Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Кравцова Т.Ю.

Кафедра хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов Пермской государственной медицинской академии им. акад. Е.А. Вагнера Росздрава, МСЧ №9 им. М.А. Тверье, Пермь

Заривчацкий М.Ф.

Пермская государственная медицинская академия им. акад. Е.А. Вагнера

Желобов В.Г.

ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России, Пермь, Россия

Окунева Г.Ю.

ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России, Пермь, Россия

Блинов С.А.

ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России, Пермь, Россия

Чесноков Д.А.

ООО «Дейна», Пермь, Россия

Бачева М.В.

ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава России, Пермь, Россия

Современные аспекты преподавания вопросов профилактической медицины

Авторы:

Кравцова Т.Ю., Заривчацкий М.Ф., Желобов В.Г., Окунева Г.Ю., Блинов С.А., Чесноков Д.А., Бачева М.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 498

Загрузок: 8


Как цитировать:

Кравцова Т.Ю., Заривчацкий М.Ф., Желобов В.Г., Окунева Г.Ю., Блинов С.А., Чесноков Д.А., Бачева М.В. Современные аспекты преподавания вопросов профилактической медицины. Профилактическая медицина. 2019;22(4):22‑25.
Kravtsova TIu, Zarivchatskiĭ MF, Zhelobov VG, Okuneva GYu, Blinov SA, Chesnokov DA, Bacheva MV. Current aspects of teaching preventive medicine issues. Russian Journal of Preventive Medicine. 2019;22(4):22‑25. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20192204122

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ги­пер­то­ни­чес­кая бо­лезнь в по­пу­ля­ции и про­фи­лак­ти­ка в ам­бу­ла­тор­ных ус­ло­ви­ях: проб­ле­мы и пу­ти ре­ше­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):23-29
Со­вер­шенство­ва­ние про­цес­са дис­пан­се­ри­за­ции на ос­но­ве бе­реж­ли­вых тех­но­ло­гий в ус­ло­ви­ях го­род­ской по­лик­ли­ни­ки. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):30-38
Мо­дель по­се­ти­те­лей цен­тра здо­ровья от­но­си­тель­но при­вер­жен­нос­ти здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни и уров­ню лич­ной от­ветствен­нос­ти за здо­ровье. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):59-63
Про­фи­лак­ти­чес­кие тех­но­ло­гии как инстру­мент обу­че­ния сту­ден­тов (про­ект CINDI). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4):51-56
Ге­не­ти­чес­кие фак­то­ры рис­ка раз­ви­тия H. pylori-по­зи­тив­ной яз­вен­ной бо­лез­ни же­луд­ка. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2023;(1):14-20
От­да­лен­ные ре­зуль­та­ты при­ме­не­ния ло­каль­ной те­ра­пии ме­тас­та­зов ме­ла­но­мы хо­риоидеи в пе­че­ни. Он­ко­ло­гия. Жур­нал им. П.А. Гер­це­на. 2023;(2):5-10
Про­фи­лак­ти­ка тром­бо­ти­чес­ких ос­лож­не­ний у де­тей в кри­ти­чес­ком сос­то­янии. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-92
Ана­лиз пре­до­пе­ра­ци­он­ных фак­то­ров рис­ка де­ге­не­ра­тив­но­го за­бо­ле­ва­ния смеж­но­го сег­мен­та пос­ле вы­пол­не­ния тран­сфо­ра­ми­наль­но­го по­яс­нич­но­го спон­ди­ло­де­за. Жур­нал «Воп­ро­сы ней­ро­хи­рур­гии» име­ни Н.Н. Бур­ден­ко. 2023;(2):48-55
Связь деп­рес­сии и тре­во­ги с со­ма­ти­чес­ки­ми за­бо­ле­ва­ни­ями: роль не­га­тив­ных внеш­них фак­то­ров. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. Спец­вы­пус­ки. 2023;(4-2):74-80
Фи­зи­чес­кая ак­тив­ность при сар­ко­пе­нии: ре­аби­ли­та­ци­он­ные под­хо­ды в про­фи­лак­ти­ке и ле­че­нии воз­рас­тной па­то­ло­гии мы­шеч­ной тка­ни. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(2):52-60

Целью национального проекта «Здравоохранение» является повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2024 г., до 80 лет — к 2030 г. [1]. В связи с этим представлены различные приоритетные проекты, к которым относится направление «Формирование здорового образа жизни» («Укрепление общественного здоровья»).

Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) остаются ведущей причиной смертности во всем мире, с ними связаны 17,3 млн летальных случаев — 31,5% всех случаев смерти и 45% от ХНИЗ [1, 2]. ССЗ тесно связаны с образом жизни людей и такими ФР, как курение, нездоровое питание, недостаточная физическая активность (НФА), избыточное потребление алкоголя, избыточная масса тела (ИзбМТ), ожирение, артериальная гипертензия (АГ), психосоциальные факторы. Большинство случаев смерти от ССЗ предотвратимы за счет устранения или коррекции перечисленных Ф.Р. Анализ причин существенного (более чем двукратного) снижения смертности от ССЗ за последние десятилетия во многих развитых странах мира показал, что вклад лечения больных ССЗ в снижение смертности достаточно высок и составляет от 23 до 47%. В этой связи повышению качества оказания медицинской помощи больным ССЗ следует уделять большое внимание. Поэтому активная кардиоваскулярная профилактика на широком популяционном уровне и в ежедневной клинической практике — важнейшее условие дальнейшего снижения смертности в России. Кардиоваскулярная профилактика должна быть направлена:

1) на оценку ФР ССЗ;

2) на раннюю диагностику ССЗ;

3) на использование эффективных (доказанных) методов лечения;

4) на пропаганду здорового образа жизни (ЗОЖ) у населения;

5) на создание условий для следования ЗОЖ [2].

Профилактические мероприятия среди населения в настоящее время требуют мотивированного обучения студентов-медиков; создания актуальных и адаптированных моделей для усвоения, формирования и закрепления знаний, практических умений и навыков профилактического консультирования, изучения вклада каждого фактора риска (ФР) в развитии хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ) для сохранения активного долголетия своих пациентов [3]. Актуальность представленной проблемы определила цель настоящего исследования.

Цель — изучить знания, готовность и отношение будущих врачей первичного звена здравоохранения к профилактике ХНИЗ и коррекции их основных ФР для совершенствования медицинской помощи населению.

Материал и методы

В связи с реализацией политики государства в области здравоохранения, утвержденной указом Президента Р.Ф. от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», по специально модифицированной нами методике проведено медико-социальное исследование. Единицами наблюдения стали студенты VI курса лечебного факультета ФГБОУ ВО «Пермский государственный медицинский университет им. акад. Е.А. Вагнера» Минздрава Р.Ф. и молодые специалисты — участковые врачи-терапевты. Объем наблюдений составил 179 человек, в том числе 167 студентов и 12 врачей. Репрезентативность выборочной совокупности студентов обусловлена ее большой долей от генеральной совокупности российских студентов VI курса лечебного факультета (65,2%). По К.А. Отдельновой, это исследование средней точности (при коэффициенте точности K=0,2, t=2,5; p=0,98) [4].

Исследование заключалось в анонимном анкетировании респондентов. При составлении программы сбора материала за основу принята анкета, разработанная в ФГБУ «Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины» Минздрава Р.Ф. [5, 6]. Анкета состояла из четырех разделов и содержала 18 вопросов: четыре из них были открытыми, остальные 14 — закрытыми, из которых 12 вопросов были альтернативными, а два представляли собой вопросы-наборы. Альтернативный вопрос предусматривал однозначный ответ (да, нет). Вопрос-набор содержал несколько подсказок [4]. Студентов просили откровенно ответить на все вопросы анкеты.

Раздел «Общая информация» включал сведения о возрасте, поле, дополнительной трудовой деятельности респондента. Раздел «Данные личного анамнеза и информированности о личном здоровье» содержал вопросы о наличии у респондентов ХНИЗ и Ф.Р. Раздел о личном участии выпускника в очередной диспансеризации включал сведения о самом факте прохождения, отношении к диспансеризации и группе здоровья респондента. Четвертый раздел посвящен профессиональной профилактической практике студентов или деятельности врачей и включал сведения об участии опрашиваемого в диспансеризации, профилактических осмотрах во время производственной практики, отношении пациентов к профилактическим осмотрам. Вопрос раздела: «Нужно ли Вам получить больше знаний и навыков по оказанию медицинской помощи?» содержал ряд подпунктов: «… при гиподинамии, табакокурении, избыточной массе тела и нерациональном питании, употреблении алкоголя, стрессе?». Заключал анкету вопрос: «Считаете ли Вы необходимым для своей семьи прохождение диспансерного наблюдения?».

Статистический анализ данных выполнен с использованием пакетов программ BIOSTAT (Россия), STATISTICA 6,0 (StatSoft, Inc., США), реализованные на базе IBM PC-совместимого компьютера. Поскольку в исследовании использовали анкетирование, анализ проведен в основном методом описательной статистики. При нормальном распределении признака результаты описаны в виде среднего арифметического значения (М) и стандартного квадратичного отклонения (σ). Сравнение несвязанных групп по качественным признакам проведено с использованием z-критерия.

Результаты

Анкетирование проведено в одиннадцатом (осеннем) семестре VI курса; в исследовании приняли участие 167 (65,2% от всего курса) студентов лечебного факультета в возрасте 23,19±0,89 года, из них 131 (78,9%) девушка и 36 (21,1%) юношей; валидными признаны 166 анкет. В анкетировании также приняли участие 12 молодых врачей-терапевтов в возрасте 25,42±0,98 года; из них 8 (66,67%) девушек и 4 (33,33%) юноши; стаж работы составил от 3 до 15 мес. Преобладание девушек отражает гендерную структуру врачей, работающих в первичном звене здравоохранения. Работу с учебой совмещали 67 (40,36%) человек, средний стаж составил 1,97±0,85 года.

Данные личного анамнеза и информированности о личном здоровье. Нами установлено, что 44 (26,5%) студента имели ХНИЗ; 143 (86, 14%) — Ф.Р. Среди Ф.Р. преобладали хронический стресс — у 122 (73,49%) человек; нерациональное питание – у 93 (73,49%). Остальные Ф.Р. были отмечены реже: НФА была выявлена у 29 (18,67%) студентов; табакокурение, ИзбМТ, употребление алкоголя отмечены в равных количествах у 25 (по 16,27%) человек, что, по-видимому, обусловлено молодым возрастом и гендерными особенностями респондентов.

Только 91 (54,82%) студент, по данным анкетирования, прошел диспансеризацию в текущем году. Относительно низкий показатель объясняется тем, что, помимо диспансеризации, студенты проходят предварительные медицинские осмотры перед производственной практикой и/или при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в процессе работы. Возможно респонденты путают сами понятия «диспансеризация» и «предварительные или периодические медицинские осмотры», считают, что они дублируют друг друга [7].

Между тем 27 (16,27%) респондентов не верят в результаты диспансеризации; 41 (24,69%) студент не считает процедуру диспансеризации для себя необходимой.

I группу здоровья отметил у себя 71 (42,77%) студент, II — 32 (19,28%), IIIА — 7 (4,22%); не знал свою группу здоровья 31 (18,67%) респондент, неправильно определили 25 (15,06%).

Профессиональная профилактическая практика (во время производственной практики после V курса, на практических занятиях в поликлинике). В диспансеризации и профилактических осмотрах принимали участие 144 (86,75%) опрошенных: 112 (67,47%) и 107 (64,66%) респондентов соответственно. На вопрос: «Считаете ли Вы, что пациенты с интересом и вниманием воспринимают информацию профилактического консультирования?» 45 (27,11%) студентов ответили утвердительно, 58 (34,94%) — отрицательно; 61 (36,75%) с ответом затруднились, 2 (1,2%) не ответили. На уточняющий вопрос анкеты: «На Ваш взгляд, какое отношение пациентов к профилактическому консультированию, индивидуальной беседе о факторах риска?» были получены значимо другие ответы: 99 (59,64%; z=5,869; p<0,001) студентов отметили положительное отношение, 35 (21,08%; z=2,69; p=0,007) — отрицательное; 30 (18,07%; z=3,692; p<0,001) с ответом затруднились, 2 (1,2%) не ответили. Консультировали пациентов с ССЗ по вопросам профилактики и устранению у них модифицируемых ФР 106 (63,83%) респондентов.

Потребность в повышении профессиональных знаний и навыков по коррекции отдельных ФР испытывают 107 (64,46%) человек, не нуждаются в дополнительных знаниях о ФР 41 (24,7%) опрошенный, не ответили на вопрос 18 (10,84%). Хочется отметить, что 15 человек из 41 (36,58%), не нуждающихся в улучшении своих знаний о ФР и профилактическом консультировании, неправильно определили или не знали свою группу здоровья. Остальные отметили, что хотели бы расширить свои знания о значении НФА — 74 (45,49%), табакокурения — 70 (42,17%), нерационального питания — 88 (53,01%), злоупотребления алкоголем — 71 (42,77%), о профилактике хронического стресса — 109 (65,66%).

На заключительный вопрос анкеты: «Считаете ли Вы необходимым для своей семьи прохождение диспансерного наблюдения?» 141 (84,94%) респондент ответил утвердительно, 7 (4,22%) — отрицательно; 14 (8,43%) с ответом затруднились, 4 (2,41%) не ответили.

Сравнительный анализ результатов анкетирования между работающими (n=67) и неработающими (n=99) студентами выявил значимую разницу ответов лишь на два вопроса: «Считаете ли Вы, что пациенты с интересом и вниманием воспринимают информацию профилактического консультирования?» (67,16 и 34,34% соответственно; z=4,04; p<0,001), а также: «Консультировали ли Вы пациентов с ССЗ по имеющимся у них ФР?» (67,16 и 34,34% соответственно; z=2,36; p=0,01).

Проанализирована также достоверность разницы в результатах анкетирования девушек (n=131) и юношей (n=35). Существенных различий не установлено, вероятно, потому что в исследовании изначально преобладали девушки. Однако на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым для своей семьи прохождение диспансерного наблюдения?» девушки чаще отвечали «да» (89,31 и 68,57% соответственно; z=2,78; p=0,005).

Существенных различий между результатами анкетирования выпускников-шестикурсников и молодых терапевтов мы не получили, вероятно, из-за малочисленности группы последних (n=12).

Заключение

Анкетирование проведено среди шестикурсников лечебного факультета медицинского вуза, для которых информированность о ФР, группах здоровья является важным аспектом их будущей профессиональной деятельности. Результаты исследования показали недостаточную собственную медицинскую активность и низкую готовность выявлять у населения ФР, проводить профилактические мероприятия и, как следствие, неготовность к раннему выявлению ХНИЗ.

В то же время, в соответствии с настоящим федеральным государственным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по специальности 31.05.01 «Лечебное дело», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 09 февраля 2016 г. № 95, тематический план по дисциплине «Поликлиническая терапия» включает изучение ФР ХНИЗ, ЗОЖ, кардиоваскулярного риска, вопросы обучения пациентов с ХНИЗ, диспансерного наблюдения взрослого населения и т. д.

Профессиональные компетенции, формируемые у студентов на кафедре общественного здоровья и здравоохранения, включают медицинскую и организационно-управленческую деятельность, предусматривающую готовность к просветительской деятельности по устранению ФР и формированию навыков ЗОЖ.

Результаты настоящего анкетирования могут быть важны в переориентации образования, еще большее внимание к профилактической направленности обучения, к изменению отношения будущих врачей к здоровью как пациентов, так и собственному, готовностью к анализу значений ФР ХНИЗ. Это требует оптимизации обучения технологиям краткого и углубленного профилактического консультирования, профилактическим осмотрам, диспансеризации и диспансерному наблюдению, сохранению активного долголетия своих пациентов.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования — Т.К., Г. О.

Сбор и обработка материалов — Д.Ч., М.Б.

Статистическая обработка материалов — Т.К., Г. О.

Написание текста — Т.К., В.Ж., Г. О., С.Б.

Редактирование — М.З.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Кравцова Т.Ю. — д.м.н., проф.; https://orcid.org/0000-0003-3880-8489; e-mail: kravtsova_t@mail.ru

Заривчацкий М.Ф. — д.м.н., проф.; https://orcid.org/0000-0003-3150-9742; e-mail: zmf@psma.ru

Желобов В.Г. — д.м.н., проф.; e-mail: kravtsova_t@mail.ru

Окунева Г.Ю. — к.м.н., доцент; e-mail: galinaokuneva1@rambler.ru

Блинов С.А. — к.м.н., доцент; https://orcid.org/0000-0001-8242-4904; e-mail: endo2008@mail.ru

Чесноков Д.А. — e-mail: kravtsova_t@mail.ru

Бачева М.В. — e-mail: kravtsova_t@mail.ru

Автор, ответственный за переписку: Кравцова Т.Ю. — e-mail: kravtsova_t@mail.ru

КАК ЦИТИРОВАТЬ:

Кравцова Т.Ю., Заривчацкий М.Ф., Желобов В.Г., Окунева Г.Ю., Блинов С.А., Чесноков Д.А., Бачева М.В. Современные аспекты преподавания вопросов профилактической медицины. Профилактическая медицина. 2019;22(4):22-25. https://doi.org/10.17116/profmed20192204122

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.