Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Ходакова О.В.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Шикина И.Б.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Захарченко О.О.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Терентьева Д.С.

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России

Вклад мобильных медицинских бригад в проведение диспансеризации взрослого населения в Российской Федерации

Авторы:

Ходакова О.В., Шикина И.Б., Захарченко О.О., Терентьева Д.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 398

Загрузок: 38


Как цитировать:

Ходакова О.В., Шикина И.Б., Захарченко О.О., Терентьева Д.С. Вклад мобильных медицинских бригад в проведение диспансеризации взрослого населения в Российской Федерации. Профилактическая медицина. 2024;27(9):7‑15.
Khodakova OV, Shikina IB, Zakharchenko OO, Terenteva DS. Contribution of mobile medical teams in providing medical check-up of adult population in the Russian Federation. Russian Journal of Preventive Medicine. 2024;27(9):7‑15. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed2024270917

Рекомендуем статьи по данной теме:
Ме­то­до­ло­ги­чес­кие под­хо­ды к изу­че­нию уров­ня раз­ви­тия пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи в ми­ре. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):14-21
Ана­лиз ре­сур­сов струк­тур ме­ди­цин­ской про­фи­лак­ти­ки. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):22-28
Роль дис­пан­се­ри­за­ции в вы­яв­ле­нии за­бо­ле­ва­ний тол­стой киш­ки. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):34-38
Мар­шру­ти­за­ция взрос­ло­го на­се­ле­ния при про­фи­лак­ти­чес­ком ме­ди­цин­ском ос­мот­ре и дис­пан­се­ри­за­ции по вы­яв­ле­нию он­ко­ло­ги­чес­кой па­то­ло­гии. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(12):7-11
Со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кая эф­фек­тив­ность ме­роп­ри­ятий по ран­не­му вы­яв­ле­нию он­ко­ло­ги­чес­ких за­бо­ле­ва­ний при дис­пан­се­ри­за­ции. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(1):36-44
От­но­ше­ние учас­тко­вых вра­чей, ме­ди­цин­ских сес­тер и па­ци­ен­тов к ор­га­ни­за­ци­он­ной мо­де­ли ока­за­ния ПМСП с пе­ре­рас­пре­де­ле­ни­ем фун­кций. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(2):7-14
Ком­плексный под­ход при тер­ри­то­ри­аль­ном пла­ни­ро­ва­нии пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):7-11
Оцен­ка зна­ний и на­вы­ков ме­ди­цин­ских ра­бот­ни­ков, ока­зы­ва­ющих пер­вич­ную ме­ди­ко-са­ни­тар­ную по­мощь, в об­лас­ти ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния ос­тро­го цис­ти­та в со­от­ветствии с сов­ре­мен­ны­ми кли­ни­чес­ки­ми ре­ко­мен­да­ци­ями. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):23-31
Ос­ве­дом­лен­ность вра­чей пер­вич­но­го зве­на Че­ля­бин­ской об­лас­ти о вос­па­ли­тель­ных за­бо­ле­ва­ни­ях ки­шеч­ни­ка. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):38-45
Кли­ни­ко-эко­но­ми­чес­кая оцен­ка внед­ре­ния низ­ко­доз­ной ком­пью­тер­ной то­мог­ра­фии для скри­нин­га ра­ка лег­ко­го на пер­вом эта­пе дис­пан­се­ри­за­ции. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(1):60-73

Введение

В сфере охраны здоровья граждан особое внимание уделяется развитию и модернизации медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (ПМСП), что нашло отражение в национальном проекте «Здравоохранение»1, в состав которого входят федеральные проекты «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» и «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» (реализуется с 2022 г.) [1]. Одна из задач Федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» — обеспечение доступности ПМСП гражданам, проживающим в населенных пунктах с численностью населения до 2000 человек, посредством охвата фельдшерскими пунктами, фельдшерско-акушерскими пунктами, врачебными амбулаториями, а также путем использования передвижных медицинских комплексов (ПМК). Кроме того, в ходе реализации проекта граждане получили возможность для оценки своего здоровья путем прохождения профилактического медицинского осмотра (ПМО) и (или) диспансеризации определенных групп взрослого населения (ДОГВН) не реже 1 раза в год [2]. Федеральный проект «Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации» направлен на организацию оказания медицинской помощи рядом с местом жительства, обучения или работы, исходя из потребностей всех групп населения [3].

Таким образом, оба федеральных проекта сфокусированы в первую очередь на совершенствовании оказания ПМСП, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни. Основными профилактическими мероприятиями государственной системы здравоохранения являются ДОГВН и ПМО, который может проводиться как в рамках диспансеризации, так и в качестве отдельного мероприятия [2].

Согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», медицинская помощь может оказываться населению по месту выезда мобильной медицинской бригады (ММБ), которая создается в структуре медицинской организации, оказывающей ПМСП, в том числе для проведения ПМО и ДОГВН в населенных пунктах либо с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста, либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и/или имеющих плохую транспортную доступность [4]. Для осуществления своих функций ММБ оснащается ПМК, оборудованными в соответствии со стандартами [4].

В соответствии с Приказом Минздрава России от 27.04.2021 №404н (ред. от 28.09.2023) «Об утверждении Порядка проведения профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» ПМО, ДОГВН может проводиться ММБ, причем начиная с сентября 2023 г. работники и обучающиеся в образовательной организации вправе пройти ПМО, ДОГВН по месту работы или учебы.

Таким образом, роль ММБ в проведении профилактических мероприятий возрастает, на их оснащение ПМК особое внимание обратил Президент Российской Федерации В.В. Путин, поручив Правительству Российской Федерации скорректировать нормативную базу для организации закупок санитарных автомобилей с комплектом диагностического оборудования, при этом подчеркнув, что ПМК позволяют проводить диспансеризацию, профилактический осмотр непосредственно на предприятиях, в школах, учреждениях и отдаленных населенных пунктах [5].

Цель исследования — изучить вклад мобильных медицинских бригад в проведение профилактических медицинских осмотров и диспансеризации определенных групп взрослого населения в Российской Федерации.

Материал и методы

Изучены данные из формы отраслевой статистической отчетности №131/о «Сведения о диспансеризации определенных групп взрослого населения». В исследовании использовались статистические и аналитические методы.

Данный вид исследования не требует экспертизы локального Этического комитета.

Показатель вклада ММБ (далее — показатель вклада) в проведение ПМО, ДОГВН — это доля лиц, осмотренных с помощью ММБ, от общего числа лиц, прошедших ПМО или I этап ДОГВН. Для анализа показателя вклада в субъектах Российской Федерации нами использован квартильный метод, позволивший оценить распределение данных, идентифицировать выбросы и определить тенденции. Нами рассчитаны первый (Q1), второй (Q2), он же медиана, и третий (Q3) квартили, межквартильный диапазон (IQR=Q3—Q1), определены максимальные и минимальные значения (max и min). Под первым квартильным интервалом подразумеваются значения показателя вклада от min до Q1, под вторым — от Q1 до Q2, под третьим — от Q2 до Q3, под четвертым — от Q3 до max. Все субъекты Российской Федерации распределены по четырем квартильным интервалам, каждому субъекту присвоен ранг в соответствии со значениями показателей вклада ММБ в проведение ПМО, диспансеризации, рассчитанными на 2019 и 2023 гг. Для оценки показателей вклада рассчитаны средние абсолютные значения, средний абсолютный и относительный прирост/убыль. Расчеты проведены с помощью инструментов программы MS Office Excel 2016 и онлайн-калькулятора Semestr Math.

Результаты

На первом этапе исследования с помощью квартильного метода проанализирован вклад ММБ в проведение ДОГВН в разрезе субъектов Российской Федерации в 2019 и 2023 гг. Выбор периода исследования обусловлен изменением порядков проведения ПМО и ДОГВН и, как следствие, порядков сбора статистической информации, а также влияния на проведение ПМО и ДОГВН внешних факторов, связанных с пандемией COVID-19. Следовательно, наше исследование базируется на статистических данных за 2019 г., когда показатели эффективности ПМО и ДОГВН [2] достигли своего наивысшего значения [6], и данных за 2023 г., когда ситуация в здравоохранении приблизилась к «доковидной».

На рис. 1 представлено распределение показателя вклада ММБ в проведение диспансеризации в субъектах Российской Федерации в 2019 и 2023 гг. Показано, что разница между минимальным и максимальным значениями несущественна, а вот межквартильный диапазон в 2023 г. (3,78) сузился по сравнению с 2019 г. (5,65), что свидетельствует о большей однородности данных в 2023 г. Как в 2019, так и в 2023 г. распределение значений вклада ММБ в проведение диспансеризации было асимметричным со смещением вправо.

Рис. 1. Распределение значений вклада мобильных медицинских бригад в проведение диспансеризации взрослого населения в субъектах Российской Федерации в 2019 и 2023 гг.

Среднее арифметическое значение в 2019 г. (5,46) было ниже, чем в 2023 г. (6,09), что указывает на увеличение вклада ММБ в проведение ДОГВН.

В 2019 г. зафиксированы четыре точки выброса (16,02 — Ленинградская область; 19,47 — Республика Калмыкия; 25,84 — Курганская область; 26,09 — Республика Ингушетия), в 2023 г. — шесть точек выброса (16,62 — Курганская область; 18,21 — Республика Калмыкия; 18,48 — Ивановская область; 27,37 — Карачаево-Черкесская Республика; 28,35 — Республика Мордовия; 35,75 — Республика Алтай).

В табл. 14 представлено изменение показателей вклада ММБ в проведение ПМО, ДОГВН в 2019 и 2023 гг. В табл. 1 приведены показатели вклада ММБ в проведение ПМО и диспансеризации в субъектах Российской Федерации, вошедших в первый квартильный интервал в 2019 г., показатели вклада 2023 г. и их ранговые места.

Таблица 1. Вклад мобильных медицинских бригад в проведение профилактического медицинского осмотра и диспансеризации, первый квартильный интервал, 2019 и 2023 гг.

Субъект Российской Федерации

Вклад мобильных медицинских бригад (%)

Ранг

2019 г.

2023 г.

2019 г.

2023 г.

Чукотский автономный округ

0,00

0,00

83

84

Камчатский край

1,11

0,00

71

84

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

0,29

0,04

81

83

Санкт-Петербург

0,14

0,19

82

82

Мурманская область

0,52

0,67

78

78

Владимирская область

1,32

0,82

69

77

Севастополь

0,46

1,31

79

73

Республика Тыва

1,46

1,36

65

71

Удмуртская Республика

1,09

1,75

73

69

Челябинская область

1,10

2,61

72

66

Ставропольский край

0,00

2,73

83

64

Московская область

0,99

2,95

74

62

Новосибирская область

0,66

3,14

77

59

Еврейская автономная область

0,38

4,17

80

41

Свердловская область

1,40

4,44

67

36

Чувашская Республика

1,42

5,03

66

34

Забайкальский край

1,39

8,47

68

20

Республика Дагестан

0,00

8,52

83

19

Республика Крым

0,81

9,05

75

15

Чеченская Республика

1,27

11,17

70

12

Ненецкий автономный округ

0,70

15,42

76

7

Таблица 2. Вклад мобильных медицинских бригад в проведение профилактического медицинского осмотра и диспансеризации, второй квартильный интервал, 2019 и 2023 гг.

Субъект Российской Федерации

Вклад мобильных медицинских бригад (%)

Ранг

2019 г.

2023 г.

2019 г.

2023 г.

Республика Северная Осетия — Алания

3,81

0,38

45

81

Калининградская область

1,79

1,25

59

75

Архангельская область

1,87

1,26

58

74

Кабардино-Балкарская Республика

3,17

1,33

47

72

Вологодская область

1,66

2,42

62

67

Ямало-Ненецкий автономный округ

2,61

2,68

54

65

Томская область

2,66

2,95

53

63

Тамбовская область

3,09

2,99

48

61

Республика Татарстан

3,06

3,19

50

58

Воронежская область

1,56

3,25

64

55

Республика Марий Эл

3,01

3,26

51

53

Костромская область

1,57

3,77

63

47

Липецкая область

3,59

4,80

46

35

Брянская область

2,86

5,57

52

33

Ярославская область

2,58

5,60

56

32

Калужская область

1,74

6,68

61

25

Псковская область

3,08

9,53

49

14

Омская область

2,14

11,20

57

11

Республика Адыгея

1,75

13,18

60

10

Новгородская область

2,60

14,71

55

8

Республика Алтай

3,87

35,75

44

1

Таблица 3. Вклад мобильных медицинских бригад в проведение профилактического медицинского осмотра и диспансеризации, третий квартильный интервал, 2019 и 2023 гг.

Субъект Российской Федерации

Вклад мобильных медицинских бригад (%)

Ранг

2019 г.

2023 г.

2019 г.

2023 г.

Красноярский край

4,09

0,43

42

80

Хабаровский край

4,24

0,61

41

79

Пермский край

5,19

0,90

36

76

Республика Башкортостан

4,48

3,00

39

60

Амурская область

6,38

3,26

28

54

Магаданская область

3,93

3,33

43

52

Астраханская область

7,00

3,59

23

50

Рязанская область

4,78

3,62

37

49

Кировская область

4,51

3,97

38

45

Самарская область

6,51

4,06

27

44

Приморский край

6,54

4,08

26

43

Ульяновская область

6,74

4,12

24

42

Краснодарский край

5,47

5,80

34

31

Тюменская область

5,90

5,97

29

29

Республика Саха (Якутия)

5,77

5,97

30

28

Сахалинская область

5,69

6,16

32

27

Республика Хакасия

5,25

6,49

35

26

Республика Бурятия

6,72

6,83

25

24

Тверская область

5,50

8,60

33

17

Оренбургская область

7,05

8,69

22

16

Пензенская область

5,70

9,68

31

13

Ивановская область

4,25

18,48

40

4

Таблица 4. Вклад мобильных медицинских бригад в проведение профилактического медицинского осмотра и диспансеризации, четвертый квартильный интервал, 2019 и 2023 гг.

Субъект Российской Федерации

Вклад мобильных медицинских бригад (%)

Ранг

2019 г.

2023 г.

2019 г.

2023 г.

Ростовская область

14,80

1,49

6

70

Ленинградская область

16,02

2,26

4

68

Кемеровская область

7,83

3,22

20

57

Республика Коми

8,53

3,24

17

56

Алтайский край

14,18

3,56

8

51

Саратовская область

14,24

3,74

7

48

Нижегородская область

10,45

3,89

12

46

Республика Карелия

8,30

4,34

19

40

Иркутская область

7,27

4,34

21

39

Москва

15,33

4,36

5

38

Курская область

9,37

4,39

14

37

Волгоградская область

9,06

5,95

16

30

Тульская область

12,50

7,06

10

23

Белгородская область

11,99

7,41

11

22

Орловская область

8,39

8,32

18

21

Смоленская область

12,87

8,58

9

18

Республика Ингушетия

26,09

13,52

1

9

Курганская область

25,84

16,62

2

6

Республика Калмыкия

19,47

18,21

3

5

Карачаево-Черкесская Республика

9,83

27,37

13

3

Республика Мордовия

9,37

28,35

15

2

В 2019 г. в первый квартильный интервал вошел 21 субъект со значением показателя вклада от 0 до 1,46% (Q1=1,51), причем в 2023 г. 10 субъектов так и остались в первом квартильном интервале, что свидетельствует о низких показателях вклада ММБ в проведение ДОГВН. Отметим, что в Чукотском автономном округе (АО) показатель остался на нулевой отметке, а в Камчатском крае — упал до нулевой отметки. В Республике Тыва, Севастополе, Владимирской области и Ханты-Мансийском АО (ХМАО) — Югре показатель вклада снизился в 0,9—7,3 раза. Оставшиеся 11 субъектов улучшили свои показатели, переместившись во второй (3 субъекта), третий (3 субъекта) и четвертый (5 субъектов) квартильные интервалы, улучшив свой показатель в 3—11,1 раза. Ставропольский край и Республика Дагестан, находившиеся в 2019 г. на нулевой отметке по показателю вклада ММБ в проведение ДОГВН, в 2023 г. достигли показателей 2,73 и 8,52% соответственно. Отдельно отметим, что в Ненецком АО показатель вклада вырос в 22,1 раза (с 0,70 до 15,42%), субъект переместился с 76-го на 7-е ранговое место, т.е. оказался в десятке лидеров.

Из 10 субъектов Российской Федерации, занимавших последние ранговые места (с 85-го по 76-е) в 2019 г., Мурманская область, Санкт-Петербург, Севастополь, ХМАО — Югра и Чукотский АО в 2023 г. остались в числе аутсайдеров, к ним также добавились Камчатский край и Владимирская область. Таким образом, выделены субъекты, в которых вклад ММБ в ДОГВН отсутствует или является крайне низким. При дальнейшем анализе в десятку регионов с самым низким показателем вклада ММБ в проведение ДОГВН вошли Республика Северная Осетия — Алания (см. табл. 2), Красноярский, Пермский и Хабаровский края (см. табл. 3).

В табл. 2 представлены показатели вклада ММБ в проведение ПМО, диспансеризации в субъектах Российской Федерации, вошедшие во второй квартильный интервал в 2019 г., показатели вклада 2023 г. и их ранговые места.

В 2019 г. во второй квартильный интервал вошел 21 субъект Российской Федерации со значением показателя вклада от 1,56 до 3,87% (Q2=3,93). В 2023 г. 6 субъектов переместились в первый квартильный интервал, причем в Республике Северная Осетия — Алания, Кабардино-Балкарской Республике, Архангельской и Калининградской областях показатель снизился в 10,1; 2,4; 1,5 и 1,4 раза соответственно. В 6 субъектах, оставшихся во втором квартильном интервале, значительных изменений не произошло, за исключением Воронежской и Костромской областей, где показатель вклада вырос в 2,1 и 2,4 раза соответственно. Девять субъектов, где показатель вырос в 1,3—9,2 раза, переместились в третий (четыре субъекта) и четвертый (пять субъектов) квартильные интервалы. В Республике Алтай показатель вклада, выросший в 9,2 раза и составивший 35,75%, идентифицирован в 2023 г. как точка выброса.

Субъекты Российской Федерации, перешедшие в 2023 г. в третий и четвертый квартильные интервалы, улучшили свой рейтинг на 11—36 и 35—50 пунктов соответственно. Отметим, что Республики Адыгея и Алтай, а также Новгородская область вошли в десятку лидеров.

В табл. 3 представлены показатели вклада ММБ в проведение ПМО, диспансеризации в субъектах Российской Федерации, вошедшие в третий квартильный интервал в 2019 г., показатели вклада 2023 г. и их ранговые места.

В 2019 г. в третий квартильный интервал вошли 22 субъекта Российской Федерации со значением показателя вклада от 3,93 до 7,05% (Q3=7,16). В 2023 г. 10 субъектов, в которых показатель снизился в 1,1—9,6 раза, переместились в первый (3 субъекта) и второй (7 субъектов) квартильные интервалы. В субъектах, оставшихся в третьем квартильном интервале, значительные изменения показателя не зафиксированы, за исключением Приморского края и Ульяновской области, где показатель вклада снизился в 1,6 раза. В 4 субъектах, переместившихся в четвертый квартильный интервал, показатель увеличился в 1,2—4,4 раза, при этом значение показателя в Ивановской области (18,48%) идентифицировано в 2023 г. как точка выброса.

Из 22 субъектов Российской Федерации, вошедших в 2019 г. в третий квартильный интервал, в 2023 г. 13 субъектов переместились на более низкие ранговые места или остались на тех же позициях, 9 — повысили свой ранг, причем Ивановская область вошла в десятку лидеров, заняв 4-е ранговое место.

В табл. 4 представлены показатели вклада ММБ в проведение ПМО, диспансеризации в субъектах Российской Федерации, вошедшие в четвертый квартильный интервал в 2019 г., показатели вклада 2023 г. и их ранговые места.

В 2019 г. в четвертый квартильный интервал вошел 21 субъект Российской Федерации со значением показателя вклада от 7,27 до 26,09% (Q3=7,16). В 2023 г. показатели вклада в Ленинградской и Ростовской областях снизились в 7,1 и 9,9 раза, субъекты переместились в первый квартильный интервал, причем значение показателя в Ленинградской области (16,02%) в 2019 г. идентифицировалось как точка выброса. В 12 субъектах, переместившихся во второй и третий квартильные интервалы, наблюдается снижение показателя вклада в 1,5—4 раза. В 5 субъектах, оставшихся в 2023 г. в четвертом квартильном интервале, показатель снизился в 1,1—1,9 раза, и только в Карачаево-Черкесской Республике и Республике Мордовия показатель вырос в 2,8 и 3 раза соответственно.

Из субъектов Российской Федерации, входивших в 2019 г. в десятку лидеров, только Республики Ингушетия и Калмыкия, а также Курганская область остались на лидирующих позициях в 2023 г., даже несмотря на снижение показателей вклада ММБ в диспансеризацию. Значительно ухудшили (на 64 пункта) свои ранговые места Ленинградская (с 4 на 68) и Ростовская (с 6 на 70) области.

На втором этапе исследования нами проанализирован вклад ММБ в проведение ПМО, диспансеризации в разрезе федеральных округов в 2013—2023 гг. На рис. 2 на цв. вклейке представлен показатель вклада ММБ в проведение ПМО, диспансеризации в Российской Федерации и федеральных округах в 2013—2023 гг. В целом по Российской Федерации вклад ММБ в проведение диспансеризации варьировал от 3,8 (2014 и 2016 гг.) до 5,3% (2021 г.).

Рис. 2. Вклад мобильных медицинских бригад в проведение диспансеризации в Российской Федерации и федеральных округах, 2013—2023 гг., % от числа прошедших профилактический медицинский осмотр, диспансеризацию.

РФ — Российская Федерация; ЦФО — Центральный федеральный округ; СЗФО — Северо-Западный федеральный округ; ЮФО — Южный федеральный округ; СКФО — Северо-Кавказский федеральный округ; ПФО — Приволжский федеральный округ; УФО — Уральский федеральный округ; СФО — Сибирский федеральный округ; ДФО — Дальневосточный федеральный округ.

По всем федеральным округам и самое низкое, и самое высокое значение вклада зафиксированы в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО): 0,5 (2013 г.) и 13,7% (2021 г.) соответственно. Самые низкие значения за весь период наблюдения отмечены в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО): от 1,4 (2018 г.) до 2,3% (2013 г.), среднее значение 1,7%, а самые высокие — в Южном (ЮФО), Приволжском (ПФО) и СКФО со средними значениями показателя 5,7; 5,4; 5,3% соответственно. Наименьший показатель вклада ММБ в проведение диспансеризации по федеральным округам отмечен в 2016 г., а наибольший — в 2021 г. (3,6 и 5,3% соответственно) (см. рис. 2).

В табл. 5 представлены средние значения числа лиц, диспансеризация которых проведена с помощью ММБ, и темпы изменения показателя вклада ММБ в проведение диспансеризации в 2013—2023 гг.

Таблица 5. Темпы изменения вклада мобильных медицинских бригад в проведение профилактического медицинского осмотра и диспансеризации, 2013—2023 гг.

Субъект Российской Федерации

Среднее значение (абс., чел.)

Средний абсолютный прирост/убыль (абс., чел.)

Средний темп прироста/убыли (%)

Российская Федерация

994 247

146 973

10,91

Приволжский федеральный округ

268 195

18 057

5,11

Центральный федеральный округ

254 675

59 246

19,03

Южный федеральный округ

127 475

17 001

8,62

Дальневосточный федеральный округ

93 268

20 486

24,73

Северо-Кавказский федеральный округ

82 994

21 000

45,20

Уральский федеральный округ

76 426

7876

7,28

Сибирский федеральный округ

52 584

–1973

–1,67

Северо-Западный федеральный округ

38 629

5280

9,50

В целом в Российской Федерации и федеральных округах показатель вклада ММБ в проведение ПМО, диспансеризации имеет положительную тенденцию, за исключением Сибирского федерального округа (СФО), где наблюдается отрицательная тенденция. Наибольший ежегодный прирост зафиксирован в СКФО, а наименьший — в ПФО. Следует отметить, что в 2023 г. в СКФО 4 субъекта из 7 входят в четвертый квартильный интервал, причем Карачаево-Черкесская Республика идентифицируется как точка выброса (см. рис. 1, см. табл. 4).

Таким образом, нами выявлено 10 регионов Российской Федерации со стабильно низкими и 7 — со стабильно высокими показателями вклада ММБ в проведение ПМО, диспансеризации, которые в 2019 и 2023 гг. оставались в первом и четвертом квартильных интервалах. В свою очередь в средние 50% данных вошли 25 регионов Российской Федерации, которые в оба года наблюдения оставались во втором и третьем квартильных интервалах. В остальных регионах наблюдались разнонаправленные тенденции. Особого внимания, на наш взгляд, требуют регионы, значительно улучшившие свои показатели, для дальнейшего изучения и применения положительного опыта в других субъектах, а также регионы, ухудшившие свои позиции, для изучения причин снижения показателей и исправления негативной ситуации.

Обсуждение

На сегодняшний день складываются два основных направления работы ММБ, проводящих ПМО и диспансеризацию. Первое направление — использование ММБ для проведения ПМО и диспансеризации жителей отдаленных и/или труднодоступных населенных пунктов — осуществляется с 2013 г. практически во всех субъектах Российской Федерации, что и отражено в форме отраслевой статистической отчетности №131/о.

Второе направление — диспансеризация граждан по месту работы или учебы — является относительно новым и на данный момент не отражается в форме отраслевой статистической отчетности, что в дальнейшем может затруднить его адекватный анализ и оценку. На наш взгляд, статистические данные о проведении ПМО и диспансеризации ММБ по обоим направлениям должны отражаться не только в статистических формах территориального фонда обязательного медицинского страхования и учетной форме медицинской документации №131/у, но и в форме отраслевой статистической отчетности №131/о — главном источнике статистических данных о результатах ПМО и диспансеризации.

По данным большинства российских и зарубежных исследователей [7—9], развитая система оказания ПМСП обеспечивает как здоровьесбережение, так и оптимальное расходование ресурсов здравоохранения, значительно повышает экономию для систем здравоохранения за счет более раннего и эффективного выявления и профилактики заболеваний. Кроме того, во время пандемии COVID-19 именно на ПМСП легла основная нагрузка по спасению людей. По данным экспертов, в странах, в которых была выстроена система первичной помощи, быстрее справились с огромным наплывом заболевших, и показатели смертности у них были значительно ниже [7, 8]. Следует также отметить, что пандемия COVID-19 ускорила внедрение новых организационных форм на уровне медицинских организаций, оказывающих ПМСП, в том числе выездных форм работы с использованием ПМК [10]. Это согласуется с результатами нашего исследования: в среднем по федеральным округам показатель вклада ММБ в проведение диспансеризации в 2021 г. был самым высоким и, несмотря на снижение в 2022 и 2023 гг., был выше или соответствовал уровню до пандемии COVID-19.

Несомненным и отраженным в ряде исследований [8, 10—13] является тот факт, что выездные формы работы, в том числе осуществляемые с помощью ММБ, оснащенных ПМК, способствуют повышению доступности ПМСП и специализированной медицинской помощи жителям сельской местности и отдаленных территорий с малой плотностью населения. Кроме того, использование потенциала ММБ помогает повысить эффективность диспансерной работы и положительно влияет на решение кадровой проблемы в отрасли [11].

Следует отметить, что в федеральных округах и субъектах Российской Федерации потребность в выездных формах работы, в том числе ММБ с использованием ПМК, существенно различается и зависит от климатогеографических условий, плотности населения, состояния дорог, инфраструктуры населенных пунктов, обеспеченности и укомплектованности кадрами медицинских организаций и других, характерных для определенного региона, факторов [8, 12]. Все эти факторы должны быть учтены в территориальном планировании, поскольку оказание ПМСП населению в условиях ПМК приобретает все большее значение, особенно в контексте приближенности к месту жительства пациентов и транспортной доступности [8]. Однако условия применения ПМК еще предстоит установить, поскольку определение количества и структуры ПМК в субъектах не регулируется федеральными и/или региональными нормативными актами и, как правило, находится в ведении руководителей учреждений здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь на разных уровнях [11]. Планы по формированию ММБ, в том числе с использованием ПМК, отраженные в региональных программах развития ПМСП, также требуют корректировки. Необходимы изменения и статистических форм, отражающих деятельность ММБ с использованием ПМК, в том числе при проведении ПМО и диспансеризации [8, 11].

Отметим, что региональные органы исполнительной власти в сфере здравоохранения могут значительно улучшить ситуацию по организации выездных форм работы, в том числе для проведения ПМО и диспансеризации. Например, Минздравом Новгородской области в начале 2019 г. заявлено об организации совместно с привлеченными инвесторами нескольких мобильных поликлиник для преодоления дефицита первичной диагностики и медицинской помощи в сельских районах [10]. По результатам нашего исследования, показатель вклада ММБ в проведение ПМО и диспансеризации в Новгородской области вырос с 2,60 (2019 г.) до14,71% (2023 г.), регион переместился из второго в четвертый квартильный интервал, поднявшись на 47 пунктов и заняв 8-е место в рейтинге. По нашему мнению, необходимо изучить успешный опыт Новгородской области и других субъектов Российской Федерации с высокими показателями вклада ММБ в проведение ПМО, диспансеризации для его дальнейшего распространения в других регионах страны с учетом их территориальных особенностей.

Заключение

Анализ вклада мобильных медицинских бригад в проведение профилактических медицинских осмотров и (или) диспансеризации определенных групп взрослого населения показал: несмотря на то, что в настоящее время вклад недостаточно велик, данная форма работы весьма перспективна для повышения доступности первичной медико-санитарной помощи и востребована в сельских, малонаселенных и труднодоступных районах Российской Федерации, а также на предприятиях и в учебных заведениях. Деятельность мобильных медицинских бригад, в том числе оборудованных передвижными медицинскими комплексами, должна быть изучена для принятия адекватных решений по ее модернизации и расширению, в частности по проведению профилактических медицинских осмотров и (или) диспансеризации по месту учебы и работы граждан.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — О.В. Ходакова, И.Б. Шикина; сбор и обработка материала — О.О. Захарченко, Д.С. Терентьева; статистическая обработка — О.О. Захарченко; написание текста — Д.С. Терентьева; редактирование — И.Б. Шикина, О.В. Ходакова.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

1 Паспорт национального проекта «Здравоохранение» разработан Минздравом России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Ссылка активна на 08.04.24. https://government.ru/info/35561/

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.