Худоерков Р.М.

Сальков В.Н.

1.  Научный центр неврологии РАМН, Москва;
2.  Научный центр здоровья детей РАМН, Москва;
3.  Ивановский научно-исследовательский институт материнства и детства им. В.И. Городкова

Сальникова О.В.

Соболев В.Б.

ФГБУ "Научный центр неврологии" РАМН, Москва

Худоерков Р.М., Сальков В.Н., Сальникова О.В., Соболев В.Б.

Журнал: Архив патологии. 2014;76(2): 22‑25

Худоерков Р.М., Сальков В.Н., Сальникова О.В., Соболев В.Б. Морфологические изменения нейронов и нейроглии в головном мозге быстро стареющих мышей линии SAMP1. Архив патологии. 2014;76(2):22‑25.
Khudoerkov RM, Sal'kov VN, Sal'nikova OV, Sobolev VB. Morphological changes of neurons and neuroglial cells in the brain of senescence-accelerated prone 1 (SAMP1) mice. Russian Journal of Archive of Pathology. 2014;76(2):22‑25. (In Russ.)

Из­ме­не­ние уров­ня пол­но­ге­ном­но­го ме­ти­ли­ро­ва­ния ДНК в раз­лич­ных об­лас­тях го­лов­но­го моз­га крыс при не­пол­ной це­реб­раль­ной ише­мии. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):26-32
Вли­яние ме­но­па­узаль­ной гор­мо­наль­ной те­ра­пии на дер­ма­то­ло­ги­чес­кий ста­тус жен­щи­ны в пос­тме­но­па­узе или меж­дис­цип­ли­нар­ный под­ход в anti-age про­то­ко­лах ком­плексно­го ве­де­ния жен­щин в пе­ри­оде пос­тме­но­па­узы. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2023;(2):70-80
Струк­тур­ные из­ме­не­ния в тка­ни го­лов­но­го моз­га че­ло­ве­ка при пре­на­таль­ной ал­ко­го­ли­за­ции на раз­ных сро­ках внут­ри­ут­роб­но­го раз­ви­тия. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(6):100-105
Сов­ре­мен­ные воз­мож­нос­ти ран­ней ди­аг­нос­ти­ки бо­лез­ни Альцгей­ме­ра у па­ци­ен­тов с пер­вич­ной от­кры­то­уголь­ной гла­уко­мой. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(6):121-128
Хо­рис­то­ма сред­не­го уха и сос­це­вид­но­го от­рос­тка. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(3):73-77
Оп­ре­де­ле­ние воз­рас­та по мик­рос­трук­тур­ным па­ра­мет­рам перстне­вид­но­го хря­ща че­ло­ве­ка. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(4):46-51
Мор­фо­фун­кци­ональ­ные из­ме­не­ния го­лов­но­го моз­га, свя­зан­ные с раз­ви­ти­ем су­ици­даль­но­го по­ве­де­ния. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(4):67-72
Осо­бен­нос­ти ней­роп­си­хо­ло­ги­чес­ко­го ста­ту­са и ре­зуль­та­ты маг­нит­но-ре­зо­нан­сной мор­фо­мет­рии у па­ци­ен­тов с бо­лез­нью Альцгей­ме­ра и гла­уко­мой. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(9):43-51
Ген­дер­ная мор­фо­ло­гия ре­чед­ви­га­тель­ной зо­ны Бро­ка. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(9):96-100
Роль фак­то­ров рис­ка преж­дев­ре­мен­но­го ста­ре­ния в но­вом под­хо­де к ве­де­нию па­ци­ен­тов с ин­во­лю­ци­он­ны­ми из­ме­не­ни­ями ко­жи. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(5):625-630

Популяция лиц старших возрастных групп (от 80 лет и старше) на протяжении двух последних десятилетий существенно увеличилась как в Российской Федерации [1], так и за рубежом [2]. Подобные демографические изменения привели к снижению доли трудоспособного населения и увеличению затрат на здравоохранение и обеспечение социальных льгот [3]. В связи с этим в настоящее время изучению медико-биологических аспектов старения уделяется значительное внимание.

В современной литературе термином «старение» обозначают два процесса: физиологическое старение (не сопровождающееся болезнями) и старение, связанное с ассоциированными с возрастом заболеваниями (рак, остеопороз, сахарный диабет, болезни Альцгеймера, Паркинсона и др.) [4, 5]. Для изучения этих процессов используют различные виды лабораторных животных: мышей, крыс, морских свинок, кроликов, кошек и макак. Наиболее адекватные модели старения были воспроизведены на линиях мышей с ускоренным старением (SAMP) и устойчивых к ускоренному старению (SAMR) [6]. Мыши линий SAMP по сравнению с мышами линии SAMR1 (контроль) склонны к различным формам ассоциированных с возрастом заболеваний: сенильный амилоидоз (SAMP1, SAMP2, SAMP10, SAMP11), катаракта (SAMP2 и SAMP9), остеопороз (SAMP6), нарушение когнитивных функций и памяти (SAMP8, SAMP10) [7]. Вместе с тем данных о выявлении ассоциированных с возрастом заболеваний нервной системы у мышей линии SAMP1 в доступной литературе мы не нашли. В то же время показано, что старение не оказывает избирательного влияния на функции ЦНС этой линии мышей [8].

Цель работы - сравнить морфометрические показатели нейронов и нейроглии в функционально различных слоях сенсомоторной коры у линии быстро стареющих мышей (SAMP1) и устойчивых к старению (SAMR1).

Исследовали две линии инбредных мышей в возрасте 10 мес: мышей SAMP1, склонных к ускоренному старению (n=6), и мышей SAMR1, устойчивых к старению (n=7). Животных декапитировали под легким эфирным наркозом, их мозг фиксировали в 4% формалине, подвергали стандартной гистологической обработке и заключали в парафиновые блоки, которые раскладывали на срезы толщиной 7 мкм. При работе с животными руководствовались положениями приказа Минздрава СССР №755 от 12.08.77 («Правила проведения работ с использованием экспериментальных животных»).

Срезы сенсомоторной области коры головного мозга окрашивали по Нисслю крезиловым фиолетовым, исследовали визуально под микроскопом и проводили морфометрическое исследование структур мозга на микроскопах «Carl Zeiss» (модель Jenaval) и «Leica» (модель DMLB), оснащенных цифровыми видеокамерами и программами компьютерного анализа видеоизображений (Image G и Leica QWin). Использовали методику количественной оценки нейронов и нейроглии при помощи компьютерной морфометрии [9].

В слоях III и V сенсомоторной коры измеряли (в мкм2) площади тел, ядер и цитоплазмы нейронов, используя увеличение микроскопа (об. ×100, ок. ×10). В каждом слое корковой пластинки у каждого животного исследовали не менее 300 клеток.

Кроме того, в слоях III и V сенсомоторной коры при том же увеличении микроскопа (об. ×100, ок. ×10) определяли плотность расположения нейронов и нейроглии, подсчитывая в поле зрения микроскопа (0,006 мм2) число нервных и глиальных клеток (в каждом слое корковой пластинки у каждого животного исследовали не менее 30 полей зрения), и вычисляли глиальный индекс (отношение числа глиоцитов к числу нейронов), который определяли по общепринятой формуле

I=Nглнейр,

где: I - глиальный индекс; Nгл - плотность расположения нейроглии; Мнейр - плотность расположения нейронов.

Полученные данные обрабатывали статистически, используя U-критерий Манна-Уитни, с помощью программы Statistica 6.0.

Проведенная работа показала, что в основных слоях (III и V) сенсомоторной коры у линии быстро стареющих мышей SAMP1 площади тел, ядер и цитоплазмы нейронов (табл. 1)

значимо не отличались от соответствующих параметров нейронов мышей контрольной группы SAMR1, устойчивых к старению.

В то же время при определении плотности расположения нейронов и нейроглии в исследуемых слоях сенсомоторной коры (число клеточных элементов, подсчитываемых в поле зрения микроскопа) обнаружили, что (табл. 2)

у линии быстро стареющих мышей SAMP1 по сравнению с контрольной группой SAMR1, устойчивой к старению, плотность расположения нейронов значимо уменьшалась (на 17 и 20% соответственно в слоях III и V). Плотность суммарной нейроглии у быстро стареющих животных по сравнению с контрольной группой увеличивалась на 14% в слое III и оставалась без изменений в слое V.

Изменения плотности расположения нейронов и нейроглии, выявленные у быстро стареющих мышей, влияли на величину глиального индекса, характеризующего отношение между числом глиальных клеток и нейронами, который у быстро стареющих мышей по сравнению с контрольной группой увеличился на 36 и 24% соответственно в слоях III и V (см. табл. 2).

Следовательно, у быстро стареющих мышей в ответ на снижение плотности расположения нейронов в коре головного мозга плотность нейроглии или несколько возрастала, на 14% (значимо) как в слое III, или оставалась без изменений как в слое V (но в слое V ее показатели были выше, чем в слое III), а в результате изменений соотношения между нейронами и нейроглией у быстро стареющих мышей менялись величины глиального индекса в структурах неокортекса с преобладанием доли глиальных клеток над числом нейронов.

Если сравнивать у мышей исследуемых линий плотность расположения нейронов и нейроглии между этажами коры, т.е. между верхним, к которому относят слой III, представленный пирамидными нейронами ассоциативного типа, и нижним этажом - слой V, содержащий проекционно-эфферентные нейроны, то выясняется, что плотность расположения нейронов между этажами коры у исследуемых животных резко отличается. В нижнем этаже коры по сравнению с верхним плотность расположения нейронов у контрольных мышей была на 44% меньше, а у быстро стареющих животных - на 47% меньше.

По сравнению с нейронами плотность расположения нейроглии между этажами коры имела обратную зависимость. В нижнем этаже показатели плотности нейроглии превышали значения верхнего этажа на 29% у контрольных мышей и на 13% у быстро стареющих животных.

Глиальный индекс нижнего этажа коры также превышал значения верхнего этажа: у контрольной группы SAMR1 в 2,3 раза и у быстро стареющих мышей SAMP1 в 2,1 раза.

Следовательно, сравнительная морфометрия клеточных структур мозга у линии быстро стареющих мышей SAMP1 и мышей, устойчивых к старению, SAMR1 показала, что моделируемые процессы физиологического старения не влияли на размеры тел нейронов сенсомоторной коры и величины их клеточных компонентов - ядра и цитоплазмы, но проявлялись в умеренном снижении от 17 до 20% плотности расположения нейронов по всему поперечнику коры и в небольшом увеличении плотности расположения нейроглии. В результате чего глиальный индекс в структурах коры у быстро стареющих мышей увеличивался на одну треть и более по сравнению с контрольной группой. Однако эти изменения глиального индекса не влияли существенно на баланс межклеточных отношений между верхним и нижним этажом коры, представляющим соответственно популяции ассоциативных и проекционно-эфферентных нейронов, головного мозга быстро стареющих мышей, так как показатели плотности нейроглии в слое V у этих животных и животных, составляющих контрольную группу, имели равные величины и были выше, чем в слое III. В результате глиальный индекс в слое V нижнего этажа коры как у одной, так и другой линии животных в 2 раза с лишним превышал значения слоя III.

Результаты, полученные нами при морфометрии тел нейронов и их ядер (отсутствие изменений размера нейронов в сенсомоторной коре мышей линии SAMP1 по сравнению с контролем), сходны с данными исследователей, показавших, что в коре больших полушарий мозга макак-резусов при старении площадь и периметр тел нейронов снижались незначительно [10]. Вместе с тем в работах других авторов показано достоверное уменьшение размера нейронов при старении [11], причем как площади тел нервных клеток [12], так и их отростков [13]. Подобное противоречие, вероятно, может быть обусловлено не только разницей в методических подходах, но и неоднородностью критериев включения животных в исследование: разные виды животных, отличия в возрастных параметрах и др.

Наряду с этим в литературе нет единого мнения об изменении числа нейронов в коре головного мозга при физиологическом старении. По одним данным, количество нейронов в коре головного мозга с возрастом не меняется либо снижается незначительно [14], по другим - потеря нейронов, связанная со старением, весьма существенна и, например, в префронтальной коре приматов может составлять до 30% [15]. Полученные нами данные продемонстрировали умеренное снижение числа нейронов, подсчитанное на единицу площади, в основных функционально значимых слоях (III и V) сенсомоторной коры у быстро стареющих мышей линии SAMP1 по сравнению с аналогичным показателем у мышей линии SAMR1, устойчивых к старению.

Выявленные нами изменения показателя плотности расположения нейроглии в сенсомоторной области коры у быстро стареющих мышей линии SAMP1 коррелировали c данными исследователей, изучавших этот показатель в головном мозге быстро стареющих мышей линии SAMP8 [16] и мозге человека [17]. Очевидно, увеличение этого показателя могло быть связано с компенсаторной реакцией, характеризующей усиление поддерживающей функции нейроглии при физиологическом старении. Об этом же свидетельствует и установленное нами увеличение глиального индекса в слоях III и V корковой пластинки у быстро стареющих мышей линии SAMP1 по сравнению с аналогичным показателем у мышей линии SAMR1, устойчивых к старению.

Таким образом, можно предположить, что при физиологическом старении структурно-функциональная характеристика нейронов коры больших полушарий не претерпевает существенных изменений, а происходят изменения в соотношении ее клеточных элементов. Эта перестройка сводится к тому, что наряду с небольшим уменьшением количества нейронов в функционально значимых слоях коры (III и V) число нейроглии остается неизменным или даже несколько увеличивается, как в слое III.

В целом это меняет глионейрональные отношения за счет увеличения глиального индекса, указывающего на активизацию нейроглии при поддержке функции нейронов в мозге быстро стареющих животных. Эти же процессы позволяют сохранить баланс межклеточных отношений между нейронами ассоциативного (слой III) и проекционно-эфферентного типа (слой V), составляющих основу верхнего и нижнего этажей коры.