Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Мостовая Е.М.

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Агафонова П.А.

ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет» Минздрава России

Опыт кафедры анатомии человека УГМУ в использовании интерактивного анатомического 3D-атласа во внеаудиторном обучении

Авторы:

Мостовая Е.М., Агафонова П.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 889

Загрузок: 2


Как цитировать:

Мостовая Е.М., Агафонова П.А. Опыт кафедры анатомии человека УГМУ в использовании интерактивного анатомического 3D-атласа во внеаудиторном обучении. Оперативная хирургия и клиническая анатомия (Пироговский научный журнал). 2023;7(4):51‑56.
Mostovaya EM, Agafonova PA. The experience of the Department of Human Anatomy of USMU in using an interactive anatomical 3D atlas in extracurricular training. Russian Journal of Operative Surgery and Clinical Anatomy. 2023;7(4):51‑56. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/operhirurg2023704151

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ультраз­ву­ко­вая ана­то­мия же­ва­тель­ных мышц. (Эк­спе­ри­мен­таль­но-кли­ни­чес­кое ис­сле­до­ва­ние). Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(6-2):44-50
Ана­то­ми­чес­кое стро­ение и мор­фо­мет­ри­чес­кие по­ка­за­те­ли вер­ти­каль­но­го от­де­ла сле­зо­от­во­дя­щих пу­тей. Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(2-2):143-149
Ана­то­ми­чес­кие осо­бен­нос­ти и воз­рас­тные из­ме­не­ния вер­хних век у пред­ста­ви­те­лей ази­ат­ских на­ро­дов. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):65-76

Введение

Каждый первокурсник медицинского вуза с нетерпением и интересом ждет первой медицинской дисциплины — анатомии человека, которая является основанием и базой для будущих врачебных знаний. Понимание этой фундаментальной дисциплины необходимо не только в дальнейшей учебе, но и в формировании клинического мышления, которое очень важно в работе любого врача. Вместе с тем помимо интереса к анатомии студенты передают из поколения в поколение информацию о том, какой это сложный, объемный и трудно изучаемый предмет. В настоящее время существует потребность в инновационных методах преподавания с целью расширить взгляд, облегчить понимание и разнообразить учебный процесс.

Следует отметить, что преподавание анатомии человека как дисциплины в медицинских вузах до сих пор основано на традиционном пересказывании учебного материала, которое потеряло свою актуальность и практичность применения [1]. Необходимость проявления креативного потенциала и изменение интеллектуально-мотивационных особенностей обучающихся, а также тенденция общества к цифровизации вызывают необходимость поиска новых инструментов и новых подходов к преподаванию [2].

Процесс изучения анатомии представляет собой определенные сложности, поскольку помимо владения большим объемом информации студент должен владеть национальной анатомической терминологией и терминологией на латинском языке, уметь пользоваться анатомическими инструментами, пользоваться научной литературой, ориентироваться в сложном строении тела человека, а также определять и уметь показать места расположения и проекции органов и их частей [3]. Средства наглядности в преподавании дисциплины представляют собой наиболее важную составляющую [4].

За историю изучения анатомии накоплено большое количество методов визуализации строения человеческого организма. Традиционно одним из важнейших средств визуализации являются влажные отпрепарированные и фиксированные анатомические препараты [5]. Однако изменения нормативно-правовой базы сделали трупный материал для изучения студентами менее доступным. На помощь пришли цветные анатомические рисунки и атласы, схематические зарисовки и графологические схемы и 3D-атласы [6—8]. Немаловажную роль в визуализации анатомии отводится малоинвазивным методам клинических исследований и компьютерным технологиям — это компьютерная (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) [9].

Цель исследования — оценка влияния самостоятельной работы студентов с помощью интерактивного анатомического 3D-атласа PIROGOV ANATOMY на процесс изучения анатомии человека.

Материал и методы

Проведен анализ вовлеченности студентов в учебную деятельность на примере участия в научно-практическом инновационном проекте «3D-интерактивная олимпиада «Пироговский марафон» (далее — Пироговский марафон).

Нами предполагалось, что инновационные интерактивные методы изучения анатомии могут быть не менее наглядными, чем традиционные визуальные материалы, такие как атласы, плакаты и барельефы, а активное использование студентами интернет-пространства создаст дополнительную заинтересованность в изучении предмета.

Пироговский марафон проводился при использовании программного обеспечения — это мобильный интерактивный 3D-анатомический атлас PIROGOV ANATOMY.

Совершеннолетним обучающимся I и II курсов лечебного и педиатрического факультетов было предложено в качестве внеаудиторного изучения материала участие в анатомическом марафоне на базе интерактивного анатомического 3D-атласа PIROGOV ANATOMY. Каждый студент после заполнения анкеты и предоставления разрешения на использование персональных данных получил персональный доступ к мобильному приложению PIROGOV ANATOMY (далее — атлас).

В течение 1-й недели у студентов было время ознакомиться с функционалом и возможностями приложения и задать вопросы организаторам.

Для участия в марафоне зарегистрировались 49 студентов: 33 студента I курса лечебно-профилактического факультета и 16 студентов I курса педиатрического факультета.

Задания для марафона составлялись группой преподавателей, после чего моделировались анатомические цифровые сцены в атласе. Задания формировались от наиболее простых к наиболее сложным в соответствии с устоявшимся учебным планом, т.е. первые задания касались опорно-двигательного аппарата, затем спланхнологии, после сердечно-сосудистой и нервной систем и ориентировались на знания разделов анатомии в пределах курса, умение классифицировать анатомические объекты и выделять нужные структуры.

Задания включали необходимость указать, добавить недостающие или убрать лишние анатомические образования. Были задания, в которых необходимо создать топографическую модель, пути кровоснабжения органа или иннервацию части тела (рис. 1).

Рис. 1. Пример вопроса и смоделированной сцены в атласе «Пирогов» по теме «кровеносная система»: «Представьте на проверку модель только с теми сосудами, которые кровоснабжают прямую кишку, а также оставьте или добавьте только те вены, по которым идет отток от прямой кишки (артерии начинать с аорты, вены доводить до крупных вен — воротной, верхней и нижней полой)».

Все задания до начала Пироговского марафона были предложены для решения активному составу студенческого научного общества кафедры анатомии человека для оценки понимания и сложности представленных задач. Некоторые формулировки вопросов после тестирования были изменены, поскольку, по мнению 28% студентов, участвовавших в тестировании, часть заданий не была достаточно точной.

Каждому студенту была выдана персональная лицензия Pirogov anatomy от разработчиков атласа. Студентов случайным образом разделили на группы и закрепили за курирующим преподавателем, который направлял задания участникам непосредственно в атлас «Пирогов». Кроме того, преподаватель-эксперт проверял корректность и своевременность выполнения заданий, подсчитывал баллы и выставлял их в общую рейтинговую таблицу (рис. 2).

Рис. 2. Пример ответа участника и смоделированная цифровая сцена в атласе по теме «нервная система».

Ниже — пример балльной системы оценки данного ответа.

Поверхностную шейную петлю формируют:

— лицевой нерв — 1 балл;

— шейная ветвь лицевого нерва — 1 балл;

— чувствительная ветвь шейного сплетения — 1 балл;

— поперечный нерв шеи — 1 балл;

— верхняя ветвь поперечного нерва шеи — 1 балл.

Глубокую шейную петлю формируют:

— подъязычный нерв — 1 балл;

— нисходящая ветвь подъязычного нерва — 1 балл;

— шейное сплетение — 1 балл;

— нижний корешок шейного сплетения — 1 балл.

Таким образом, студент может получить максимально 9 баллов за верный ответ на данный вопрос.

Результаты

Пироговский марафон проводился в течение 8 нед. Каждую неделю в определенное время студентам в атлас направлялись задания. На решение задания отводилось 6 дней, срок сдачи выполненного задания также был установлен, что показало уровень самоорганизации студентов.

В первую неделю марафона выбыли сразу 8 участников, не установивших приложение на свое устройство. Студенты, которые прислали неверное решение задачи или не направили его в установленные сроки, получали 0 баллов. За правильные и полные ответы всего марафона можно было набрать 100 баллов — максимальное число. Число студентов, набравших более 90 баллов, составило 12,24%, набравших 70—80 баллов — 14,28%, набравших 60—70 баллов — 18,36%, набравших менее 60 баллов — 55,12% от общего числа участников (рис. 3).

Рис. 3. Распределение студентов по числу полученных баллов.

Призовые места были разделены между 9 студентами, набравшими наибольшее число баллов.

Каждый участник получил диплом об участии, сувенир и дополнительные баллы в рейтинге по дисциплине «Анатомия человека».

Проведение данного инновационного проекта показало, что не каждый первокурсник готов к самостоятельному планированию и более глубокому изучению материала вне учебной деятельности. Вместе с тем студенты, проходившие марафон, показывали большую эффективность усвоения материала на практических занятиях, имели больший интерес и мотивацию, а также демонстрировали наиболее глубокое представление о системных и топографо-анатомических взаимосвязях в анатомии.

По завершении Пироговского марафона у студентов-участников собраны мнения о проекте. Все опрошенные высказались об интересе не только к проекту, но и к дисциплине в целом, а также 100% участников положительно оценили возможности приложения PIROGOV ANATOMY в самостоятельной подготовке и изучении анатомии.

Кроме того, все они готовы и в следующем учебном году участвовать в аналогичном проекте: «...присылаемые задания соответствовали учебной программе, помогали лучше ее усвоить, а приложение PIROGOV ANATOMY способствовало лучшему пониманию и запоминанию материала, представленные задания имели сложность на довольно высоком уровне... хотелось бы, чтобы и в дальнейшем проводились подобные марафоны, поскольку они способствуют усилению интереса к учебе, позволяют совершенствовать свои знания и навыки...».

Обсуждение

В настоящее время увеличение числа студентов, предпочитающих получение знаний посредством интернет-пространства, приводит к необходимости использования в процессе преподавания специализированного программного обеспечения и интерактивных приложений. Ценность приобретают 3D-анатомические атласы, которые используются наряду с традиционными методами и позволяют изучать пространственные топографо-анатомические взаимоотношения, совершать перемещения, повороты, удалять и добавлять элементы, выделять и сохранять модели. Данный инструмент позволяет заполнить пробелы в пространственном восприятии и в знаниях о строении анатомических объектов, эти знания не всегда возможно сформировать на таком уровне при изучении на трупном материале. Доступность данного метода делает его удобным инструментом для подготовки к практическим занятиям по анатомии как для студента, так и для преподавателя.

Уральский государственный медицинский университет наряду с передовыми российскими вузами активно включил в учебную программу интерактивный анатомический 3D-атлас PIROGOV ANATOMY, что позволило студентам и преподавателям взаимодействовать на единой цифровой платформе для более глубокого изучения базовой дисциплины — анатомии.

Заключение

Проведенное исследование показало, что использование интерактивного анатомического 3D-атласа PIROGOV ANATOMY является доступной альтернативой для изучения анатомии человека, а участие в научно-практическом инновационном проекте «3D-интерактивная олимпиада «Пироговский марафон» способствует не только получению студентами новых знаний и повторению изученного материала, но и проявлению творческого потенциала, развитию аналитического мышления, а также позволяет воспитать такие навыки, как целеустремленность, вовлеченность, ответственность, умение планировать время.

Кроме того, для преподавателей проведение анатомического марафона дает возможность творчества, позволяет преподавать дисциплину на новом уровне, а также предоставляет неограниченные возможности для научных исследований в области преподавания анатомии.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Е.М. Мостовая, П.А. Агафонова

Сбор и обработка материала — Е.М. Мостовая, П.А. Агафонова

Статистическая обработка — Е.М. Мостовая, П.А. Агафонова

Написание текста — Е.М. Мостовая, П.А. Агафонова

Редактирование — Е.М. Мостовая

Participation of authors:

Concept and design of the study — E.M. Mostovaya, P.A. Agafonova

Data collection and processing — E.M. Mostovaya, P.A. Agafonova

Statistical processing of the data — E.M. Mostovaya, P.A. Agafonova

Text writing — E.M. Mostovaya, P.A. Agafonova

Editing — E.M. Mostovaya

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.