Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Веденин Ю.И.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Зюбина Е.Н.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Мандриков В.В.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Туровец М.И.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Ногина А.А.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Михайличенко Г.В.

ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Минздрава России

Стентирование главного панкреатического протока в профилактике острого постманипуляционного панкреатита при эндоскопических транспапиллярных вмешательствах

Авторы:

Веденин Ю.И., Зюбина Е.Н., Мандриков В.В., Туровец М.И., Ногина А.А., Михайличенко Г.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Эндоскопическая хирургия. 2022;28(3): 32‑36

Просмотров: 708

Загрузок: 12


Как цитировать:

Веденин Ю.И., Зюбина Е.Н., Мандриков В.В., Туровец М.И., Ногина А.А., Михайличенко Г.В. Стентирование главного панкреатического протока в профилактике острого постманипуляционного панкреатита при эндоскопических транспапиллярных вмешательствах. Эндоскопическая хирургия. 2022;28(3):32‑36.
Vedenin YuI, Zyubina EN, Mandrikov VV, Turovets MI, Nogina AA, Mikhailichenko GV. Stenting of the main pancreatic duct in the prevention of acute post-manipulation pancreatitis during endoscopic transpapillary interventions. Endoscopic Surgery. 2022;28(3):32‑36. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/endoskop20222803132

Рекомендуем статьи по данной теме:
Эн­до­вас­ку­ляр­ные вме­ша­тельства при подвздош­но-бед­рен­ном ве­ноз­ном тром­бо­зе. Фле­бо­ло­гия. 2024;(1):64-71
Ме­то­ды оцен­ки фиб­ро­за тка­ни под­же­лу­доч­ной же­ле­зы. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(1):48-57
Сов­ре­мен­ные эн­дос­ко­пи­чес­кие тех­но­ло­гии при хро­ни­чес­ком каль­ци­ноз­ном пан­кре­ати­те. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(6):15-19
Мес­то ин­тер­вен­ци­он­ных лу­че­вых и эн­дос­ко­пи­чес­ких тех­но­ло­гий в ди­аг­нос­ти­ке и ле­че­нии хро­ни­чес­ко­го пан­кре­ати­та (об­зор ли­те­ра­ту­ры). Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(11):84-93

Введение

За последние десятилетия число пациентов с заболеваниями желчевыводящих путей, в частности с их обструкцией, значительно увеличилось. Транспапиллярные вмешательства являются методом выбора в лечении пациентов с холедохолитиазом, папиллостенозом, опухолевыми заболеваниями желчевыводящих путей, острым и хроническим панкреатитом. Эти манипуляции минимально инвазивны, однако не без основания считаются самыми опасными, хотя и выполняются в настоящее время повседневно. Несмотря на накопленный опыт и значительный технический прогресс в эндоскопическом оборудовании, частота развития интра- и послеоперационных осложнений достигает 4,5—15%, которые имеют серьезный прогноз.

Острый постманипуляционный панкреатит (ОПМП) занимает одно из ведущих мест в структуре осложнений после эндоскопической ретроградной панкреатохолангиографии (ЭРХПГ)/эндоскопической папиллосфинктеротомии (ЭПСТ), развивающийся в 25—30% случаев, обусловлен быстрым развитием и тяжелым течением. По данным литературы, частота развития ОПМП составляет от 1 до 34% [1, 2]. При этом летальность остается высокой — 3% [3, 4]. Определение ОПМП согласно международной классификации P. Cotton и соавт. [5], обозначает клиническое проявление панкреатита, сопровождающееся повышением уровня амилазы более чем в 3 раза. Как правило, ОПМП развивается в течение 24 ч после манипуляций на большом сосочке двенадцатиперстной кишки (БС ДПК) и требует лечения в стационаре и увеличения длительности пребывания пациента в стационаре. При любом объеме транспапиллярного вмешательства развитие ОПМП связано с наличием факторов риска. По данным A. Andriulli и соавт. [6], E. Masci и соавт. [7], C.-L. Cheng и соавт. [8], к факторам риска развития ОПМП, связанным с особенностями пациента, относят женский пол, молодой возраст, ожирение, дисфункцию сфинктера печеночно-поджелудочной ампулы (Одди). К факторам, связанным с манипуляцией, относят сложную канюляцию, атипичную папиллосфинктеротомию, баллонную дилатацию БС ДПК, введение контрастного вещества в главный проток поджелудочной железы (ГППЖ). По данным Американской ассоциации гастроинтестинальной эндоскопии (American Society for Gastrointestinal Endoscopy — ASGE), частота возникновения ОПМП достигает 40% у пациентов не менее с чем двумя факторами риска [9]. Определение факторов риска до и во время транспапиллярного вмешательства и их профилактика ОПМП являются актуальной и сложной задачей. Проблема профилактики ОПМП во многом определяется не только техническим оснащением и опытом врача, но и анатомическими особенностями пациента, течением рентгенэдоскопического транспапиллярного вмешательства и выбором интраоперационной профилактики осложнений.

Материал и методы

Проанализировали результаты транспапиллярных вмешательств, выполненных на базе клиники №1 ВолгГМУ за период с 2015 по 2021 г. Выполнены 1135 эндоскопических вмешательств у 680 пациентов с доброкачественными и злокачественными заболеваниями гепатопанкреатобилиарной зоны. Из исследования исключены пациенты с острым панкреатитом, развившимся до транспапиллярного вмешательства. Возраст больных варьировал от 19 до 88 лет (средний 60,2±7,1 года). Всего было женщин 446 (65,6%) и 234 (34,4%) мужчины. В плановом порядке госпитализированы 289 (42,5%) пациентов, в срочном — 391 (57,5%) больной с обтурационным холестазом и холангитом. Пациенты были разделены на 2 группы: основную (n=321) и группу сравнения (n=359). У пациентов, включенных в основную группу, выделили совокупность факторов риска развития ОПМП, выявленных как в предоперационном периоде (женский пол, молодой возраст), так и во время транспапиллярного вмешательства («сложная» канюляция БС ДПК, признаки папиллостеноза при выполнении папиллосфинктеротомии, попадание контрастного вещества в бассейн ГППЖ (вирсунгова протока).

Пациентам основной группы в качестве профилактики постманипуляционного панкреатита транспапиллярное вмешательство заканчивали стентированием ГППЖ полиуретановыми стентами. Больным группы сравнения стентирование ГППЖ не выполняли.

Все транспапиллярные вмешательства проводили в условиях рентгеноперационной, оборудованной видеоэндоскопической системой Olympus Exera CV 150 с видеодуоденоскопами Olympas TJF-160, мобильной рентгеновской С-дугой для интервенционных вмешательств. Во время манипуляций использовали наборы современных эндоскопических инструментов Boston Scientific (США), Endo Flex (Германия), Cook (США).

В периоперационном периоде у всех пациентов оценивали следующие факторы риска развития ОПМП:

— возрастные (риск у пациентов моложе 40 лет);

— гендерные (у женщин риск развития ОПМП значительно выше, чем у мужчин);

— случаи ранее диагностированного панкреатита в анамнезе;

— холангит;

— анатомические изменения зоны БС ДПК (наличие пери- и парафатериальных дивертикулов);

— количество и время попыток канюляции БС ДПК во время манипуляции;

— первичное или повторное вмешательство;

— способ папиллотомии (типичная, атипичная —супрапапиллярная холедоходуоденостомия);

— применение баллонной папиллосфинктеропластики;

— попадание контрастного вещества в бассейн ППЖ.

В послеоперационном периоде всем пациентам назначали инфузионную терапию (0,9% раствор хлорида натрия, 5% раствор глюкозы), спазмолитики (но-шпа, папаверин), октреотид. Проводили динамическое наблюдение за состоянием пациентов: оценивали жалобы, контролировали лабораторные показатели (уровень амилазы в крови). Активность амилазы в крови в пределах 12—32 мг/мл считали вариантом нормы. Всем пациентам через 12—24 ч выполняли контрольное ультразвуковое исследование органов брюшной полости.

Статистическую обработку полученных данных проводили с использованием интегрированной системы для комплексного статистического анализа и обработки данных в среде Statistica 10. Применяли параметрический критерий Стьюдента и непараметрический критерий Манна—Уитни для выявления наиболее значимых показателей независимых выборок.

Результаты и обсуждение

В основной группе выполнили следующие эндоскопические вмешательства: ЭРХПГ, ЭПСТ, литоэкстракция — 243 (75,7%) пациента, ЭРХПГ, ЭПСТ, стентирование общего желчного протока — 62 (19,3%), ЭРХПГ, ЭПСТ, установка назобилиарного дренажа — 16 (5,0%) больных. В группе сравнения указанные манипуляции были выполнены соответственно 289 (80,5%), 51 (14,2%) и 19 (5,3%) пациентам. Попадание контрастного вещества в бассейн ППЖ отмечено у 19 (5,9%) пациентов основной группы и у 16 (4,5%) больных группы сравнения, «сложная» канюляция в сочетании с атипичной папиллосфинктеротомией в 41 (12,8%) и 53 (14,8%) случаях соответственно. Развитие ОПМП наблюдали у 14 (4,3%) пациентов основной группы. В постманипуляционном периоде у 8 пациентов отметили бессимптомное повышение уровня амилазы в пределах 500—1200 ед/л, который на фоне противопанкреатической терапии снижался в течение 24—48 ч до нормы. В контрольной группе ОПМП развился у 57 (15,9%) пациентов. В 5 (1,4%) случаях диагностировали панкреатит тяжелой степени с исходом в асептический панкреонекроз, что потребовало хирургической коррекции в объеме лечебно-санационной лапароскопии. У 2 (0,6%) пациентов имелось фульминантное течение с исходом в тотальный панкреонекроз. У 12 (3,3%) пациентов ОПМП протекал в среднетяжелой форме и у 38 (10,6%) — в легкой степени тяжести, который купирован консервативно. Летальных исходов не было.

Для анализа выбраны следующие факторы, способствующие развитию ОПМП: пол, возраст, «сложная» канюляция, диаметр общего желчного протока (ОЖП), атипичная папиллосфинктеротомия, попадание контрастного вещества в ГППЖ.

Критерий Стьюдента показал, что существуют статистически значимые различия по средним уровням амилазы в крови и продолжительности гиперамилаземии. В основной группе уровень амилазы (p<0,005) и продолжительность гиперамилаземии (p<0,016) были статистически значимо меньше.

В обеих группах пациентов был определен коэффициент корреляции Пирсона между предполагаемыми факторами риска развития ОПМП (таблица).

Коэффициент корреляции Пирсона между предполагаемыми факторами риска ОПМП у больных основной группы и группы сравнения

Фактор риска

Пол

Возраст

Контрастирование ГППЖ

Уровень амилазы в крови

«Сложная» канюляция

Уровень прямого билирубина

Диаметр ОЖП

Пол

1

Возраст

–0,232

1

–0,054

Контрастирование ГППЖ

–0,021

–0,141

1

0,397

–0,005

–0,168

Уровень амилазы в крови

0,084

–0,218

0,346

1

0,214

–0,032

–0,093

«Сложная» канюляция

–0,042

0,214

1

Уровень прямого билирубина

–0,215

0,055

–0,016

1

0,092

Диаметр ОЖП

–0,054

0,174

–0,095

1

Примечание. ОПМП — острый постманипуляционный панкреатит; ГППЖ — главный проток поджелудочной железы; ОЖП — общий желчный проток.

Выявлены следующие виды корреляции:

— положительная корреляция «сложная» канюляция—активность амилазы: чем сложнее и продолжительнее была канюляция БС ДПК, тем чаще отмечали повышение уровня амилазы;

— положительная корреляция «сложная» канюляция—возраст». Чем меньше возраст, тем чаще отмечали повышение уровня амилазы, т.е. чем меньше возраст пациента, тем выше частота развития ОПМП;

— положительная корреляция «сложная» канюляция —контрастное вещество». Ошибочное введение контрастного вещества в ГППЖ увеличивало частоту возникновения ОПМП.

Корреляции между уровнем прямого билирубина и диаметром ОЖП не выявлено.

Факторы риска развития ОПМП описаны в мировой литературе. Известно, что многократная канюляция ГППЖ, атипичная ЭПСТ, введение контрастного вещества в ГППЖ повышают риск развития ОПМП. Транспапиллярные вмешательства приводят к посттравматическому отеку устья БС ДПК, что способствует развитию внутрипротоковой гипертензии ГППЖ и развитию воспалительного ответа поджелудочной железы (ПЖ). Консервативная терапия неэффективна в отношении главного фактора развития осложнения — отека устья БС ДПК [10]. Стентирование ГППЖ способствует адекватному оттоку секрета ПЖ и снижению внутрипротоковой гипертензии. Анализ данных, полученных при нашем исследовании, показал, что профилактическое стентирование ГППЖ способствует снижению частоты развития постманипуляционных осложнений. Таким образом, выявление факторов риска или их совокупности у пациентов в предоперационном периоде и во время выполнения транспапиллярных вмешательств позволяет своевременно провести профилактику и купировать развитие грозных осложнений. Анализ данных литературы показывает, что существенную и немаловажную роль в профилактике ОПМП играют манипуляционно зависимые факторы риска, такие как баллонная папиллосфинктеропластика, атипичная папиллосфинктеротомия, трудная канюляция БС ДПК, попадание контрастного вещества в бассейн ГППЖ.

Заключение

Анализ результатов эндоскопических транспапиллярных вмешательств у пациентов с патологией гепатопанкреатобилиарной системы позволил определить наиболее эффективные профилактические методы и их использование в практике. Своевременное выявление существенно значимых факторов риска и их совокупности позволяет применить необходимый метод профилактики, что делает управляемым развитие и течение острого постманипуляционного панкреатита. Превентивное стентирование главного протока поджелудочной железы позволяет снизить частоту развития острого постманипуляционного панкреатита с 15,9 до 4,3%.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Ю.И. Веденин

Сбор и обработка материала — А.А. Ногина, Г.В. Михайличенко

Статистическая обработка данных — М.И. Туровец, Г.В. Михайличенко

Написание текста —В.В. Мандриков, Г.В. Михайличенко

Редактирование — Ю.И. Веденин, Е.Н. Зюбина, М.И. Туровец

Participation of authors:

Concept and design of the study —Y.I. Vedenin

Data collection and processing — A.A. Nogina, G.V. Mikhailichenko

Statistical processing of the data — M.I. Turovets, G.V. Mikhailichenko

Text writing — V.V. Mandrikov, G.V. Mikhailichenko

Editing — Y.I. Vedenin, E.N. Zyubina, M.I. Turovets

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.