Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Васильева Т.Н.

ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора

Федотова И.В.

ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора

Некрасова М.М.

ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора

Черникова Е.Ф.

ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора

Изменения в государственной политике по пропаганде здорового образа жизни. (Исторический аспект)

Авторы:

Васильева Т.Н., Федотова И.В., Некрасова М.М., Черникова Е.Ф.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2023;26(5): 110‑115

Просмотров: 572

Загрузок: 5


Как цитировать:

Васильева Т.Н., Федотова И.В., Некрасова М.М., Черникова Е.Ф. Изменения в государственной политике по пропаганде здорового образа жизни. (Исторический аспект). Профилактическая медицина. 2023;26(5):110‑115.
Vasilyeva TN, Fedotova IV, Nekrasova MM, Chernikova EF. Changes in state policy for promoting a healthy lifestyle. (A historical aspect). Russian Journal of Preventive Medicine. 2023;26(5):110‑115. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed202326051110

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ди­на­ми­ка за­бо­ле­ва­емос­ти и смер­тнос­ти от хро­ни­чес­ких не­ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ний во Вла­ди­мир­ской об­лас­ти. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):49-52
Ген­дер­ные осо­бен­нос­ти тре­вож­ных расстройств. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(10):48-53
Осо­бен­нос­ти бо­ле­во­го син­дро­ма при вер­теб­ро­ген­ной па­то­ло­гии у жен­щин. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2024;(5):14-21

Введение

Одним из актуальных вопросов современности для каждого человека трудоспособного возраста является сохранение и укрепление собственного здоровья, особенно с учетом таких «вызовов», как высокий темп социальных перемен, стремительная цифровизация экономики, растущая финансовая нестабильность, страх потери работы, вредные условия труда, профессиональные стрессы, неопределенность границы между работой и личной жизнью, эпидемическая ситуация, дезинформация. Неполный перечень угроз современности с учетом дефицита времени работника не позволяет ему должным образом заботиться о собственном здоровье [1, 2].

Исследования показали, что под влиянием устойчивых социальных стереотипов работники выбирают вредные привычки (злоупотребление табаком и алкоголем, нездоровый рацион питания, недостаточную физическую активность и т.п.) или поведенческие факторы риска (ПФР) в качестве способов преодоления негативных последствий профессиональных стрессов [3, 4]. Такое поведение может стать причиной развития хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ), которые без надлежащего лечения приводят к инвалидности и преждевременной смерти. По официальным данным, смертность в Российской Федерации от основных ХНИЗ (сердечно-сосудистых заболеваний, рака, хронических респираторных заболеваний и диабета) за 2016 г. составила 68,5% от общей смертности населения, что представляет угрозу экономической безопасности нашей страны [3—6]. Внимание к проблеме здорового образа жизни (ЗОЖ) обусловлено представлением о возможности с помощью следования его принципам предупредить развитие ХНИЗ [5].

Согласно данным официальной статистики, количество (доля) российских граждан, ведущих ЗОЖ, представлена за последние годы следующим образом: 2019 г. — 12%; 2020 г. — 9,1%; 2021 г. — 7,3%; 2022 г. — 7,2% [7].

Проведенные нами исследования ценностного отношения к здоровью и ведению ЗОЖ среди работников ряда профессиональных групп показали, что большинство респондентов, имея четкое представление о принципах ЗОЖ, реально их не придерживается. Главными преградами на пути ведения ЗОЖ, по мнению респондентов разного пола, являются недостаток времени, отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости и материальные трудности [8]. Полученные нами данные соответствуют результатам исследований, проведенных ранее [9]. Эти результаты могут объясняться не только несерьезным отношением населения к собственному здоровью, но и недостаточной информированностью трудоспособного населения о возможностях и достоинствах ЗОЖ.

Цель работы — анализ изменений финансовой и агитационной политики государства, направленной на повышение мотивационной активности граждан к ведению ЗОЖ, в советское время и на постсоветском этапе, и оценка эффективности этих мероприятий.

Агитационная стратегия здорового образа жизни в СССР

В СССР охрана здоровья граждан всегда была важной линией политики, что подтверждалось принятой законодательной базой, начиная с Конституции СССР, Трудового кодекса и различных подзаконных актов. Вопросам здравоохранения уделялось большое внимание, что на практике реализовалось путем строительства различных лечебных и профилактических учреждений — поликлиник, больниц, здравниц, профилакториев, санаториев и т.п., а также финансированием различных физкультурных и спортивных организаций и кружков, функционирующих как в специально предназначенных для этого зданиях, так и на базе школ, клубов, вузов.

Государственный аппарат СССР для пропаганды ЗОЖ применял самые разные способы и методы. Плакаты, агитирующие заниматься физической культурой и спортом («Если хочешь быть здоров — закаляйся!», «Толстеть — значит стареть!» и т.п.), радио- и телепрограммы, художественные фильмы, массово издаваемая литература, публикации в многотиражной периодической печати были направлены на внедрение в сознание населения мнения, что без спорта и физической культуры жизнь советского гражданина является неполноценной. В целях пропаганды физической культуры и спорта в СССР ежегодно с 1931 г. проводились физкультурные парады, постановкой которых занимались знаменитые режиссеры и балетмейстеры [10, 11].

Здоровьесберегающий дух присутствовал практически во всех областях советского искусства: художественной литературе, грандиозных театральных мистериях (И. Моисеев), полотнах художников («Футбол», «Теннис», «Лыжники» А.А. Дейнеки; «Бегущая по волнам» В. Кутилина; «Гимнасты СССР» Д.Д. Жилинского и многих других), архитектурных работах Б. Иофана при оформлении филигранного павильона СССР во Франции, скульптурах, балете Д. Шостаковича «Золотой век» [11].

Важную роль в спортивной жизни СССР играли добровольные спортивные общества и любительские спортивные клубы, объединявшие спортсменов и любителей спорта, трудящихся и учащуюся молодежь, занимавшихся физкультурой, спортом и туризмом. В стране сложилась стройная система спортивных соревнований, действовала программа физкультурной подготовки «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО) (1931—1991 гг.), охватывающая население в возрасте от 10 до 60 лет [10]. Массовый характер в СССР приобрели организованные занятия физкультурой и спортом, которые проводились в двух основных направлениях — обязательном и добровольном.

Особая роль в спортивной пропаганде принадлежала хоккею с шайбой. Хоккейные трансляции превратились для советского зрителя в своеобразное домашнее «окно в Европу», причем в это «окно» он мог смотреть без всяких оговорок «с чувством заслуженной гордости». Со временем просмотр хоккея как будто стал самоценным актом демонстрации сопричастности общественной жизни и государственной политики [12].

Уникальной формой организованных занятий физкультурой и спортом в СССР являлась «утренняя и производственная гимнастика», целью которой было повышение работоспособности, укрепление здоровья и предупреждение утомления сотрудников [11, 13].

Согласно опубликованным данным, в 80-х гг. XX века в нашей стране насчитывалось порядка 84 млн человек, которые официально и систематически занимались физической культурой и различными видами спорта. Здоровье в качестве категории символического и прикладного смысла оценивалось как неотъемлемая составляющая личного престижа, знак достоинства и доблести гражданина (причем независимо от его пола, возраста и статуса) [11]. Однако, несмотря на обилие антиалкогольных плакатов и постоянную борьбу за «культуру пития», советская пропаганда ЗОЖ не смогла справиться с высоким уровнем пьянства граждан. Табакокурение не только в должной мере не осуждалось, а нередко и пропагандировалось в образах курящих главных героев художественных фильмов и литературных произведений.

Пропаганда ценности здоровья и ведения здорового образа жизни в России

В 90-е годы XX века вместе с распадом СССР и переходом к рыночной экономике государственный уровень массового оздоровления населения и заботы о здоровье населения был разрушен. Резкое обнищание населения в сочетании с высоким уровнем перестроечного стресса, снижение цены на низкосортный алкоголь и табак, отсутствие условий для повышения двигательной активности и здорового питания, навязчивый маркетинг модных биологически активных добавок к пище и псевдодиет в итоге привели к резкому росту ХНИЗ [6, 14, 15].

Пропаганда в новой России бега, ежедневной ходьбы, моды на ЗОЖ столкнулась с такими препятствиями, как недостаточное информационное обоснование их полезности и необходимости, бесконтрольно возрастающая в перестроечные годы плотность городской застройки и доступность индивидуального транспорта [16]. В массовом сознании россиян активизировались деструктивные стереотипы по отношению к здоровью, заложенные советской идеологией. К здоровьеразрушающим стереотипам относятся: отношение к здоровью не как к ценности, а как к функциональной характеристике («возможности трудиться»); восприятие вредных привычек большинством населения как допустимых атрибутов стиля жизни. Неумение брать ответственность за собственное здоровье при его ухудшении перекладывается на государственную систему здравоохранения.

В настоящее время в Российской Федерации сформирована законодательная база, регламентирующая организацию профилактики заболеваний и пропаганду ЗОЖ населения. В декабре 2018 г. Президиум Совета при Президенте Российской Федерации утвердил «Паспорт национального проекта «Демография», в структуру которого вошли 5 федеральных проектов, 2 из них нацелены на укрепление общественного здоровья [17]. К основным нормативно-правовым актам, составляющим законодательную базу организации профилактики заболеваний и пропаганды ЗОЖ в России, в первую очередь относятся следующие: 1) Федеральный закон от 21.11.11 №323-ФЗ (ред. от 11.06.22, с изм. от 13.07.22) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Статья 30. Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни); 2) Порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях (утвержден приказом Минздрава России от 30 сентября 2015 г. №683н и приказом Минздрава России от 29.10.20 №1177н); 3) Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г. (утверждена приказом Минздрава России от 15.01.20 №8).

На сайте Минздрава России размещена библиотека корпоративных программ укрепления здоровья трудоспособного населения [18]. Некоторые крупные компании разработали и внедрили корпоративные программы укрепления здоровья на рабочем месте (УЗРМ), направленные как на улучшение условий труда работников, так и на пропаганду принципов ЗОЖ и мотивирование к их следованию [5, 19].

В настоящее время в Российской Федерации массовая пропаганда ценностного отношения к здоровью и ведения ЗОЖ возложена, с одной стороны, на учреждения системы общественного здравоохранения (лечебные учреждения, профилактические учреждения, аптечную сеть, финансовые органы и др.), с другой — на средства СМИ [20, 21].

По мнению А.П. Цыбусова и соавт. (2018), главными инструментами для формирования эффективной мотивации населения к ведению ЗОЖ могут стать Центры здоровья или отделения (кабинеты) медицинской профилактики [20]. Проведенные исследования (анализ работы Центров здоровья, анкетирование пациентов поликлиник Москвы и других регионов) продемонстрировали как наличие сформированного представления о ЗОЖ россиян, так и низкий уровень мотивации населения к его ведению; неудовлетворенность россиян системой здравоохранения; отсутствие партнерских отношений «врач—пациент»; недостаточные знания и умения врачей разных уровней по первичной и вторичной профилактике ХНИЗ [22].

Малоубедительность медиапрезентации ценности здорового образа жизни

Журналисты отмечают, что проблематика здоровья востребована аудиторией и является одним из самых популярных тематических направлений СМИ [23]. В то же время многие россияне, сознавая необходимость применения различных методов двигательной активности как фактора продления собственной жизни, пытаются заниматься в различных школах здоровья (выездных, йоги) или осваивать скандинавскую ходьбу [13].

Анализ специфики продвижения ценностей ЗОЖ средствами массовой прессы за период исследования (01.05.18—30.04.19) в газетах «Московский комсомолец» и «Аргументы и факты» выявил, что газетные статьи описывают постановочные, плакатные события, акции, игнорируя повседневную работу по продвижению ценностей ЗОЖ; читателям редко сообщается о ведении ЗОЖ известными людьми. Результаты анкетирования 140 журналистов СМИ, работающих в печатных изданиях, в агентствах новостей, на ТВ, радио и в интернет-СМИ в июле—августе 2019 г., показали, что журналисты крайне редко используют документальные источники, интернет-среду, опыт некоммерческих организаций. Журналисты, принявшие участие в опросе, предлагали организовать: 1) ежедневную интересную и привлекательную страницу (программу, рубрику) о ЗОЖ по возрастным группам, которую могли бы вести профессиональные психологи и медики; 2) постоянно действующие школы ЗОЖ, конкурсы, викторины для всех возрастов своей аудитории; 3) инициировать региональные национальные проекты ЗОЖ для всех групп населения и всех возрастов [23—25].

Пандемия COVID-19 и изменение отношения россиян к здоровому образу жизни

Удар по ведению ЗОЖ населением и его доверию к системе здравоохранения нанесла пандемия COVID-19. Вынужденная изоляция, переход в онлайн-режим обеспечили свободный доступ как к информации, помогающей в борьбе с пандемией, так и к дезинформации. Исследователи подчеркивают, что дезинформация усиливает напряженность и конфронтацию в обществе, оказывает негативное воздействие на эмоциональное состояние человека, вплоть до возникновения психических расстройств [26—28]. К людям с «высокой приверженностью ЗОЖ» относятся россияне, следующие одновременно пяти принципам: 1) не курить; 2) употреблять не менее 400 г овощей и фруктов в день; 3) иметь не менее 150 минут умеренной или 75 минут интенсивной физической нагрузки в неделю; 4) употреблять не более 5 г соли в сутки; 5) употреблять не более 168 г чистого спирта в неделю для мужчин (около 0,4 л 40-градусного алкоголя, или 2 бутылки вина крепостью 12 градусов, или 3 л пива крепостью 4 градуса) и не более 84 г для женщин (0,2 л крепкого алкоголя, или одна бутылка вина, или 1,5 л пива). К приверженцам «удовлетворительного ЗОЖ» отнесли тех, кто не курит и при этом не соблюдает одно из четырех оставшихся правил. Курящих и нарушающих два и более из оставшихся четырех правил россиян Росстат относит к «антиЗОЖникам» [29].

Действительно, по данным Росстата, в 2019 г. доля населения, приверженного ЗОЖ, составила 12% от общего количества населения в возрасте от 15 лет (14,5 млн человек), а в 2020 г. их число сократилось до 10,8 млн (8,9%), т.е. на 3,7 млн человек или на 3,1%. Такое сокращение вполне объяснимо жестким ограничением передвижения граждан по всей стране, запрет на работу бассейнов, физкультурных и спортивных организаций и кружков, спортивных секций и фитнес-салонов. Этот вывод подтверждает значительное (на треть) снижение числа «антиЗОЖников», то есть людей, ведущих нездоровый образ жизни, согласно критериям Росстата, с 50,1% в 2019 г. до 33,5% в 2020 г. На фоне указанных жестких антиковидных мер весьма положительным фактом надо считать переход в 2020 г. около 20 млн закоренелых противников ЗОЖ («антиЗОЖников») в зону приверженцев «удовлетворительного ЗОЖ» [29].

По данным всероссийского телефонного опроса «ВЦИОМ-Спутник» в 2022 г. активный образ жизни с высокими или умеренными физическими нагрузками вели преимущественно молодые люди 25—34 лет (55%), мужчины (48% по сравнению с 35% женщин) и жители сел (48% по сравнению с 39% москвичей и петербуржцев), а наименее распространенный мотив похода к врачу — регулярный контроль состояния здоровья (14%) [30].

Следует отметить некоторые успехи пропаганды ЗОЖ, касающиеся злоупотребления алкоголя и табакокурения, в том числе достигнутые различными запретительными мерами курения в общественных местах, открытого употребления алкоголя, ограничения мест и времени его продаж и т.д., созданием негативного общественного отношения к этим вредным привычкам [31—33].

Трудности внедрения корпоративных программ укрепления здоровья на рабочем месте

Анализ эффективности зарубежных программ УЗРМ показал, что в их содержании, адаптированном под условия конкретной организации и реализуемых на организационном уровне, сочетаются воздействие на физические и психологические составляющие здоровья, что и позволяет обеспечить высокий уровень работоспособности [34].

Анализ российского опыта внедрения программ УЗРМ указывает на то, что на сегодняшний момент работа по управлению здоровьем работников в основном ограничивается реализацией ряда мероприятий и не носит системного характера [35]. Кроме того, в небольших организациях, имеющих ограниченные бюджеты, забота о здоровье сотрудников чаще всего сводится к «созданию безопасных условий труда, а также снижению негативного влияния стресса за счет тесного и доверительного отношения сотрудников друг с другом» [35, с. 6].

Заключение

Сравнительный анализ массовой пропаганды здоровья и поддержания здорового образа жизни выявил как несомненные преимущества, так и некоторые недостатки этой работы в СССР по сравнению с Российской Федерацией. Нездоровые модели поведения россиян обусловлены рядом причин: приверженностью значительной части граждан поведенческим стереотипам, формирующим хронические неинфекционные заболевания; пандемией COVID-19 с вынужденной изоляцией и влиянием дезинформации (инфодемией); нехваткой общей концепции здоровьесберегающих медиатехнологий; отсутствием массового внедрения профилактического комплекса медико-социальных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья работников.

Анализ литературы по проблеме популяризации ценности здорового образа жизни в нашей стране позволил определить задачи при разработке здоровьесберегающих программ для трудоспособного населения: обеспечение безопасных условий труда (безопасные технологии, коллективные средства защиты, наличие средств индивидуальной защиты, организация и проведение углубленных медицинских осмотров на базе центров профессиональной патологии, заключение договоров дополнительного медицинского страхования и т.п.); разработка комплексов упражнений и внедрение производственной гимнастики; контроль здорового питания в производственных столовых (обеспеченность чистой питьевой водой, возможность выбора здоровых блюд в меню столовых, выдача витаминов, молочных продуктов и прочее); организация и проведение Дней здоровья и спортивных мероприятий с участием членов семей работников; продвижение агитации, направленной на формирование здорового образа жизни, с помощью наглядных и аудиальных средств; поощрение работников, ведущих здоровый образ жизни (выдача гаджетов, доплата за отказ от курения и отсутствие больничных в течение года, оплата абонементов в физкультурно-оздоровительные комплексы работникам и членам их семей, оплата билетов в театр, частичная оплата медикаментов и прочее); проведение экскурсий по городу/поселку, коллективных выходов в театры, кинотеатры, музеи; учет возрастных, стажевых и половых особенностей контингента работников конкретного производственного коллектива; обучение работников техникам ежедневного ведения здорового образа жизни и жизнестойкости, в том числе правильному дыханию, расслаблению, медитации, способам преодоления стресса, саногенному мышлению, гештальт-терапии.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Васильева Т.Н., Федотова И.В.; сбор и обработка материала — Васильева Т.Н., Некрасова М.М., Черникова Е.Ф.; написание текста — Васильева Т.Н., Федотова И.В.; редактирование — Федотова И.В.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.