

Иногда 1

Часто 2

Очень часто 3

1 Не может сосредоточиться на деталях или делает небрежные ошибки при выполнении школьных заданий.

0

1

2

3

2 Постоянно перебирает руками или ногами либо ерзает на стуле.

0

1

2

3

3 Испытывает трудности с поддержанием необходимого уровня внимания на игровых и бытовых видах деятельности.

0

1

2

3

4 Покидает свое место во время урока или в других ситуациях, когда полагается оставаться на своем месте.

0

1

2

3

5 Создается впечатление, что не слушает обращенную к нему речь.

0

1

2

3

6 Бегает или пытается куда-то залезть в ситуациях, когда это неприемлемо.

0

1

2

3

7 Не следует инструкциям или не доводит работу до конца.

0

1

2

3

8 Не может тихо, спокойно играть или иным образом проводить свое свободное время.

0

1

2

3

9 Испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.

0

1

2

3

10 Всегда в движении или действует, как будто «с моторчиком».

0

1

2

3

11 Избегает выполнения задач (например, учеба в школе и выполнение домашних заданий), требующих продолжительных мыслительных усилий.

0

1

2

3

12 Слишком много говорит.

0

1

2

3

13 Теряет вещи, необходимые для выполнения тех или иных видов деятельности.

0

1

2

3

14 Начинает отвечать, не дослушав вопрос до конца.

0

1

2

3

15 Легко отвлекается.

0

1

2

3

16 С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

0

1

2

3

17 Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

0

1

2

3

18 Перебивает других людей или мешает им.

0

1

2

3

Оценка результатов теста. Критерии диагноза СДВГ для мальчиков >25 баллов, для девочек >22 баллов.

План диагностики и наблюдения в амбулаторной практике больных СДВГ:

1-й шаг — при наличии жалоб родителей на невнимательность, гиперактивность анкетирование по Коннерсу — заполнение анкеты учитель—родитель;

2-й шаг — оценка врачом кратковременной вербальной слуховой памяти (проба 10 слов по Лурия) [47];

3-й шаг — оценка коморбидных синдромов, нарушения речи, счета, координации и мелкой моторики, тревожности, оппозиционного поведения;

4-й шаг — назначение терапии;

5-й шаг — консультация специалистов: психолога, логопеда-дефектолога;

6-й шаг — наблюдение: 1-й визит — через 4 нед, 2-й визит — через 3 мес для оценки результатов лечения и контроля побочных эффектов.

В своей практике мы используем оценку тяжести СДВГ в баллах, исходя из представленной выше анкеты [44, 46] (табл. 2).

Табл. 2. Адаптированная шкала оценки тяжести синдрома дефицита внимания с гиперактивностью

Пол

Легкая степень (баллы)

Средняя степень (баллы)

Тяжелая степень (баллы)

Мальчики

26—34

35—43

44—54

Девочки

23—31

32—40

41—54

Анкета Коннерса применима для оценки эффективности проведения педагогических и медикаментозных вмешательств. Оценка тяжести СДВГ позволяет определиться с длительностью терапии и выбором препаратов, в ряде случаев при легких формах возможно лечение без медикаментов: дополнительные занятия с педагогами, разработка индивидуальных программ, поведенческая терапия [43]. Симптомы невнимательности с возрастом наиболее устойчивы при наблюдениях детей от 8 до 16 лет, а гиперактивность/импульсивность значительно регрессирует, что важно для прогнозирования СДВГ и профессионального ориентирования молодежи [48].

У большинства больных СДВГ описываются коморбидные расстройства: нарушения развития речи, координации, счета и поведения, изолированный вариант СДВГ наблюдается только у 2% детей. Оппозиционное поведение и конфликтность могут оставаться во взрослом состоянии, что становится препятствием для адекватной социальной адаптации, неблагоприятным симптомом является стойкая агрессивность [49].

СДВГ-плюс [50] — вариант течения заболевания с сочетанием с нарушениями развития, такими как нарушения памяти, письма и чтения. Как правило, вызывает сложности понимание патогенеза синдрома, а именно, что первично нарушает обучение — дефицит внимания или нарушение развития речи и памяти. При синдроме дефицита внимания без гиперактивности, в сравнении с СДВГ, дети лучше выполняют повторные задания, что позволяет их отнести в группу с благоприятным прогнозом школьной адаптации. Дополнительные занятия с опытными педагогами могут быть успешными для осмысления программы обучения. Хронические тики и синдром Туретта часто сочетаются с дефицитом внимания и синдромом гиперактивности. Так, по нашим данным, у пациентов с тиками СДВГ наблюдается в 20—40% случаев, а при синдроме Туретта — в 70% [51]. Характерно, что при обострении тикозных гиперкинезов проявления невнимательности резко нарастают. Лечение основного заболевания приводит к регрессу невнимательности и гиперактивности.

Дифференциальный диагноз СДВГ

Трудности обучения — у ребенка возникают сложности в освоении школьной программы в силу когнитивных нарушений, затруднено логическое и абстрактное мышление. В домашней обстановке и во время игровой деятельности невнимательность нивелируется. В дошкольном периоде проблем с дефицитом внимания и гиперактивностью не возникало [50].

Сверхфокусированное внимание рассматривается как отсутствие гибкости психологической установки, такие дети трудно переключаются на новые стимулы, часто сочетается с оппозиционным и вызывающим поведением. У таких детей склонности к депрессиям, тревожности. В коллективе они становятся одиночками из-за трудности адаптации [50].

Темпераментный ребенок — активность избыточна, но нет дефицита внимания. Дети обучаемы, имеется связь с возрастом: максимальные проявления импульсивности в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Синдром Weinberg описан в 1990 г. как синдром расстройства бдительности [52]. Дети не могут долго поддерживать внимание при выполнении задач с непрерывной умственной деятельностью, например чтение, жалуются на скуку, у них быстро развивается сонливость, однако сон не приводит к повышению трудоспособности. Трудно просыпаются утром, медлительны. В игровой деятельности активны. Разговорчивы, общительны, контактны и дружелюбны, любят рассказывать длинные истории с детализацией. Расстройство имеет аутосомно-доминантный тип наследования. Симптомы должны наблюдаться не менее 12 мес, они не связаны с приемом препаратов или другим неврологическим заболеванием. Описан эффект от метилфенидата, рекомендуются занятия с короткими перерывами, использование задач без повторений и с ограниченным количеством пунктов.

Нарушения внимания, связанные с внутренней отвлекаемостью — ребенок занят своими мыслями, любимым занятием или избыточность информации приводит к ситуационной гиперактивности. Ожидание наказания за плохую успеваемость, депрессия приводят к нарушению внимания.

Синдром беспокойных ног проявляется непреодолимым желанием двигать ногами, чтобы снизить неприятные ощущения, которые возникают в покое, может создавать впечатление гиперактивности у ребенка, имеются исследования о железодефиците при данных состояниях [53].

Лечение включает психолого-педагогическую коррекцию после 1-го тестирования СДВГ, при подтверждении диагноза через 6 мес после 2-го тестирования родитель—учитель — медикаментозную терапию в комбинации с различными занятиями с дефектологами-нейропсихологами, направленными на улучшение когнитивных функций. В отечественной литературе по медикаментозной терапии СДВГ указывается гопантеновая кислота (ГК) в дозах 30—50 мг/кг, а в случае преобладания импульсивности дозу предлагается повышать до 75 мг/кг [54], возможны курсы длительностью по 4—6 мес. Плацебо-контролируемое исследование с применением ГК у больных СДВГ в течение 6—8 нед показало снижение симптомов невнимательности [55].

После проведения 3 курсов терапии ГК по 3 мес у детей и подростков с СДВГ улучшались показатели внимания, краткосрочной и долгосрочной, а также слухоречевой памяти, логического мышления, нормализовались характеристики поведения за счет уменьшения гиперактивности, импульсивности, что способствовало положительным сдвигам в школьной успеваемости [55, 56]. На примере больных СДВГ с тиками обнаружен противотревожный эффект у ГК, на фоне применения препарата отмечается нормализация настроения и социальной адаптации [51].

В комплексной терапии показаны занятия с нейропсихологом и логопедом. Коррекционная педагогика включает игры, танцы, рисование. В дошкольных учреждениях применимо сенсорное воспитание, а также возможно применять методику Монтессори.

В клинических рекомендациях, разработанных под эгидой Американской академии педиатрии, приводятся 5 препаратов для медикаментозной терапии СДВГ: психостимуляторы (метилфенидат, амфетамин), клонидин, гуанфацин и атомоксетин [43]. С учетом отсутствия регистрации в России психостимуляторов, и того, что клонидин и гуанфацин противопоказаны для применения до 18 лет, для детского возраста наиболее приемлемым для использования у больных СДВГ является атомоксетин (Когниттера). Атомоксетин в максимальной дозировке 1,2—1,4 мг/кг достоверно снижает выраженность симптомов СДВГ по балльной шкале Коннерса для родителей, по данным российского мультицентрового двойного-плацебо контролируемого исследования, в течение 6 нед приема препарата [57].

Сходные данные получены в наблюдениях на примере 6 рандомизированных клинических исследований, проведенных в США среди пациентов в возрасте от 6 до 18 лет (n=1069; пациенты, получавшие Атомоксетин, — n=618), значительное улучшение состояния отмечено у 47% больных, а минимальное — у 13% [58]. Дополнительным препаратом к лечению СДВГ предложен антиоксидант Убихинол (коэнзим Q): у пациентов, у которых атомоксетин не вызывал улучшений в течение 6 мес. Добавление коэнзима Q10 к атомоксетину в группе 1 улучшило симптомы в более короткие сроки с минимальными побочными эффектами. Группа 1 показала улучшение примерно на 33,87% по общему баллу анкеты Коннерса для родителей по сравнению с 18,24% в группе плацебо [59].

Представляют интерес данные о влиянии атомоксетина на коморбидные синдромы при СДВГ. На фоне приема атомоксетина в течение 16 нед отмечено улучшение когнитивных функций (внимание и навыки чтения) у больных СДВГ, но не выявлены различия в группе больных с изолированной дислексией. Таким образом, повышение качества зрительного внимания и кратковременной памяти позволяет уменьшать проявления дислексии у больных СДВГ [60]. Применение атомоксетина у девочек школьного возраста было эффективно, достаточно хорошо переносилось, положительные сдвиги от лечения проявлялись на 1-й неделе приема препарата [61]. Детальный сравнительный метаанализ медикаментозной терапии СДВГ был проведен с включением 133 двойных слепых рандомизированных контролируемых испытаний (81 — среди детей и подростков, 51 — среди взрослых и 1 — среди обоих возрастов). Оценка эффективности к 12-й неделе была основана на 10 068 детях и подростках и 8131 взрослом; анализ переносимости проводился на 11 018 детях и подростках и 5362 взрослых. Сравнивались метилфенидат, амфетамин, гуанфацин, атомоксетин. Принимая во внимание как эффективность, так и безопасность, данные этого метаанализа подтверждают, что метилфенидат у детей и подростков и амфетамины у взрослых являются предпочтительными препаратами первого выбора для краткосрочного лечения СДВГ, тем не менее атомоксетин был лучше, чем плацебо, и доверительный интервал составил от –0,66 до –0,45 [62].

В исследованиях на экспериментальной модели микродиализ атомоксетина увеличивал внеклеточные уровни норадреналина в префронтальной коре в 3 раза, но не изменял уровень серотонина. Атомоксетин также повышал концентрацию ДА в префронтальной коре в 3 раза, но не изменял ДА в стриатуме или прилежащем ядре. Вероятно, вызванное атомоксетином повышение уровня катехоламинов в префронтальной коре, области, отвечающей за внимание и память, опосредует терапевтические эффекты атомоксетина при СДВГ. В отличие от метилфенидата, атомоксетин не увеличивает концентрацию ДА в стриатуме и прилежащем ядре, что позволяет предположить: атомоксетин не будет влиять на моторные функции и наркозависимось [63].

На примере больных с использованием функциональной МРТ было показано, что атомоксетин и метилфенидат повышают активацию в лобно-стриарной системе. По сравнению с контрольной группой у мальчиков с СДВГ, получавших плацебо, были снижены показатели работоспособности и активность преимущественно правого полушария, лобно-теменной и полосато-таламической областей. Оба препарата нормализовали все зоны гипоактивации в мозге, в то время как только метилфенидат улучшал дефицит работоспособности. Метилфенидат обладает специфическим лекарственным эффектом, повышая активацию левой вентролатеральной префронтальной/верхней височной области по сравнению с плацебо и атомоксетином, в то время как оба препарата увеличивали активацию правой средней/верхней височной коры, задней части поясной извилины и предклинья по сравнению с плацебо. Результаты исследования подтверждают общие нормализующие эффекты метилфенидата и атомоксетина на лобно-стриато-таламо-теменную дисфункцию постоянного внимания при СДВГ [64].

Заключение

Таким образом, СДВГ — доминирующая форма когнитивных и поведенческих дисфункций детского возраста, адекватной диагностикой которого является тестирование родителей и учителей в два этапа, обязательный второй этап через 6 мес необходим для подтверждения устойчивости симптомов во времени. Адекватным препаратом для многомесячного использования с учетом международного и российского опыта применения представляется атомоксетин (Когниттера). Целесообразны организационные методы: направленная диспансеризация 5—6-летних детей на выявление СДВГ, когнитивных и моторных дисфункций в дошкольном периоде для разработки программы лечения и психологической помощи ребенку и родителям.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.