Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Хамаганова И.В.

Российский государственный медицинский университет

Маляренко Е.Н.

Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения

Новосельцев М.В.

Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии Департамента здравоохранения

Голубева Ю.М.

ГБУЗ «Московский научно-практический центр дерматовенерологии и косметологии» Департамента здравоохранения Москвы, Москва, Россия

Лебедева Е.В.

ФГБУ НИИПЗ СО РАМН, Томск

К вопросу о трансформации атопического дерматита в Т-клеточную лимфому кожи: клинические наблюдения

Авторы:

Хамаганова И.В., Маляренко Е.Н., Новосельцев М.В., Голубева Ю.М., Лебедева Е.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 2965

Загрузок: 49


Как цитировать:

Хамаганова И.В., Маляренко Е.Н., Новосельцев М.В., Голубева Ю.М., Лебедева Е.В. К вопросу о трансформации атопического дерматита в Т-клеточную лимфому кожи: клинические наблюдения. Клиническая дерматология и венерология. 2019;18(5):568‑571.
Khamaganova IV, Maliarenko EN, Novosel'tsev MV, Golubeva YuM, Lebedeva EV. On the issue of transformation of atopic dermatitis into T-cell lymphoma of the skin: clinical observations. Russian Journal of Clinical Dermatology and Venereology. 2019;18(5):568‑571. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/klinderma201918051568

Рекомендуем статьи по данной теме:
Кли­ни­чес­кий слу­чай ато­пи­чес­ко­го дер­ма­ти­та, ос­лож­нен­но­го гер­пе­ти­фор­мной эк­зе­мой Ка­по­ши. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(3):273-280
Роль ней­рот­ран­смит­те­ров и мик­ро­би­оты ки­шеч­ни­ка в па­то­ге­не­зе ато­пи­чес­ко­го дер­ма­ти­та. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(3):302-308
Быс­трая прог­рес­сия T-кле­точ­ной лим­фо­мы ко­жи пос­ле пе­ре­не­сен­ной ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ции. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(3):363-368
Внед­ре­ние сов­ре­мен­ных ге­не­ти­чес­ких и инстру­мен­таль­ных ме­то­дов об­сле­до­ва­ния в ве­де­нии па­ци­ен­тов с вуль­гар­ным их­ти­озом и ато­пи­чес­ким дер­ма­ти­том. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(4):399-405
При­ме­не­ние кос­ме­ти­чес­ких средств у па­ци­ен­тов с хро­ни­чес­ки­ми дер­ма­то­за­ми (ато­пи­чес­кий дер­ма­тит, эк­зе­ма). Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(5):601-605
Опыт при­ме­не­ния ли­пи­до­вос­пол­ня­юще­го кре­ма с би­оти­чес­ким ком­плек­сом в на­руж­ной те­ра­пии ато­пи­чес­ко­го дер­ма­ти­та. Кли­ни­чес­кая дер­ма­то­ло­гия и ве­не­ро­ло­гия. 2023;(6):701-706

Более полувека обсуждают вопрос о возможности трансформации хронических дерматозов в Т-клеточную злокачественную лимфому (ТЗЛК). Наибольшее число наблюдений касается крупнобляшечного парапсориаза, нередко предшествующего ТЗЛК [1—3]. Кроме того, на ранних стадиях ТЗЛК имеются определенные трудности клинической, патоморфологической, лабораторной диагностики [4, 5]. Приведены данные об исследованиях, способствующих совершенствованию дифференциальной диагностики Т- и В-клеточных лимфом кожи, в том числе с крупнобляшечным парапсориазом, Т- и В-клеточными псевдолимфомами кожи, а также о частоте их трансформации в злокачественные лимфомы кожи.

Обследован 101 пациент методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) с целью определения Т- и В-клеточной клональности лимфоцитов. У пациентов с ТЗЛК моноклональность определялась в 40 из 46 случаев, с В-клеточными лимфомами кожи — в 3 случаях из 4. Также моноклональность была выявлена в 1 из 14 случаев крупнобляшечного парапсориаза и в 1 из 2 случаев Т-клеточной псевдолимфомы кожи. Во всех 24 случаях хронических доброкачественных дерматозов, 5 случаях мелкобляшечного парапсориаза и 10 биоптатах кожи от здоровых доноров была выявлена поликлональность лимфоцитов [6].

Известна возможность трансформации псориаза и псориазоподобных состояний в ТЗЛК. В последние годы отмечают негативное влияние терапии с использование фактора некроза опухоли-α [7, 8]. Описана транформация папулезного ксантоматоза в ТЗЛК [9]. Возможно сочетание ТЗЛК и атопического дерматита [10]. Также описана трансформация атопического дерматита в ТЗЛК. В настоящее время одним из вероятных триггерных факторов подобного перехода является применение топических ингибиторов кальциневрина и сильных топических глюкокортикоидных средств [11].

В настоящем сообщении мы представляем два клинических случая трансформации атопического дерматита в ТЗЛК.

Клинические наблюдения

Пациентка Х., 81 года, поступила на стационарное лечение в октябре 2017 г. в филиал «Клиника им. В.Г. Короленко» с направительным диагнозом «атопический дерматит. Лимфома кожи?» для дообследования в объеме диагностической биопсии кожи. При поступлении предъявляла жалобы на высыпания на коже туловища, верхних и нижних конечностей, сопровождающиеся постоянным интенсивным зудом.

Из анамнеза известно, что пациентка с детства наблюдается у дерматолога по месту жительства с диагнозом «атопический дерматит». В течение всей жизни неоднократно находилась на стационарном лечении, в том числе в стационаре МНПЦДК филиала «Клиника им. В.Г. Короленко» (последняя госпитализация в августе 2016 г.) с положительной динамикой на момент выписки. Настоящее обострение кожного процесса — в течение 1 мес, предположительно на фоне перенесенной чрезмерной психо-эмоциональной нагрузки, когда отметила появление свежих высыпаний, сопровождавшихся интенсивным зудом, на коже спины. Лечилась самостоятельно топическими ГКС без положительного эффекта. При обращении к дерматологу по месту жительства была направлена в стационар для диагностической биопсии кожи.

Осмотр: патологический процесс на коже носит распространенный хронический поствоспалительный характер. Локализован на коже лица, туловища, верхних конечностей. На фоне диффузно ксерозированной кожи визуализируются полиморфные высыпания в виде эритематозных очагов застойной окраски, участков пигментации (рис. 1),

Рис. 1. Распространенные очаги поражения на туловище и конечностях у пациентки Х.
очагов лихенификации, преимущественно в области конечностей и крупных складок; в пределах очагов визуализируются множественные точечные и линейные экскориации, покрытые геморрагическими корочками. Кожа век складчатая. Красная кайма губ ксеротична. Кожные покровы диффузно инфильтрированы, с отрубевидным шелушением на поверхности. Видимые слизистые оболочки интактны. Дермографизм белый. Область суставов визуально не изменена, они безболезненны при активных и пассивных движениях.

Лабораторные методы исследования. В клиническом анализе крови: слабовыраженный анизоцитоз, умеренное снижение гемоглобина до 113 г/л, остальные показатели в пределах нормы. Общий анализ мочи без патологии. В биохимическом анализе крови показатели в пределах нормы.

С учетом данных анамнеза, клинической картины, физикального осмотра и результатов лабораторных методов исследования выставлен предварительный диагноз «атопический дерматит? Т-клеточная лимфома?».

С целью верификации диагноза пациентке выполнена диагностическая биопсия кожи, материал взят с кожи левого плеча.

Результаты патоморфологического исследования: эпидермис с очаговым паракератозом, незначительным акантозом, немногочисленными скоплениями лимфоцитов в шиповатом слое, в том числе на участках с минимально выраженным спонгиозом. В верхних отделах дермы периваскулярные инфильтраты, фиброз, макрофаги, наполненные гранулами бурого пигмента. Заключение: гистологические изменения могут наблюдаться при грибовидном микозе в стадии пятна. Рекомендовано обследование пациентки в специализированном учреждении.

По результатам патоморфологического обследования установлен клинический диагноз «грибовидный микоз», и пациентка направлена под наблюдение онкогематолога по месту жительства.

Пациентка Р., 64 лет, была направлена с диагнозом «атопический дерматит» на стационарное лечение в филиал «Клиника им. В.Г. Короленко» в начале 2016 г.

Анамнез: считает себя больной с 2011 г., когда впервые на фоне перенесенного психоэмоционального напряжения появились высыпания на коже в области углов рта. Обращалась к дерматологу по месту жительства, в течение нескольких лет получала перманентное лечение по поводу конактного дерматита, лицевой себореи, себорейного, распространенного и атопического дерматита.

В декабре 2012 г. больная была направлена в ФГБУ «Гематологический научный центр» для дообследования в объеме диагностической биопсии кожи. Заключение: морфологическая картина подозрительна по принадлежности к ранней стадии грибовидного микоза. Иммуногистохимия — верификация диагноза сомнительна (диагностический материал скудный). В июне 2014 г. повторно была выполнена диагностическая биопсия. Заключение: морфологическая картина характеризует Т-клеточную лимфому кожи, с учетом клинических данных — грибовидный микоз. В октябре 2014 г. в ВМА им. С.М. Кирова снова была проведена диагностическая биопсия. Заключение: гистологические изменения соответствуют фолликулярной форме грибовидного микоза. Диагноз: «грибовидный микоз, фолликулярная форма. Стадия T2NxM0». Пациентке показана терапия проспидином по 100 мг ежедневно внутримышечно в течение 1 мес (до суммарной дозы 3 г). Контрольное обследование через 1 мес терапии. Назначенный препарат женщина не принимала.

В марте 2015 г. пациентка обратилась в клинику в Израиле, где было проведено генетическое специфическое исследование на Т-клеточную лимфому (PCR for TcR tissue and blood). Заключение: поликлональные клетки (т.е. норма). cистемная химиотерапия не показана. В биоптате обнаружены моноклональные клетки; предположили, что существует некоторая возможность в зарождении заболевания или перерождения одного заболевания в другое. Рекомендована повторная биопсия как минимум 4 различных пораженных участков через полгода. В дальнейшем пациентка лечилась амбулаторно и стационарно с диагнозом «атопический дерматит» с нестойким положительным эффектом.

Настоящее обострение с ноября 2015 г., связывает с вакцинацией против гриппа. Лечилась амбулаторно (раствор тиосульфата натрия № 10; антигистаминные препараты; атаракс; наружно витамин F; липикар бальзам), с незначительным положительным эффектом, в связи с чем при очередном обращении к дерматологу по месту жительства была направлена на стационарное лечение в филиал «Клиника им. В.Г. Короленко» МНПЦДК.

Локальный статус при поступлении: патологический процесс на коже носит распространенный островоспалительный характер. Локализован на коже лица, туловища, верхних и нижних конечностей. Представлен полиморфными высыпаниями в виде округлых папул ярко-розового цвета, диаметром от 0,3 до 0,7 см, с геморрагическими корками на поверхности; в части элементов в пределах кожи туловища отмечаются глубокие биопсирующие экскориации. Элементы на коже лица, сливаясь, образуют более крупные инфильтрированные бляшечные элементы. Кожа верхней части спины и плечевого пояса дисхромична (рис. 2).

Рис. 2. Дисхромия в очагах поражения у пациентки Р.
Дермографизм белый. Видимые слизистые, область суставов внешне не изменены, при активных и пассивных движениях безболезненны. Периферические лимфоузлы не увеличены.

Лабораторное обследование. В клиническом анализе крови: показатели в пределах нормы. Общий анализ мочи без патологии. В биохимическом анализе крови показатели в пределах референтных значений. Повышен показатель иммуноглобулина Е до 198,8 мЕ/мл.

Пациентке выполнена диагностическая биопсия кожи: гистологические изменения подтвердили диагноз ТЗЛК.

Таким образом, в описанных клинических случаях показано, что наличие хронического, длительно протекающего аллергодерматоза может стать предрасполагающим фоном для развития грибовидного микоза. Можно предположить, что психоэмоциональный стресс в одном случае и вакцинация против гриппа в другом предшествовали трансформации атопического дерматита в ТЗЛК.

Сведения об авторах

Хамаганова И.В. — https://orcid.org/0000-0003-2942-8812

Маляренко Е.Н. — https://orcid.org/0000-0002-2241-8999

Новосельцев М.В. — https://orcid.org/0000-0002-2053-3096

Голубева Ю.М. — https://orcid.org/0000-0003- 2047-7925

Лебедева Е.В. — https://orcid.org/0000-0002-2241-8999

КАК ЦИТИРОВАТЬ:

Хамаганова И.В., Маляренко Е.Н., Новосельцев М.В., Голубева Ю.М., Лебедева Е.В. К вопросу о трансформации атопического дерматита в Т-клеточную лимфому кожи: клинические наблюдения. Клиническая дерматология и венерология. 2019;18(5):-571. https://doi.org/10.17116/klinderma201918051

Автор, ответственный за переписку: Хамаганова И.В. —
e-mail: irina.khamaganova@gmail.com

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.