Введение
В последнее десятилетие в кадровой политике клинико-диагностических лабораторий (КДЛ) назрело несоответствие исключительно динамичного развития аналитических технологий лабораторной медицины XXI века архаичной кадровой структуре и системе подготовки кадров лабораторной службы, оставшихся на уровне XX века. Этому способствовало длительное отсутствие стратегической политики кадрового обеспечения, которое привело к формированию в одной отрасли большого разнообразия специальностей и наименований должностей как специалистов с высшим профессиональным образованием, так и среднего медицинского персонала [1]. Принципы формирования штатной структуры лабораторной службы имеют множество противоречий и могут рассматриваться как устаревшие [2]. Распределение обязанностей между сотрудниками КДЛ, предусмотренное профессиональным стандартом «Специалист в области клинической лабораторной диагностики» [3], нередко не соблюдается на практике.
Вместе с тем роль специалистов КДЛ в диагностическом процессе имеет тенденцию к росту, чему способствуют инновационные технологические решения, приводящие к быстрому обновлению и усложнению диагностических возможностей КДЛ [4], а вопросы кадрового обеспечения лабораторной службы являются частью «Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» [5].
Цель исследования — разработка рекомендаций по совершенствованию кадрового обеспечения лабораторной службы Санкт-Петербурга.
Материал и методы
Штаты, кадры, оснащение и деятельность лабораторий изучены методом сплошного наблюдения по статистическим отчетам формы 30 (291 лаборатория).
Статистическая обработка данных проводилась с применением методов определения достоверности показателей и существенности их различий; выявление тенденций динамики проводилось с использованием показателей наглядности, роста, прироста и выравнивания динамических рядов методом наименьших квадратов.
Удовлетворенность работников лабораторий подготовкой и повышением квалификации изучены по выборочным данным социологического наблюдения (анкетирование). Всего получено 302 анкеты, что составляет 9,8±0,5% от общего числа сотрудников.
Результаты
В 2020 г. в Санкт-Петербурге функционировало 291 отделение лабораторной службы. Из них 74,2% составляют клинико-диагностические лаборатории, что является ожидаемым ввиду широкого спектра проводимых ими диагностических тестов и развитой сети медицинских организаций в Санкт-Петербурге, структурными подразделениями которых являются данные лаборатории. Удельный вес остальных лабораторий значительно ниже: 10,3% — биохимические лаборатории, 5,5% — цитологические, 9% — микробиологические, 1,0% — прочие. Данные лаборатории имеют узкую направленность, а исследования в них назначаются по мере необходимости.
По основным должностям (врачи КЛД и врачи-лаборанты) укомплектованность штатов лабораторий Санкт-Петербурга составляет 84—92% (табл. 1). Вместе с тем, лаборатории медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, укомплектованы врачами-клиническими микологами и врачами-лабораторными генетиками на 100%. Укомплектованность средним медицинским персоналом, в частности лаборантами, значительно ниже, особенно в стационарном звене, что можно рассматривать как негативную тенденцию, поскольку зафиксированные в нормативных документах должностные обязанности отражают расширение зоны ответственности и повышение квалификационных требований к этим специалистам.
Таблица 1. Показатели укомплектованности штатов и коэффициент совместительства в лабораториях медицинских организаций Санкт-Петербурга в 2020 г.
Должность | Укомплектованность штатов (%) | Коэффициент совместительства* | |||||
в среднем | в амбулаторных МО | в стациионарах | в среднем | в мбулаторных МО | в стационарах | ||
Врачи клинической лабораторной диагностики | 84,9 | 86,8 | 84,2 | 1,4 | 1,5 | 1,3 | |
Врачи клинические микологи | 100,0 | 100,0 | — | 1,5 | 1,5 | —- | |
Врачи лаборанты | 89,8 | 90,2 | 89,2 | — | — | — | |
Врачи лабораторные генетики | 92,2 | 100 | 88,5 | 1,2 | 2,4 | 1,0 | |
Врачи лабораторные микологи | 35,7 | 35,7 | — | 2,5 | 2,5 | — | |
Специалисты с высшим немедицинским образованием | |||||||
Биологи | 91,5 | 91,6 | 89,7 | 1,2 | 1,3 | 1,2 | |
Средний медицинский персонал | |||||||
Лаборанты | 75,9 | 75,9 | 55,8 | 2,8 | 2,0 | 1,8 | |
Медицинские технологи | 85,0 | 92,0 | 83,9 | 1,3 | 1,6 | 1,2 |
Примечание. *Коэффициент совместительства = число занятых должностей : число физических лиц, занимающих эти должности.
Вместе с тем, укомплектованность штатов как высшего, так и среднего звена в значительной мере достигается за счет совместительства, которое по отдельным должностям превышает нормативный показатель в 1,4, что может негативно отражаться на загруженности сотрудников и качестве их работы.
Преимущественное большинство специалистов лабораторий медицинских организаций Санкт-Петербурга являются высококвалифицированными кадрами. В частности 57,8±1,5% врачей и 72,8±0,8% среднего медицинского персонала имеют квалификационные категории, в том числе высшую — 40,7 и 60,4% соответственно (табл. 2). Следует отметить, что в 2020—2021 гг. для врачей специальности «Клиническая лабораторная диагностика» заседание аттестационной комиссии и, соответственно, присвоение категорий было приостановлено, что является следствием пандемии коронавирусной инфекции и пересмотра фонда оценочных средств (ФОС).
Таблица 2. Распределение сотрудников лабораторий по наличию квалификационных категорий и сертификатов специалиста (%)
Специальность | Число сотрудников, чел. | Квалификационная категория (%) | Сертификат специалиста, % | ||||
высшая | I | II | нет | всего | |||
Врачи | |||||||
Врачи клинической лабораторной диагностики | 1066 | 41,0 | 10,8 | 6,7 | 41,5 | 100 | 98,5 |
Врачи клинические и лабораторные микологи | 2 | — | — | — | 100,0 | 100 | 100 |
Врачи лабораторные генетики | 17 | 23,5 | — | — | 76,5 | 100 | 100 |
Всего/в среднем | 1085 | 40,7 | 10,6 | 6,5 | 42,2 | 100 | 98,4 |
Средний медицинский персонал | |||||||
Лаборанты | 24 | 63,1 | 6,6 | 2,0 | 28,3 | 100 | 100 |
Гистология | 170 | 51,2 | 5,2 | 1,8 | 41,8 | 100 | 100 |
Лабораторная диагностика | 1643 | 57,3 | 10,2 | 3,6 | 28,9 | 100 | 93,9 |
Бактериологи | 45 | 64,4 | 6,8 | 4,4 | 24,4 | 100 | 100 |
Медицинские технологи | 110 | 63,6 | 9,1 | 0,9 | 26,4 | 100 | 96,4 |
Всего/в среднем | 1992 | 60,4 | 8,9 | 3,5 | 27,2 | 100 | 95,1 |
В подавляющем большинстве обеспеченность населения Санкт-Петербурга врачами лабораторных специальностей (2,71±0,070/000) достоверно (t=15,6) выше, чем по Российской Федерации в целом (1,37±0,050/000). Положительной является выявленная тенденция роста показателя обеспеченности населения Санкт-Петербурга врачами лабораторных специальностей почти на 4 врача на миллион жителей в год. Этому способствует наличие в городе пяти профильных кафедр и развитой сети федеральных, городских научных и научно-практических учреждений здравоохранения, создающих благоприятную обстановку для работы как «узконаправленных» специалистов, так и врачей клинической лабораторной диагностики и обеспечивающих возможность постоянного повышения квалификации.
Одним из факторов, влияющих на уровень квалификации кадров и потребность в усовершенствовании их подготовки, является оснащенность лабораторий аппаратурой и оборудованием. Следует отметить, что лаборатории медицинских организаций Санкт-Петербурга постоянно пополняются новым современным оборудованием. Однако, несмотря на это значительная часть аппаратуры и оснащения имеет срок эксплуатации свыше 7 лет, а часть является не действующей (табл. 3).
Таблица 3. Состояние аппаратов и оборудования лабораторий медицинских организаций Санкт-Петербурга
Наименование | Число единиц оборудования | Удельный вес (%) | |
действующие | со сроком эксплуатации более 7 лет | ||
Микроскопы монокулярные | 113 | 88,5±3,0 | 81,4±3,7 |
Микроскопы бинокулярные | 1366 | 93,8±0,6 | 64,9±1,3 |
Гематологические анализаторы | 438 | 85,1±1,7 | 55,9±2,4 |
Биохимические автоматические анализаторы | 305 | 83,2±2,1 | 54,7±2,8 |
Анализаторы кислотно-щелочного состояния (КЩС) | 143 | 79,0±3,4 | 53,8±4,2 |
Амплификаторы (термоциклеры) для полимеразной цепной реакции (ПЦР) | 222 | 95,5±1,4 | 54,5±3,3 |
Боксы биологической безопасности | 324 | 96,6±1,0 | 54,9±2,8 |
Наличие современного оборудования позволяет медицинским лабораториям проводить значительное число диагностических тестов. Так, в бюджетных медицинских организациях Санкт-Петербурга 2020 г. было проведено более 160 млн исследований, из них 61,0% — в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях. Проведенный анализ статистических данных за 5 лет показал, что объемы работы клинических лабораторий ежегодно увеличиваются, что повышает нагрузку на персонал медицинских лабораторий.
В контексте роста нагрузки важным представляется вопрос качества подготовки специалистов лабораторий в рамках программ профессиональной подготовки, который был изучен по результатам анкетирования 302 сотрудников лабораторий.
Примечательно, что 31,0% респондентов считают знания, полученные на додипломном уровне, недостаточными или не вполне достаточными. На последипломном уровне этот показатель еще выше — 35,8% (табл. 4).
Таблица 4. Недостатки обучения по лабораторной диагностике на додипломном и последипломном уровне (по мнению респондентов), %
Недостатки | Уровень подготовки | |
специалитет | последипломный | |
Недостаточное приобретение практических навыков | 21,0 | 21,5 |
Недостаточная организация преаналитического этапа | 6,0 | 8,3 |
Устаревшие программы обучения | 3,0 | 2,3 |
Недостаточное число часов на специалитете | 0,5 | — |
Прочие | 0,5 | 2,7 |
Всего | 31,0 | 35,8 |
В основном респонденты указывали на недостаточное приобретение практических навыков (каждый четвертый опрошенный), недостаточную организацию преаналитического этапа, устаревшие программы обучения. Прочие недостатки (тестирование беременных, молекулярные, ПЦР, спермограмма, гематология, иммунология; недостаточное число часов) составили на специалитете менее одного процента, при усовершенствовании — 2,7%. Структура ответов на вопрос о недостатках в обучении лабораторной диагностике зависела от образования, должности, занимаемой респондентом в лаборатории, стажа работы в лабораториях в целом и в данной лаборатории в частности, а также от функциональных обязанностей респондента.
Рекомендации по улучшению качества подготовки специалистов по лабораторной диагностике включали: увеличение количества часов практических (в лаборатории) и лекционных занятий, необходимость обновления программы обучения путем включения вопросов контроля качества клинических исследований, ГОСТа клинических лабораторных исследований, выработку автоматизма в манипуляционных навыках, увеличение числа занятий по преаналитическому этапу, прочее (узкая специализация, Internet-диагностика, обучение разным видам исследований).
В части сотрудничества и взаимодействия с врачами-клиницистами, что является особенно перспективным направлением работы врача КЛД в условиях стремительной технологической модернизации и развития основ персонализированной медицины, предложения респондентов включали: совместные конференции, курсы повышения квалификации, проявление инициативы со стороны клиницистов к совместной работе, совместные клинические разборы и пятиминутки, выделение (прикрепление) врача — консультанта КЛД, интенсификацию оперативного взаимодействия.
Выводы
Анализ кадрового обеспечения лабораторной службы Санкт-Петербурга свидетельствует о наличии мощной ресурсной базы: обеспеченность врачами-специалистами выше среднереспубликанской, сотрудники лабораторий обладают высокой квалификацией, лаборатории оснащены современным высокотехнологичным оборудованием, а обеспеченность населения лабораторными исследованиями имеет тенденцию к росту. Однако укомплектованность штатов в значительной мере достигается за счет совместительства, а подготовка кадров на додипломном и последипломном уровне требует совершенствования, особенно в части формирования практических навыков.
Полученные данные свидетельствуют о наличии значительных резервов при подготовке специалистов в области клинической лабораторной диагностики и должны быть учтены в совершенствовании образовательного процесса. Прежде всего, необходимо обеспечить подчинение образовательных программ общей цели — формированию практических навыков оценки состояния пациента по комплексу результатов клинических лабораторных исследований.
Перспективным также представляется:
— апробация сетевой формы повышения квалификации кадров лабораторной службы для реализации достоинств научной школы по клинической лабораторной диагностике Санкт-Петербурга;
— повышение эффективности лабораторного обеспечения медицинской деятельности учреждений здравоохранения путем усиления мотивации клинических кадров всех специальностей по освоению знаний в сфере лабораторной медицины, в реализации требований приказа МЗ РФ от 23 апреля 2013 г. №240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории» [6], предусматривающих присвоение первой и высшей квалификационной категорий при наличии компетенций по смежным дисциплинам;
— введение в программу подготовки врачей-лечебников дисциплины «Клиническая лабораторная диагностика», в программы аттестации и аккредитации врачей клинических специальностей — вопросов из области клинической лабораторной диагностики.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.