Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Крючкова Н.Ю.

БУ ДПО Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения»

Новикова И.И.

ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора

Резанова Н.В.

БУ ДПО Омской области «Центр повышения квалификации работников здравоохранения»

Актуальные вопросы непрерывного медицинского образования: история, проблемы, задачи, перспективы

Авторы:

Крючкова Н.Ю., Новикова И.И., Резанова Н.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2021;24(3): 111‑117

Просмотров: 1718

Загрузок: 100


Как цитировать:

Крючкова Н.Ю., Новикова И.И., Резанова Н.В. Актуальные вопросы непрерывного медицинского образования: история, проблемы, задачи, перспективы. Профилактическая медицина. 2021;24(3):111‑117.
Kryuchkova NYu, Novikova II, Rezanova NV. Topical issues of continuing medical education: history, problems, tasks, and prospects. Russian Journal of Preventive Medicine. 2021;24(3):111‑117. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed202124031111

Рекомендуем статьи по данной теме:
Пи­та­ние как фак­тор рис­ка раз­ви­тия ко­ло­рек­таль­но­го ра­ка: об­зор сов­ре­мен­ных по­пу­ля­ци­он­ных ис­сле­до­ва­ний. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(9):111-116
Пер­спек­ти­вы ис­поль­зо­ва­ния ро­бот-ас­сис­ти­ро­ван­ных тех­но­ло­гий в эс­те­ти­чес­кой плас­ти­чес­кой хи­рур­гии. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(4-2):24-34
Диаг­нос­ти­чес­кие шка­лы ос­тро­го ап­пен­ди­ци­та у де­тей. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(10):80-87

Указами Президента Российской Федерации (далее — РФ) от 07.05.18 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 06.06.19 №254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» определены основные стратегические направления развития современного здравоохранения, в том числе совершенствование системы медицинского образования и кадрового обеспечения отрасли здравоохранения, предусматривающее постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации медицинских работников [1, 2]. С 2019 г. реализуются национальные проекты, в том числе «Демография», «Здравоохранение», «Образование». К 2024 г. в РФ планируется, что численность врачей и средних медицинских работников вырастет до 598 тыс. и 1396 тыс. специалистов соответственно, процедуру аккредитации пройдут не менее 2100 тыс. специалистов, будут актуализированы не менее 20% интерактивных образовательных модулей на модернизированном портале непрерывного медицинского образования (далее — НМО); также планируется обучить на портале НМО не менее 1880 тыс. специалистов [3].

Система дополнительного образования средних медицинских и фармацевтических работников была сформирована в начале 70-х годов ХХ века. Для нее было характерно строгое государственное регламентирование объема и структуры образовательных программ, наличие единой унификации программ по всей стране, гарантированная возможность получения повышения квалификации один раз в 5 лет.

Как сказано в работе А.С. Алиевой [4], «информатизация и демократизация общества, повышение роли образования, интеграция каждого государства в мировую систему образования требуют от каждого человека приспособления к быстро меняющимся обстоятельствам и получения непрерывного образования... К примеру, в современной Европе наука и технология развиваются с такой скоростью, что информация ежегодно теряет свою актуальность на уровне 20%, таким образом, каждые 5—8 лет содержание профессионального знания полностью устаревает. Не случайно, что в рамках стратегии Европы по занятости непрерывное образование определено как всесторонний процесс обучения, предполагающий наращивание новых знаний, умений и навыков на протяжении всей жизни».

Исследования отечественных авторов также показали, что в соответствии с прогнозной моделью выживаемости теоретических знаний медицинского специалиста среднего звена «уже через 3,4 года после очередного повышения квалификации уровень знаний слушателей снижается до 70%» [5]. При входном контроле при следующем обучении через 5 лет «определяются низкий исходный уровень знаний слушателей и недостаточный уровень овладения практическими навыками... Кратность повышения квалификации в образовательном учреждении по результатам анализа должна составлять не реже 1 раза в 3 года» [5].

Изменение экономической модели государственного управления (разделение системы здравоохранения на государственный и частный сектор со значительным выходом последнего из-под государственного контроля; распространение на медицинские и образовательные программы понятия и признаков услуги с приданием всех свойств, определяющих товар; существенное различие образовательного потенциала в центре и на периферии; изменение системы финансирования лечебно-профилактических учреждений) также потребовало преобразования существовавшей системы дополнительного профессионального образования (далее — ДПО) [6]. По мнению А.А. Яйленко, уровень оказания медицинской помощи не может быть выше уровня медицинского образования специалистов [7].

Во время экономического кризиса ценность образования увеличивается из-за получения возможности приспособиться к фактическим условиям на рынке вакансий. Положительные эффекты саморазвития отражаются не только в профессиональной деятельности, но и в семейной жизни, различных видах деятельности в свободное от работы время, в том числе и политической деятельности [8]. Образовательная активность индивида на протяжении жизни также способствует формированию когнитивного резерва в зрелом и пожилом возрасте [9].

Утвержденная Минздравом России в 2017 г. «Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года» предусматривает создание динамичной системы ДПО, подготовку высококвалифицированных специалистов здравоохранения путем накопления интеллектуального и профессионального потенциала специалиста в течение всей трудовой деятельности, преемственности и последовательности между уровнями и ступенями образования, обеспечивающими развитие компетенций от теоретических основ к умениям и овладению практическими навыками, персонификацию ДПО через возможность выбора траектории профессионального развития [10—12]. В последние годы активно развиваются симуляционные и тренинговые классы, дистанционные технологии, электронные информационные базы и библиотеки. Внедряется система первичной и периодической аккредитации специалистов, предусматривающая разные этапы (это тестирование; оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях; решение ситуационных задач, оценка портфолио) с записью видеоизображения и аудиосигнала [13, 14].

По данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 01.01.19 в РФ численность медицинских кадров составила 703,7 тыс. врачей и 1491,4 тыс. среднего медицинского персонала. В Омском регионе, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, — соответственно 9886 врачей и 22 808 средних медицинских работников [15, 16].

На официальном Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России медицинским работникам рекомендован минимальный суммарный объем освоенных образовательных элементов непрерывного образования не менее 250 академических часов (или 250 ЗЕТ) за 5-летний период с оптимальным графиком ежегодного обучения в объеме около 50 ЗЕТ. При рекомендуемых ежегодных 36 ЗЕТ «формального образования» и 14 ЗЕТ «самообразования» и «неформального образования» почасовой объем обучения в образовательных организациях должен сохраниться на прежнем уровне либо даже возрасти до 25% при сохранении численности медицинских работников.

При этом требуется расширение спектра и содержания образовательных мероприятий, предоставляемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе посредством дистанционных образовательных технологий, электронного и симуляционного обучения, стажировок, тьюторства, что, в свою очередь, будет способствовать усилению мотивации сотрудников и руководителей к совершенствованию профессиональных знаний, освоению новых компетенций медицинскими работниками (что особо актуально в условиях дефицита кадров) и, как следствие, должно способствовать повышению качества оказания медицинской помощи [12, 17—25].

К моменту официального перехода на непрерывное обучение отечественными образовательными организациями ДПО медицинских работников уже накоплен опыт различных инновационных методов обучения (в том числе учебные ролевые игры, игры лото, тренинги, комплекты проблемно-ситуационных задач, разработка проектов) [19, 26—28].

Безусловно присутствует и ряд сдерживающих факторов развития системы НМО: недостаточная проработка нормативной и методической базы; широкий спектр организаций, особенно негосударственных, предоставляющих образовательные услуги за низкую стоимость низкого качества; недостаточный уровень IT-ресурсной готовности медицинских организаций; недостаточный уровень IT-грамотности медицинских работников, особенно пенсионного возраста и проживающих в сельских поселениях; низкая приверженность специалистов к самостоятельному планированию повышения квалификации [6, 29, 30].

Особенности обучения взрослого населения в литературе представлены в основном психолого-педагогическими аспектами, при этом практически отсутствуют работы гигиенического плана.

В андрагогической модели обучения ведущая роль на всех этапах обучения принадлежит самому обучающемуся — это взрослый человек со своим багажом знаний и опыта, осознанно стремящийся получить знания для развития личности и овладения социальными ролями. Образовательные программы должны соответствовать потребностям работодателей и работников с учетом как общественно-государственной значимости обучения, так и индивидуальных интересов слушателей [31—38].

Известно, что обучение часто оказывает на взрослого психологическое давление. Переход от профессиональной деятельности к учебной у многих взрослых сопровождается неуверенностью, страхом, внутренним дискомфортом. Необходимо принять во внимание и то, что когнитивные способности с возрастом снижаются. Часто человеку, имеющему высокий профессиональный статус, трудно принять роль ученика, предполагающую, что он знает далеко не все, и ставящую его в зависимость от преподавателя [24, 33, 39].

Периодическое обучение, а тем более итоговые экзамены, аттестации, аккредитации оказываются стрессовым фактором, который накладывается на накопленную соматическую патологию медицинских работников. Чем старше обучающийся, тем больше у него факторов риска развития неблагоприятных реакций на разные формы и методы обучения и итоговую оценку знаний [40—43].

Важнейшим направлением в сохранении здоровья населения стала стратегия формирования здорового образа жизни и отказа от вредных привычек. Реализация стратегии здорового образа жизни в первую очередь возложена на медицинских работников как представителей системы здравоохранения, являющихся лучшим примером для населения страны в реализации здорового образа жизни. Однако в отечественных исследованиях образа и условий жизни медицинских работников установлена высокая распространенность курения, злоупотребления алкоголем, низкая физическая и медицинская активность начиная со студенческого возраста.

Проведенные отечественными авторами исследования выявили «поведенческую траекторию образа жизни студентов медицинских колледжей» [44] как не соответствующую понятию «здоровый образ жизни»: «в каждом втором-третьем случае у студентов присутствуют следующие факторы риска: употребление алкоголя, неправильное питание, курение, неправильный режим сна, низкий уровень физической активности» [44], при этом студентами недооценены такие факторы, как употребление алкоголя и низкая физическая активность.

Анкетирование студентов медицинских вузов Москвы выявило серьезные нарушения в режиме питания и сна респондентов, хронические заболевания имели уже более 30% опрошенных, ведущую позицию среди патологий занял гастрит (более 60%), около 15% студентов имели повышенную массу тела, но не считали нужным решать эту проблему [45].

По данным И.О. Бартеневой [46], общий рост заболеваемости старшекурсников медико-фармацевтического колледжа происходит на фоне снижения показателей физического развития и физической подготовленности. Однако в то же время равнодушное отношение к занятиям физической культурой наблюдается у 32,1% студентов, а доля не занимающихся физической культурой составляет 18,2%. Среди причин, мешающих заниматься физической культурой, 25,7% респондентов отметили усталость, 11,2% — лень.

Помимо отсутствия приверженности здоровому образу жизни у большей части медиков оказывают значительное влияние на здоровье и вредные производственные факторы: эмоциональная напряженность, мера ответственности за принятые решения, ночные смены, биологические и физические факторы, внедрение высокотехнологичных видов медицинской помощи, расширение номенклатуры применяемых лечебных, диагностических и дезинфицирующих средств. Объектом воздействия производственных факторов служат не столько пациенты, сколько медицинские работники, подчас находящиеся на работе круглосуточно от 2 до 4 мес суммарного годового рабочего времени [47].

При углубленных медицинских осмотрах установлено, что триаду наиболее распространенных заболеваний у медицинских работников составляют болезни системы кровообращения (27,9 на 100 осмотренных), болезни органов пищеварения (20,8 на 100 осмотренных), болезни костно-мышечной системы (20,2 на 100 осмотренных) [48, 49].

Аналогичные результаты получены по данным дополнительной диспансеризации медицинских работников в рамках национального проекта «Здоровье»: у 60% врачей и 50% медработников среднего звена была выявлена сочетанная хроническая патология и отмечена ее тесная связь с возрастом (число хронических заболеваний на 100 обследованных в возрасте 35—39 лет составило 158,7, в возрасте 50—54 года — уже 272,5) [40, 49].

Результаты многочисленных социологических исследований показывают, что, несмотря на неплохие знания основ здорового образа жизни, у медиков низкая личная мотивация на сохранение своего здоровья, зачастую (у половины опрошенных) отмечаются повышенная масса тела, низкая физическая активность, нерациональное питание, около 10—30% медицинских работников курят и злоупотребляют алкоголем, около 50% респондентов указывали на стрессовые ситуации на работе; признаки синдрома эмоционального выгорания были выявлены более чем у 70% опрошенных; несмотря на высокие цифры распространенности среди медработников артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца, только около 75% из тех, у кого диагностированы эти патологии, постоянно принимают антигипертензивные и/или гипохолестеринемические препараты, более 60% опрошенных считают состояние своего здоровья удовлетворительным [40, 50—52]. Недостаточное внимание медиков к собственному здоровью носит системный характер [53], при высоком уровне хронических заболеваний менее половины из них состоят на диспансерном учете [54]. По мнению самих медицинских работников, основными предпосылками для развития всех вышеуказанных факторов риска являются повышенный уровень стресса, недостаток времени и материальных средств [40, 51].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости усиления знаний о навыках здорового образа жизни, особенно применительно к собственному организму, как на этапе профессионального становления будущих медицинских работников в медицинских вузах и колледжах, так и на всех этапах повышения квалификации в организациях ДПО [45, 53, 55].

Усиление мотивации и контроль за состоянием собственного здоровья способствуют формированию здорового и компетентного специалиста, который может трудиться эффективно и результативно, а также будет более ответственно прививать основы здорового образа жизни и профилактики заболеваний среди своих пациентов, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества оказания медицинской помощи и улучшению состояния здоровья населения.

В связи с вышеизложенным образовательное учреждение должно не только подготовить хорошего профессионала, но и создать условия для сохранения психического и физического здоровья слушателей. Л.Л. Гатиятуллина пишет в своей работе: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе — комплекс методов, приемов и условий, максимально способствующих сохранению и укреплению физического, духовного и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса» [56].

В настоящее время большое количество работ гигиенического плана посвящено вопросам физиологии учебного процесса для детей и подростков, рациональности построения режима обучения, фаз врабатываемости, оптимальной трудоспособности и утомления, можно найти исследования с участием студентов, обучающихся в высших и средних учебных заведениях [45, 56—59]. В то же время в литературе практически отсутствуют данные об особенностях организации в современных условиях цифровой среды учебного процесса для взрослого населения, несмотря на высокую социальную и экономическую значимость этой формы обучения.

Физиологическая кривая работоспособности характеризуется цикличной сменой трех фаз: врабатываемости, оптимальной работоспособности и снижения работоспособности.

Для процесса обучения ведущим фактором является умственная нагрузка, характеризующаяся длительной и напряженной работой центральной нервной системы в сочетании со снижением физической мышечной активности. При рациональной организации учебного процесса кривая работоспособности близка к классической. Типичная кривая работоспособности может изменяться при появлении несвойственного, непривычного фактора, сопровождающегося нервно-эмоциональным напряжением. Для работающего медицинского персонала таким фактором может служить периодическое обучение, в процессе обучения к ним относятся контрольные работы, тестирования, экзамены.

С учетом современных требований и потребностей медицинского сообщества одной из задач образовательных организаций является обеспечение разнообразия форм и методов работы, повышающих качество и эффективность обучения при минимизации стрессовых и других вредных производственных факторов, возникающих в процессе периодического повышения квалификации.

Встречаются единичные публикации по организации модели здоровьесберегающего образовательного пространства в организациях ДПО. Так, Мордовским республиканский центром повышения квалификации специалистов здравоохранения формируется по результатам анкетирования слушателей портрет здоровья специалиста со средним медицинским образованием; осуществляется распределение учебной нагрузки по гигиеническим принципам в течение недели, рабочего дня с учетом светового дня; применяется система разного кодирования текущих оценок слушателей с целью снижения неблагоприятных эмоциональных реакций; включаются во все циклы основы эргономики; широко используются проектные, игровые и другие методы обучения, минимизирующие уровень стресса при одновременном развитии когнитивных способностей слушателей; введен предмет «Духовные основы милосердия» [27].

В исследованиях Н.Г. Бурловой проведена интегральная оценка результатов профессионального развития медицинских специалистов среднего звена, в том числе индивидуальных, на основе тестирования и математического моделирования оценки результатов с последующими рекомендациями по построению индивидуальной программы развития [5].

Таким образом, стремительно развивающиеся технологии в здравоохранении требуют непрерывного повышения профессионализма и расширения компетенций медицинских работников. При этом неизбежно изменение образа и стиля жизни слушателей, обусловленное переходом из стандартных стереотипов поведения на режим обучения, сопровождающееся повышенной нагрузкой (особенно при заочном обучении без отрыва от производства) и дополнительными стрессовыми факторами. Вышеизложенное предопределяет актуальность проведения научных исследований по гигиенической оценке и улучшению организации учебного процесса взрослого населения, имеющего специальности, которые предусматривают обязательность систематического прохождения последипломной подготовки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.