С 9 по 11 августа 2019 г. в Лондоне состоялся очередной конгресс Международной федерации ассоциаций анатомов (19 IFAA), которую посетила российская делегация во главе с проф. С.С. Дыдыкиным, заведующим кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Сеченовского Университета, вице-президентом Всероссийского научного медицинского общества анатомов, гистологов и эмбриологов — ВНОАГЭ (рис. 1, 2).
Наши сотрудники — проф. Е.В. Блинова и доц. Ю.Л. Васильев не только принимали участие в пленарных лекциях, семинарах и мастер-классах, но и представляли собственные доклады в рамках постерной сессии (рис. 3).
Насыщенная программа конгресса затронула такие важные аспекты современной морфологической науки, как классические и инновационные методы обучения, включая виртуальные технологии, как с использованием анатомических столов разных модификаций, так и с погружением в виртуальную реальность через специальные шлемы и очки, где обучающийся предстоит перед органом или системой, а в руки получает приближающие или отдаляющие инструменты, а также виртуальный скальпель для выполнения срезов (рис. 4).
Конгресс открылся пленарной лекциeй Susan Standring — почетного профессора Королевского колледжа Лондона — об истории Атласа Грея.
В этом историческом экскурсе об одном из самых известных трудов по анатомии проф. S. Standring показала, как менялось представление профессионального сообщества о манере преподавания анатомии. Мы были свидетелями того, как медленно уходили в прошлое фундаментальные труды с минимумом изображений, уступая место наглядным и четким атласам. Безусловно, подход двух молодых докторов Хени Грея и Генри Картера в прямом смысле слова перевернул мир. То, как создавался легендарный атлас, каким он стал и какие новые издания подготовлены для нас, поделилась проф. S. Standring. В краткой беседе она порадовалась использованию атласа в России, отметив универсальность книги как для студентов, так и для практикующих врачей.
Следующий пленарный симпозиум был посвящен вопросам образования и методам инновационного подхода. Опыт британских коллег показывает эффективность внедрения так называемого ASCE (анатомический структурированный критический экзамен) по дисциплине «клиническая анатомия». Знакомый нам принцип ОСКЕ лежит в основе анатомического с разницей в отсутствии пациента. Такой подход, по мнению коллег, позволяет объективно оценить уровень знаний по вопросам анатомии, а также навыка клинического мышления по представленному клиническому случаю, где теоретическая часть вопроса тесно перекликается с практической.
Следует отметить, что данный принцип реализован на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии Сеченовского Университета в виде ситуационных задач и практических навыков, которые студенты сдают в рамках экзаменационной сессии.
Несколько неожиданной по содержанию стала сессия докладов, посвященных использованию социальных сетей как для повышения заинтересованности студентов в предмете, так и для профессионального обмена опытом преподавания непростых аспектов клинической анатомии. Как показали коллеги, наибольшим распространением пользуется платформа Twitter, которая помимо указанных позиций позволяет повышать публикационную активность ученого через цитирование и твиты его сообщений (рис. 5).
Вопросы этики, использование виртуальной среды и симулированный экзамен — современные вызовы, которые представляются образовательному процессу. Не секрет, что виртуальная среда является комфортной для обучения, особенно, если включает реалистичные модели, атласы и прочие инструменты, позволяющие повысить наглядность предмета. Мастер-класс, прошедший в начале первого дня конгресса, был посвящен навыкам работы на площадках социальных сетей, их приспособленности к нуждам дисциплин и принципам взаимодействия в системе «обучающий и обучающийся».
Этика в анатомическом образовании: связь обучающегося, преподавателя, донора и общества. Вопросы реализации разных этапов программы дотации тел, отношение студентов и персонала к биологическим объектам, а также решение погребальных аспектов вызвали большой интерес у посетителей конгресса. Особенности подготовки тел к образовательному процессу, разные виды бальзамации, в том числе методика Тилля, которую мы начали внедрять на кафедре, представленные нашими коллегами, позволили учесть некоторые важные аспекты в отношении органов и систем, в том числе в соблюдении пропорций реактивов для более качественного сохранения цвета и эластичности препаратов.
Отдельное время занял симпозиум, посвященный цифровым и аналоговым изображениям, благодаря которым, особенно в гистологии, студенты смогли получить доступ к более наглядным препаратам. Важной особенностью применения цифры в обучении является актуальность исследований задачам клинической и топографической анатомии, где 3D-моделирование на реальном объекте позволяет изучить кровоснабжение и иннервацию органов и систем как по отдельным сосудам и нервам, так и в целом.
Большую часть программы всего конгресса занимали параллельные симпозиумы, посвященные этике в программах донации тел, особенностям использования трупного материала и видов его хранения, цифровым технологиям и аналоговым решениям передачи данных (рис. 6—8), нейроанатомии, экспериментальной хирургии и образованию.
Следует отметить, что ученые кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Института клинической медицины Сеченовского Университета представили в своем докладе в рамках XIX Конгресса Международной федерации ассоциаций анатомов (IFAA) результаты изучения возможностей искусственного интеллекта в идентификации анатомических структур на плоскостных и объемных медицинских изображениях и использование нейросетевых технологий в образовательном процессе.
Партнером проекта выступила компания «Care Mentor AI» — разработчик систем искусственного интеллекта для медицины. На основе технологий машинного обучения ее специалисты разработали сверточную нейронную сеть, которая анализирует рентгенографические снимки грудной клетки и выявляет на них признаки патологии.
В ходе совместных исследований коллектива ученых Сеченовского Университета и разработчиков сети были проанализированы более 100 тыс. изображений с нормальной анатомической структурой области и различными патологическими изменениями. В результате было установлено, что точность сетевого классификатора патологических состояний органов грудной полости и средостения превышает 95%, что и было представлено в докладе. Кроме того, тестовые испытания показали возможность использования интерфейса разметчика сети компании-партнера для обучения студентов, текущего контроля их успеваемости и определения выживаемости знаний.
«Мы планируем использовать нейронную сеть как ассистента и независимого эксперта при оценке освоения образовательных программ студентами университетов, резидентами и ординаторами кафедр и департаментов лучевой диагностики медицинских вузов. Речь идет, в первую очередь, об объемных изображениях — компьютерных и магнитно-резонансных томограммах различных анатомических областей человеческого тела в норме и при патологии», — рассказывает участник исследования, заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Сергей Дыдыкин.
Помимо научной повестки, на Конгрессе были достигнуты соглашения о научно-образовательном сотрудничестве Сеченовского Университета и «Care Mentor AI» с учеными США, Великобритании, Австралии, Австрии.
«Доступность такого учебного симулятора-тренажера поможет студентам и молодым специалистам в корректной интерпретации плоскостных и объемных изображений различных частей человеческого тела в норме и при патологии. Мы очень надеемся, что наше сотрудничество с командами Сеченовского Университета и «Care Mentor AI» откроет новую страницу в области современных образовательных технологий», — комментирует разработку Донмей Куи, профессор нейробиологии и анатомии Медицинского центра Университета Миссисипи (США).
На прошедшей генеральной ассамблее федерации был также сделан выбор страны для проведения следующего конгресса, которой стала Республика Корея, были проведены отчеты глав комитетов, казначея, обозначены новые направления работы федерации.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interest.
Сведения об авторах
Дыдыкин С.С. — д.м.н., проф., зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Сеченовского Университета; е-mail: dydykin_ss@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-1273-0356
Блинова Е.В. — д.м.н., проф. кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Сеченовского Университета; https://orcid.org/0000-0003-0050-0251
Васильев Ю.Л. — к.м.н., доцент кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Сеченовского Университета; https://orcid.org/0000-0003-3541-6068
Блинов Д.C. — д.м.н., руководитель отдела научных исследований и разработок, Сare Mentor AI; https://orcid.org/0000-0002-8385-4356
Автор, ответственный за переписку: Дыдыкин Сергей Сергеевич — е-mail: dydykin_ss@mail.ru
Дыдыкин С.С., Блинова Е.В., Васильев Ю.Л., Блинов Д.C. Конгресс Международной федерации ассоциаций анатомов (19 IFAA), 9–11 августа 2019 г., Лондон. Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). 2019;3(3):4-9. https://doi.org/10.17116/operhirurg201930314