Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Дыдыкин С.С.

Российский научный центр хирургии им. акад. Б.В. Петровского РАМН, Москва

Блинова Е.В.

ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии» Минздрава России, Москва, Россия

Васильев Ю.Л.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России, Москва, Россия

Блинов Д.С.

Сare Mentor AI, Москва, Россия

Конгресс Международной федерации ассоциаций анатомов (19 IFAA), 9–11 августа 2019 г., Лондон

Авторы:

Дыдыкин С.С., Блинова Е.В., Васильев Ю.Л., Блинов Д.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 1256

Загрузок: 13


Как цитировать:

Дыдыкин С.С., Блинова Е.В., Васильев Ю.Л., Блинов Д.С. Конгресс Международной федерации ассоциаций анатомов (19 IFAA), 9–11 августа 2019 г., Лондон. Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). 2019;3(3):4‑9.
Dydykin SS, Blinova EV, Vasilyev YuL, Blinov DS. Congress of the International Federation of Associations of Anatomists (the 19 Congress of the IFAA), August 9–11, 2019, London. Russian Journal of Operative Surgery and Clinical Anatomy. 2019;3(3):4‑9. (In Russ., In Engl.)
https://doi.org/10.17116/operhirurg201930314

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ультраз­ву­ко­вая ана­то­мия же­ва­тель­ных мышц. (Эк­спе­ри­мен­таль­но-кли­ни­чес­кое ис­сле­до­ва­ние). Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(6-2):44-50
Па­то­ло­гия лег­ких у де­тей при дли­тель­но те­ку­щей но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ции COVID-19. Ар­хив па­то­ло­гии. 2024;(1):36-43
Ана­то­ми­чес­кое стро­ение и мор­фо­мет­ри­чес­кие по­ка­за­те­ли вер­ти­каль­но­го от­де­ла сле­зо­от­во­дя­щих пу­тей. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(2-2):143-149
Ана­то­ми­чес­кие осо­бен­нос­ти и воз­рас­тные из­ме­не­ния вер­хних век у пред­ста­ви­те­лей ази­ат­ских на­ро­дов. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):65-76

С 9 по 11 августа 2019 г. в Лондоне состоялся очередной конгресс Международной федерации ассоциаций анатомов (19 IFAA), которую посетила российская делегация во главе с проф. С.С. Дыдыкиным, заведующим кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Сеченовского Университета, вице-президентом Всероссийского научного медицинского общества анатомов, гистологов и эмбриологов — ВНОАГЭ (рис. 1,

Рис. 1. Российская делегация на конгрессе IFAA 2019 с президентом конгресса проф. С. Davies (Imperial College London). Стоят слева направо: к.м.н., доц. Ю.Л. Васильев, проф. С. Дэвис, д.м.н., проф. Е.В. Блинова, д.м.н., проф. С.С. Дыдыкин.
2).

Рис. 2. Российская делегация на конгрессе IFAA 2019 с президентом конгресса проф. Gordana Teofilovski-Parapid (President Elect EFEM).

Наши сотрудники — проф. Е.В. Блинова и доц. Ю.Л. Васильев не только принимали участие в пленарных лекциях, семинарах и мастер-классах, но и представляли собственные доклады в рамках постерной сессии (рис. 3).

Рис. 3. Сессия постерных докладов.

Насыщенная программа конгресса затронула такие важные аспекты современной морфологической науки, как классические и инновационные методы обучения, включая виртуальные технологии, как с использованием анатомических столов разных модификаций, так и с погружением в виртуальную реальность через специальные шлемы и очки, где обучающийся предстоит перед органом или системой, а в руки получает приближающие или отдаляющие инструменты, а также виртуальный скальпель для выполнения срезов (рис. 4).

Рис. 4. Доц. Ю.Л. Васильев работает в системе Organon 3D.

Конгресс открылся пленарной лекциeй Susan Standring — почетного профессора Королевского колледжа Лондона — об истории Атласа Грея.

В этом историческом экскурсе об одном из самых известных трудов по анатомии проф. S. Standring показала, как менялось представление профессионального сообщества о манере преподавания анатомии. Мы были свидетелями того, как медленно уходили в прошлое фундаментальные труды с минимумом изображений, уступая место наглядным и четким атласам. Безусловно, подход двух молодых докторов Хени Грея и Генри Картера в прямом смысле слова перевернул мир. То, как создавался легендарный атлас, каким он стал и какие новые издания подготовлены для нас, поделилась проф. S. Standring. В краткой беседе она порадовалась использованию атласа в России, отметив универсальность книги как для студентов, так и для практикующих врачей.

Следующий пленарный симпозиум был посвящен вопросам образования и методам инновационного подхода. Опыт британских коллег показывает эффективность внедрения так называемого ASCE (анатомический структурированный критический экзамен) по дисциплине «клиническая анатомия». Знакомый нам принцип ОСКЕ лежит в основе анатомического с разницей в отсутствии пациента. Такой подход, по мнению коллег, позволяет объективно оценить уровень знаний по вопросам анатомии, а также навыка клинического мышления по представленному клиническому случаю, где теоретическая часть вопроса тесно перекликается с практической.

Следует отметить, что данный принцип реализован на кафедре оперативной хирургии и топографической анатомии Сеченовского Университета в виде ситуационных задач и практических навыков, которые студенты сдают в рамках экзаменационной сессии.

Несколько неожиданной по содержанию стала сессия докладов, посвященных использованию социальных сетей как для повышения заинтересованности студентов в предмете, так и для профессионального обмена опытом преподавания непростых аспектов клинической анатомии. Как показали коллеги, наибольшим распространением пользуется платформа Twitter, которая помимо указанных позиций позволяет повышать публикационную активность ученого через цитирование и твиты его сообщений (рис. 5).

Рис. 5. Особенности использования Twitter в образовательном процессе.

Вопросы этики, использование виртуальной среды и симулированный экзамен — современные вызовы, которые представляются образовательному процессу. Не секрет, что виртуальная среда является комфортной для обучения, особенно, если включает реалистичные модели, атласы и прочие инструменты, позволяющие повысить наглядность предмета. Мастер-класс, прошедший в начале первого дня конгресса, был посвящен навыкам работы на площадках социальных сетей, их приспособленности к нуждам дисциплин и принципам взаимодействия в системе «обучающий и обучающийся».

Этика в анатомическом образовании: связь обучающегося, преподавателя, донора и общества. Вопросы реализации разных этапов программы дотации тел, отношение студентов и персонала к биологическим объектам, а также решение погребальных аспектов вызвали большой интерес у посетителей конгресса. Особенности подготовки тел к образовательному процессу, разные виды бальзамации, в том числе методика Тилля, которую мы начали внедрять на кафедре, представленные нашими коллегами, позволили учесть некоторые важные аспекты в отношении органов и систем, в том числе в соблюдении пропорций реактивов для более качественного сохранения цвета и эластичности препаратов.

Отдельное время занял симпозиум, посвященный цифровым и аналоговым изображениям, благодаря которым, особенно в гистологии, студенты смогли получить доступ к более наглядным препаратам. Важной особенностью применения цифры в обучении является актуальность исследований задачам клинической и топографической анатомии, где 3D-моделирование на реальном объекте позволяет изучить кровоснабжение и иннервацию органов и систем как по отдельным сосудам и нервам, так и в целом.

Большую часть программы всего конгресса занимали параллельные симпозиумы, посвященные этике в программах донации тел, особенностям использования трупного материала и видов его хранения, цифровым технологиям и аналоговым решениям передачи данных (рис. 6—8),

Рис. 6. Пластифицированные препараты, изготовленные по методу проф. Фон Хаггенса.
Рис. 7. Препараты из полимера, изготовленные на 3D-принтере с оригинальных образцов.
Рис. 8. Виртуальная анатомия.
нейроанатомии, экспериментальной хирургии и образованию.

Следует отметить, что ученые кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Института клинической медицины Сеченовского Университета представили в своем докладе в рамках XIX Конгресса Международной федерации ассоциаций анатомов (IFAA) результаты изучения возможностей искусственного интеллекта в идентификации анатомических структур на плоскостных и объемных медицинских изображениях и использование нейросетевых технологий в образовательном процессе.

Партнером проекта выступила компания «Care Mentor AI» — разработчик систем искусственного интеллекта для медицины. На основе технологий машинного обучения ее специалисты разработали сверточную нейронную сеть, которая анализирует рентгенографические снимки грудной клетки и выявляет на них признаки патологии.

В ходе совместных исследований коллектива ученых Сеченовского Университета и разработчиков сети были проанализированы более 100 тыс. изображений с нормальной анатомической структурой области и различными патологическими изменениями. В результате было установлено, что точность сетевого классификатора патологических состояний органов грудной полости и средостения превышает 95%, что и было представлено в докладе. Кроме того, тестовые испытания показали возможность использования интерфейса разметчика сети компании-партнера для обучения студентов, текущего контроля их успеваемости и определения выживаемости знаний.

«Мы планируем использовать нейронную сеть как ассистента и независимого эксперта при оценке освоения образовательных программ студентами университетов, резидентами и ординаторами кафедр и департаментов лучевой диагностики медицинских вузов. Речь идет, в первую очередь, об объемных изображениях — компьютерных и магнитно-резонансных томограммах различных анатомических областей человеческого тела в норме и при патологии», — рассказывает участник исследования, заведующий кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Сергей Дыдыкин.

Помимо научной повестки, на Конгрессе были достигнуты соглашения о научно-образовательном сотрудничестве Сеченовского Университета и «Care Mentor AI» с учеными США, Великобритании, Австралии, Австрии.

«Доступность такого учебного симулятора-тренажера поможет студентам и молодым специалистам в корректной интерпретации плоскостных и объемных изображений различных частей человеческого тела в норме и при патологии. Мы очень надеемся, что наше сотрудничество с командами Сеченовского Университета и «Care Mentor AI» откроет новую страницу в области современных образовательных технологий», — комментирует разработку Донмей Куи, профессор нейробиологии и анатомии Медицинского центра Университета Миссисипи (США).

На прошедшей генеральной ассамблее федерации был также сделан выбор страны для проведения следующего конгресса, которой стала Республика Корея, были проведены отчеты глав комитетов, казначея, обозначены новые направления работы федерации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Дыдыкин С.С. — д.м.н., проф., зав. кафедрой оперативной хирургии и топографической анатомии Сеченовского Университета; е-mail: dydykin_ss@mail.ru; https://orcid.org/0000-0002-1273-0356

Блинова Е.В. — д.м.н., проф. кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Сеченовского Университета; https://orcid.org/0000-0003-0050-0251

Васильев Ю.Л. — к.м.н., доцент кафедры оперативной хирургии и топографической анатомии Сеченовского Университета; https://orcid.org/0000-0003-3541-6068

Блинов Д.C. — д.м.н., руководитель отдела научных исследований и разработок, Сare Mentor AI; https://orcid.org/0000-0002-8385-4356

Автор, ответственный за переписку: Дыдыкин Сергей Сергеевич — е-mail: dydykin_ss@mail.ru

Дыдыкин С.С., Блинова Е.В., Васильев Ю.Л., Блинов Д.C. Конгресс Международной федерации ассоциаций анатомов (19 IFAA), 9–11 августа 2019 г., Лондон. Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). 2019;3(3):4-9. https://doi.org/10.17116/operhirurg201930314

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.