Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Гарифуллин Т.Ю.

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России

Авдеева М.В.

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России;
ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России

Мариничева Г.Н.

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России

Гасанова А.В.

ФГБОУ ВО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова» Минздрава России

Проблемы адаптации молодых врачей в период начала трудовой деятельности в первичном звене здравоохранения

Авторы:

Гарифуллин Т.Ю., Авдеева М.В., Мариничева Г.Н., Гасанова А.В.

Подробнее об авторах

Просмотров: 362

Загрузок: 40


Как цитировать:

Гарифуллин Т.Ю., Авдеева М.В., Мариничева Г.Н., Гасанова А.В. Проблемы адаптации молодых врачей в период начала трудовой деятельности в первичном звене здравоохранения. Профилактическая медицина. 2024;27(8):13‑18.
Garifullin TYu, Avdeeva MV, Marinicheva GN, Gasanova AV. Problems of adaptation of young doctors in the beginning of their careers at the primary health care. Russian Journal of Preventive Medicine. 2024;27(8):13‑18. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/profmed20242708113

Рекомендуем статьи по данной теме:
Бри­гад­ная фор­ма ор­га­ни­за­ции тру­да на вра­чеб­ном учас­тке как пер­спек­тив­ное нап­рав­ле­ние со­вер­шенство­ва­ния пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):7-13
Ме­то­до­ло­ги­чес­кие под­хо­ды к изу­че­нию уров­ня раз­ви­тия пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи в ми­ре. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):14-21
Про­фи­лак­ти­ка хро­ни­чес­ких не­ин­фек­ци­он­ных за­бо­ле­ва­ний в эпо­ху циф­ро­вой ме­ди­ци­ны — роль сред­не­го ме­ди­цин­ско­го пер­со­на­ла. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(11):45-52
От­но­ше­ние учас­тко­вых вра­чей, ме­ди­цин­ских сес­тер и па­ци­ен­тов к ор­га­ни­за­ци­он­ной мо­де­ли ока­за­ния ПМСП с пе­ре­рас­пре­де­ле­ни­ем фун­кций. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(2):7-14
Ком­плексный под­ход при тер­ри­то­ри­аль­ном пла­ни­ро­ва­нии пер­вич­ной ме­ди­ко-са­ни­тар­ной по­мо­щи. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(4):7-11
Оцен­ка зна­ний и на­вы­ков ме­ди­цин­ских ра­бот­ни­ков, ока­зы­ва­ющих пер­вич­ную ме­ди­ко-са­ни­тар­ную по­мощь, в об­лас­ти ди­аг­нос­ти­ки и ле­че­ния ос­тро­го цис­ти­та в со­от­ветствии с сов­ре­мен­ны­ми кли­ни­чес­ки­ми ре­ко­мен­да­ци­ями. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(5):23-31
Пер­со­на­ли­зи­ро­ван­ный под­ход к па­ци­ен­там с ре­ци­ди­ви­ру­ющим аб­до­ми­наль­ным бо­ле­вым син­дро­мом на ос­но­ве соз­да­ния ал­го­рит­мов кли­ни­ко-ла­бо­ра­тор­ных об­сле­до­ва­ний. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(2):59-67
Па­то­ге­не­ти­чес­кие, кли­ни­ко-ди­аг­нос­ти­чес­кие и ле­чеб­ные ас­пек­ты пред­менстру­аль­но­го син­дро­ма. Рос­сий­ский вес­тник аку­ше­ра-ги­не­ко­ло­га. 2024;(2):37-42
Алек­сандр Гри­горье­вич Лют­ке­вич — вид­ный де­ятель оте­чес­твен­ной оф­таль­мо­ло­гии и здра­во­ох­ра­не­ния. (К 155-ле­тию со дня рож­де­ния). Вес­тник оф­таль­мо­ло­гии. 2024;(2):121-124
Ре­ги­ональ­ные осо­бен­нос­ти слу­ча­ев гос­пи­та­ли­за­ции и ам­бу­ла­тор­ных об­ра­ще­ний за ме­ди­цин­ской по­мощью взрос­ло­го на­се­ле­ния с ус­та­нов­лен­ной хро­ни­чес­кой обструк­тив­ной бо­лез­нью лег­ких. Ме­ди­цин­ские тех­но­ло­гии. Оцен­ка и вы­бор. 2024;(2):48-60

Введение

В настоящее время в российском здравоохранении накопилось много серьезных кадровых проблем, в ряду главных из них — низкий уровень планирования кадров, дефицит многих категорий медицинских работников, серьезные диспропорции в их составе, высокая текучесть кадров, особенно среди молодых врачей-специалистов [1—3]. Вместе с тем не только российское здравоохранение, но и системы здравоохранения других стран сталкиваются со сложностями в процессе укомплектования врачами организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь [4—7]. Однако за рубежом сглаживание возникающего дефицита осуществляется путем привлечения социальных работников в сферу медицинского обслуживания, что способствует снижению нагрузки медицинского персонала путем делегирования части полномочий неклиническому персоналу [8].

За последнее десятилетие врачи стали более подвержены психоэмоциональному выгоранию на фоне специфических условий труда, постоянного профессионального стресса, усиления организационного контроля со стороны администрации и страховых компаний, необходимости обслуживания непрерывного потока пациентов, нехватки времени для оказания должного внимания каждому пациенту, переработки больших объемов разнородной информации, необходимости освоения новых медицинских технологий, высокой профессиональной, социальной и юридической ответственности за результаты лечения [9, 10]. При этом появление психоэмоционального дискомфорта и отсутствие заботы руководства о благополучии врачей в значительной степени обусловливают решение врачей уйти из профессии [10, 11].

Согласно данным метаанализа, включающего в себя 40 348 студентов-медиков со всего мира, глобальный уровень тревожности у будущих врачей составил 33,8% [12]. Начало самостоятельной врачебной деятельности может усугубить и без того непростую ситуацию. Молодые врачи, только что получившие дипломы, сталкиваются с трудностями перехода от теоретической подготовки к реальной медицинской практике. Адаптация персонала в медицинской организации является неотъемлемой составляющей частью общей системы качественной и безопасной медицинской деятельности как в конкретном учреждении, так и на уровне субъекта Российской Федерации [13, 14]. Для улучшения профессиональной адаптации выпускников медицинского вуза необходимо «управление» факторами, стимулирующими вовлеченность молодых врачей в медицинскую деятельность, с помощью мер социальной поддержки специалистов, наставничества, создания благоприятного организационного климата и «конфликт-менеджмента» [7, 11, 15]. Системный подход и проектное управление на уровне региона позволяют в короткие сроки выстроить оптимальную систему адаптации молодых сотрудников и масштабировать опыт участников проекта как во всех медицинских организациях региона, так и за его пределами [16]. Целевое предназначение кадровой технологии адаптации молодых специалистов в современной медицинской организации обусловлено тем, что от профессионализма медицинских кадров всецело зависят качество медицинской помощи, ее доступность, адекватность проблемам здоровья пациентов [17, 18].

Цель исследования — изучить особенности адаптации молодых врачей в начале трудовой деятельности в медицинских организациях первичного звена здравоохранения мегаполиса.

Материал и методы

Проведено медико-социологическое исследование, нацеленное на получение информации об особенностях адаптации молодых врачей к современным условиям работы в первичном звене здравоохранения мегаполиса. Базой исследования являлись типичные городские поликлиники Санкт-Петербурга, имеющие в своем составе 9 поликлинических отделений, обслуживающих взрослое население 3 административных районов Санкт-Петербурга. Проанкетированы 100 молодых врачей (средний возраст 27,3±3,54 года; min 24 года; max 35 лет), недавно окончивших медицинский вуз и устроившихся на работу в поликлинику. Распределение молодых врачей по стажу работы в поликлинике следующее: менее 1 года — 38,0%; от 1 года до 2 лет — 24,0%; от 2 до 3 лет — 19,0%; более 3 лет — 19,0%. Медико-социологическое исследование выполнено с помощью анкетирования. Анкета включала 49 вопросов открытого и закрытого типов. Выборка формировалась из молодых врачей, давших согласие на участие в медико-социологическом исследовании. Предварительно на основании данных пилотного исследования в пакете прикладных программ Statistica 14.0 («StatSoft Inc.», США) в модуле «Sample size calculation» рассчитывался необходимый объем выборки, требуемый для достижения 95% мощности исследования (рис. 1).

Рис. 1. Требуемый объем выборки для достижения 95% мощности исследования при изучении адаптации молодых врачей к работе в поликлинике.

Для анализа согласованности мнения молодых врачей рассчитывали коэффициент конкордации (согласованности) и оценивали его статистическую значимость. Коэффициент конкордации Кендалла (W) определяли по формуле:

,

где W — коэффициент конкордации (согласия) экспертов; S — разность между суммой квадратов рангов по каждому признаку и средним квадратом суммы рангов по каждому признаку; P — ранги; m — число экспертов; n — количество сравниваемых признаков.

Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне от 0 до 1: 0 — полная несогласованность, 1 — полное единодушие, от 0,1 до 0,3 — низкая степень согласованности, от 0,3 до 0,6 — средняя, >0,6 — высокая.

Результаты

Согласно полученным данным, период профессиональной адаптации молодых врачей к условиям работы в первичном звене здравоохранения в среднем длится до 6 мес (95,0%), в некоторых случаях он может затягиваться до 1 года (5,0%) (W=0,84, p<0,05). В период адаптации к трудовой деятельности большинство молодых врачей испытывают чувство тревожности и неуверенности в своих силах (71,0%), психологический дискомфорт (91,0%), повышенную утомляемость и снижение работоспособности (13,0%), снижение интереса к работе (6,0%), ухудшение отношений с коллегами по работе (10,0%), неготовность к осуществлению врачебной деятельности (26,0%), нехватку профессиональных знаний и навыков (20,0%) (W=0,71, p<0,05). Сложности работы в трудовом коллективе испытывают 54,0% молодых врачей (W=0,78, p<0,05), это может быть связано с неблагоприятным социально-психологическим климатом в медицинской организации (19,0%); неготовностью самостоятельно решать существующие проблемы (19,0%); необходимостью привлечения заведующего отделением и других коллег для решения проблемных ситуаций (65,0%); неудовлетворенностью собой как специалистом (89,0%); несоответствием личностных качеств требованиям врачебной профессии (11,0%) (W=0,71, p<0,05).

Большинство молодых врачей (82,0%) в полной мере ощущают себя полноправными и полноценными членами трудового коллектива, чей труд и знания оцениваются по заслугам (W=0,74, p<0,05). При этом 10,0% респондентов затруднились ответить на этот вопрос, а 7,0% — не воспринимают трудовой коллектив как союз единомышленников, поскольку не ощущают себя полноправным и полноценным членом трудового коллектива, чей труд и знания оцениваются по заслугам.

Среди стимулов, способных сделать профессию врача-терапевта более привлекательной и престижной, 8,0% молодых специалистов отметили необходимость создания престижного образа через средства массовой информации; 72,0% — возможность профессионального роста и 20,0% — увеличение заработной платы (W=0,91, p<0,05).

В числе наиболее волнующих проблем молодого специалиста оказались отсутствие достаточного уровня знаний и умений по врачебной специальности (92,0%) и недостаточный уровень профессиональных навыков (8,0%) (W=0,91, p<0,05). Наиболее часто недавние выпускники медицинских вузов испытывают трудности, связанные с лечением (66,0%), несколько реже — с диагностикой заболеваний (18,0%), их профилактикой (13,0%) и медицинской реабилитацией (3,0%) (W=0,82, p<0,05) (рис. 2). Возможно, именно по этим причинам большинство молодых врачей испытывают потребность в наставничестве со стороны более опытных коллег (91,0%) (W=0,94, p<0,05).

Рис. 2. Трудности, с которыми сталкиваются выпускники медицинских вузов в начале трудовой деятельности при оказании первичной медико-санитарной помощи.

Большинство молодых врачей (91,0%) не только рассчитывают на реальную помощь со стороны коллег, но и активно обращаются за ней в случае возникшей необходимости. В большинстве случаев (85,0%) помощь, полученная молодыми врачами со стороны коллег и руководства, оказывается своевременной и эффективной, и только 7,0% молодых врачей расценивают ее как малоэффективную, а 8,0% — как практически неэффективную (W=0,86, p<0,05). Согласно мнению молодых врачей, срок, на который необходимо закреплять наставника, должен составлять не менее 3 мес (89,0%); в редких случаях помощь наставника требуется только в течение 1-го месяца (3,0%) или в течение 6 мес (7,0%) с момента трудоустройства в медицинскую организацию (W=0,92, p<0,05).

Несмотря на сложности профессии, большинству (83%) недавних выпускников медицинских вузов нравятся выбранная ими профессия и трудовая деятельность по выбранной специальности, а 90,0% — устраивают перспективы профессионального развития, которые им предлагает руководство медицинской организации (W=0,89, p<0,05). В большинстве случаев (97,0%) руководство медицинской организации идет навстречу при решении личных вопросов, связанных с уходом в отпуск в удобное время, предоставлением отгулов и отпусков за свой счет в экстренных случаях, изменением графика работы из-за личных обстоятельств. Вместе с тем некоторые молодые врачи, работающие в первичном звене здравоохранения, планируют сменить род своей деятельности (12,0%) в дальнейшем и уволиться с работы (8,0%). Незначительное число молодых врачей (9,0%) считают, что их ожидания в отношении выбранной профессии полностью не оправдались. Основные причины несоответствия ожиданий реальной профессиональной ситуации — это состояние неудовлетворенности собой как специалистом (89,0%) и несоответствие личных качеств требованиям врачебной профессии (11,0%) (W=0,88, p<0,05). Среди обстоятельств, препятствующих выполнению профессионального долга, большинство молодых врачей отметили постоянную усталость и депрессию (84,0%), а также недостаточный уровень собственной квалификации (16,0%). При этом 4,0% респондентов сообщили, что не испытывают чувства удовлетворения от своей профессиональной деятельности. У 86,0% молодых врачей с течением времени уменьшается желание работать врачом, а у 4,0% — пропадает полностью. Этому способствуют чрезмерная бумажная работа (79,0%) и недостаточный уровень навыков лечебно-профилактической деятельности (12,0%). По истечении периода адаптации полностью удовлетворены своей работой всего 5,0% респондентов, лишь частично — 88,0%. Причины, которые в наибольшей степени вызывают неудовлетворительное отношение к своей работе, следующие: чрезмерная загруженность на работе (12,0%) и неуважительное отношение пациентов к врачам (82,0%). Основной причиной увольнения в 1-й год работы являлось: профессиональная деятельность не оправдала ожиданий (55,0%); отсутствие перспектив профессионального роста (12,0%); низкая заработная плата (9,0%); чрезмерная нагрузка за счет работы с документацией (4,0%); отсутствие поддержки как молодого специалиста (20,0%) (W=0,69, p<0,05) (рис. 3).

Рис. 3. Распределение основных причин увольнения молодых врачей в первый год трудовой деятельности.

По мнению 5,0% молодых специалистов, в их медицинском учреждении существует проблема текучести врачебных кадров. Большинство молодых врачей после увольнения из поликлиники предпочитают работать в коммерческих медицинских организациях (71,0%); ряд врачей продолжают профессиональное обучение в клинической ординатуре (12,0%); в редких случаях молодые врачи предпочитают перейти на работу в офис врачей общей практики (11,0%) или в стационар (6,0%). Совершенствование системы адаптации молодых врачей заключается в предварительном психологическом тестировании при трудоустройстве на работу; закреплении опытного и доброжелательного наставника сроком на 6 мес; закреплении за молодым специалистом опытной медицинской сестры; психологической и профессиональной поддержке со стороны коллектива; стимулировании к профессиональному росту.

Выводы

1. В числе наиболее волнующих проблем молодого специалиста оказались такие как отсутствие достаточного уровня знаний и умений по врачебной специальности и недостаточный уровень профессиональных навыков.

2. Причины, которые в наибольшей степени вызывают неудовлетворительное отношение к своей работе, — чрезмерная загруженность на работе и неуважительное отношение пациентов к врачам.

3. Комплекс организационных мероприятий по совершенствованию процесса адаптации молодых врачей должен включать: предварительное психологическое тестирование при трудоустройстве; закрепление опытного и доброжелательного наставника сроком на 6 мес; закрепление за молодым специалистом опытной медицинской сестры; психологическую и профессиональную поддержку со стороны коллектива; стимулирование к профессиональному росту.

Заключение

Адаптация начинающих врачей в медицинских организациях первичного звена здравоохранения мегаполисов представляет собой сложную и актуальную проблему, которая требует серьезного внимания и решения. В ходе нашего исследования выявлено несколько ключевых проблем, с которыми сталкиваются молодые специалисты в период начала своей трудовой деятельности. В первую очередь это высокая нагрузка и несоответствие между теоретической подготовкой и практической реальностью медицинской работы. Начинающие врачи часто ощущают давление и стресс, что может негативно сказаться на их физическом и психологическом здоровье. Отсутствие системы наставничества и поддержки со стороны более опытных коллег осложняет процесс адаптации молодых врачей. Они часто вынуждены справляться с проблемами в одиночку, что может привести к ошибкам и разочарованию. Проблемы в организации рабочего процесса и доступе к необходимым ресурсам также создают трудности для молодых специалистов. Недостаток оборудования, нерегулярное поступление медикаментов и длительное рабочее время могут снижать качество медицинской помощи и вызывать дополнительные стрессы. Все эти проблемы подчеркивают важность не только обеспечения молодых врачей необходимыми знаниями и навыками, но и создания благоприятной рабочей среды и системы поддержки. Медицинские организации, а также высшие учебные заведения и государственные органы должны совместно заниматься разработкой и внедрением мер, направленных на улучшение процесса адаптации молодых специалистов. Комплекс мер включает в себя организацию обучения на рабочем месте, создание программ наставничества, обеспечение доступа к необходимым ресурсам и контроль нагрузки на молодых врачей. Проблемы адаптации молодых врачей в медицинских организациях первичного звена здравоохранения мегаполиса требуют комплексного и скоординированного подхода со стороны всех заинтересованных сторон. Решение этих проблем способствует улучшению качества медицинской помощи и повышению уровня удовлетворенности работой начинающих врачей, что в свою очередь благоприятно сказывается на здоровье населения и работе системы здравоохранения в целом.

Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Т.Ю. Гарифуллин, М.В. Авдеева; сбор и обработка материала — Т.Ю. Гарифуллин; статистическая обработка — Т.Ю. Гарифуллин; написание текста — Т.Ю. Гарифуллин; научное редактирование — Г.Н. Мариничева, А.В. Гасанова.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.