Указами Президента Российской Федерации (далее — РФ) от 07.05.18 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 06.06.19 №254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» определены основные стратегические направления развития современного здравоохранения, в том числе совершенствование системы медицинского образования и кадрового обеспечения отрасли здравоохранения, предусматривающее постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации медицинских работников [1, 2]. С 2019 г. реализуются национальные проекты, в том числе «Демография», «Здравоохранение», «Образование». К 2024 г. в РФ планируется, что численность врачей и средних медицинских работников вырастет до 598 тыс. и 1396 тыс. специалистов соответственно, процедуру аккредитации пройдут не менее 2100 тыс. специалистов, будут актуализированы не менее 20% интерактивных образовательных модулей на модернизированном портале непрерывного медицинского образования (далее — НМО); также планируется обучить на портале НМО не менее 1880 тыс. специалистов [3].
Система дополнительного образования средних медицинских и фармацевтических работников была сформирована в начале 70-х годов ХХ века. Для нее было характерно строгое государственное регламентирование объема и структуры образовательных программ, наличие единой унификации программ по всей стране, гарантированная возможность получения повышения квалификации один раз в 5 лет.
Как сказано в работе А.С. Алиевой [4], «информатизация и демократизация общества, повышение роли образования, интеграция каждого государства в мировую систему образования требуют от каждого человека приспособления к быстро меняющимся обстоятельствам и получения непрерывного образования... К примеру, в современной Европе наука и технология развиваются с такой скоростью, что информация ежегодно теряет свою актуальность на уровне 20%, таким образом, каждые 5—8 лет содержание профессионального знания полностью устаревает. Не случайно, что в рамках стратегии Европы по занятости непрерывное образование определено как всесторонний процесс обучения, предполагающий наращивание новых знаний, умений и навыков на протяжении всей жизни».
Исследования отечественных авторов также показали, что в соответствии с прогнозной моделью выживаемости теоретических знаний медицинского специалиста среднего звена «уже через 3,4 года после очередного повышения квалификации уровень знаний слушателей снижается до 70%» [5]. При входном контроле при следующем обучении через 5 лет «определяются низкий исходный уровень знаний слушателей и недостаточный уровень овладения практическими навыками... Кратность повышения квалификации в образовательном учреждении по результатам анализа должна составлять не реже 1 раза в 3 года» [5].
Изменение экономической модели государственного управления (разделение системы здравоохранения на государственный и частный сектор со значительным выходом последнего из-под государственного контроля; распространение на медицинские и образовательные программы понятия и признаков услуги с приданием всех свойств, определяющих товар; существенное различие образовательного потенциала в центре и на периферии; изменение системы финансирования лечебно-профилактических учреждений) также потребовало преобразования существовавшей системы дополнительного профессионального образования (далее — ДПО) [6]. По мнению А.А. Яйленко, уровень оказания медицинской помощи не может быть выше уровня медицинского образования специалистов [7].
Во время экономического кризиса ценность образования увеличивается из-за получения возможности приспособиться к фактическим условиям на рынке вакансий. Положительные эффекты саморазвития отражаются не только в профессиональной деятельности, но и в семейной жизни, различных видах деятельности в свободное от работы время, в том числе и политической деятельности [8]. Образовательная активность индивида на протяжении жизни также способствует формированию когнитивного резерва в зрелом и пожилом возрасте [9].
Утвержденная Минздравом России в 2017 г. «Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года» предусматривает создание динамичной системы ДПО, подготовку высококвалифицированных специалистов здравоохранения путем накопления интеллектуального и профессионального потенциала специалиста в течение всей трудовой деятельности, преемственности и последовательности между уровнями и ступенями образования, обеспечивающими развитие компетенций от теоретических основ к умениям и овладению практическими навыками, персонификацию ДПО через возможность выбора траектории профессионального развития [10—12]. В последние годы активно развиваются симуляционные и тренинговые классы, дистанционные технологии, электронные информационные базы и библиотеки. Внедряется система первичной и периодической аккредитации специалистов, предусматривающая разные этапы (это тестирование; оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях; решение ситуационных задач, оценка портфолио) с записью видеоизображения и аудиосигнала [13, 14].
По данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 01.01.19 в РФ численность медицинских кадров составила 703,7 тыс. врачей и 1491,4 тыс. среднего медицинского персонала. В Омском регионе, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, — соответственно 9886 врачей и 22 808 средних медицинских работников [15, 16].
На официальном Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России медицинским работникам рекомендован минимальный суммарный объем освоенных образовательных элементов непрерывного образования не менее 250 академических часов (или 250 ЗЕТ) за 5-летний период с оптимальным графиком ежегодного обучения в объеме около 50 ЗЕТ. При рекомендуемых ежегодных 36 ЗЕТ «формального образования» и 14 ЗЕТ «самообразования» и «неформального образования» почасовой объем обучения в образовательных организациях должен сохраниться на прежнем уровне либо даже возрасти до 25% при сохранении численности медицинских работников.
При этом требуется расширение спектра и содержания образовательных мероприятий, предоставляемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в том числе посредством дистанционных образовательных технологий, электронного и симуляционного обучения, стажировок, тьюторства, что, в свою очередь, будет способствовать усилению мотивации сотрудников и руководителей к совершенствованию профессиональных знаний, освоению новых компетенций медицинскими работниками (что особо актуально в условиях дефицита кадров) и, как следствие, должно способствовать повышению качества оказания медицинской помощи [12, 17—25].
К моменту официального перехода на непрерывное обучение отечественными образовательными организациями ДПО медицинских работников уже накоплен опыт различных инновационных методов обучения (в том числе учебные ролевые игры, игры лото, тренинги, комплекты проблемно-ситуационных задач, разработка проектов) [19, 26—28].
Безусловно присутствует и ряд сдерживающих факторов развития системы НМО: недостаточная проработка нормативной и методической базы; широкий спектр организаций, особенно негосударственных, предоставляющих образовательные услуги за низкую стоимость низкого качества; недостаточный уровень IT-ресурсной готовности медицинских организаций; недостаточный уровень IT-грамотности медицинских работников, особенно пенсионного возраста и проживающих в сельских поселениях; низкая приверженность специалистов к самостоятельному планированию повышения квалификации [6, 29, 30].
Особенности обучения взрослого населения в литературе представлены в основном психолого-педагогическими аспектами, при этом практически отсутствуют работы гигиенического плана.
В андрагогической модели обучения ведущая роль на всех этапах обучения принадлежит самому обучающемуся — это взрослый человек со своим багажом знаний и опыта, осознанно стремящийся получить знания для развития личности и овладения социальными ролями. Образовательные программы должны соответствовать потребностям работодателей и работников с учетом как общественно-государственной значимости обучения, так и индивидуальных интересов слушателей [31—38].
Известно, что обучение часто оказывает на взрослого психологическое давление. Переход от профессиональной деятельности к учебной у многих взрослых сопровождается неуверенностью, страхом, внутренним дискомфортом. Необходимо принять во внимание и то, что когнитивные способности с возрастом снижаются. Часто человеку, имеющему высокий профессиональный статус, трудно принять роль ученика, предполагающую, что он знает далеко не все, и ставящую его в зависимость от преподавателя [24, 33, 39].
Периодическое обучение, а тем более итоговые экзамены, аттестации, аккредитации оказываются стрессовым фактором, который накладывается на накопленную соматическую патологию медицинских работников. Чем старше обучающийся, тем больше у него факторов риска развития неблагоприятных реакций на разные формы и методы обучения и итоговую оценку знаний [40—43].
Важнейшим направлением в сохранении здоровья населения стала стратегия формирования здорового образа жизни и отказа от вредных привычек. Реализация стратегии здорового образа жизни в первую очередь возложена на медицинских работников как представителей системы здравоохранения, являющихся лучшим примером для населения страны в реализации здорового образа жизни. Однако в отечественных исследованиях образа и условий жизни медицинских работников установлена высокая распространенность курения, злоупотребления алкоголем, низкая физическая и медицинская активность начиная со студенческого возраста.
Проведенные отечественными авторами исследования выявили «поведенческую траекторию образа жизни студентов медицинских колледжей» [44] как не соответствующую понятию «здоровый образ жизни»: «в каждом втором-третьем случае у студентов присутствуют следующие факторы риска: употребление алкоголя, неправильное питание, курение, неправильный режим сна, низкий уровень физической активности» [44], при этом студентами недооценены такие факторы, как употребление алкоголя и низкая физическая активность.
Анкетирование студентов медицинских вузов Москвы выявило серьезные нарушения в режиме питания и сна респондентов, хронические заболевания имели уже более 30% опрошенных, ведущую позицию среди патологий занял гастрит (более 60%), около 15% студентов имели повышенную массу тела, но не считали нужным решать эту проблему [45].
По данным И.О. Бартеневой [46], общий рост заболеваемости старшекурсников медико-фармацевтического колледжа происходит на фоне снижения показателей физического развития и физической подготовленности. Однако в то же время равнодушное отношение к занятиям физической культурой наблюдается у 32,1% студентов, а доля не занимающихся физической культурой составляет 18,2%. Среди причин, мешающих заниматься физической культурой, 25,7% респондентов отметили усталость, 11,2% — лень.
Помимо отсутствия приверженности здоровому образу жизни у большей части медиков оказывают значительное влияние на здоровье и вредные производственные факторы: эмоциональная напряженность, мера ответственности за принятые решения, ночные смены, биологические и физические факторы, внедрение высокотехнологичных видов медицинской помощи, расширение номенклатуры применяемых лечебных, диагностических и дезинфицирующих средств. Объектом воздействия производственных факторов служат не столько пациенты, сколько медицинские работники, подчас находящиеся на работе круглосуточно от 2 до 4 мес суммарного годового рабочего времени [47].
При углубленных медицинских осмотрах установлено, что триаду наиболее распространенных заболеваний у медицинских работников составляют болезни системы кровообращения (27,9 на 100 осмотренных), болезни органов пищеварения (20,8 на 100 осмотренных), болезни костно-мышечной системы (20,2 на 100 осмотренных) [48, 49].
Аналогичные результаты получены по данным дополнительной диспансеризации медицинских работников в рамках национального проекта «Здоровье»: у 60% врачей и 50% медработников среднего звена была выявлена сочетанная хроническая патология и отмечена ее тесная связь с возрастом (число хронических заболеваний на 100 обследованных в возрасте 35—39 лет составило 158,7, в возрасте 50—54 года — уже 272,5) [40, 49].
Результаты многочисленных социологических исследований показывают, что, несмотря на неплохие знания основ здорового образа жизни, у медиков низкая личная мотивация на сохранение своего здоровья, зачастую (у половины опрошенных) отмечаются повышенная масса тела, низкая физическая активность, нерациональное питание, около 10—30% медицинских работников курят и злоупотребляют алкоголем, около 50% респондентов указывали на стрессовые ситуации на работе; признаки синдрома эмоционального выгорания были выявлены более чем у 70% опрошенных; несмотря на высокие цифры распространенности среди медработников артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца, только около 75% из тех, у кого диагностированы эти патологии, постоянно принимают антигипертензивные и/или гипохолестеринемические препараты, более 60% опрошенных считают состояние своего здоровья удовлетворительным [40, 50—52]. Недостаточное внимание медиков к собственному здоровью носит системный характер [53], при высоком уровне хронических заболеваний менее половины из них состоят на диспансерном учете [54]. По мнению самих медицинских работников, основными предпосылками для развития всех вышеуказанных факторов риска являются повышенный уровень стресса, недостаток времени и материальных средств [40, 51].
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о необходимости усиления знаний о навыках здорового образа жизни, особенно применительно к собственному организму, как на этапе профессионального становления будущих медицинских работников в медицинских вузах и колледжах, так и на всех этапах повышения квалификации в организациях ДПО [45, 53, 55].
Усиление мотивации и контроль за состоянием собственного здоровья способствуют формированию здорового и компетентного специалиста, который может трудиться эффективно и результативно, а также будет более ответственно прививать основы здорового образа жизни и профилактики заболеваний среди своих пациентов, что, в свою очередь, будет способствовать повышению качества оказания медицинской помощи и улучшению состояния здоровья населения.
В связи с вышеизложенным образовательное учреждение должно не только подготовить хорошего профессионала, но и создать условия для сохранения психического и физического здоровья слушателей. Л.Л. Гатиятуллина пишет в своей работе: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе — комплекс методов, приемов и условий, максимально способствующих сохранению и укреплению физического, духовного и нравственного здоровья субъектов образовательного процесса» [56].
В настоящее время большое количество работ гигиенического плана посвящено вопросам физиологии учебного процесса для детей и подростков, рациональности построения режима обучения, фаз врабатываемости, оптимальной трудоспособности и утомления, можно найти исследования с участием студентов, обучающихся в высших и средних учебных заведениях [45, 56—59]. В то же время в литературе практически отсутствуют данные об особенностях организации в современных условиях цифровой среды учебного процесса для взрослого населения, несмотря на высокую социальную и экономическую значимость этой формы обучения.
Физиологическая кривая работоспособности характеризуется цикличной сменой трех фаз: врабатываемости, оптимальной работоспособности и снижения работоспособности.
Для процесса обучения ведущим фактором является умственная нагрузка, характеризующаяся длительной и напряженной работой центральной нервной системы в сочетании со снижением физической мышечной активности. При рациональной организации учебного процесса кривая работоспособности близка к классической. Типичная кривая работоспособности может изменяться при появлении несвойственного, непривычного фактора, сопровождающегося нервно-эмоциональным напряжением. Для работающего медицинского персонала таким фактором может служить периодическое обучение, в процессе обучения к ним относятся контрольные работы, тестирования, экзамены.
С учетом современных требований и потребностей медицинского сообщества одной из задач образовательных организаций является обеспечение разнообразия форм и методов работы, повышающих качество и эффективность обучения при минимизации стрессовых и других вредных производственных факторов, возникающих в процессе периодического повышения квалификации.
Встречаются единичные публикации по организации модели здоровьесберегающего образовательного пространства в организациях ДПО. Так, Мордовским республиканский центром повышения квалификации специалистов здравоохранения формируется по результатам анкетирования слушателей портрет здоровья специалиста со средним медицинским образованием; осуществляется распределение учебной нагрузки по гигиеническим принципам в течение недели, рабочего дня с учетом светового дня; применяется система разного кодирования текущих оценок слушателей с целью снижения неблагоприятных эмоциональных реакций; включаются во все циклы основы эргономики; широко используются проектные, игровые и другие методы обучения, минимизирующие уровень стресса при одновременном развитии когнитивных способностей слушателей; введен предмет «Духовные основы милосердия» [27].
В исследованиях Н.Г. Бурловой проведена интегральная оценка результатов профессионального развития медицинских специалистов среднего звена, в том числе индивидуальных, на основе тестирования и математического моделирования оценки результатов с последующими рекомендациями по построению индивидуальной программы развития [5].
Таким образом, стремительно развивающиеся технологии в здравоохранении требуют непрерывного повышения профессионализма и расширения компетенций медицинских работников. При этом неизбежно изменение образа и стиля жизни слушателей, обусловленное переходом из стандартных стереотипов поведения на режим обучения, сопровождающееся повышенной нагрузкой (особенно при заочном обучении без отрыва от производства) и дополнительными стрессовыми факторами. Вышеизложенное предопределяет актуальность проведения научных исследований по гигиенической оценке и улучшению организации учебного процесса взрослого населения, имеющего специальности, которые предусматривают обязательность систематического прохождения последипломной подготовки.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.