Введение
Курение является причиной каждой шестой смерти от неинфекционных заболеваний (НИЗ) в мире [1]. В мире насчитывается около 1 млрд курильщиков, 8 млн человек ежегодно умирает от употребления табака [2, 3]. Результаты программ по борьбе с табакокурением свидетельствуют, что только около 3% курильщиков могут бросить курить самостоятельно, в то время как лекарственная, психологическая и поведенческая помощь является ключевой для достижения отказа от курения и профилактики рецидивов [4]. Преимущества отказа от курения не вызывают сомнений, поскольку прекращение курения к 40 годам и 60 годам снижает риск преждевременной смерти на 90 и 40% соответственно [5]. Необходим поиск подходов к персонализированному поведенческому вмешательству наряду с медикаментозным лечением табачной зависимости, что в комбинации дает большой эффект при воздержании от курения более 6 мес. Одним из средств, способствующих отказу от курения, как определено в инициативе ВОЗ «Без табака», считается использование для этих целей мобильных приложений, которые могут быть эффективными и в то же время экономически целесообразными [6].
В настоящее время существует немало мобильных приложений для отказа от курения, но многие из них, как показывают различные оценки, низкого качества и нередко не содержат информацию, основанную на фактических данных [7—9]. Авторами специального обзора обнаружено, что только 6 из 112 приложений, предназначенных для отказа от курения, получили высокую оценку по техническим параметрам [9]. Неудовлетворительное качество мобильных приложений вызывает беспокойство специалистов, поскольку негативный опыт работы с такого рода инструментами может не только снизить их эффективность и поставить под угрозу отношение к ним пользователей, но и привести к отказу от использования новых приложений [10].
Как отмечают специалисты компании Nielsen, четверть наиболее часто загружаемых пользователями мобильных приложений никогда в последующем не используются, а 38% купленных приложений сразу же удаляются после их первого применения [11]. Качество пользовательского интерфейса приложения также, как и содержание, может повлиять на его эффективность. Отмечается, что «приверженность методам лечения является основным фактором, определяющим успех лечения» [12], и приложения, направленные на поддержание здоровья, вряд ли могут быть исключением. Поэтому важно определить и оценить основные факторы, лежащие в основе качества пользовательского опыта, определенные как «взаимодействие пользователя с технологией» [13]. На сегодняшний день установлен ряд факторов, влияющих на качество пользовательского опыта, предложен инструмент для их экспертной оценки [14]. В частности, шкала оценки мобильных приложений (MARS) предлагает следующие четыре измерения качества: вовлеченность, функциональность, эстетичность и информационность [14]. Эта шкала широко использовалась для оценки качества разнообразных мобильных приложений [15—18], в том числе и в России [19, 20]. Но на сегодняшний день в нашей стране нет опыта оценки русскоязычных приложений для отказа от курения.
Цель исследования — дать оценку русскоязычным мобильным приложениям, предназначенным для поддержки отказа от курения, с применением шкалы MARS.
Материал и методы
Проведено экспертное исследование по оценке с помощью шкалы MARS (Mobile Apps Rating Scale) русскоязычных мобильных приложений, используемых для отказа от курения [14]. Метод исследования подробно описан в нашей статье, посвященной оценке мобильных приложений по снижению избыточной массы тела [19].
Поиск мобильных приложений для отказа от курения, доступных в Российской Федерации, выполнен тремя исследователями в феврале 2022 г. в магазинах приложений App Store и Google Play. Поиск проведен с использованием следующих ключевых слов: «курение», «бросить курить», «отказ от курения», «не курю», «трекер сигарет», «контроль курения», «калькулятор сигарет», которые вводили в поисковую строку магазинов приложений. В исходные базы данных включены все обнаруженные мобильные приложения.
Затем базы приложений, полученные каждым экспертом, объединены в одну и из них удалены дубликаты. Оставшиеся приложения проанализированы на соответствие критериям включения:
— отсутствие развлекательного контента (игры, заставки для экрана мобильного телефона и т.д.);
— направленность на отказ от курения;
— наличие русскоязычной версии;
— наличие бесплатной версии.
Приложения, не соответствующие критериям включения, удалены из базы данных, остальные установлены на мобильные устройства экспертов: планшеты iPad Air 6, Lenovo Tab 4 Plus, смартфон Honor 10 Lite.
После установки мобильных приложений на устройства из исследования исключен ряд мобильных приложений, имевших технические проблемы, функционал которых доступен только по подписке, содержащих рекламу препаратов, рекомендации о замене сигарет электронными, с некачественным переводом на русский язык. Кроме того, из базы данных удалены мультиплатформенные приложения, разработанные для двух операционных систем Android и iOS.
Исходная база данных включала следующие поля: иконка приложения; его название; платформа; количество оценок; рейтинг; разработчик; количество установок; текущая версия; дата последнего обновления; стоимость полной и базовой версии; возрастная категория; язык интерфейса; краткое описание и ссылка на магазин.
Для получения информации об использовании изучаемых приложений в рандомизированных клинических исследованиях экспертами проведен дополнительный поиск информации в электронных библиотеках eLibrary, PubMed, Google Scholar и Cyberleninka.
Согласованность экспертных мнений по каждому приложению оценивали с помощью коэффициента согласия (Percent Agreement for Multiple Raters) [21]. Если коэффициент согласия был менее 50%, результаты оценки выносили на обсуждение для достижения консенсуса. Если коэффициент согласия между экспертами превышал 50%, то мобильное приложение включалось в статистический анализ с оценками, полученными каждым экспертом.
Статистический анализ проведен в SPSS 23.0. Рассчитывали среднее значение M и стандартное отклонение SD для каждой из групп и всех приложений в целом. Корреляционную связь между рейтингом приложений, оцененным с помощью шкалы MARS, и рейтингом, полученным в магазине приложений, оценивали с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (r). Значимость различий между типами приложений оценивали с помощью теста Краскела—Уоллиса.
Результаты и обсуждение
В результате проведенного поиска найдено 740 приложений, большая часть (68,8%) из которых представлена в магазине приложений Google Play (см. рисунок). После удаления дубликатов приложений проведена их оценка на критерии включения и исключения, объединены приложения, представленные в обоих магазинах. Для оценки с использованием шкалы MARS отобрано 50 приложений (табл. 1).
Результат поиска и отбора мобильных приложений, предназначенных для поддержки отказа от курения, в App Store и Google Play.
Таблица 1. Характеристика приложений, предназначенных для поддержки отказа от курения, по шкале MARS
Название | Вовлеченность | Функциональность | Эстетичность | Информативность | Сводная оценка по шкале MARS | Рейтинг магазинов приложений |
Курению Стоп: Бросаем Навсегда | 3,9 | 4,3 | 3,7 | 2,8 | 3,6 | 4,8 |
Не курю! | 4,5 | 4,3 | 3,7 | 3,1 | 3,9 | 4,8 |
Kwit: Бросить курить сейчас! | 3,5 | 4,3 | 4,1 | 2,8 | 3,7 | 4,2 |
Flamy — брось курить | 3,6 | 4,5 | 3,9 | 2,9 | 3,7 | 4,6 |
Smoke Free — бросьте курить раз и навсегда | 3,9 | 4,8 | 4,6 | 3,2 | 4,1 | 4,6 |
Бросаем курить | 3,0 | 4,6 | 3,0 | 2,0 | 3,2 | 4,7 |
SWay:Бросить/меньше курить Таймер Трекер привычки | 3,2 | 4,3 | 3,4 | 2,3 | 3,3 | 4,7 |
QuitNow: бросайте курить | 4,75 | 3,89 | 2,81 | 3,80 | 4,4 | |
Бросить курить сигареты со Smokler | 3,7 | 4,8 | 3,9 | 2,8 | 3,8 | 4,4 |
Бросьте Курить — EasyQuit | 2,7 | 4,7 | 3,7 | 2,0 | 3,3 | 4,8 |
Бросить курить | 4,2 | 4,7 | 3,9 | 2,8 | 3,9 | 4,4 |
Курил — бросил | 3,5 | 4,7 | 3,9 | 2,9 | 3,7 | 4,8 |
Время бросить курить | 3,6 | 4,5 | 3,2 | 2,7 | 3,5 | 4,7 |
DWS: Бездымный счетчик — Брось курить сейчас | 3,3 | 4,5 | 3,2 | 2,0 | 3,3 | 4,8 |
No Smoking | 2,8 | 4,3 | 3,0 | 1,6 | 2,9 | 4,6 |
Бросить курить/счетчик сигарет | 3,1 | 4,2 | 3,2 | 2,3 | 3,2 | NA |
Бросить курить: Quit Buddy! | 2,9 | 4,2 | 3,0 | 2,1 | 3,0 | 4,2 |
Qwit (Quit Smoking) | 3,3 | 4,5 | 3,3 | 2,1 | 3,3 | 4,2 |
Как бросить курить. Способы | 3,6 | 4,3 | 3,7 | 2,9 | 3,6 | NA |
Счетчик Сигарет | 2,1 | 4,3 | 2,9 | 1,8 | 2,7 | 4,2 |
Tobacco — брось курить шаг за шагом | 3,3 | 4,2 | 3,3 | 1,8 | 3,1 | 2,4 |
Легкий способ бросить курить | 3,4 | 4,4 | 3,9 | 1,9 | 3,4 | 2,6 |
Кеони — Бросить курить | 2,3 | 4,0 | 3,1 | 1,7 | 2,8 | 4,5 |
Как бросить курить | 3,1 | 4,3 | 4,0 | 2,1 | 3,4 | NA |
Бросить Курить | 2,1 | 4,6 | 2,3 | 1,6 | 2,7 | NA |
Smoke Finance — Счетчик сигарет | 2,1 | 3,9 | 3,1 | 1,1 | 2,6 | 3,4 |
Бросай курить | 2,9 | 4,4 | 3,2 | 1,4 | 3,0 | NA |
Стойка сигарет: Quit smoking | 3,1 | 4,2 | 3,3 | 2,1 | 3,2 | NA |
Я не курю | 2,2 | 4,3 | 2,0 | 1,4 | 2,5 | 3,6 |
Я бросил! | 3,5 | 4,3 | 3,7 | 3,1 | 3,6 | NA |
Счетчик Сигарет | 2,8 | 3,9 | 2,7 | 1,9 | 2,8 | 4,7 |
Бросай курить | 2,7 | 3,5 | 2,2 | 1,4 | 2,4 | NA |
Контроль сигарет | 2,3 | 4,1 | 2,0 | 1,4 | 2,5 | 3,9 |
Бросить курить сигареты | 2,6 | 3,6 | 3,2 | 1,0 | 2,6 | 4,8 |
Не курю — бросить курить легко | 2,7 | 4,2 | 3,2 | 2,3 | 3,1 | 4,8 |
Бросить курить сигареты! | 3,1 | 4,4 | 3,8 | 2,2 | 3,4 | 4,8 |
Stopping Smoking. Quit that! (Я не курю! Бросаем курение) | 3,2 | 4,2 | 3,8 | 2,5 | 3,4 | 4,4 |
Nonsmoking counter (Счетчик некурения) | 2,5 | 4,3 | 3,0 | 1,0 | 2,7 | 3,3 |
Quit Smoking Together | 1,8 | 4,5 | 2,1 | 1,3 | 2,4 | 1,0 |
iSmoked | 2,5 | 4,1 | 3,2 | 2,2 | 3,0 | NA |
Гипноз Бросить курить | 2,1 | 4,0 | 3,4 | 1,5 | 2,8 | 3,7 |
100 Способов бросить курить | 2,7 | 4,3 | 3,3 | 1,3 | 2,9 | 5,0 |
Психология курильщика — Бросить курить за 10 дней | 2,6 | 4,7 | 3,2 | 1,8 | 3,1 | NA |
Я чистый: Бросить курить | 2,4 | 4,6 | 3,4 | 1,9 | 3,1 | NA |
Брось курить навсегда | 2,5 | 3,8 | 2,8 | 2,0 | 2,8 | NA |
Не курим! Будильник курящих. | 1,6 | 4,5 | 2,7 | 0,9 | 2,4 | NA |
ДРУЖОК | 2,3 | 3,2 | 2,1 | 1,1 | 2,2 | NA |
Count My Cigarettes | 2,2 | 4,3 | 2,3 | 1,3 | 2,5 | NA |
Мой последний таймер сигареты | 2,5 | 4,2 | 2,3 | 1,6 | 2,7 | 1,0 |
Курение записи | 3,3 | 4,3 | 3,4 | 2,1 | 3,3 | 4,0 |
M (среднее значение) | 2,9 | 4,3 | 3,2 | 2,0 | 3,1 | 4,0 |
SD (стандартное отклонение) | 0,6 | 0,3 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 1,1 |
В процессе экспертной оценки приложения разделены на 4 типа:
— информационный (И) — информационные приложения, содержащие текстовые советы, рекомендации, руководства, книги об отказе от курения;
— статистический (С) — приложения для учета статистики, связанной с курением. В эту группу вошли мобильные приложения, которые позволяют рассчитать потраченные/сэкономленные время и деньги, количество выкуренных/невыкуренных сигарет, количество полученных/неполученных никотина и смол, показывают, как восстанавливается здоровье человека в зависимости от времени, прошедшего после отказа от курения;
— комбинированный (К) — включал комбинированные приложения, которые содержали как статистические функции, так и информационные материалы об отказе от курения, например, мотивирующие цитаты, советы или статьи;
— многофункциональный (М) — представлен многофункциональными приложениями. Они позволяли устанавливать цели, вести дневники потребления табака, рассчитывать статистику, связанную с отказом от курения, содержали информационные и поддерживающие мотивацию материалы (награды, ежедневные мотивирующие задания, достижения), чаты для общения, помощь при рецидиве, отвлекающие игры и упражнения, шкалы с отслеживанием прогресса восстановления здоровья и увеличения продолжительности жизни, истории успеха, ссылки для обращения за профессиональной помощью.
Сводный средний рейтинг приложений по шкале MARS равнялся 3,1 (0,5), с максимальной оценкой 4,1 балла для приложения «Smoke Free—бросьте курить раз и навсегда» и минимальной оценкой 2,2 балла для приложения ДРУЖОК (см. табл. 1). Параметрами, главным образом определяющими величину сводного рейтинга, были «функциональность» приложения со средней оценкой 4,3 (0,3) и «эстетичность» — 3,2 (0,6).
Наивысшую оценку по сводной шкале MARS получили приложения типа «многофункциональные» 3,5 (0,4) и «комбинированные» 3,2 (0,3). Во всех группах «функциональность» была наиболее высоко оцениваемым параметром. Статистические различия между типами приложений по этому параметру не выявлены (p=0,207). В наших ранних исследованиях [19, 20] данный параметр также получил наиболее высокие оценки, как и в работе L.A. Bustamante и соавт. [22]. В исследовании S. Seo и соавт., в котором также оценивали приложения для отказа от курения, «функциональность» получила самые высокие оценки для всех типов приложений: для комбинированных — 4,0, многофункциональных — 3,8, информационных — 3,9 [23].
При сравнительном анализе обнаружены существенные различия между экспертной оценкой качества, полученной с помощью шкалы MARS, и оценкой, которую давали пользователи с помощью «звезд» (пользовательский рейтинг приложения в магазине). Средняя оценка пользовательского рейтинга 4,0 (1,1) существенно превышала оценку, полученную экспертным путем с использованием MARS (табл. 2). Как видно из данных, представленных в табл. 3, между рейтингом по шкале MARS и пользовательским рейтингом отмечена слабая корреляционная связь, коэффициент корреляции равен 0,394, это означает, что пользователи в своих оценках не учитывают важные характеристики приложения, необходимые им для достижения цели, например, «информативность» и «вовлеченность».
Таблица 2. Качество русскоязычных мобильных приложений, предназначенных для поддержки отказа от курения, в соответствии со шкалой MARS
Тип приложения | Показатель | Вовлеченность | Функциональность | Эстетичность | Информативность | Сводная оценка | Пользовательский рейтинг |
М (n=17) | М | 3,5 | 4,4 | 3,6 | 2,5 | 3,5 | 4,4 |
SD | 0,5 | 0,2 | 0,5 | 0,4 | 0,4 | 0,6 | |
К (n=14) | М | 3,0 | 4,3 | 3,3 | 2,1 | 3,2 | 4,2 |
SD | 0,4 | 0,2 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,9 | |
С (n=12) | М | 2,4 | 4,1 | 2,8 | 1,4 | 2,7 | 3,1 |
SD | 0,3 | 0,5 | 0,7 | 0,3 | 0,3 | 1,5 | |
И (n=7) | М | 2,3 | 4,4 | 3,0 | 1,6 | 2,8 | 4,6 |
SD | 0,4 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | 0,2 | 0,4 | |
Все приложения (n=50) | М | 2,9 | 4,3 | 3,2 | 2,0 | 3,1 | 4,0 |
SD | 0,6 | 0,3 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 1,1 | |
Тест Крускала—Уоллиса | p | 0,001 | 0,207 | 0,004 | 0,001 | 0,001 | 0,061 |
Таблица 3. Результаты корреляционного анализа основных параметров шкалы MARS и пользовательского рейтинга приложений
Параметр | Вовлеченность | Функциональность | Эстетичность | Информативность | Рейтинг по шкале MARS | Пользовательский рейтинг |
Пользовательский рейтинг | ||||||
r | 0,391 | 0,145 | 0,248 | 0,401 | 0,394 | 1,000 |
p | 0,020 | 0,406 | 0,152 | 0,017 | 0,019 | — |
Полученные результаты также согласуются с проведенной нами ранее экспертной оценкой [19].
Ограничения
В задачи исследования не входил содержательный анализ информации, представленной в приложениях, и не рассмотрено ее соответствие международным и отечественным рекомендациям по отказу от курения.
Выводы
1. Впервые в России проведена экспертная оценка мобильных приложений для отказа от курения с использованием признанной в международном масштабе шкалы MARS. Большинство приложений характеризовались высокой функциональностью, которая умеренно коррелировала с субъективной оценкой пользователей. Эстетичность, которая также является в большей степени техническим аспектом разработки приложений, также получила довольно высокую оценку. В то же время такие важные параметры, как вовлеченность и информативность, получили невысокие оценки, то есть оказались самой слабой характеристикой оцениваемых мобильных приложений. К сожалению, эффективность ни одного из рассматриваемых приложений на практике не изучена в рандомизированных исследованиях.
2. Показано, что при оценке мобильных приложений, направленных на поддержание здоровья, отказ от нездоровых поведенческих привычек необходимо ориентироваться не на пользовательские оценки, а на унифицированные экспертные методы оценки, чтобы не подрывать доверие пользователей к мобильному здравоохранению в целом.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Б.Э. Горный, А.М. Калинина, А.С. Бунова, О.М. Драпкина; сбор и обработка материала — А.С. Бунова, Д.В. Кушунина, М.С. Куликова, Б.Э. Горный; написание текста — Б.Э. Горный, А.С. Бунова, Д.В. Кушунина, М.С. Куликова; редактирование — А.М. Калинина, О.М. Драпкина.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.