Лечение угревой болезни (акне) остается одной из актуальных проблем современной дерматологии, так как в юношеском возрасте это заболевание наблюдается у 80% населения [1]. В настоящее время для лечения акне предлагаются лекарственные средства разных фармакологических групп: препараты азелаиновой кислоты, ретиноиды, антибиотики, антиандрогены и др. [2—4]. Однако не всегда применяемые средства и методы лечения акне дают положительный результат. Нередко они приводят к торпидности патологического процесса, а также обладают теми или иными побочными действиями. Более того, действие некоторых противоугревых средств зависит от ряда факторов внешней среды, в частности от солнечного излучения [5—7]. Правильный выбор лекарственного средства в зависимости от условий жизни пациента чрезвычайно актуален. К сожалению, определенные противоугревые препараты оказывают не только терапевтический эффект, они могут усиливать отрицательное воздействие солнечного излучения [8—12]. Для лучшего понимания этих побочных эффектов обратимся к механизмам действия ультрафиолетового (УФ) и видимого света на кожу.
Как известно, кожа отграничивает организм от окружающей среды. Физические (свет) и химические соединения, непосредственно воздействующие на кожу, относятся к важным этиологическим или ускоряющим факторам в развитии светозависимых изменений.
Чувствительность к солнечному свету – нередкая проблема. Постоянное ежедневное воздействие солнечных лучей само по себе может стать основным фактором развития кожных изменений (например, веснушек, телеангиэктазий, морщинистости, кератоза, атрофии, гипер- и гипомеланозных пятен, карцином) на открытых участках тела. Из этих осложнений к наиболее опасным следует отнести фотоканцерогенез [13].
Некоторые химические и лекарственные вещества как таковые не представляют собой контактные раздражители и при отсутствии облучения кожи безвредны. Однако по достижении некоторой их концентрации и при воздействии световых волн определенной длины эти агенты могут вызывать нежелательные реакции со стороны кожи [13—16]. Фотосенсибилизирующие вещества (греч. phos, photos — свет и лат. sensibilis — чувствительный) — лекарственные средства, вызывающие при резорбтивном или местном действии повышение чувствительности кожи к воздействию солнечных или искусственных УФ лучей (УФЛ).
Для того чтобы обладать фотосенсибилизирующими свойствами, препарат должен действовать в качестве хромофора, т.е. обладать способностью поглощать свет. Следовательно, большое значение имеет спектр поглощения лекарственных средств. Поглощение света кожей составляет 290—700 нм (рис. 1). В развитии фототоксических реакций участвуют УФЛ-R (400—700 нм), УФЛ-A (320—400 нм) и УФЛ-B (290—350 нм). УФЛ-C (200—290 нм) почти полностью рассеиваются в атмосфере и практически не участвуют в развитии фототоксических реакций [10].
Реакции, имеющие в основе химическую или лекарственную фоточувствительность, могут быть клинически определены как неблагоприятный ответ кожи на воздействие комбинации некоторых лечебных или химических препаратов и УФЛ. Для большинства лекарственных веществ, вызывающих эти реакции, характерен спектр поглощения УФЛ с длиной волны 320—400 нм. Они могут развиваться у человека, принимавшего некоторые лекарственные препараты внутрь или наружно. При этом появляются отек, узелки, пятна, везикулы, пузыри, острая экзематозная реакция или крапивница. Возможны десквамация эпителия, гипер- и гипопигментация кожи. Эти неблагоприятные светозависимые реакции подразделяют на фототоксические и фотоаллергические.
Фототоксические реакции усиливаются при воздействии УФЛ, признаки участия в них иммунной системы отсутствуют. Они обычно появляются почти всегда после воздействия световых лучей достаточной мощности и с соответствующей длиной волны, с достаточной концентрацией примененного местно или внутрь препарата. Подобное сочетание приводит к выраженной реакции типа солнечного ожога с развитием болезненного отека или без него. Реакция появляется в течение 5—18 ч после воздействия солнечных лучей и достигает апогея обычно в течение 32—72 ч. Возможны также гиперпигментация и десквамация эпителия. Реакция обычно ограничивается областью воздействия.
Большинство фототоксических феноменов требует для своего развития воздействия УФЛ-А (320—400 нм), однако некоторые из них могут инициироваться УФЛ-В (290—320 нм) и лучами видимой части спектра (400—700 нм). В целом их следует рассматривать как нежелательные последствия усиления исходных фотохимических реакций, составляющих основу воспалительного процесса в коже в ответ на воздействие УФЛ. Вероятно, несущая опасность часть лучистой энергии поглощается кожей и фотосенсибилизирующими агентами. Эта поглощенная энергия может повреждать непосредственно клетки за счет формирования ковалентной связи сенсибилизирующей молекулы с пиримидинами (например, тимин) в клеточной ДНК. Эта связь (образование циклобутановых фотоаддукторов сенсибилизатора и пиримидинов) может оказаться для клетки губительной.
Фотоаллергия к лекарственным средствам — это приобретенная и измененная способность кожи отвечать на световое воздействие в присутствии фотосенсибилизатора и с вовлечением в процесс иммунной системы. Клинически реакция представляет собой не столько выраженный ожог, сколько экзематозные высыпания с отдельными папулами или бляшками. Поглощенная световая энергия может спровоцировать фотохимическую реакцию между лекарственным веществом и белками кожи. Препарат может действовать таким образом, что образуется гаптеновая группа, или непосредственно связываться с белком, образуя фотоантиген, или изменяться под воздействием поглощенной энергии. Эта измененная гаптеновая группа в последующем взаимодействует с белком и формирует антиген. Фотоантиген подвергается воздействию макрофагов и предположительно вступает в контакт с Т-клетками, обусловливая гиперчувствительную реакцию обычного типа или замедленную. При повторном контакте с сенсибилизированными Т-клетками полного фотоантигена развивается папуловезикулярная или экзематозная реакция.
Клинические проявления фотоаллергических реакций могут варьировать от острых крапивницеподобных изменений, развивающихся в течение нескольких минут после воздействия, до экзематозных или папулезных форм, которые развиваются в течение 24 ч и позднее. Высыпания могут распространяться за пределы зоны воздействия. При повторных экспозициях как в ближайшие, так и в отдаленные сроки возможно развитие изменений в ранее не затронутых ими областях. Для большинства высыпаний типичны некоторый отек и расширение сосудов. Воздействует обычно длинноволновая часть спектра (320—400 нм), и для развития фотоаллергических реакций требуется меньшая энергия, чем для фототоксических. В целом фотоаллергия встречается значительно реже, чем фототоксические реакции. При исследовании с помощью светового микроскопа кожных биоптатов выявляют характерные, хотя и не имеющие диагностического значения, плотные периваскулярные круглоклеточные инфильтраты.
Механизм фототоксических и фотоаллергических реакций
Фототоксические реакции возникают в результате прямого повреждения тканей, вызванного фотоактивными соединениями. Как правило, фотосенсибилизирующие вещества (ФВ) содержат в структуре молекул хотя бы одну двойную связь или ароматическое кольцо, которые могут поглощать энергию световых волн.
В большинстве случаев свет приводит к возбуждению электронов молекул ФВ из стабильного синглетного в возбужденное триплетное состояние. Возбужденные электроны стремятся прийти в стабильное состояние и передают свою энергию другим молекулам, например молекулам кислорода, что приводит к образованию реактивных промежуточных частиц кислорода. Активные формы кислорода, такие как промежуточные синглетные молекулы кислорода, супероксид анион и перекись водорода, повреждают клеточные мембраны и ДНК. Также происходит активация провоспалительных медиаторов — цитокинов и арахидоновой кислоты. В результате развивается воспалительная реакция, клинически проявляющаяся как солнечный ожог.
Механизм фотоаллергических реакций — иммунологически опосредованные реакции по типу антиген (аллерген) — антитело, в которых аллергеном выступает активированное светом ФВ. Фотоаллергические реакции возникают как ответ иммунной системы на свет в присутствии ФВ даже в ничтожном количестве. Фотоаллерген может проявлять свое действие лишь после активации под воздействием света с последующим связыванием с белками в коже (рис. 2). Эти реакции запускаются так же, как и реакции клеточного иммунного ответа, в частности, клетками Лангерганса и другими антигенрепрезентирующими клетками, связывающими антиген, которые затем мигрируют в регионарные лимфатические узлы.
Здесь клетки Лангерганса презентуют антиген Т-лимфоцитам, которые несут антиген-специфические рецепторы. Т-клетки активируются, размножаются и возвращаются к месту осаждения фотоаллергена. В коже Т-клетки запускают воспалительную реакцию, которая обычно напоминает экзему.
К проявлениям действия ФВ относятся также тошнота, головная боль, сердцебиение, боли в сердце, зуд и болезненность кожи. При возникновении побочных явлений лечение прерывают, уменьшают суточную дозу препарата. Во избежание солнечных ожогов в весенне-летний период больные в процессе лечения должны избегать инсоляции и длительного пребывания под прямыми УФЛ.
Лекарственные вещества, обладающие свойствами ФВ, противопоказаны при заболеваниях печени, почек, крови, щитовидной железы, сердечно-сосудистой системы, туберкулезе, катаракте, системной красной волчанке, беременности, в детском возрасте и при опухолевых процессах в анамнезе.
Клинические проявления фототоксических и фотоаллергических реакций
Фототоксические реакции развиваются у большинства людей под воздействием высокой световой нагрузки и больших доз фотосенсибилизирующих препаратов. Как правило, они проявляются в виде чрезмерно выраженных солнечных ожогов.
На гистологическом уровне фототоксичность характеризуется наличием некротических кератиноцитов, эпидермического межклеточного отека, отека, расширения просвета кровеносных сосудов и инфильтратами, образованными нейтрофилами, лимфоцитами и макрофагами.
Фототоксические реакции препаратов для наружного применения с фотосенсибилизирующим действием, как правило, носят более тяжелый характер, чем в случае препаратов системного действия [15, 18]. Гистологически фотоаллергические реакции аналогичны проявлениям аллергического контактного дерматита, а эпидермический межклеточный отек сопровождается образованием интенсивного периваскулярного инфильтрата мононуклеарных клеток в дерме [15, 18].
Характерные свойства фототоксических и фотоаллергических реакций представлены в табл. 1.
Светопоглощающие свойства препаратов против акне
При изучении светопоглощающих свойств лекарственных средств, применяемых для лечения акне, оказалось, что они значительно отличаются у разных препаратов (табл. 2).
Под воздействием УФЛ-В бензоила пероксид распадается на бензоилокси-радикалы, которые могут отсоединять атом водорода с образованием фенильных радикалов. Оба радикала обладают высокой химической активностью [21]. О возможности развития фототоксических реакций, имеющих клиническое значение, при наружном использовании препарата с бензоила пероксидом сообщили М. Jeanmougin и соавт. [7].
Благодаря сильному поглощению УФ-света тетрациклины очень часто вызывают развитие фототоксических реакций. Высокая активность свободных радикалов выявлена при фотодеградации тетрациклинов [8, 22]. Определены субклеточные мишени синглетного кислорода, образующегося под действием тетрациклина. К ним относятся в том числе рибосомы, клеточные мембраны, ДНК, митохондрии [16].
В отношении ретиноидов всегда указывается, что они имеют фотосенсибилизирующие свойства, что подтверждается спектром абсорбции. Продемонстрировано, что под воздействием света ретиноиды подвергаются химической деградации. Метаболиты этретината, изотретинон и его основной метаболит обладают фототоксичностью, которая проявляется эритемой, сходной с той, что наблюдается при солнечном ожоге. После прекращения применения препарата может сохраняться остаточная фоточувствительность благодаря его длительному периоду полувыведения [18].
Подтверждением клинической значимости фототоксических реакций ряда препаратов могут служить сведения, представленные в инструкциях по медицинскому применению таких препаратов (табл. 3).
Как видно из табл. 2, спектр абсорбции азелаиновой кислоты, в отличие от других препаратов для лечения акне, значительно ниже пиковой интенсивности (500 нм) солнечного света. Кроме того, спектр абсорбции значительно ниже длины волны УФЛ-В и УФЛ-А. Эти параметры характерны для азелаиновой кислоты в виде геля и крема. Данные характеристики убедительно свидетельствуют о том, что препараты азелаиновой кислоты во всех формах выпуска не обладают фотосенсибилизирующими свойствами, что подтверждается результатами исследования J. Ortonne [22]. Помимо этого, результаты наблюдения за безопасностью препарата в пострегистрационный период свидетельствуют об отсутствии риска реакций фоточувствительности при применении крема азелаиновой кислоты [19]. Важно отметить, что азелаиновая кислота столь же эффективна для лечения акне, как и другие препараты, такие как третионин, тетрациклин и бензоила пероксид [23, 24], но в отличие от них не вызывает фототоксических и фотоаллергических кожных реакций (см. табл. 3). Именно поэтому имеющиеся сведения убедительно свидетельствуют о целесообразности выбора азелаиновой кислоты для лечения акне, особенно у людей, подвергающихся интенсивному солнечному излучению или другому излучению, содержащему УФ-компонент.