Введение
Бронхиальная астма (БА) относится к заболеваниям, представляющим большой научный и практический интерес для современной медицины. В мире на сегодняшний день более 350 млн больных БА, из них детей — 5—10%. При этом во многих странах отмечен рост заболеваемости БА, в том числе и в детском возрасте [1, 2], что обусловливает необходимость углубленного изучения этиопатогенетических механизмов формирования и прогрессирования заболевания, факторов риска, а также совершенствования подходов к профилактике и лечению с использованием как медикаментозных, так и немедикаментозных методов воздействия на заболевание.
БА как гетерогенное хроническое заболевание может привести к значительным ограничениям как в физическом, так и в эмоциональном и социальном аспектах жизни детей, влиять на качество образовательного процесса, выбор будущей профессии и являться непосредственно причиной снижения качества жизни (КЖ).
Доказано, что на ограничение физической и социальной активности детей с БА влияют не только возраст пациента, но и степень тяжести заболевания и отсутствие контроля БА [3, 4]. Под контролем БА подразумевается купирование клинических проявлений и профилактика развития новых приступов на фоне использования базисной терапии, а его достижение является основной целью лечения этого заболевания. При оценке качества контроля учитываются частота приступов астмы, выраженность дневных и ночных симптомов, потребность в короткодействующих β2-агонистах, снижение физической активности.
Установлено, что наиболее частыми причинами отсутствия контроля над заболеванием являются неверный диагноз (гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, рецидивирующие респираторные инфекции, аффективно-респираторные приступы и прочее), обусловливающие назначение неадекватной терапии, недооценка тяжести БА врачом, приводящая к недостаточному объему назначаемых лечебно-профилактических мероприятий, а также недооценка тяжести симптомов самим пациентом или его родителями, что влечет за собой нерегулярное проведение симптоматической и противовоспалительной терапии и позднее обращение за медицинской помощью [2].
Цель исследования — изучить клинические и эпидемиологические особенности и охарактеризовать степень контроля клинических симптомов БА у детей, проживающих в Московской области.
Материал и методы
Выполнено эпидемиологическое исследование общей заболеваемости БА детского населения Московской области за 2020 г. с использованием данных отчетной формы Федерального статистического наблюдения №12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения» по детскому населению (от 0 до 17 лет включительно).
Для оценки качества контроля БА проведено анкетирование, в котором участвовали 138 детей с БА в возрасте 4—17 лет (мальчиков — 92, девочек — 46). Использованы опросники, разработанные с учетом возраста ребенка и его психоэмоциональных особенностей: опросник по контролю симптомов астмы ACQ-5 (Asthma Control Questionnaire), адаптированный для детей в возрасте 4—11 лет (72 ребенка) и тест по контролю над астмой АСТ (Asthma Control Test) для детей в возрасте 12 лет и старше (66 детей) [2]. Степень контроля заболевания оценивали по результатам тестов. Для ACQ (сумма всех баллов — 5) значение <0,75 расценивали как полностью контролируемая БА, 0,75—1,5 — частично контролируемая и >1,5 — неконтролируемая БА, для АСТ 25 баллов и более — полный контроль БА, 20—24 балла — недостаточный контроль и менее 20 баллов — неконтролируемая БА. Статистический анализ проведен с использованием программы Statistica 6. При сравнении величин параметрической и непараметрической статистики различия считались статистически значимыми при p<0,05.
Результаты
По данным статистической отчетности, всего с диагнозом БА (код по МКБ-10 J45.0—45.9) в Московской области на 2020 г. зарегистрировано 17 757 детей, что составило 1,2% от всего детского населения региона (численность населения в возрасте 0—17 лет — 1 523 795 человек), эти показатели сопоставимы со средними мировыми и европейскими [2]. Мальчиков — 11 852 (67%), девочек — 5905 (33%), что также согласуется с данными отечественных и зарубежных исследователей, указывающих на преобладание среди детей с БА лиц мужского пола [1, 2]. Средний возраст детей с БА составил 11,6±3,9 года. Подростков 10—14 лет было большинство — 39,8%, детей в возрасте 7—9 лет — 26,9%, 15—17 лет — 23,9%, младше 6 лет — 9,4% (рис. 1). Преобладала астма атопическая (код по МКБ-10 J45.0) — 80,2%, реже неуточненная (J45.9) — 17,4% и смешанная (J45.8) — 2,1%. Неаллергическая форма БА (J45.1) диагностирована лишь у 50 (0,3%) детей. Статистически значимых гендерных различий в частоте тех или иных форм астмы не было, однако у мальчиков БА с преобладанием аллергического компонента выявляли несколько чаще, чем у девочек (81,0% опрошенных девочек и 78,4% мальчиков), тогда как неуточненную БА — реже (соответственно 16,5 и 19,4%).
Рис. 1. Возрастной состав детей с бронхиальной астмой (%).
БА с аллергическим компонентом является самым распознаваемым фенотипом, и в детском возрасте ее диагностируют наиболее часто. Как правило, такая форма БА протекает на фоне других аллергических заболеваний — аллергического ринита и риноконъюнктивита, дерматита и прочее, и лучше, чем другие формы, поддается лечению. Неаллергическая БА у детей встречается реже, триггерами ее развития являются возбудители респираторных инфекций, интенсивная физическая нагрузка и стресс, различные заболевания эндокринной и нервной системы, диагностика и лечение часто связаны с определенными трудностями.
У большинства (39,1%) детей отмечено не более 1—2 обострений БА в год, а у каждого четвертого (25,0%) обострений не было; 23,4% опрашиваемых детей указывали на 3—5, а 12,5% — на 6 и более эпизодов обострения заболевания за год. У девочек более частое отсутствие обострений было статистически значимым (42,9 и 16,3%, p<0,05), а в целом частота обострений была значительно ниже данных показателей у мальчиков, что может указывать на более высокое качество контроля клинических симптомов и большую приверженность девочек к лечебно-профилактическим мероприятиям (рис. 2).
Рис. 2. Частота обострений бронхиальной астмы за год у детей в зависимости от пола (%).
Результаты анкетирования показали, что полностью контролируемая БА выявлена у 50,0% опрошенных детей, из них у 43,5% отмечена легкая интермиттирующая БА. У этой группы больных БА базисную терапию не проводили или проводили краткими курсами, преимущественно сезонно, что соответствует 1-й ступени GINA. У 30,4% детей отмечена легкая персистирующая БА. Эта группа пациентов получала терапию ингаляционными глюкокортикостероидами (ИГКС) в малых дозах непрерывно, что соответствует 2-й ступени GINA. У 23,2% детей выявлена среднетяжелая БА, они получали терапию комбинированными ингаляционными препаратами (низкие дозы ингаляционных ИГКС и длительно действующие β2-агонисты (ДДБА) или средние и высокие дозы ИГКС), что соответствует 3-й ступени GINA. У 2,9% пациентов имелась тяжелая БА, при которой потребовалось назначение высоких доз ИГКС+ДДБА, а также генно-инженерных биологических препаратов (соответствует 4-й и 5-й ступени по GINA). Частично контролируемая БА зарегистрирована у 29,71% пациентов, из них у 73,2% — среднетяжелая БА (3-я ступень GINA), у 26,8% — тяжелая БА (4-я и 5-я ступени GINA). У 20,3% детей отмечена неконтролируемая БА, у 64,3% —среднетяжелая БА (3-я ступень GINA) и у 35,7% — тяжелая БА (4-я и 5-я ступени GINA).
Согласно данным исследований, проведенных как в когорте взрослых пациентов, так и у детей, имеется тесная взаимосвязь КЖ, в частности, показателей физического и психосоциального статуса, с качеством контроля основных клинических проявлений БА. Так, по данным многоцентрового популяционного исследования ИКАР (Исследование качества жизни в России), доказана зависимость большинства параметров КЖ детей с БА от демографических показателей — пола, возраста ребенка, семейного статуса родителей и прочее, от частоты и тяжести симптомов астмы, а также от степени контроля над ней [5]. Согласно другим данным, наибольшее влияние на основные параметры КЖ (объем повседневной активности, психоэмоциональное состояние) оказывают уровень контроля БА и ее персистирующее течение. По мере снижения качества контроля над БА ухудшается КЖ, что непосредственно связано с нарушением адаптивного резерва мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Дети с неконтролируемой БА имеют наиболее низкий уровень КЖ [6].
Установлено, что у всех детей с легкой БА отмечен полный контроль заболевания, со среднетяжелой БА — преимущественно частичный контроль (46,8%), реже — отсутствие контроля БА (28,1%), и только у каждого четвертого (25,1%) — полный контроль. Дети с тяжелой БА лишь в 8,7% случаев отмечали полный контроль заболевания, чаще всего оно было частично контролируемое (47,8%) или неконтролируемое (43,5%). У девочек полный контроль астмы регистрировали в 1,5 раза чаще, чем у мальчиков (65,2 и 43,5% соответственно), тогда как отсутствие контроля и частичный контроль — реже (13,0 и 23,9% в первом случае и 21,8 и 32,6% во втором случае), что подтверждает более высокие показатели качества контроля клинических проявлений заболевания и приверженность к терапии лиц женского пола.
По данным анкетирования, дети с полным контролем БА наиболее часто (43,8%) указывали на отсутствие обострений в течение года, у 37,5% детей регистрировалось не более 1—2 обострений, а у 18,7% — 3—5 обострений в течение года. Дети с неполным контролем БА наиболее часто отмечали 1—2 обострения БА (47,4%), реже — 3—5 приступов (26,3%) и более (15,8%), у 10,5% детей не было обострений в течение года. Для детей с неконтролируемой астмой характерно преобладание жалоб на частые (6 и более) приступы астмы в течение года (38,4%), остальные дети одинаково часто указывали на 1—2 и 3—5 обострений в год (по 30,8%). Выявлена статистически значимая связь показателей качества контроля БА с количеством обострений (p<0,05) у детей старшего возраста (12—17 лет) и с возрастом (p<0,05).
Заключение
На 2020 г. в Московской области зарегистрировано 17 757 детей с бронхиальной астмой, что составило 1,2% от всего детского населения, проживающего в регионе. Большинство из них — лица мужского пола (67%) и подростки 10—14 лет (40%). В структуре заболевания преобладала атопическая астма (J45.0) — 80%. Частичный контроль и его отсутствие отмечены только у детей со среднетяжелым (47 и 28% соответственно) и тяжелым (48 и 43% соответственно) течением бронхиальной астмы. Дети с полным контролем бронхиальной астмы чаще указывали на отсутствие обострений (44%) или не более 1—2 (38%), при неполном контроле — не более 1—2 (47%) или 3—5 обострений в течение года (26%), у детей с неконтролируемой астмой преобладали частые (6 и более) приступы астмы (38%). Полный контроль бронхиальной астмы отмечен у 50% опрошенных детей, в основном у пациентов с легкими формами заболевания (74%), что может свидетельствовать как о хорошей приверженности к лечебно-профилактическим мероприятиям, так и о более высоком качестве жизни этих пациентов. Частичный контроль и его отсутствие отмечены только у детей со среднетяжелым (47 и 28% соответственно) и тяжелым (48 и 43% соответственно) течением бронхиальной астмы, что указывает на необходимость оценки качества проводимых лечебно-профилактических мероприятий, степени приверженности к терапии данной категории больных. Дети с полным контролем бронхиальной астмычаще отмечали отсутствие (44%) или не более 1—2 обострения заболевания в году (38%), тогда как при неполном контроле — не более 1—2 (47%) или 3—5 обострений в течение года (26%). У детей с неконтролируемой астмой преобладали частые (6 и более) приступы астмы в год (38%). Установлена статистически значимая связь качества контроля бронхиальной астмы с количеством обострений, а у детей старшего школьного возраста (12—17 лет) — и с возрастом. Полученные данные подтверждают, что по мере снижения степени контроля частота обострений заболевания увеличивается, при этом качество жизни детей снижается. У девочек отсутствие обострений и полный контроль астмы регистрировались статистически значимо чаще, чем у мальчиков, что может быть связано с большей приверженностью к терапии и свидетельствует о лучшем качестве жизни.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Т.А. Бокова; сбор и обработка материала — Т.А. Бокова, Д.А. Карташова, Е.В. Троицкая; статистический анализ данных — Т.А. Бокова, Р.М. Будзинский; написание текста — Т.А. Бокова, Е.В. Троицкая, Р.М. Будзинский; редактирование — Т.А. Бокова.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.