Введение
Для улучшения качества жизни и снижения смертности акцент в первичном звене медико-санитарной помощи сделан на выявление на ранней стадии хронических неинфекционных заболеваний и факторов риска их возникновения. Регулярное посещение профилактических медицинских мероприятий — одна из составляющих самосохранительного поведения человека наравне с отказом от курения и употребления алкоголя, контролем индекса массы тела. Но, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), такого поведения придерживаются далеко не все люди — 28% жителей никогда не посещали профилактические осмотры и обследования, а 64% отметили, что «Диспансеризация обычно проходит формально и не позволяет своевременно выявить хронические заболевания» [1].
По итогам 2023 г. профилактическими медицинскими мероприятиями в Свердловской области охвачено в целом 1 209 255 взрослых жителей [2].
Из числа граждан, полностью завершивших диспансеризацию, 17% входят в I группу состояния здоровья, то есть может считаться условно здоровым 1 из 6 человек. У 10% в рамках обследований впервые выявлено какое-либо заболевание — это подтверждает высокую значимость и ценность подобных мероприятий.
В 2022—2023 гг. в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Свердловской области проводилась работа по изучению информированности граждан о профилактических медицинских мероприятиях [3].
Цель исследования — изучить причины отрицательного отношения к профилактическим медицинским мероприятиям и возможные направления информационной работы с различными категориями посетителей медицинских организаций.
Материал и методы
Исследование реализовано путем проведения анкетного опроса посетителей всех амбулаторно-поликлинических отделений медицинских организаций Свердловской области, в которых осуществляются диспансеризация определенных групп взрослого населения, углубленная диспансеризация, профилактические осмотры.
Статистическая обработка выполнена посредством программного обеспечения Vortex 10.32.0. Сравнение качественных показателей проводили посредством использования коэффициента V Крамера [0..1], количественных — с помощью t-критерия Стьюдента. Различия считались статистически значимыми при p<0,05.
За два года проведения опроса собрано 10 436 электронных анкет. Вопросы анкеты изначально ориентированы на 4 группы респондентов с различным опытом посещения профилактических мероприятий:
1. Завершившие профилактическое мероприятие.
2. Прошедшие профилактическое мероприятие не полностью.
3. Планирующие посещение.
4. Не проходившие и не планирующие посещение.Для каждой группы представлен свой блок вопросов (причины отказа, возникающие проблемы, оценка опыта), а также предложены общие вопросы о понимании цели проводимых мероприятий и отношении к ведению здорового образа жизни (таблица).
Распределение респондентов по категориям исследования
Категория | Респонденты, n | % от ответивших |
Завершили | 8022 | 76,9 |
Не завершили | 500 | 4,8 |
Планируют | 1120 | 10,7 |
Не планируют | 794 | 7,6 |
Итого | 10436 | 100,0 |
Результаты и обсуждение
Выявлено, что не у всех респондентов есть четкое понимание цели профилактических мероприятий. Только 66% ответивших знают, что диспансеризация и профилактический осмотр в первую очередь ориентированы на выявление заболеваний, которые вносят основной вклад в структуру смертности, и на выявление факторов риска, способствующих их развитию, а не на выявление всех имеющихся у человека заболеваний.
Но в то же время среди тех, кто завершил профилактическое мероприятие, значительно выше доля респондентов с верным пониманием цели обследований, чем среди тех, кто игнорирует посещение (70 и 50% соответственно). Не исключено, что эта связь действует сразу в обе стороны: те, кто понимают цель, чаще приходят на профилактические обследования, и те, кто приходит, больше узнают о реальной цели.
Отмечены различия во мнении о пользе профилактических медицинских обследований у лиц, посещавших данные обследования, и у лиц, не планирующих посещение. А именно из тех, кто завершил профилактическое мероприятие, 87% считают, что оно полезно, из тех, кто не планирует посещать — 53% (рисунок). В то же время среди тех, кто игнорирует посещение, — высокая доля сомневающихся, 20% затруднились однозначно сказать, есть ли польза от профилактических обследований. Эта группа является важным объектом информационной работы: ее участники знают о возможности посетить обследования, но сомневаются в их пользе. При грамотном подходе их можно убедить в полезности времени, потраченного на сохранение собственного здоровья и продление периода активной жизнедеятельности.
Мнение о пользе мероприятий в зависимости от категории посетителя.
Большое внимание при опросе уделено тем, кто не планировал проходить профилактический медицинский осмотр или диспансеризацию. В результате анализа причины, по которым люди не хотят посещать профилактические мероприятия, разделены на 3 условные группы, описан социально-демографический портрет участников исследования и даны рекомендации по информационной работе с представителями каждой группы.
К первой группе причин относится отсутствие понимания важности профилактических мероприятий. Это выражается в таких ответах респондентов, как «Нет времени, занят», «Я здоров, пойду, когда заболит». Информационная работа с лицами такой группы должна быть основана на объяснении важности раннего выявления заболеваний и факторов риска их возникновения, а также целесообразно практиковать приглашение пройти обследование в выходные дни или в вечернее время.
Вторая группа причин — мнение о плохой организации профилактических мероприятий, которое формулируется следующим образом: «Сложно попасть к врачу», «Очереди», «Сложно пройти за 1 день». На наш взгляд, для решения этой проблемы важно действовать в двух направлениях: 1) улучшение организации процессов (наличие всех специалистов, работающее оборудование, работа по графику и др.) и 2) демонстрация в средствах массовой информации положительных примеров организации профилактических мероприятий.
Третью группу причин можно условно назвать «Ожидал другого». Это происходит, если посетители поликлиники уже осознают важность диагностики и профилактики, но ждут выявления всех имеющихся заболеваний, то есть неправильно понимают цель профилактических медицинских мероприятий. Для работы с лицами этой группы основной информационный посыл заключается в объяснении реальной цели профилактических мероприятий, а именно, выявление сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний и факторов риска их возникновения.
Размышления человека о профилактических медицинских мероприятия могут пойти в двух противоположных направлениях: «Я не пойду на обследование, а то вдруг что-то найдут» или «Лучше все проверю и буду спать спокойно». Важно поймать момент развития первого сценария и сориентировать человека на более перспективное с точки зрения медицинских работников направление, постоянно поясняя, что заболевание, выявленное на ранней стадии, с большей вероятностью можно вылечить. Важно применять в общении с пациентом методику профилактического мотивационного консультирования, ведь «директивные медицинские рекомендации, даже данные с самыми благими намерениями, воспринимаются им как посягательство на его свободу выбора и могут приводить к усилению субъективного стремления к самостоятельному принятию решений» [4].
Заключение
Отметим, что подобные исследования отношения к профилактическим мероприятиям позволяют скорректировать работу медицинских организаций с населением, определить направления информационной работы, лучше понимать целевую аудиторию. Кроме того, опросы могут стать способом дополнительного привлечения внимания к профилактическим обследованиям и, как следствие, увеличения числа желающих участвовать в профилактическом медицинском мероприятии.
Вклад авторов: концепция и дизайн исследования — Семенова Л.В.; сбор и обработка материала — Журавлева П.В.; статистическая обработка — Миронова Е.Н.; написание текста — Журавлева П.В., Миронова Е.Н.; научное редактирование — Сидоркина М.Н.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.