Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Седова Т.Г.

ГОУ ВПО Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Елькин В.Д.

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Митрюковский Л.С.

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Мясникова М.Б.

ФГБОУ ВО «ПГМУ им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России, Пермь, Россия

Кальцифилаксия: случай идиопатического поражения полового члена с благоприятным исходом

Авторы:

Седова Т.Г., Елькин В.Д., Митрюковский Л.С., Мясникова М.Б.

Подробнее об авторах

Просмотров: 4176

Загрузок: 74


Как цитировать:

Седова Т.Г., Елькин В.Д., Митрюковский Л.С., Мясникова М.Б. Кальцифилаксия: случай идиопатического поражения полового члена с благоприятным исходом. Клиническая дерматология и венерология. 2018;17(6):33‑37.
Sedova TG, El'kin VD, Mitriukovskiĭ LS, Myasnikova MB. Calciphylaxis: a case of idiopathic disease of the penis with favorable outcome (in Russian only). Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2018;17(6):33‑37. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma20181706133

Рекомендуем статьи по данной теме:
Слу­чай нор­веж­ской че­сот­ки у па­ци­ен­та с им­бе­циль­нос­тью. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(2):161-164
Хро­ни­чес­кий вер­хне­че­люс­тной ате­лек­таз, или син­дром мол­ча­ще­го си­ну­са. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(1):60-65
Диаг­нос­ти­ка и ле­че­ние нев­ро­ло­ги­чес­ких оро­фа­ци­аль­ных бо­ле­вых син­дро­мов. Рос­сий­ский жур­нал бо­ли. 2023;(1):5-12
Ле­че­ние боль­ных с пос­ледстви­ями че­реп­но-моз­го­вой трав­мы. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):26-33
Ас­те­ни­чес­кий пос­тко­вид­ный син­дром. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(3):61-69
Осо­бен­нос­ти ле­че­ния и ре­аби­ли­та­ция боль­ных, пе­ре­нес­ших COVID-19, с ише­ми­чес­ким ин­суль­том. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):76-84
Па­то­ло­го-ана­то­ми­чес­кий ал­го­ритм диф­фе­рен­ци­аль­ной ди­аг­нос­ти­ки бо­лез­ни Пед­же­та мо­лоч­ной же­ле­зы. Ар­хив па­то­ло­гии. 2023;(2):32-39
Сов­ре­мен­ные под­хо­ды к ле­че­нию пе­ред­не­кап­су­ляр­но­го кон­трак­ци­он­но­го син­дро­ма. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(2):89-94
Ад­ри­ан Алек­сан­дро­вич Крю­ков (1849—1908). Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2023;(2):104-107
Оп­ти­ми­за­ция ле­че­ния деп­рес­сии наз­на­че­ни­ем этил­ме­тил­гид­рок­си­пи­ри­ди­на сук­ци­на­та (Мек­си­кор). Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(4):78-84

Кальцифилаксия (КФ; син. кальцинирующая уремическая артериопатия) представляет собой редко встречающийся синдром, который характеризуется обширным или локальным отложением солей кальция в периферических артериях и мягких тканях, что обусловливает сужение просвета и тромбоз сосудов, ишемию, некроз кожи и подлежащих тканей. Поражаются преимущественно дистальные отделы конечностей, ягодиц, бедер, туловища. Крайне редко встречается КФ других локализаций [1—4]. Исследователи [5] отмечают неблагоприятный прогноз и высокую летальность у пациентов с вовлечением в патологический процесс проксимальных кровеносных сосудов.

Первые сведения об этом заболевании датированы серединой XIX века, когда Р. Вирхов впервые отметил возможную связь между хроническим заболеванием почек и обызвествлением мягких тканей. По определению Г. Селье [3], эти поражения кожи связаны с приобретенной повышенной чувствительностью к отложениям солей кальция. Некоторое время спустя был внедрен термин «кальцифилаксия», распространенный вплоть до начала XXI века. Доказана патогенетическая связь заболевания с хронической почечной недостаточностью, при которой распространенность КФ варьирует от 3 до 83% [1, 6, 7]. В связи с этим ряд исследователей [1] считают, что термин «кальцифилаксия» утратил свою значимость и должен быть изменен на «кальцинирующую уремическую артериопатию». Однако укоренившееся название заболевания продолжает превалировать в литературе.

Клинические проявления КФ характеризуются появлением очагов ишемии в виде темно-красных/фиолетовых пятен различной величины и протяженности в области дистальных участков нижних конечностей (чаще на задней и латеральных поверхностях голеней), бедер, ягодиц, половых органов, живота, реже вовлекаются другие участки [4, 5]. В зонах поражения отмечается болезненное уплотнение мягких тканей, иногда сочетающееся с возникновением пузырей, которое позднее сменяется развитием некроза, отторжением омертвевших тканей и формированием язв неправильной формы [1, 2, 4, 6].

Кроме хронических заболеваний почек (особенно у больных с терминальной стадией почечной недостаточности, находящихся на длительном лечении гемодиализом), к факторам риска КФ относят сахарный диабет, патологическое ожирение, гипо- и гиперпаратиреоидизм, а также ряд других факторов, таких как применение кортикостероидов, кальциевой соли гепарина, препаратов витамина D, комплекса декстран-железо и т. д. [7—13].

Прогноз при КФ во многих случаях неблагоприятный в результате развития флегмон, сепсиса. В ряде публикаций [1, 12] отмечено, что он усугубляется проведением биопсий.

Нередко наблюдают сочетание поражения полового члена с КФ различных локализаций, а описаний изолированной формы в литературе очень мало (всего 40 случаев), подчас с самоампутацией органа и/или фатальным исходом [1, 8].

Наиболее часто КФ поражает головку полового члена, реже в процесс вовлекается ствол пениса. Клинические проявления представлены узелками, сливающимися в одиночные бляшки; изолированными узлами округлых, овальных или полициклических очертаний, размеры которых колеблются от 0,5 до 2—3 см в диаметре. Крайне редко встречаются более крупные элементы. Цвет пораженной кожи над элементами варьирует от небольших участков сетчатого ливедо до фиолетовых, багрово-красных и синюшно-красных оттенков [1, 2, 4, 5, 7]. С течением времени пораженные участки уплотняются и некротизируются с образованием длительно не заживающих язв и свищей с фибринозно-гнойным отделяемым [10—14]. В дальнейшем некротические участки могут дополнительно инфицироваться с последующим развитием сепсиса и/или летального исхода [1, 15—17]. В редких случаях изолированное поражение полового члена симулирует клинические признаки инвазивного плоскоклеточного рака [18]. В благоприятных ситуациях процесс завершается образованием грубых рубцовых изменений [1].

Диагноз может быть поставлен на основании клинической картины, анамнеза, высоких уровней кальция (более 2,6 ммоль/л) и фосфора (более 1,5 ммоль/л) в сыворотке крови. По данным разных источников, кальция в норме должно быть в 1,5—2 раза больше, чем фосфора. При К.Ф. уровень кальция по отношению к фосфору возрастает в 70 раз и более. В редких случаях КФ кожи и мягких тканей может возникать при нормальных значениях кальция в крови [1]. Дополнительными методами диагностики являются рентгенологическое исследование, допплерометрия и магнитно-резонансная ангиография. Верифицируют диагноз с помощью патоморфологического исследования, при котором отмечают кальцификацию и гиперплазию интимы подкожных артерий, кожи и мягких тканей с ишемическим некрозом [1, 6, 13, 15]. Однако нужно иметь в виду, что биопсия представляет большой риск экзацербации и дальнейшего прогрессирования КФ [1].

Лечение поражений полового члена остается спорным. Обязательным условием является устранение факторов риска [16, 17]. Ведение пациентов включает консервативное лечение с местным уходом за раной и санацией очагов фокальной инфекции. Хирургическое лечение применяют крайне редко: оно заключается в частичной или полной пенэктомии. Этот вариант может быть использован для пациентов с тяжелой инфекцией, обширной гангреной и сильным болевым синдромом, не купируемым опиатами и анальгетиками [1, 18—23]. В литературе также оспаривают эффективность частичной и тотальной паратиреоидэктомии. Улучшение состояния и прогноза достигается предпочтительным применением консервативных методов лечения вторичного гиперпаратиреоза [13, 14]. В дополнение к стандартному консервативному и хирургическому лечению пациентам включают системную антибиотикотерапию, внутривенные инфузии тиосульфата натрия, применение бифосфатов, гипербарической оксигенации [1, 9, 22].

Таким образом, можно констатировать, что КФ с изолированным поражением полового члена является редким заболеванием, требующим идентификации и устранения возможных факторов риска.

В качестве иллюстрации приводим собственное клиническое наблюдение случая КФ полового члена.

Больной В., 1985 г. р., поступил с подозрением на сифилис по направлению краевого онкологического диспансера. Из анамнеза заболевания известно, что впервые высыпания (язва) на половом члене появились несколько месяцев назад. Субъективно отмечал умеренную болезненность. После обращения к дерматовенерологу по месту жительства больной с предположительным диагнозом «плоскоклеточный рак полового члена» был направлен в Пермский краевой онкологический диспансер, где был госпитализирован на 10 дней.

Согласно записям в истории болезни из онкодиспансера, при осмотре и физикальном обследовании пациента значимой патологии внутренних органов не обнаружено. Эпидемиологический анамнез без особенностей. Аллергологический анамнез спокоен. Наследственность не отягощена. Неблагоприятные профессиональные факторы отсутствуют.

Локальный статус: кожный патологический процесс ограниченный, асимметричный, подостровоспалительного характера с преимущественной локализацией на коже головки полового члена и крайней плоти. Участок поражения представлен отечной эритематозной с ливидным оттенком бляшкой, плотной консистенции и изолированными, до 0,8 см в диаметре узелками, локализующимися в мягких тканях крайней плоти. При пальпации узелков отмечались их умеренная болезненность и смещаемость по отношению к окружающим тканям. В центральной части бляшки — язва ярко-розового цвета с неровными подрытыми краями. Дно язвенного дефекта уплотнено, бугристое, со скудным серозным отделяемым. Крайняя плоть отечна, розово-фиолетового цвета, плотно-эластической консистенции. На внутреннем листке крайней плоти визуализируются множественные телеангиоэктазии. В области венечной борозды отмечены скопления фибрина (рис. 1).

Рис. 1. Язвенный дефект на коже головки полового члена, в области крайней плоти изолированные узелки, множественные телеангиэктазии, фибрин.
Паховые лимфатические узлы увеличены до 1 см. Лимфатические узлы плотно-эластической консистенции, безболезненные при пальпации, не спаяны между собой, кожа над ними не изменена.

При клинико-лабораторном обследовании пациента общеклинические показатели в пределах возрастной нормы. В биохимическом анализе крови: глюкоза 4,38 ммоль/л, креатинин 101 ммоль/л, общий белок 68 г/л, альбумин 43,7 г/л, аспартатаминотрансфераза 26 Ед/л, аланинаминотрансфераза 44 Ед/л, общий билирубин 11,39 мкмоль/л, калий 4,01 ммоль/л, кальций 1,17 ммоль/л, фосфор 1,2 ммоль/л, натрий 137,2 ммоль/л.

Электрокардиограмма: синусовый ритм, блокада левой ножки пучка Гиса.

Антитела к яйцам глистов и простейших не обнаружены. Серологические маркеры гепатитов, ВИЧ и сифилиса отрицательные. Рентгенография и УЗИ органов брюшной полости и почек: патологии не выявлено. При консультации смежными специалистами (терапевт, окулист, невролог, кардиолог, хирург, эндокринолог) сопутствующих соматических заболеваний не обнаружено.

В условиях Пермского краевого онкологического диспансера с целью верификации диагноза больному выполнили циркумцизию и биопсию кожи головки полового члена (рис. 2).

Рис. 2. Состояние после циркумцизии и биопсии головки полового члена.
Из-за отсутствия в биоптате гистологических признаков злокачественного процесса больной был выписан из стационара и направлен в краевой кожно-венерологический диспансер с подозрением на сифилис.

Во время консультативного приема в ККВД нами была выявлена клиническая картина, соответствующая описанию ее в истории болезни у онкологов, но с явными признаками эпителизации и начальных рубцовых изменений в области язвенного дефекта на glans penis. Возникшее подозрение на КФ подтвердилось при повторном просмотре препаратов патоморфологом. Патоморфологическая картина патологических участков характеризовалась утолщением эпидермиса с выраженным акантозом без атипии. В центральной части эпидермального пласта — обширное изъязвление. В дерме отложения кальция в виде единичных изолированно расположенных образований темно-фиолетового цвета неправильной формы и разных размеров. Субэпидермально визуализируется массивный (преимущественно эозинофильный) полиморфно-клеточный инфильтрат с примесью лимфоцитов и лейкоцитов. Отмечаются явления васкулита (рис. 3).

Рис. 3. Гистологическая картина: массивный полиморфно-клеточный инфильтрат с примесью лимфоцитов и лейкоцитов в дерме, отложение кальция (стрелка). Окраска гематоксилином и эозином. Ув. 200.

Заключение

Представленное выше клиническое наблюдение позволяет расценивать данный случай как редкую идиопатическую форму КФ полового члена. Диагноз подтвержден типичной клинической картиной, данными лабораторных, патоморфологических и общеклинических исследований. Отличительным признаком идиопатической КФ является изолированное поражение половых органов у молодых практически здоровых мужчин с нормальными уровнями кальция и фосфора в сыворотке крови. Однако высокая вероятность рецидивов и вовлечения в патологический процесс внутренних органов указывает на необходимость тщательного динамического наблюдения таких больных врачами смежных специальностей.

Сведения об авторах

Т.Г. Седова — к.м.н., доцент кафедры дерматовенерологии ФГБОУ ВО «ПГМУ им. акад. Е.А. Вагнера». https://orcid.org/0000-0002-2660-0536

В.Д. Елькин — д.м.н., проф. кафедры дерматовенерологии ФГБОУ ВО «ПГМУ им. акад. Е.А. Вагнера». https://orcid.org/0000-0003-4727-9531

Л.С. Митрюковский — к.м.н., доцент кафедры дерматовенерологии ФГБОУ ВО «ПГМУ им. акад. Е.А. Вагнера». https://orcid.org/0000-0002-4361-1659

М.Б. Мясникова — врач-дерматовенеролог высшей категории ГБУЗ ПК КККВД, ФГБОУ ВО «ПГМУ им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России. https://orcid.org/0000-0002-7497-3812

Автор, ответственный за переписку: Седова Татьяна Геннадьевна — ФГБОУ ВО «ПГМУ им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России. Пермь, Россия.
e-mail: sedovca-1978@yandex.ru. Тел. +7 (342) 226-18-94

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.