Введение
Полипоз желчного пузыря (ПЖП) — распространенное заболевание, выявление которого в последние годы существенно увеличилось [1—3]. Очевидно, это связано с совершенствованием процесса инструментальной диагностики. Согласно кохрейновскому обзору (The Cochrane Library) группы S.Z. Wennmacker (2018), в общей популяции из 1000 человек в 6,4% наблюдений при УЗИ выявляют полипы желчного пузыря [4].
Рост заболеваемости ПЖП, очевидно, обусловлен не только увеличением числа больных, но и совершенствованием методов диагностики [2, 5, 6], в частности УЗИ, которое способствует не только выявлению полипов, но и описанию самых различных форм заболеваний желчного пузыря. Важно, что ПЖП не имеет отчетливых клинических проявлений, а жалобы в основном сводятся к проявлению боли различной интенсивности в правом подреберье. При присоединении инфекции клиника напоминает острый холецистит. Несмотря на то что в литературе приведены обширные сведения о ПЖП, многие вопросы еще не решены. Прежде всего это вопросы о дифференциальной диагностике и показаниях к оперативному лечению. Идут поиски более современных методов диагностики и обоснования оперативного лечения.
Методы
В настоящее время применяют 2 метода выявления ПЖП и определения типа полипов: трансабдоминальное УЗИ (ТАУЗИ), использующее ультразвук для дифференцировки разных видов тканей, и эндоскопическое УЗИ (ЭУЗИ). При этом доказательств того, что ЭУЗИ обладает преимуществом перед ТАУЗИ при дифференцировке между истинными и псевдополипами, а также между доброкачественными и предраковыми или злокачественными полипами, получено недостаточно [4]. Не всегда удается поставить достоверный диагноз при маленьких (до 3—4 мм) размерах полипа и локализации их в области шейки желчного пузыря. Верифицировать диагноз позволяет КТ.
В 2015—2018 гг. в клинике Башкирского государственного медицинского университета прооперировано 42 больных (36 (85,7%) женщин, 6 (14,3%) мужчин) с ПЖП, всем выполнена лапароскопическая холецистэктомия. Возраст больных варьировал от 27 до 73 лет. В 41 (97,6%) случае операция выполнена в плановом порядке. В 1 (2,4%) случае операция произведена в экстренном порядке в связи с развитием острого холецистита. В 3 (7,1%) случаях больные в плановом порядке оперированы по поводу желчнокаменной болезни, хронического холецистита, но после операции у них наряду с камнями желчного пузыря выявлены полипы. Желчнокаменную болезнь наблюдали всего у 38 (90,5%) пациентов с ПЖП.
В ходе анализа семиотики не обнаружено специфических симптомов, характерных для данного заболевания. Как правило, наблюдали симптомы, которые чаще всего выявляют при хроническом холецистите. Ведущим признаком была боль в правом подреберье, чаще тупая, и только в единичных наблюдениях при локализации полипов в области шейки пузыря и протока боль носила приступообразный характер. На основании инструментальных исследований установлено, что чаще полипы локализовались в теле желчного пузыря, одинаково часто полипы располагались в области дна и шейки пузыря. Полипы размером до 3—4 мм выявлены у 4 (9,5%) больных, от 5 до 10 мм — у 38 (90,5%). Одиночные полипы обнаружены у 37 (88,1%), по 2 полипа и более — у 5 (11,9%) больных.
В современной медицинской практике укоренилась лечебная тактика, при которой обнаружение полипа ведет к его устранению хирургическим путем в кратчайшие сроки. Связано это с тем, что аденоматозные и гиперпластические полипы вызывают онкологическую настороженность, так как потенциально возможно их злокачественное перерождение, а холестериновые полипы зачастую являются причиной воспаления желчного пузыря и поджелудочной железы. Кроме того, известны случаи быстрого роста полипов в ходе динамического наблюдения, что опосредованно влияет на образ жизни пациента и также способствует повышению хирургической активности.
Результаты
После холецистэктомии мы визуально подтверждали существование полипа желчного пузыря на макропрепарате, который направляли на гистологическое исследование с целью определения вида новообразования и верификации диагноза. Наиболее часто обнаруживали гиперпластический полип — у 20 (47,6%) больных, аденоматозные полипы были у 19 (45,3%), холестериновые — у 3 (7,1%), в стенке желчного пузыря у всех отмечены признаки хронического воспаления в виде инфильтрации лимфоцитами и единичными гистиоцитами.
Представляем клиническое наблюдение больной с гигантским полипом желчного пузыря, сочетающимся с калькулезным холециститом. Пациентка М., 66 лет, поступила в городскую больницу №3 Уфы 09.12.2018 в экстренном порядке с жалобами на приступообразную боль в правом подреберье, тошноту, рвоту. Больна в течение 2 лет, последнее время приступы заболевания участились. Проведено ТАУЗИ, выявившее признаки острого калькулезного холецистита. При ЭГДС выявили острый гастродуоденит, а при ЭУЗИ — опухолевидное образование (1,5×1,5 см) желчного пузыря. Дообследование с использованием КТ с контрастным усилением установило, что желчный пузырь расположен типично удлиненной, немного изогнутой формы, размером 47×22×21 мм, стенки пузыря не утолщены (1—2 мм), в просвете гомогенное содержимое, плотностью от 8 до 16 HU. В области дна с распространением в просвет пузыря нечетко визуализируется изоденсивной плотности мягкотканое образование размером 15×16 мм, которое не деформирует наружные очертания желчного пузыря. При усилении во всех фазах плотность стенок равномерно повышалась с 35—45 до 85—95 HU в артериальную и венозную фазы контрастирования и умеренно снижалась до 55—65 HU в паренхиматозную, отсроченную фазу усиления (рис. 1, 2). Плотность образования в просвете желчного пузыря менялась аналогичным образом, соответствуя той или иной фазе усиления, при этом само образование принимало более отчетливые очертания.
Диагноз: острый калькулезный холецистит (опухоль желчного пузыря?). Выполнена холецистэктомия (10.12.2018). Макропрепарат: желчный пузырь 50×25×25 мм, стенки его умеренно гиперемированы, инфильтрированы, в просвете густая желчь, несколько конкрементов размером 3×3 мм, в области дна аденоматозный полип размером 1,6×1,6 см (рис. 3, 4).
Гистологическое заключение: аденоматозный полип, состоящий из множества желез различных размеров и форм, выстланных цилиндрическим эпителием, который обнаруживает определенной степени полиморфизм, выраженный как в отдельных участках полипа, так и в участках одной и той же железы, что свидетельствует о различной пролиферативной активности желез и их эпителия. Строма полипа неоднородна, с большим количеством сосудов, пропитана отечной жидкостью с большим содержанием белка, воспалительные инфильтраты из лимфоидных и гистиоцитарных элементов. Послеоперационное течение гладкое, выписана из клиники на 3-и сутки с выздоровлением.
Заключение
Таким образом, полипы желчного пузыря являются распространенным заболеванием, часто сочетаются с желчнокаменной болезнью и нередко являются причиной воспаления желчного пузыря и поджелудочной железы, а также имеют потенциальную возможность злокачественного перерождения, что ведет к увеличению частоты показаний к оперативному лечению. Очевидно, необходимы дальнейшие исследования с четко сформулированными критериями диагностики полипов желчного пузыря, включая критерии определения истинных полипов, а также предраковых и злокачественных полипов.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.