Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Чутко Л.С.

ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской академии наук»

Фатеева В.В.

ФГБНУ «Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии»

Сурушкина С.Ю.

ФГБУН «Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой Российской академии наук»

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей и подростков: уроки пандемии COVID-19

Авторы:

Чутко Л.С., Фатеева В.В., Сурушкина С.Ю.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1168

Загрузок: 9


Как цитировать:

Чутко Л.С., Фатеева В.В., Сурушкина С.Ю. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей и подростков: уроки пандемии COVID-19. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2024;124(1):60‑65.
Chutko LS, Fateeva VV, Surushkina SYu. Attention deficit hyperactivity disorder in children and adolescents: lessons from the COVID-19 pandemic. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2024;124(1):60‑65. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro202412401160

Рекомендуем статьи по данной теме:
Це­реб­раль­ная ами­ло­ид­ная ан­ги­опа­тия. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(2):85-90
Ди­на­ми­ка за­бо­ле­ва­емос­ти пси­хи­чес­ки­ми расстройства­ми и расстройства­ми по­ве­де­ния в пе­ри­од пан­де­мии COVID-19 в Пен­зен­ской об­лас­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(2):129-134
Кли­ни­чес­кий слу­чай впер­вые воз­ник­ше­го в пос­тко­вид­ный пе­ри­од би­по­ляр­но­го аф­фек­тив­но­го расстройства. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(3):125-129
При­чи­ны гос­пи­таль­ной смер­тнос­ти взрос­лых по дан­ным ме­ди­цин­ских сви­де­тельств о смер­ти. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):7-13
Ан­ти­би­оти­ко­ре­зис­тен­тность мик­ро­би­оты вер­хних ды­ха­тель­ных пу­тей у де­тей с но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ци­ей в г. Ря­за­ни. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):45-51
Вли­яние эпи­де­мии COVID-19 на здо­ровье сту­ден­тов. Часть 1. Ка­чес­тво здо­ровья и об­раз жиз­ни сту­ден­тов тех­ни­чес­ких ву­зов до и пос­ле эпи­де­мии COVID-19. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):59-65
Неб­ла­гоп­ри­ят­ные пе­ри­на­таль­ные ис­хо­ды при COVID-19. Ана­лиз се­рии кли­ни­чес­ких наб­лю­де­ний. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(2):86-90
Ста­дий­ность мор­фо­ло­ги­чес­ких про­яв­ле­ний COVID-19 в лег­ких в за­ви­си­мос­ти от дав­нос­ти за­бо­ле­ва­ния. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(2):28-31
Вак­ци­на­ция про­тив Covid-19 рос­сий­ски­ми вак­ци­на­ми как фак­тор ин­дук­ции ми­опе­ри­кар­ди­та у ра­нее не бо­лев­ших или пе­ре­нес­ших но­вую ко­ро­на­ви­рус­ную ин­фек­цию боль­ных. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2024;(2):184-193
Роль эк­зо­сом в меж­кле­точ­ных вза­имо­действи­ях при раз­лич­ных ва­ри­ан­тах по­ра­же­ния лег­ких в ле­таль­ных слу­ча­ях COVID-19. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(2):22-29

Новая коронавирусная болезнь (COronaVIrus Disease 2019, COVID-19) и ее переход в пандемию привели к возникновению целого ряда сложностей в работе систем здравоохранения различных стран. В центре внимания исследователей оказался вопрос об особенностях влияния COVID-19 на детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Высокий риск заражения COVID-19 детей и подростков, страдающих СДВГ, может быть обусловлен когнитивными и поведенческими нарушениями, составляющими клиническую картину заболевания. Так, из-за невнимательности и гиперактивности дети с СДВГ реже носят защитные медицинские маски, не используют дезинфицирующие средства и игнорируют меры социального дистанцирования. Склонность детей и подростков, страдающих СДВГ, к рискованному поведению рассматривается в качестве предиктора для несоблюдения инструкций по инфекционной безопасности во время пандемии COVID-19. Вышеупомянутые стратегии поведения затрудняют соблюдение протоколов по профилактике новой коронавирусной инфекции, что делает детей и подростков с СДВГ более уязвимыми для COVID-19 [1, 2].

Взрослые пациенты с СДВГ могут подвергаться большему риску заражения COVID-19 при наличии тяжелой степени поведенческих нарушений и отсутствии медикаментозной терапии СДВГ (по сравнению со здоровыми добровольцами аналогичного возраста). Так, крупное популяционное исследование выявило, что признаки СДВГ достоверно чаще диагностируются у людей с положительным результатом теста на COVID-19 по сравнению с теми, у кого зарегистрирован отрицательный результат [3]. Риск заражения у взрослых людей с СДВГ оказался в 5—6 раз выше, чем в общепопуляционных показателях [4]. В то же время исследование детской популяции, E. Rosenthal и соавт. [5] показало, что не было групповых различий в уровне заражения COVID-19 между детьми с СДВГ и их сверстниками без этого расстройства. При этом у детей с СДВГ были более выражены опасения и страх из-за возможного заражения, а также более сильные эмоции из-за страха перед заболеванием членов семьи. Позднее M. Dvorsky и соавт. [6] обнаружили, что подростки с СДВГ реже сообщали о беспокойстве по поводу COVID-19, чем их сверстники, не страдающие СДВГ.

Влияние ограничительных мер

Чтобы снизить риск распространения COVID-19, были введены ограничения в виде временного закрытия границ, школ, высших учебных заведений и запретов на проведение массовых культурных и спортивных мероприятий. Профилактические и противоэпидемические меры смогли ограничить распространение коронавирусной инфекции COVID-19. Однако возникли опасения возможного негативного влияния карантинных мероприятий на физическое и психическое здоровье детей и подростков с СДВГ. Нарушения повседневной жизнедеятельности значительно усугубили проявления СДВГ и коморбидных нарушений. Так, результаты исследования, изучающего влияние пандемии COVID-19 на состояние здоровья детей с СДВГ в условиях карантина, продемонстрировали значимое преобладание жалоб на ощущение беспокойства (в 68% случаев), чувство беспомощности (в 66%), страха (в 62%) по сравнению с аналогичной группой детей вне ограничений [7]. В ходе нескольких исследований было выявлено, что дети с СДВГ испытывают больше проблем с дистанционным обучением, чем их сверстники без СДВГ [8, 9]. Карантинные ограничения при COVID-19 привели к сокращению времени, затрачиваемого на общение детей со сверстниками [10], и усугублению поведенческих и эмоциональных проблем [11]. Результаты перекрестного исследования [12] с участием 214 детей школьного возраста с СДВГ (средний возраст 9,4 года, 194 (90,7%) мальчика), находящихся в изоляции из-за пандемии COVID-19, продемонстрировали нарастание поведенческих проблем и высокую представленность симптомов невнимательности.

Изучение данных онлайн-опроса 533 родителей детей и подростков с СДВГ (средний возраст детей 10,5 года), проведенное с целью исследования динамики симптомов заболевания во время локдауна, выявило у 35% детей ухудшение самочувствия, у 34% — отсутствие существенных изменений и у 31% — улучшение самочувствия [13]. Детальный анализ результатов наблюдения показал, что улучшение самочувствия у детей с СДВГ связано с уменьшением тревожности ввиду снижения школьной нагрузки, гибким графиком обучения. Повышение концентрации внимания и уменьшение симптомов возбуждения и гиперактивности, по-видимому, ассоциированы с нахождением детей в знакомой обстановке и ослаблением временных и ситуационных ограничений, налагаемых школой [13]. Изучение динамики СДВГ во время изоляции выявило существенные различия в зависимости от исходной выраженности симптомов заболевания и возрастного диапазона пациентов [14]. Так, у детей и подростков с СДВГ тяжелой и средней степени тяжести наблюдалось улучшение или стабилизация состояния по сравнению с лицами с легкой выраженностью симптомов во время карантина из-за COVID-19. Дети оказались более уязвимыми к колебаниям настроения родителей, чем подростки [14], и чаще отмечали ухудшение состояния в условиях локдауна.

Заслуживает отдельного внимания проблема нарушений сна у детей и подростков с СДВГ во время пандемии COVID-19. Снижение качества ночного сна оказывает негативное влияние на когнитивные функции и психоэмоциональную сферу детей с СДВГ [15]. Согласно результатам опроса 76 детей в возрасте от 8 до 12 лет, страдающих СДВГ, отмечено усиление выраженности симптомов заболевания во время изоляции среди предпочитающих более позднее время отхода ко сну и испытывающих бо́льшие проблемы со сном по сравнению со сверстниками, готовыми ложиться спать до 22:00. Достаточное количество времени для сна и его качество у детей и подростков с СДВГ могут способствовать уменьшению выраженности симптомов невнимательности и гиперактивности/импульсивности [16]. Сокращение количества мероприятий на свежем воздухе, в том числе занятий различными видами физической активности, способствовало нарастанию проблем со сном у детей с СДВГ, находящихся на карантине [17, 18].

Влияние ограниченной физической активности

Дозированная физическая активность оказывает положительное влияние на управление поведением детей с СДВГ, особенно полезна для повышения концентрации внимания и улучшения других когнитивных функций [19—21]. На основании отчетов родителей в исследовании E. Sciberras и соавт. [22] было продемонстрировано, что дети с СДВГ меньше занимались спортом, проводили ограниченное время на свежем воздухе, чаще играли в компьютерные игры и использовали социальные сети во время ограничений, введенных из-за COVID-19, по сравнению с образом жизни до пандемии. Результаты интернет-опроса 1264 учеников начальной школы в период с 25 февраля по 8 марта 2020 г. в Китае показали, что дети с физической активностью имели меньший риск возникновения СДВГ по сравнению с детьми, которые не занимались спортом (OR: 0,48 (95% ДИ: 0,21—1,10), для физической активности в течение 1—2 дней; OR: 0,24 (95% ДИ: 0,08—0,75), для физической активности более 2 дней в неделю) [23].

Влияние поведения родителей

Во время пандемии COVID-19 родители детей, страдающих СДВГ, столкнулись с множеством проблем: одновременная организация обучения на дому и управление поведением своих детей, с одной стороны, и удаленный график работы из дома/потеря работы, снижение заработной платы, наличие больных или умерших родственников — с другой [24, 25]. Недавнее исследование M. Spinelli и соавт. [26] показало, что стресс родителей из-за пандемии COVID-19 в условиях изоляции усугубил эмоциональные, психологические и поведенческие проблемы их детей с СДВГ.

Анализ результатов онлайн-опроса членов семей детей с СДВГ во время пандемии COVID-19 свидетельствовал о повышении раздражительности со стороны родителей (37,5%), криков на детей (43,8%), словесных оскорблений (25%) и наказаний (27,1%), в том числе телесных. На этом фоне отмечалось ухудшение симптомов СДВГ у детей в виде нарастания раздражительности и импульсивности (45,8%), деструктивного поведения (47,7%) и гиперактивности (50,1%) [27]. Результаты исследования, проведенного M. Melegari и соавт. [14], свидетельствуют об усугублении семейных конфликтов во время изоляции по поводу COVID-19 [14]. Однако данные R. Shah и соавт. [28], полученные при опросе 48 детей с СДВГ, демонстрируют обратные результаты в виде отсутствия ухудшения семейной обстановки среди родственников, находящихся на карантине. У 1/2 детей с СДВГ отношения с родителями улучшились, у 1/3 — было достигнуто взаимопонимание с братьями и сестрами. Тем не менее отмечалось увеличение количества словесных оскорблений, наказаний и криков в адрес детей со стороны близких родственников.

Опрос 241 родителя детей школьного возраста с СДВГ в Китае во время пандемии COVID-19 показал, что настроение родителей коррелировало (прямая корреляционная связь) с настроением детей [12]. Примечательно, что другое исследование, проведенное D. Marchetti и соавт. [29] с участием 878 родителей (средний возраст матерей 40,58 года), свидетельствовало о высокой связи стресса родителей с гиперактивностью/невнимательностью детей, а эмоциональное поведение детей и вербальная враждебность родителей могли оказать отрицательное влияние на данную связь.

Влияние изоляции и дистанционного обучения

Результатом закрытия школ во время пандемии COVID-19 стал переход к онлайн-обучению и цифровым решениям, что оказалось трудным для детей и подростков с СДВГ [30]. Согласно данным J. Zhang и соавт. [12], 56% опрошенных родителей детей с СДВГ сообщили о несоблюдении распорядка дня после введенных ограничений и перехода на онлайн-обучение детей. При этом для детей с СДВГ дистанционное обучение показалось более сложным, чем обычное школьное обучение [17]. Отсутствие или недостаточная эмоциональная поддержка со стороны родственников при обучении на дому может снизить успеваемость детей с СДВГ [31]. Риск развития депрессии у детей и подростков, страдающих СДВГ, значимо возрастает на фоне низкой успеваемости в условиях домашнего обучения [32].

Хотя закрытие школ и дистанционное обучение являлись проблемой для детей с СДВГ и их родителей, в то же время онлайн-обучение помогло устранить связанные со школой стрессовые ситуации, с которыми регулярно сталкивались дети с СДВГ, включая социальные трудности и плохую успеваемость [13, 22]. Результаты опроса 48 детей с СДВГ, находящихся на домашнем обучении в связи с карантинными мероприятиями, показали, что в 1/3 случаев наблюдалось повышение успеваемости по математике, чтению и письму [28]. Положительное влияние обучения на дому на детей с проблемами психического здоровья в целом или с расстройствами нервного развития в частности может быть связано с меньшей тревогой в результате сокращения контактов со сверстниками и более гибким графиком управления школьной работой [31].

Лечение СДВГ у детей и подростков при COVID-19

Лечение СДВГ носит комплексный характер и включает как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы. В нашей стране при лечении СДВГ традиционно используются ноотропные средства, а в последние годы — и препараты, селективно ингибирующие обратный захват норадреналина (непрямые симпатомиметики центрального действия). Лекарственные средства, относящиеся по коду анатомо-терапевтическо-химической (АТХ) классификации к группе ноотропных препаратов, оказывают положительное влияние на высшие интегративные функции головного мозга, улучшая процессы обучения и памяти. Вследствие реализации ноотропного эффекта отмечается уменьшение выраженности симптомов гиперактивного поведения и импульсивности.

Отечественный ноотропный препарат нового поколения Проспекта (ООО «НПФ «МАТЕРИА МЕДИКА ХОЛДИНГ») с выраженным нормализующим действием обладает способностью модифицировать функциональную активность мозгоспецифического белка S100B, благодаря чему препарат улучшает интегративную деятельность мозга на всех уровнях организации нейронных систем [33]. Помимо способности положительно влиять на когнитивные функции [34—38], среди основных фармакологических свойств препарата выделяют: нейропротективное, нейрорепаративное, мембраностабилизирующее, антиоксидантное [33], которые расширяют границы применения препарата в детской неврологии.

Антиастеническое действие препарата Проспекта было продемонстрировано в двойном слепом рандомизированном клиническом исследовании с плацебо-контролем, проведенном во время COVID-19. Под наблюдением находились 656 пациентов в возрасте от 44 лет и старше с постковидной астенией. Мощный антиастенический эффект препарата способствовал значимому уменьшению выраженности постковидной астении у 99% пациентов на фоне благоприятного профиля безопасности [38].

Препарат Проспекта не обладает возбуждающим действием, т.е. не относится к стимуляторам ЦНС и не обладает побочными действиями психотропных препаратов. В исследованиях механизма действия с применением мембран клеток, экспрессирующих человеческие рецепторы ГАМК, серотонина и дофамина (ГАМКB1A/B2, 5-HT2B, 5-HT2C, 5-HT3 и D3 соответственно), показано изменение количества комплексов «лиганд-рецептор», т.е. способность через воздействие на S100B влиять на тормозящие и активирующие нейромедиаторные системы, восстанавливая баланс уровней нейротрансмиттеров [33]. В ходе многочисленных клинических исследований [34—38] не выявлено негативного влияния препарата Проспекта на сон и засыпание, поэтому в инструкции по медицинскому применению отсутствуют ограничения по времени приема препарата относительно времени отхода ко сну.

Результаты рандомизированного двойного слепого плацебо-контролируемого клинического исследования, проведенного на базе 29 клинических центров, продемонстрировали эффективность и безопасность препарата Проспекта в монотерапии СДВГ у детей и подростков в возрасте от 7 лет [37]. На фоне приема препарата Проспекта клинически значимое улучшение в виде уменьшения выраженности симптомов невнимательности и гиперактивности/импульсивности отмечено у 93% детей. К окончанию 4-й недели терапии препаратом Проспекта наблюдалось уменьшение дефицита внимания и гиперактивности/импульсивности на 15,0% от исходного уровня. К окончанию 8-й недели эффект препарата нарастал, что привело к значимой редукции симптомов СДВГ более чем на 1/3 от базового уровня. Таким образом, положительный эффект препарата Проспекта развивается постепенно, выраженный эффект отмечается уже в течение 4 нед регулярного приема, без необходимости титрования дозировки.

Немаловажным аспектом является благоприятный профиль безопасности препарата. Побочные эффекты развивались редко, сопоставимо по количеству с группой детей, принимавших плацебо-терапию. Влияние на показатели жизненно важных функций и значения лабораторных анализов отсутствовало [37]. Аналогичные результаты, свидетельствующие о высокой безопасности препарата Проспекта, были получены в серии двойных слепых плацебо-контролируемых рандомизированных клинических исследований с участием пациентов старшего возраста [34, 35, 37, 38].

Применение препарата Проспекта не только способствует уменьшению проявлений СДВГ, но и приводит к редукции коморбидных расстройств. Л.Г. Хачатрян и соавт. [39] в клинических наблюдениях отметили эффективность применения препарата в случае сочетания заболевания с простыми моторными тиками, тревожными расстройствами, нарушениями сна.

Заключение

Во время пандемии COVID-19 наблюдалось усиление симптомов СДВГ у детей и подростков, что было связано с закрытием школ, резкими изменениями в распорядке дня, влиянием родителей и снижением физической активности. Не следует упускать из виду факторы, способствующие стрессу, такие как поведение родителей, финансовые трудности и внутрисемейные конфликты. Вместе с тем влияние родственников может оказать благоприятное воздействие на поведение детей и подростков с СДВГ. Несмотря на окончание пандемии COVID-19, последствия изоляции в критические годы детства потенциального могут привести к увеличению бремени психических болезней. Лечение детей и подростков с СДВГ в условиях пандемии COVID-19 должно быть патогенетическим, учитывающим основные симптомы заболевания.

Работа выполнена при поддержке ООО «НПФ «МАТЕРИА МЕДИКА ХОЛДИНГ».

The work was supported by OOO «NPF «MATERIA MEDICA HOLDING».

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.