Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Колчанова Н.Э.

УО «Гомельский государственный медицинский университет»

Шаршакова Т.М.

УО «Гомельский государственный медицинский университет»

Брага А.Ю.

УО «Гомельский государственный медицинский университет»

Чигрина В.П.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Тюфилин Д.С.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Кобякова О.С.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Стома И.О.

УО «Гомельский государственный медицинский университет»

Особенности приема антибактериальных препаратов населением в Республике Беларусь

Авторы:

Колчанова Н.Э., Шаршакова Т.М., Брага А.Ю., Чигрина В.П., Тюфилин Д.С., Кобякова О.С., Стома И.О.

Подробнее об авторах

Журнал: Профилактическая медицина. 2024;27(10): 15‑22

Просмотров: 165

Загрузок: 18


Как цитировать:

Колчанова Н.Э., Шаршакова Т.М., Брага А.Ю., Чигрина В.П., Тюфилин Д.С., Кобякова О.С., Стома И.О. Особенности приема антибактериальных препаратов населением в Республике Беларусь. Профилактическая медицина. 2024;27(10):15‑22.
Kolchanova NE, Sharshakova TM, Braga AYu, Chigrina VP, Tyufilin DS, Kobyakova OS, Stoma IO. Features of antibacterial drugs intake among the population of the Republic of Belarus. Russian Journal of Preventive Medicine. 2024;27(10):15‑22. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20242710115

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ан­ти­би­оти­ко­ре­зис­тен­тность мик­ро­би­оты вер­хних ды­ха­тель­ных пу­тей у де­тей с но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ци­ей в г. Ря­за­ни. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(3):45-51
Ра­ци­ональ­ность при­ема ан­ти­би­оти­ков на­се­ле­ни­ем Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):14-21
Фа­го­те­ра­пия в пре­одо­ле­нии ан­ти­би­оти­ко­ре­зис­тен­тнос­ти при хро­ни­чес­ком ри­но­си­ну­си­те. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(6):48-55
Диаг­нос­ти­ка сеп­ти­чес­ких ос­лож­не­ний пос­ле­ро­до­во­го эн­до­мет­ри­та и ле­че­ние ро­диль­ниц. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(1):69-75
Ан­ти­би­оти­ко­ре­зис­тен­тность об­ли­гат­но-ана­эроб­ных бак­те­рий и роль мо­ле­ку­ляр­ных ме­то­дов в их изу­че­нии. Ла­бо­ра­тор­ная служ­ба. 2024;(1):60-66

Введение

Устойчивость к антибактериальным препаратам (АБП) была и остается одной из крупнейших глобальных проблем современного общественного здравоохранения, которая затрагивает людей, животных и окружающую среду. Распространенность резистентных форм бактерий и низкая клиническая эффективность АБП обусловливают рост заболеваемости и смертности от инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, а также значительные экономические потери [1]. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно от лекарственно резистентных инфекций погибает около 700 тыс. человек, а на территории Европы — более 33 тыс. человек [2]. По прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития, отсутствие систематического международного подхода к борьбе с резистентностью к АБП приведет к тому, что ежегодные расходы медицинского сектора в Европе, Северной Америке и Австралии в ближайшие 30 лет будут неуклонно расти и могут достичь 3,5 млрд долларов США [3]. По оценкам масштабного исследования Review on Antimicrobial Resistance, будущее выглядит еще более пугающим: мировая ежегодная смертность из-за антибиотикорезистентности достигнет к 2050 г. 10 млн человек, суммарно это больше, чем летальных исходов от онкологических заболеваний и сахарного диабета [4].

В современных исследованиях отражена взаимосвязь уровня потребления, практики использования АБП и распространения микроорганизмов с приобретенной резистентностью к АБП. В связи с этим в большинстве развитых стран организована система непрерывного надзора за потреблением и практикой использования данного класса лекарственных средств [5]. Так, мониторингом потребления АБП в странах ЕС занимается Европейский центр по контролю и профилактике заболеваний (ECDC), а в странах Европы, не входящих в ЕС, и государствах постсоветского пространства сбор и анализ данных о потреблении АБП проводятся европейским региональным бюро ВОЗ [6, 7].

Рекомендации известных международных организаций включают в себя более широкое применение вакцинации с целью снижения потребности в АБП; инвестиции и эпиднадзор за инфекциями, связанными с оказанием медицинской помощи, вызванными резистентными штаммами микроорганизмов; инвестиции в научные исследования, направленные на разработку новых АБП, вакцин, средств диагностики; разработку программ государственного уровня для контроля и профилактики антибактериальной резистентности; обучение медицинских работников рациональному использованию АБП; доступность АБП только по рецепту, выданному квалифицированным медицинским работником; повышение осведомленности общества о вреде неправильного приема АБП; акцент в учебных программах на рациональное использование АБП [8—15].

Для того чтобы сформировать стратегию борьбы с антибиотикорезистентностью или адаптировать существующие мероприятия, необходимо понимание текущей ситуации потребления антибиотиков населением. В этой связи проведено наблюдательное одномоментное исследование особенностей приема АБП населением в Республике Беларусь.

Цель исследования — выявить особенности применения АБП населением в Республике Беларусь и сравнить полученные результаты с данными в Российской Федерации.

Материал и методы

Исследование проведено с применением метода анкетирования. Валидированный опросник состоял из 28 вопросов и 6 блоков: общая характеристика респондентов (10 вопросов); частота и особенности приема антибиотиков населением (9 вопросов); назначение и покупка антибактериальных препаратов (2 вопроса); корректность (рациональность) приема антибактериальных препаратов (1 вопрос); знания населения об антибактериальных препаратах и антибиотикорезистентности (3 вопроса); источники информации об антибактериальных препаратах и антибиотикорезистентности (3 вопроса). За основу взята анкета, использованная в ранее проведенном аналогичном исследовании в Российской Федерации, которая претерпела кросс-культурную адаптацию с учетом особенностей населения Республики Беларусь [16]. Валидация опросника проведена с использованием метода фокус-групп (n=10 человек).

Выборочная совокупность репрезентирует население Республики Беларусь по полу, возрасту, уровню образования, типу населенного пункта, в котором проживает респондент.

Заполнение электронного вопросника проведено во всех областях Республики Беларусь с использованием платформы Google.

Для статистической обработки результатов исследования использован пакет программ Statistica for Windows version 10.0, Stata и R-studio. Качественные данные представлены в виде абсолютных или относительных (%) частот, количественные в виде X±x, где X — среднее арифметическое, x — стандартное отклонение.

При сравнении распределений качественных признаков использован критерий согласия Пирсона. При сравнении качественных признаков проведен расчет отношения шансов. Для оценки различий в попарно несвязанных выборках при ненормальном распределении применены U-критерий Манна—Уитни и критерий Краскела—Уоллиса; при нормальном — T-критерий. Для определения значимых связей между переменными, а также направлений данных связей использован регрессионный анализ, тип которого также зависит от особенностей в распределении данных.

Этическая экспертиза. Протокол исследования одобрен этическим комитетом по экспертизе социологических исследований в сфере общественного здравоохранения при ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России (Заключение №11/2022 от 07.10.22).

Результаты

Общая характеристика участников исследования

В опросе приняли участие 1405 человек из всех областей Республики Беларусь (21,8% мужчин, n=306 и 78,2% женщин, n=1 099). Средний возраст участников составил 40,7±13,3 года. Большинство участников относились к группам 35—44 лет (26,8%, n=377) и 25—34 лет (23,6%, n=332). Старше 65 лет было 5,6% (n=78) респондентов, а 94,4% (n=1327) — моложе 65 лет (рис. 1). Большинство опрошенных (76,1%, n=1069) относились к социально-профессиональной категории работник/служащий/специалист. Среднее финансовое положение имело 43,1% (n=606) респондентов. Каждый второй участник имел высшее образование (54,9%, n=772), каждый третий — среднее специальное или техническое образование (34,7%, n=487).

Рис. 1. Возрастные группы респондентов, %.

Частота и особенности приема антибактериальных препаратов населением

В течение последних 12 мес каждый второй респондент (53,8%, n=760) принимал АБП. Не получали лечение за данный период времени 42,6% (n=649) опрошенных, что послужило поводом для их исключения из дальнейшего анализа данных (рис. 2).

Рис. 2. Распределение респондентов в зависимости от приема антибактериальных препаратов в течение последних 12 месяцев, %.

* — не участвовали в дальнейшем опросе и анализе данных; ** — p<0,05.

При анализе возрастных групп статистически значимо (p<0,001) большая доля респондентов, принимавших АБП в течение последних 12 месяцев, находилась в группе старше 65 лет и составляла 78,2% (рис. 3).

Рис. 3. Прием антибактериальных препаратов в течение последних 12 мес в зависимости от возрастных групп, %.

p<0,001 при сравнении группы 65 лет и старше с остальными возрастными группами.

Статистически значимо большая доля указанных лиц (p<0,05) также была в группах предпринимателей (76,9%) и пенсионеров (76,3%), а наименьшая — в группах руководителей (44,4%), работников/служащих/специалистов (52,4%) и студентов (44,9 %), что отражено на рис. 4.

Рис. 4. Прием антибактериальных препаратов в течение последних 12 мес в зависимости от социально-профессиональной категории, %.

p<0,05 при сравнении группы руководителей с группой предпринимателей, а также группы пенсионеров с группами работников/служащих/специалистов и студентов.

Из числа респондентов, принимавших АБП в течение последних 12 мес, 40,2% (n=306) использовали препараты, нормализующие микрофлору кишечника. В данной группе статистически значимо большую долю составляли женщины (83%, p<0,05). Кроме того, респонденты данной группы чаще принимали АБП в форме инъекций, приобретали АБП по рецепту врача, завершали полный курс антибактериальной терапии и сдавали анализы до приема АБП по сравнению с участниками, не принимавшими препараты, нормализующие микрофлору кишечника. Основными источниками назначения АБП для лиц, которые применяли пробиотики, были врач или провизор, в то время как лица, не применявшие данные препараты, чаще обращались за советом к знакомым либо начинали прием препаратов самостоятельно (рис. 5).

Рис. 5. Распределение респондентов в зависимости от приема препаратов, нормализующих микрофлору кишечника, %.

** — p<0.05

Следует отметить, что 18,7% участников принимали АБП не по назначению врача (рис. 6), из них большинство начинали прием самостоятельно (69,5%) либо по совету знакомых медицинских работников (29,1%), провизоров в аптеке (25,5%) или членов семьи (17,7%).

Рис. 6. Распределение респондентов в зависимости от источника назначения антибактериальных препаратов, %.

Среди респондентов, принимавших АБП по назначению врача, выявлено статистически значимо больше лиц, имевших высшее и среднее специальное или техническое образование (80,4 и 85,6% соответственно), и меньше — с незаконченным высшим образованием (64,5%, p=0,02) (рис. 7).

Рис. 7. Прием антибактериальных препаратов по назначению врача в зависимости от уровня образования, %.

p=0,02 при сравнении групп лиц со средним специальным образованием и незаконченным высшим образованием.

Статистически значимо меньше опрошенных принимали АБП по назначению врача в группе лиц с крайне низким финансовым положением (55%, p<0,05) (рис. 8).

Рис. 8. Прием антибактериальных препаратов по назначению врача в зависимости от финансового положения, %.

p<0,05 при сравнении группы лиц с крайне низким финансовым положением с остальными группами.

Каждый десятый участник не завершил полный курс приема АБП (13,2%, n=100). В этой группе зарегистрировано статистически значимо больше мужчин, не имевших высшего образования. Кроме того, респонденты, не завершившие полный курс приема АБП, статистически значимо чаще не сдавали анализы до приема препаратов, имели низкую оценку знаний (в баллах) об АБП, не знали о запрете продажи препаратов без рецепта врача, не получали информацию о правильном приеме АБП, не принимали препараты, нормализующие микрофлору кишечника (p<0,05 для всех сравнений) (рис. 9).

Рис. 9. Распределение респондентов в зависимости от завершения полного курса приема антибактериальных препаратов.

По результатам анализа статистически значимо большая (p<0,05) доля лиц, завершивших полный курс приема АБП, зарегистрирована среди респондентов, принимавших данные препараты по назначению врача, по сравнению с остальными участниками (88,9%, n=547). Самыми распространенными причинами прерывания курса приема АБП были улучшение самочувствия (74,9%), несогласие с длительностью приема (8,8%) и возникновение нежелательных реакций (7,9%).

Факторами, повышавшими риск незавершения полного курса приема АБП, были мужской пол, отсутствие высшего образования, приобретение препаратов не по рецепту врача, незнание о запрете продажи АБП без рецепта врача, неполучение информации о правильном приеме АБП, отсутствие приема препаратов, нормализующих микрофлору кишечника, использование знаний (мнений) членов семьи или знакомых в качестве источника информации об АБП (табл. 1).

Таблица 1. Факторы риска незавершения полного курса приема антибактериальных препаратов

Фактор

ОШ (95% ДИ)

Мужской пол

1,7 (1,3—2,3)

Отсутствие высшего образования

1,8 (1,3—2,4)

Приобретение АБП не по рецепту врача

2,5 (1,8—3,3)

Незнание о запрете продажи АБП без рецепта врача

1,7 (1,3—2,2)

Неполучение информации о правильном приеме АБП течение последнего года

1,9 (1,3—2,6)

Отсутствие приема препаратов, нормализующих микрофлору кишечника

2,1 (1,6—2,8)

Источник информации об АБП — врач

0,5 (0,3—0,6)

Источник информации об АБП — знания (мнения) членов семьи/знакомых

1,7 (1,2—2,4)

Примечание. Здесь и в табл. 2: АБП — антибактериальный препарат.

Фактором, снижавшим риск незавершения полного курса приема АБП, являлось получение информации о правильном приеме, основным источником которой был врач (табл. 2).

Таблица 2. Факторы, снижающие риск незавершения полного курса приема антибактериальных препаратов

Фактор

ОШ (95% ДИ)

Получение информации о правильном приеме

1,3 (1,1—1,7)

Основной источник информации о правильном применении АБП — знания (мнение) врача

1,4 (1,1—1,7)

Обсуждение

При сравнении данных, полученных в настоящем исследовании, с результатами одномоментного наблюдательного исследования в Российской Федерации (n=2725, 2023 г.) выявлено, что доля респондентов в Республике Беларусь, принимавших АБП в течение последних 12 мес (53,9%), сопоставима с долей респондентов в Российской Федерации (54,6%) [16]. При этом аналогично настоящему исследованию, среди лиц, принимавших АБП, было статистически значимо больше женщин и респондентов с высшим образованием (p<0,05). Однако следует отметить, что в Республике Беларусь наибольшая доля лиц, принимавших АБП, была в группе старше 65 лет, в то время как в Российской Федерации — в группе 25—34 лет.

В Российской Федерации респонденты при приеме АБП чаще принимали препараты, нормализующие микрофлору кишечника (54,2%), чем в Республике Беларусь (40,2%).

Следует отметить, что в Российской Федерации зарегистрирована большая доля респондентов, принимавших АБП не по назначению врача (32,2%) и не завершивших полный курс приема препаратов (21,7%), чем в Республике Беларусь (18,7 и 13,2% соответственно). Среди респондентов, принимавших АБП по назначению врача, как в Российской Федерации, так и в Республике Беларусь выявлено статистически значимо больше лиц с высшим образованием. При этом причины прерывания курса приема АБП были одинаковыми: улучшение самочувствия, несогласие с длительностью приема и возникновение нежелательных реакций.

Таким образом, результаты, полученные в настоящем исследовании, сопоставимы с данными по Российской Федерации. В связи с этим необходимо проводить регулярный обмен опытом между странами с целью выявления лучших практик и их масштабирования, разработки более эффективных стратегий по борьбе с антибиотикорезистентностью.

Выводы

1. Согласно результатам исследования, 53,8% респондентов принимали антибактериальные препараты в течение последних 12 месяцев. Лица, принимавшие антибактериальные препараты, преимущественно (59%) приобретали их по рецепту врача или получали во время госпитализации. В подавляющем большинстве случаев остальные участники покупали антибактериальные препараты в аптеке без рецепта врача.

2. Каждый десятый участник (13,2%) не завершил полный курс приема антибактериальных препаратов.

3. Факторами, повышавшими риск незавершения полного курса приема антибактериальных препаратов, являлись мужской пол, отсутствие высшего образования, приобретение препаратов не по рецепту врача, незнание о запрете продажи данных лекарственных средств без рецепта врача, неполучение информации о правильном приеме антибактериальных препаратов, отсутствие приема препаратов, нормализующих микрофлору кишечника, использование знаний (мнений) членов семьи или знакомых в качестве источника информации об антибактериальных препаратах.

Вклад авторов: концепция и дизайн исследования — Чигрина В.П., Тюфилин Д.С., Колчанова Н.Э.; сбор и обработка материала — Колчанова Н.Э., Брага А.Ю., Чигрина В.П.; статистический анализ данных — Чигрина В.П.; написание текста — Колчанова Н.Э., Чигрина В.П.; научное редактирование — Колчанова Н.Э., Шаршакова Т.М., Тюфилин Д.С., Чигрина В.П., Кобякова О.С., Стома И.О.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.