Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Фишман Б.Б.

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Великий Новгород

Токмачев М.С.

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Хорошевская А.И.

Областная клиническая больница, Великий Новгород

Кочанов И.Н.

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Санкт-Петербург

Денисов В.Г.

Областная клиническая больница, Великий Новгород

Бобырь М.А.

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Бутримова С.Ш.

Областная клиническая больница, Великий Новгород

Шамиладзе Д.А.

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Никифоров А.Г.

Областная клиническая больница, Великий Новгород

Костыркина В.В.

Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого

Обоснование выборочного исследования распространенности артериальной гипертонии и ишемической болезни сердца среди населения (информация 1)

Авторы:

Фишман Б.Б., Токмачев М.С., Хорошевская А.И., Кочанов И.Н., Денисов В.Г., Бобырь М.А., Бутримова С.Ш., Шамиладзе Д.А., Никифоров А.Г., Костыркина В.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 772

Загрузок: 9

Как цитировать:

Фишман Б.Б., Токмачев М.С., Хорошевская А.И., Кочанов И.Н., Денисов В.Г., Бобырь М.А., Бутримова С.Ш., Шамиладзе Д.А., Никифоров А.Г., Костыркина В.В. Обоснование выборочного исследования распространенности артериальной гипертонии и ишемической болезни сердца среди населения (информация 1). Профилактическая медицина. 2013;16(2):28‑31.
Fishman BB, Tokmachev MS, Khoroshevskaia AI, Kochanov IN, Denisov VG, Bobyr' MA, Butrimova SSh, Shamiladze DA, Nikiforov AG, Kostyrkina VV. Rationale for a sampling inquiry of the prevalence of arterial hypertension and coronary heart disease among the population (information 1). Russian Journal of Preventive Medicine. 2013;16(2):28‑31. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ана­лиз ди­на­ми­ки ме­ди­цин­ско­го ста­ту­са взрос­лых па­ци­ен­тов с са­хар­ным ди­абе­том в Са­мар­ской об­лас­ти за пе­ри­од с 2018 по 2020 г.. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(5):23-30
Ре­гиСтр мнОгоп­роФИль­но­го ме­ди­цин­ско­го ценТра (СОФИТ): ос­нов­ные за­да­чи, опыт соз­да­ния и пер­вые ре­зуль­та­ты. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(6):46-54
Мик­роРНК-34а при сер­деч­но-со­су­дис­тых за­бо­ле­ва­ни­ях: взгляд в бу­ду­щее. Кар­ди­оло­ги­чес­кий вес­тник. 2023;(1):14-22
Ито­ги ре­али­за­ции ме­роп­ри­ятий, нап­рав­лен­ных на со­вер­шенство­ва­ние ме­ди­цин­ской по­мо­щи боль­ным с со­су­дис­ты­ми за­бо­ле­ва­ни­ями на тер­ри­то­рии Том­ской об­лас­ти. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(3-2):85-93
Ос­нов­ные фак­то­ры рис­ка кар­ди­овас­ку­ляр­ных ос­лож­не­ний на всех эта­пах хи­рур­ги­чес­ко­го ле­че­ния па­ци­ен­тов по­жи­ло­го и стар­чес­ко­го воз­рас­та с ко­ло­рек­таль­ным ра­ком и со­путству­ющей сер­деч­но-со­су­дис­той па­то­ло­ги­ей. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2023;(2):199-204
Эн­до­те­ли­аль­ная дис­фун­кция и ре­гу­ля­тор­ные пеп­ти­ды. Кар­ди­оло­гия и сер­деч­но-со­су­дис­тая хи­рур­гия. 2023;(2):205-210
Ди­на­ми­ка ре­ги­ональ­ной смер­тнос­ти от зло­ка­чес­твен­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний же­лу­доч­но-ки­шеч­но­го трак­та в Рос­сии за 2019—2021 гг.. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(2):15-24
Ос­трая ар­те­ри­аль­ная ме­зен­те­ри­аль­ная ише­мия — 15-лет­ний опыт хи­рур­ги­чес­ко­го ле­че­ния в мно­гоп­ро­филь­ном ста­ци­она­ре. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(6):6-12
Су­деб­но-ме­ди­цин­ская ха­рак­те­рис­ти­ка рас­простра­нен­нос­ти и струк­ту­ры вне­зап­ной смер­ти лиц мо­ло­до­го воз­рас­та в Мос­ков­ской об­лас­ти и Санкт-Пе­тер­бур­ге. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2023;(4):14-18
Ана­лиз струк­ту­ры смер­тнос­ти от зло­ка­чес­твен­ных но­во­об­ра­зо­ва­ний в Мос­кве в 2019, 2020, 2021 гг.. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(4):35-41

В связи с развертыванием в Новгородской области четырех сосудистых центров проводилось выборочное обследование взрослого населения для изучения распространенности ишемической болезни сердца (ИБС), артериальной гипертонии (АГ). В качестве базовых документов взяты опросник ГНИЦ профилактической медицины (в редакции А.Н. Бритова, 2009) [1, 2] и типовая анкета Регистра сахарного диабета.

Цель данного исследования — выявить истинные цифры распространенности ИБС, АГ среди населения для проведения необходимых расчетов по ресурсному обеспечению сосудистых центров и возможного риска послеоперационных осложнений.

Учитывая возможную высокую частоту ложноположительных диагнозов ИБС в практическом здравоохранении, в исследование включались только пациенты с верифицированной ИБС. Исследования проводились специально подготовленной бригадой специалистов областной клинической больницы. Биохимические исследования по схеме «Кардиориск 1» выполнялись по единым методикам на базе лабораторий межрайонных ЦРБ и областной клинической больницы.

Критериями включения пациентов в исследование также являлись отсутствие алкогольной или иной зависимости, способность пациента самостоятельно заполнить опросный лист. Пациент также заполнял госпитальную шкалу тревоги и депрессии (Hospital Anxiety and Depression Scale — HADS) [3], верифицированную в России [4]. Шкала предназначена для выявления признаков депрессии и тревоги, состоит из двух подшкал: тревоги HADS-A и депрессии HADS-D. Результаты интерпретировались в соответствии с оригинальной версией HADS: суммарный показатель по каждой из подшкал в пределах 8—10 баллов указывает на субклиническую тревогу/депрессию, 11 баллов и более — на клинически выраженную тревогу/депрессию.

Статистическая обработка полученных результатов проводилась с помощью программы Statistica 10.0 с использованием непараметрических критериев и многомерного анализа.

Материал и методы

Наряду с классическими способами формирования выборочной совокупности все большее распространение получают различные модификации способов и методов сбора данных, причем тип и способы выборки прямо зависят от целей и задач исследования.

Суть выборочного обследования заключается в получении достоверных оценок численных параметров здоровья (в частности, уровней исчерпанной заболеваемости, конкретных характеристик выявленных заболеваний) всего населения региона, выступающего в качестве генеральной совокупности, при изучении лишь его части (выборки).

Математическая теория выборочного метода позволяет распространить результаты, полученные по выборке, на всю генеральную совокупность с указанием точности найденных оценок. Математическое обоснование и качество получаемых результатов зависят от выполнения ряда требований, сформулированных и проанализированных до начала практической реализации исследования. Изучаемая генеральная совокупность должна быть: однородной — для рассматриваемых показателей не должно быть большого разброса значений, т.е. большой дисперсии (это достигается методом группировки по полу, возрасту, месту проживания и другим характеристикам); репрезентативной (представительной) для генеральной совокупности — должна достаточно полно отражать свойства всей генеральной совокупности. Статистически это значит, что эмпирическое (выборочное) распределение признаков соответствует распределению этих признаков в генеральной совокупности. Добиться указанного соответствия при формировании выборки позволяет принцип случайного отбора элементов выборки, т.е. предоставление каждому индивиду, входящему в генеральную совокупность, равных шансов попасть в выборку. На практике из-за технических, психологических, этических и других проблем используются различные модификации случайного отбора, обеспечивающие эти равные шансы, которые называются рандомизацией.

Результаты исследования

Структура населения Новгородской области имеет резко диспропорциональный характер с нарушенным воспроизводством населения и усеченным типом трудоспособной части; также отмечается диспропорция в половой дифференциации.

В структуре населения возрастная группа до 15 лет в мужской субпопуляции составляет 17%, в женской — 13%. Трудоспособную часть представляют 68% мужчин и 56% женщин. Группу раннего пожилого возраста составили 9% мужчин (60—69 лет) и 16% женщин (55—69 лет); группу старшего пожилого возраста (70 лет и старше) — 6 и 15% соответственно.

В соответствии со шкалой демографического старения ООН (при использовании в качестве критерия старения населения возраста 65 лет и старше), если доля лиц в возрасте 65 лет и старше меньше 4%, то население считается молодым, если доля меньше 7%, то население находится на пороге старости, а если равна 7% или выше, то население считается старым. В нашем случае доля населения в возрасте 65 лет и старше составила более 15%, что характеризует население области как стареющее.

Для иллюстрации данного тезиса мы создали «дерево жизни» городского и сельского населения. Согласно проведенным расчетам, половозрастная структура городского населения Новгородской области (рис. 1)

Рисунок 1. Характеристика половозрастного состава городского населения.
по состоянию на 01.01.10 представлена резко деформированным «деревом жизни». Причем деформация наиболее выражена в области основания «дерева» и отдельных возрастных групп. Так, в связи с низкой рождаемостью отмечается возрастной «дефицит» в подростковом и молодом возрасте. Наиболее многочисленны три возрастные группы — 40—44 года, 45—49 лет и 50—54 года. В возрастных группах 55—59 лет и 60—64 года отчетливо выражены депопуляционные процессы за счет сокращения их численности. Начиная с возрастной группы 45 лет и старше, численность мужской субпопуляции значительно меньше. Отмеченные особенности характеризуют тип воспроизводства населения как регрессивный (депопуляционный) за счет сверхсмертности в возрастных группах 50 лет и старше.

Среди сельского населения (рис. 2)

Рисунок 2. Характеристика половозрастного состава сельского населения.
отмечена диспропорция в старших возрастных группах за счет преобладания женского населения в возрасте 60—79 лет. Трудоспособная часть населения пропорциональна.

Среди причин смертности населения 62% составляют заболевания сердечно-сосудистой системы, в основном за счет острого нарушения мозгового кровообращения и острого инфаркта миокарда.

Начало работы на территории Новгородской области сосудистых центров (три центра при межрайонных ЦРБ и один — региональный) выявило необходимость определения истинной заболеваемости населения АГ и ИБС для определения плановой и/или ургентной нагрузки на данные центры.

Мы изучали показатели заболеваемости АГ и ИБС среди взрослого населения региона, начиная с 20-летнего возраста. Такой выбор начального возраста также обусловлен общепринятой группировкой данных по 5-летним возрастным интервалам, значения границ которых кратны 5 годам.

Согласно переписи 2010 г., все население в регионе составляет 513 628 человек (222 649 мужчин и 290 779 женщин) в возрасте 20 лет и старше. Имеются данные распределения численности населения по половозрастному и территориальному признакам (22 административные единицы).

В исследовании предполагается 1,5% выборка, т.е. сформированная выборка состоит из 7702 человек (3340 мужчин и 4362 женщин).

Принцип формирования нашей рандомизированной выборки — пропорциональный систематический отбор из групп населения каждого пола, возраста, района проживания. Половозрастные соотношения в выборке представлены на рис. 3.

Рисунок 3. Соотношение мужского и женского населения в полной выборке по возрастам.
Обращают на себя внимание «возрастные дефициты» в двух возрастных группах (на 2010 г.): 65—69 лет — «дети войны» и 40—44 года — «дети детей войны». Также отмечается существенное численное преимущество женского населения начиная уже с 30-летнего возраста. Таким образом, выборка пропорционально отражает реалии генеральной совокупности.

Алгоритм формирования выборки. В каждом административно-территориальном районе население разбито на группы по полу и возрасту (5-летние возрастные интервалы: 20—24, 25—29, ..., 80—84, 85 полных лет и более).

В каждой группе индивиды упорядочены по имеющимся спискам баз данных медицинского страхования, т.е. имеют свой идентификационный номер. Затем из списка в выборку отбираются порядковые номера с шагом 66,7 (это соответствует 1,5% выборке) с округлением до целого. Номер начала отсчета выбирается по таблице случайных чисел, сгенерированной по равномерному распределению на интервале [1;67] с выбором целой части числа.

Учитывая начало отсчета и шаг, формируем выборку в данной группе как составную часть всей выборочной совокупности. Если по каким-то причинам, объективным или субъективным, конкретный индивид не может находиться в выборке (на момент исследования умер, выбыл или отказывается от обследования), то берется следующий номер или предыдущий. Если и после этого невозможно сделать выбор, то используется аналогичная таблица случайных чисел со значениями, несколько превышающими количество населения в группе. Отметим, что сгенерированные таблицы случайных чисел используются и в других случаях. В частности, некоторое несоответствие реальному составу населения может возникнуть из-за использования при планировании исследования базовых количественных данных переписи 2010 г., а в расчетах выборки — данных на 1 января 2012 г. Однако это расхождение незначительно.

Пример работы алгоритма. В Валдайском районе, согласно данным переписи, 1227 женщин в возрасте 55—59 полных лет. В 1,5% выборку необходимо отобрать 18 человек (1227·0,015͌18). По таблице случайных чисел определяем начало отсчета: №42. Тогда следующие номера с шагом 66,7 и дальнейшим округлением до целого — 109, 175, 242, 309, ..., 1109, 1176. Пусть в реальной ситуации на момент исследования не окажется индивида под №309, тогда выбираем №310. Если и этот номер по каким-то причинам не подходит, выбираем №308. В случае и этой неудачи обращаемся к таблице случайных чисел (получаем №531). Используя такой способ отбора и возможной замены, получаем все 18 элементов выборки в группе.

Вся выборка — механическое объединение выборок групп. При рассмотренном алгоритме формирования выборки взрослого населения региона в научном исследовании выборку и соответственно генеральную совокупность можно рассматривать отдельно для мужского и женского населения, для населения отдельных территорий, относящихся к соответствующему медицинскому центру, а также возрастных категорий (например, от 20 до 59 лет, более 60 лет). Указанная группировка повышает однородность генеральной совокупности, что в конечном итоге увеличивает достоверность выводов. При этом необходимо учитывать, что при группировке уменьшается объем выборок, а это ведет к ухудшению точности оценок, вплоть до того, что по некоторым малочисленным районам области рассматривать выборки отдельно нецелесообразно. Например, в Поддорском районе выборка мужского населения — всего 25 человек, рассредоточенных по 14 возрастным интервалам. Выводы и оценки по такой малой выборке будут нецелесообразны. При объединении 5 районов (включая Поддорский), относящихся к Старорусскому сосудистому центру, соответствующая выборка мужского населения составит уже 419 человек. Точность статистических результатов при таком объеме выборки вполне приемлемая.

Выборка считается одномоментной, поскольку все наблюдения фиксируются в течение одного временно`го промежутка (1 мес). Это позволяет найти различные «статические» показатели распространенности и структуры заболеваемости, а также установить возможные факторы, связи и зависимости.

Проведенные расчеты показывают возможность выборочного исследования с заданной репрезентативностью даже в условиях выраженных депопуляционных процессов среди населения.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.