Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Брусенцова А.Е.

ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

Ляшев Ю.Д.

ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

Цыган Н.В.

1. ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» Минобороны России;
2. ФГБУ «Петербургский институт ядерной физики им. Б.П. Константинова» Национального исследовательского центра «Курчатовский институт»

Артюшкова Е.Б.

ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

Ляшев А.Ю.

ФГБОУ ВО «Курский государственный медицинский университет» Минздрава России

Функциональная активность нейтрофилов и макрофагов при экспериментальном пародонтите и хроническом болевом синдроме

Авторы:

Брусенцова А.Е., Ляшев Ю.Д., Цыган Н.В., Артюшкова Е.Б., Ляшев А.Ю.

Подробнее об авторах

Журнал: Российский журнал боли. 2022;20(2): 5‑10

Просмотров: 2186

Загрузок: 42


Как цитировать:

Брусенцова А.Е., Ляшев Ю.Д., Цыган Н.В., Артюшкова Е.Б., Ляшев А.Ю. Функциональная активность нейтрофилов и макрофагов при экспериментальном пародонтите и хроническом болевом синдроме. Российский журнал боли. 2022;20(2):5‑10.
Brusentsova AE, Lyashev YuD, Tsygan NV, Artyushkova EB, Lyashev AYu. Functional activity of neutrophils and macrophages in experimental periodontitis and chronic pain syndrome. Russian Journal of Pain. 2022;20(2):5‑10. (In Russ., In Engl.)
https://doi.org/10.17116/pain2022200215

Рекомендуем статьи по данной теме:
Прод­лен­ная эпи­ду­раль­ная аналь­ге­зия с тун­не­ли­ро­ва­ни­ем ка­те­те­ра как ме­тод ку­пи­ро­ва­ния силь­ной бо­ли при раз­ви­тии опиоид-ин­ду­ци­ро­ван­ной ги­пе­рал­ге­зии. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(3):11-15
Ха­рак­те­рис­ти­ка кле­точ­но­го зве­на им­му­ни­те­та и фер­мен­та­тив­ной ак­тив­нос­ти лим­фо­ци­тов при хро­ни­чес­ком ри­но­си­ну­си­те и хро­ни­чес­ком бо­ле­вом син­дро­ме. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(3):22-27
Вли­яние ви­да пос­ле­опе­ра­ци­он­но­го обез­бо­ли­ва­ния на раз­ви­тие ос­тро­го и хро­ни­чес­ко­го бо­ле­во­го син­дро­ма у па­ци­ен­тов пос­ле ви­де­ото­ра­кос­ко­пи­чес­ких ло­бэк­то­мий. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(4):24-30
Хро­ни­чес­кий тон­зил­лит и за­бо­ле­ва­ния па­ро­дон­та. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(1):27-34
По­тен­ци­аль­ная роль ней­тро­филь­ных внек­ле­точ­ных ло­ву­шек в па­то­ге­не­зе пре­эк­лам­псии. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(1):63-72
Низ­ко­ин­тен­сив­ная ла­зер­ная те­ра­пия: мо­ле­ку­ляр­ные ме­ха­низ­мы про­ти­во­вос­па­ли­тель­но­го и ре­ге­не­ра­тив­но­го эф­фек­тов. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(2):61-68
Ис­сле­до­ва­ние мар­ке­ров слю­ны при вос­па­ли­тель­ных за­бо­ле­ва­ни­ях па­ро­дон­та. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(2):46-50
Ха­рак­те­рис­ти­ка фа­го­ци­тар­но­го зве­на им­мун­ной сис­те­мы на ран­них ста­ди­ях ра­ка же­луд­ка. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(4):30-34
Вли­яние флу­ок­се­ти­на на ней­ро­им­мун­ное вза­имо­действие при рас­се­ян­ном скле­ро­зе. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(7-2):65-71
Ак­ту­аль­ность раз­ра­бот­ки тест-сис­те­мы для ко­ли­чес­твен­но­го оп­ре­де­ле­ния мар­ке­ров вос­па­ле­ния в слю­не ме­то­дом им­му­но­фер­мен­тно­го ана­ли­за на эта­пе ор­то­пе­ди­чес­кой ре­аби­ли­та­ции. Рос­сий­ская сто­ма­то­ло­гия. 2023;(4):8-12

Введение

Несмотря на широкое использование новых методов фармакотерапии пародонтита, не произошло существенного снижения распространенности хронического пародонтита. По данным различных исследований, частота этого заболевания у лиц 40—50 лет составляет 35—50%, а в старшей возрастной группе достигает 90% [1, 2]. Хронический пародонтит не только ухудшает качество жизни пациентов, но и способствует развитию соматической патологии [3]. В свою очередь и различные формы соматической патологии оказывают влияние на развитие пародонтита.

Хронический болевой синдром является одной из наиболее распространенных форм патологии у людей среднего и старшего возраста, его частота достигает 33—50% [4]. Учитывая широкую распространенность указанных форм патологии, их высокую социальную значимость, а также необходимость разработки индивидуального подхода к лечению пациентов, изучение особенностей патогенеза пародонтита у лиц с хроническим болевым синдромом остается актуальной проблемой. Установленные ранее изменения продукции провоспалительных и противовоспалительных цитокинов при болевых синдромах, а также слабое антиноцицептивное действие ведущего пародонтопатогена Porphyromonas gingivalis подтверждают актуальность исследования влияния хронического болевого синдрома на течение пародонтита [5, 6].

Известно, что нейтрофилы и макрофаги играют ключевую роль в развитии воспаления, они реализуют фагоцитарную функцию и секретируют широкий спектр биологически активных веществ — регуляторов различных фаз воспаления [7, 8], включая провоспалительные и противовоспалительные интерлейкины, факторы роста, металлопротеиназы. При этом состояние фагоцитарного барьера играет важную роль в обеспечении не только резистентности пародонта к патогенной микрофлоре, но и развития регенераторных процессов при воспалении. Известно, что костная ткань и связочный аппарат пародонта характеризуются низким репаративным потенциалом, что проявляется медленной и обычно неполной регенерацией этих структур [9].

Ранее установлено нарушение активности нейтрофилов периферической крови и макрофагов при экспериментальном пародонтите [10]. Однако в литературе отсутствуют данные об изменении функциональной активности макрофагов и нейтрофилов при пародонтите на фоне хронического болевого синдрома, что обусловило выполнение настоящего исследования.

Цель исследования — изучение фагоцитарной активности нейтрофилов и адгезивной способности макрофагов у крыс с экспериментальным пародонтитом и хроническим болевым синдромом.

Материал и методы

Работа выполнена на 128 крысах-самцах линии Вистар массой 180—220 г. Лабораторных животных содержали в стандартных условиях при свободном доступе к пище и воде. Исследования выполнены с соблюдением положений, изложенных в Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации о гуманном отношении к лабораторным животным (2000), директивы Европейского сообщества (86/609EC), Правил надлежащей лабораторной практики в Российской Федерации (приказ МЗ РФ №199н от 01.04.16) и Межгосударственных стандартов ГОСТ 33215-2014, ГОСТ 33216-2014 «Руководство по содержанию и уходу за лабораторными животными». Выполнение экспериментов одобрено Региональным этическим комитетом (протокол заседания секции доклинических исследований РЭК №2 от 19.10.20).

В исследовании были сформированы следующие группы экспериментальных животных: интактная — 8 особей; моделирование хронического болевого синдрома — 24 особи; ложнооперированные крысы — 24 особи; моделирование экспериментального пародонтита — 24 особи; моделирование экспериментального пародонтита у ложнооперированных крыс — 24 особи; моделирование экспериментального пародонтита у животных с хроническим болевым синдромом — 24 особи.

Экспериментальный пародонтит моделировали по методу, предложенному А.И. Воложиным и С.И. Виноградовой (1990) [11]. Под хлоралгидратным наркозом (доза 400 мг/кг массы тела, внутрибрюшинно) накладывали шелковую нить в виде восьмерки на резцы нижней челюсти с последующим погружением лигатуры в зубодесневой желобок и ее фиксацией дополнительными узлами. Нить оставляли на 14 дней, а затем удаляли. Крыс выводили из эксперимента на 7, 14 и 21-е сутки после снятия нити передозировкой наркоза.

Хронический болевой синдром моделировали по описанной ранее методике [12]. Под хлоралгидратным наркозом выполняли операцию по двусторонней перевязке седалищных нервов у крыс на уровне средней трети бедра. Через 2 нед операционная рана заживала, и животных использовали в дальнейших экспериментах. Ложнооперированным животным выполняли аналогичную операцию без перевязки седалищных нервов. Ложнооперированных крыс и животных с хроническим болевым синдромом выводили из эксперимента через 3, 5, 6 и 7 нед после проведения операции. Выбор указанных сроков обусловлен протоколом эксперимента по изучению развития экспериментального пародонтита у крыс с хроническим болевым синдромом. Крысам с хроническим болевым синдромом и ложнооперированным животным экспериментальный пародонтит моделировали через 2 нед после выполнения соответствующей операции.

Фагоцитарную активность нейтрофилов периферической крови определяли традиционным методом и оценивали по следующим показателям: фагоцитарный индекс — число активно фагоцитирующих нейтрофилов из 100 клеток; фагоцитарное число — среднее число микробных тел, захваченных 1 фагоцитирующим нейтрофилом, опсонофагоцитарный индекс — среднее количество поглощенных микробных тел в расчете на 100 нейтрофилов [10].

Адгезивные свойства макрофагов, характеризующие их функциональную активность, исследовали традиционным методом — по прилипанию макрофагов к стеклянной поверхности в чашках Петри [10]. Определяли процентное содержание макрофагов от общего числа клеток в мазке и относительное количество прилипающих к стеклу макрофагов в популяции.

Обработка данных. При статистической обработке полученных результатов нормальность распределения оценивали с помощью критерия Шапиро—Уилка, а гомогенность дисперсий — по критерию Левене. Проверку статистических гипотез проводили с помощью непараметрического U-критерия Манна—Уитни. Применение непараметрической статистики связано с небольшим размером выборок, разным характером распределения в вариационных рядах и неравенством дисперсий при сравнении групп. Материал представлен как медиана (Me), нижний (Ql) и верхний (Qu) квартили. В ходе проведения статистического анализа нулевая гипотеза отвергалась при p≤0,05. Статистическая обработка проводилась с помощью программного обеспечения MS Excel и Statistica 10.

Результаты

Через 3 нед после окончания моделирования хронического болевого синдрома показано снижение фагоцитарного индекса на 21,5% (p<0,05) и опсонофагоцитарного индекса на 21,3% (p<0,05) по сравнению с интактной группой (табл. 1). У животных с экспериментальным пародонтитом показано снижение фагоцитарного индекса на 38,7% (p<0,05) и опсонофагоцитарного индекса на 32,0% (p<0,05) на 7-е сутки после снятия нити. Спустя 21 сут после моделирования экспериментального пародонтита фагоцитарный и опсонофагоцитарный индексы значительно увеличивались. Фагоцитарное число статистически достоверно выше у животных с экспериментальным пародонтитом по сравнению с интактными крысами (на 60,0%, p<0,05). У животных с экспериментальным пародонтитом и хроническим болевым синдромом на 7-е сутки после снятия нити отмечается падение фагоцитарного индекса на 22,8% (p<0,05) и опсонофагоцитарного индекса на 30,1% (p<0,05) по сравнению с группой экспериментального пародонтита.

Таблица 1. Фагоцитарная активность нейтрофилов у крыс с экспериментальным пародонтитом и хроническим болевым синдромом

Показатель

Группа

Срок эксперимента

Фагоцитарный индекс, n

Фагоцитарное число, n

Опсонофагоцитарный индекс, n

Интактная группа

46,5 [41,5; 49,5]

1,5 [1,3; 1,7]

61,0 [54,5; 79,0]

Хронический болевой синдром

3 нед

36,5 [35,0; 40,0]х

1,4 [1,2; 1,6]

48,0 [46,0; 59,0]х

5 нед

44,5 [39,0; 48,0]

1,5 [1,3; 1,5]

60,0 [52,0; 64,0]

6 нед

43,5 [39,0; 46,0]

1,5 [1,4; 1,7]

68,5 [65,0; 72,0]

7 нед

45,0 [42,0; 49,0]

1,6 [1,4; 1,7]

66,5 [62,0; 81,0]

Ложнооперированные крысы

5 нед

48,0 [42,0; 49,0]

1,4 [1,3; 1,5]

62,5 [55,0; 74,0]

6 нед

45,5 [40,0; 50,0]

1,6 [1,3; 1,7]

67,5 [53,0; 73,0]

7 нед

44,0 [39,0; 49,0]

1,5 [1,3; 1,6]

62,5 [62,0; 67,0]

Экспериментальный пародонтит

7 сут

28,5 [26,0; 31,5]х

1,5 [1,3; 1,6]

41,5 [36,5; 48,0]х

14 сут

31,0 [28,0; 32,5]х

2,0 [1,4; 2,8]

56,0 [49,0; 64,0]

21 сут

44,5 [40,5; 45,0]

2,4 [2,0; 3,0]х

107,5 [93,0; 127,0]х

Экспериментальный пародонтит у ложноопериро-ванных крыс

7 сут

30,0 [26,5; 31,5]х

1,5 [1,4; 1,6]

40,0 [37,0; 49,5]

14 сут

30,5 [28,0; 33,0]х

2,5 [2,0; 2,7]

57,0 [53,0; 67,5]

21 сут

48,0 [44,0; 51,5]

2,1 [1,6; 2,8]х

95,0 [90,0; 119,5]х

Экспериментальный пародонтит при хроническом болевом синдроме

7 сут

22,0 [20,0; 25,0]*

1,35 [1,2; 1,4]

29,0 [28,0; 34,0]*

14 сут

29,0 [27,5; 32,5]

1,7 [1,4; 2,1]

44,0 [37,0; 58,5]

21 сут

43,5 [39,0; 46,0]

2,3 [2,2; 2,6]

99,0 [84,5; 108,0]

Примечание. хp<0,05 по сравнению с интактной группой; * — p<0,05 по сравнению с группой экспериментального пародонтита.

При моделировании хронического болевого синдрома показано снижение относительного содержания адгезированных макрофагов в смыве перитонеальных клеток на 14,9% (p<0,05) на 3-й неделе эксперимента по сравнению с интактными животными (табл. 2). У животных с экспериментальным пародонтитом на 7-е сутки после снятия нити установлено падение относительного содержания макрофагов в смыве перитонеальных клеток на 15,7% (p<0,05), но относительное количество адгезированных макрофагов в популяции не изменялось (p>0,05). На 14-е сутки эксперимента оба исследованных показателя снижаются: относительное содержание макрофагов в смыве — на 42,4% (p<0,05), относительное содержание адгезированных макрофагов в популяции — на 22,0% (p<0,05) в сравнении с интактными животными. Через 21 сут относительное содержание адгезированных макрофагов в популяции не отличалось достоверно от значения этого показателя у интактных крыс, но относительное содержание макрофагов оставалось ниже на 24,1%, чем у интактных животных (p<0,05).

Таблица 2. Адгезивная способность макрофагов у крыс с экспериментальным пародонтитом и хроническим болевым синдромом

Показатель

Группа

Срок эксперимента

Относительное число макрофагов в смыве, %

Относительное число адгезированных макрофагов, %

Интактная группа

95,5 [94,5; 97,5]

70,5 [66,5; 73,0]

Хронический болевой синдром

3 нед

93,0 [91,0; 96,0]

60,0 [58,0; 64,0]х

5 нед

94,5 [94,0; 96,0]

67,5 [64,0; 73,0]

6 нед

94,5 [94,0; 97,0]

66,5 [64,0; 70,0]

7 нед

93,5 [93,0; 95,0]

66,5 [64,0; 68]

Ложнооперированные крысы

5 нед

94,0 [93,0; 96,0]

70,0 [67,0; 74,0]

6 нед

96,5 [94,0; 98,0]

69,0 [67,0; 73,0]

7 нед

95,5 [93,0; 97,0]

68,0 [65,0; 72,0]

Экспериментальный пародонтит

7 сут

80,5 [77,5; 84,5]

68,5 [67,5; 74,0]

14 сут

55,0 [53,5; 66,0]

55,0 [52,0; 63,0]х

21 сут

72,5 [66,0; 75,5]х

73,0 [69,5; 78,5]

Экспериментальный пародонтит у ложнооперированных крыс

7 сут

78,0 [76,0; 83,5]х

68,0 [64,0; 71,0]

14 сут

58,5 [56,5; 64,5]х

58,5 [56,5; 64,5]х

21 сут

66,5 [63,5; 72,0]х

69,5 [65,5; 73,0]

Экспериментальный пародонтит при хроническом болевом синдроме

7 сут

65,5 [60,5; 68,0]*

59,5 [53,5; 65,5]*

14 сут

60,5 [56,0; 66,0]

54,0 [49,5; 57,0]

21 сут

69,0 [66,0; 72,0]

69,5 [64,5; 72,5]

Примечание. хp<0,05 по сравнению с интактной группой; * — p<0,05 по сравнению с группой экспериментального пародонтита.

У крыс линии Вистар с хроническим болевым синдромом и экспериментальным пародонтитом относительное содержание макрофагов в смыве перитонеальных клеток и относительное количество адгезированных макрофагов в популяции статистически достоверно снижается — на 18,6% (p<0,001) и 13,1% (p<0,05) на 7-е сутки по сравнению с группой экспериментального пародонтита.

Обсуждение

Хронический стресс, в том числе и болевой, сопровождается нарушением соотношения продукции прововоспалительных и противовоспалительных цитокинов с последующим развитием иммуносупрессии [13]. Именно иммуносупрессией, вызванной влиянием стресс-реализующих гормонов, объясняется, по-видимому, снижение функциональной активности макрофагов и нейтрофилов на 3-й неделе после моделирования хронического болевого синдрома. Отсутствие изменений функциональной активности нейтрофилов и макрофагов на 5—7-й неделе после моделирования хронического болевого синдрома связано, по нашему мнению, с формированием адаптивных реакций, блокирующих супрессивное действие стресс-индуцирующих гормонов. Ранее показано формирование нейроактивных пептидов, являющихся антагонистами глюкокортикоидов [14]. Также установлена активация астроглии при стрессе, клетки которой продуцируют провоспалительные цитокины, активирующие макрофаги [15].

По-видимому, уменьшение относительного количества функционально активных нейтрофилов связано с активацией миелопоэза и образованием большого числа молодых клеток со сниженной функциональной активностью. При этом отсутствие изменения фагоцитарного числа указывает на то, что функционально зрелые клетки сохраняют высокую фагоцитарную активность. Нормальное значение фагоцитарного индекса и повышение фагоцитарного числа по сравнению с интактными животными на 21-е сутки после снятия нити указывает на восстановление функциональной активности фагоцитов.

Изменения функциональной активности макрофагов обусловлены, по нашему мнению, их мобилизацией в очаг воспаления и усилением образования моноцитов в костном мозге с формированием пула недостаточно функционально активных клеток. Также под влиянием комплекса пародонтопатогенных бактерий на 14-е сутки эксперимента возможна поляризация макрофагов с преобладанием клеток фенотипа М2, который обладает довольно слабой фагоцитарной, а значит, и функциональной активностью по сравнению с макрофагами фенотипа М1 [16]. Ранее показано прогрессирующее преобладание клеток фенотипа М2 при длительном развитии Helicobacter pylori-ассоциированного хронического гастрита [17]. На 21-е сутки, возможно, значительно повышается доля клеток фенотипа М1 из-за снижения поляризующего действия микроорганизмов.

Снижение функциональной активности нейтрофилов и макрофагов на 7-е сутки эксперимента в группе экспериментального пародонтита и хронического болевого синдрома обусловлено, по-видимому, развитием хронического стресса при моделировании хронического болевого синдрома и недостаточностью стресс-лимитирующих компенсаторных реакций, что выявляется при моделировании воспалительного процесса в пародонте. Возможно, что предварительное моделирование хронического болевого синдрома способствует формированию преобладающего пула клеток фенотипа М2 в общей популяции макрофагов уже на 7-е сутки развития экспериментального пародонтита.

Заключение

В работе установлено снижение фагоцитарной активности нейтрофилов и адгезивной способности макрофагов на ранних этапах развития хронического болевого синдрома, что связано, по-видимому, с ингибирующим действием стресс-реализующих гормонов. Уменьшение фагоцитарной активности нейтрофилов и адгезивной способности макрофагов при моделировании экспериментального пародонтита связано с усилением миелопоэза и моноцитопоэза с образованием пула молодых клеток с пониженной функциональной активностью, а также, возможно, с преобладанием клеток с фенотипом М2. Моделирование экспериментального пародонтита у животных с хроническим болевым синдромом сопровождается падением функциональной активности нейтрофилов и макрофагов по сравнению с группой экспериментального пародонтита только в раннем периоде развития экспериментального пародонтита. По-видимому, это связано с недостаточностью стресс-лимитирующих систем или влиянием хронического болевого синдрома на формирование пула М2 макрофагов.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.