Введение
В настоящее время в российском здравоохранении накопилось много серьезных кадровых проблем, в ряду главных из них — низкий уровень планирования кадров, дефицит многих категорий медицинских работников, серьезные диспропорции в их составе, высокая текучесть кадров, особенно среди молодых врачей-специалистов [1—3]. Вместе с тем не только российское здравоохранение, но и системы здравоохранения других стран сталкиваются со сложностями в процессе укомплектования врачами организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь [4—7]. Однако за рубежом сглаживание возникающего дефицита осуществляется путем привлечения социальных работников в сферу медицинского обслуживания, что способствует снижению нагрузки медицинского персонала путем делегирования части полномочий неклиническому персоналу [8].
За последнее десятилетие врачи стали более подвержены психоэмоциональному выгоранию на фоне специфических условий труда, постоянного профессионального стресса, усиления организационного контроля со стороны администрации и страховых компаний, необходимости обслуживания непрерывного потока пациентов, нехватки времени для оказания должного внимания каждому пациенту, переработки больших объемов разнородной информации, необходимости освоения новых медицинских технологий, высокой профессиональной, социальной и юридической ответственности за результаты лечения [9, 10]. При этом появление психоэмоционального дискомфорта и отсутствие заботы руководства о благополучии врачей в значительной степени обусловливают решение врачей уйти из профессии [10, 11].
Согласно данным метаанализа, включающего в себя 40 348 студентов-медиков со всего мира, глобальный уровень тревожности у будущих врачей составил 33,8% [12]. Начало самостоятельной врачебной деятельности может усугубить и без того непростую ситуацию. Молодые врачи, только что получившие дипломы, сталкиваются с трудностями перехода от теоретической подготовки к реальной медицинской практике. Адаптация персонала в медицинской организации является неотъемлемой составляющей частью общей системы качественной и безопасной медицинской деятельности как в конкретном учреждении, так и на уровне субъекта Российской Федерации [13, 14]. Для улучшения профессиональной адаптации выпускников медицинского вуза необходимо «управление» факторами, стимулирующими вовлеченность молодых врачей в медицинскую деятельность, с помощью мер социальной поддержки специалистов, наставничества, создания благоприятного организационного климата и «конфликт-менеджмента» [7, 11, 15]. Системный подход и проектное управление на уровне региона позволяют в короткие сроки выстроить оптимальную систему адаптации молодых сотрудников и масштабировать опыт участников проекта как во всех медицинских организациях региона, так и за его пределами [16]. Целевое предназначение кадровой технологии адаптации молодых специалистов в современной медицинской организации обусловлено тем, что от профессионализма медицинских кадров всецело зависят качество медицинской помощи, ее доступность, адекватность проблемам здоровья пациентов [17, 18].
Цель исследования — изучить особенности адаптации молодых врачей в начале трудовой деятельности в медицинских организациях первичного звена здравоохранения мегаполиса.
Материал и методы
Проведено медико-социологическое исследование, нацеленное на получение информации об особенностях адаптации молодых врачей к современным условиям работы в первичном звене здравоохранения мегаполиса. Базой исследования являлись типичные городские поликлиники Санкт-Петербурга, имеющие в своем составе 9 поликлинических отделений, обслуживающих взрослое население 3 административных районов Санкт-Петербурга. Проанкетированы 100 молодых врачей (средний возраст 27,3±3,54 года; min 24 года; max 35 лет), недавно окончивших медицинский вуз и устроившихся на работу в поликлинику. Распределение молодых врачей по стажу работы в поликлинике следующее: менее 1 года — 38,0%; от 1 года до 2 лет — 24,0%; от 2 до 3 лет — 19,0%; более 3 лет — 19,0%. Медико-социологическое исследование выполнено с помощью анкетирования. Анкета включала 49 вопросов открытого и закрытого типов. Выборка формировалась из молодых врачей, давших согласие на участие в медико-социологическом исследовании. Предварительно на основании данных пилотного исследования в пакете прикладных программ Statistica 14.0 («StatSoft Inc.», США) в модуле «Sample size calculation» рассчитывался необходимый объем выборки, требуемый для достижения 95% мощности исследования (рис. 1).
Рис. 1. Требуемый объем выборки для достижения 95% мощности исследования при изучении адаптации молодых врачей к работе в поликлинике.
Для анализа согласованности мнения молодых врачей рассчитывали коэффициент конкордации (согласованности) и оценивали его статистическую значимость. Коэффициент конкордации Кендалла (W) определяли по формуле:
,
где W — коэффициент конкордации (согласия) экспертов; S — разность между суммой квадратов рангов по каждому признаку и средним квадратом суммы рангов по каждому признаку; P — ранги; m — число экспертов; n — количество сравниваемых признаков.
Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне от 0 до 1: 0 — полная несогласованность, 1 — полное единодушие, от 0,1 до 0,3 — низкая степень согласованности, от 0,3 до 0,6 — средняя, >0,6 — высокая.
Результаты
Согласно полученным данным, период профессиональной адаптации молодых врачей к условиям работы в первичном звене здравоохранения в среднем длится до 6 мес (95,0%), в некоторых случаях он может затягиваться до 1 года (5,0%) (W=0,84, p<0,05). В период адаптации к трудовой деятельности большинство молодых врачей испытывают чувство тревожности и неуверенности в своих силах (71,0%), психологический дискомфорт (91,0%), повышенную утомляемость и снижение работоспособности (13,0%), снижение интереса к работе (6,0%), ухудшение отношений с коллегами по работе (10,0%), неготовность к осуществлению врачебной деятельности (26,0%), нехватку профессиональных знаний и навыков (20,0%) (W=0,71, p<0,05). Сложности работы в трудовом коллективе испытывают 54,0% молодых врачей (W=0,78, p<0,05), это может быть связано с неблагоприятным социально-психологическим климатом в медицинской организации (19,0%); неготовностью самостоятельно решать существующие проблемы (19,0%); необходимостью привлечения заведующего отделением и других коллег для решения проблемных ситуаций (65,0%); неудовлетворенностью собой как специалистом (89,0%); несоответствием личностных качеств требованиям врачебной профессии (11,0%) (W=0,71, p<0,05).
Большинство молодых врачей (82,0%) в полной мере ощущают себя полноправными и полноценными членами трудового коллектива, чей труд и знания оцениваются по заслугам (W=0,74, p<0,05). При этом 10,0% респондентов затруднились ответить на этот вопрос, а 7,0% — не воспринимают трудовой коллектив как союз единомышленников, поскольку не ощущают себя полноправным и полноценным членом трудового коллектива, чей труд и знания оцениваются по заслугам.
Среди стимулов, способных сделать профессию врача-терапевта более привлекательной и престижной, 8,0% молодых специалистов отметили необходимость создания престижного образа через средства массовой информации; 72,0% — возможность профессионального роста и 20,0% — увеличение заработной платы (W=0,91, p<0,05).
В числе наиболее волнующих проблем молодого специалиста оказались отсутствие достаточного уровня знаний и умений по врачебной специальности (92,0%) и недостаточный уровень профессиональных навыков (8,0%) (W=0,91, p<0,05). Наиболее часто недавние выпускники медицинских вузов испытывают трудности, связанные с лечением (66,0%), несколько реже — с диагностикой заболеваний (18,0%), их профилактикой (13,0%) и медицинской реабилитацией (3,0%) (W=0,82, p<0,05) (рис. 2). Возможно, именно по этим причинам большинство молодых врачей испытывают потребность в наставничестве со стороны более опытных коллег (91,0%) (W=0,94, p<0,05).
Рис. 2. Трудности, с которыми сталкиваются выпускники медицинских вузов в начале трудовой деятельности при оказании первичной медико-санитарной помощи.
Большинство молодых врачей (91,0%) не только рассчитывают на реальную помощь со стороны коллег, но и активно обращаются за ней в случае возникшей необходимости. В большинстве случаев (85,0%) помощь, полученная молодыми врачами со стороны коллег и руководства, оказывается своевременной и эффективной, и только 7,0% молодых врачей расценивают ее как малоэффективную, а 8,0% — как практически неэффективную (W=0,86, p<0,05). Согласно мнению молодых врачей, срок, на который необходимо закреплять наставника, должен составлять не менее 3 мес (89,0%); в редких случаях помощь наставника требуется только в течение 1-го месяца (3,0%) или в течение 6 мес (7,0%) с момента трудоустройства в медицинскую организацию (W=0,92, p<0,05).
Несмотря на сложности профессии, большинству (83%) недавних выпускников медицинских вузов нравятся выбранная ими профессия и трудовая деятельность по выбранной специальности, а 90,0% — устраивают перспективы профессионального развития, которые им предлагает руководство медицинской организации (W=0,89, p<0,05). В большинстве случаев (97,0%) руководство медицинской организации идет навстречу при решении личных вопросов, связанных с уходом в отпуск в удобное время, предоставлением отгулов и отпусков за свой счет в экстренных случаях, изменением графика работы из-за личных обстоятельств. Вместе с тем некоторые молодые врачи, работающие в первичном звене здравоохранения, планируют сменить род своей деятельности (12,0%) в дальнейшем и уволиться с работы (8,0%). Незначительное число молодых врачей (9,0%) считают, что их ожидания в отношении выбранной профессии полностью не оправдались. Основные причины несоответствия ожиданий реальной профессиональной ситуации — это состояние неудовлетворенности собой как специалистом (89,0%) и несоответствие личных качеств требованиям врачебной профессии (11,0%) (W=0,88, p<0,05). Среди обстоятельств, препятствующих выполнению профессионального долга, большинство молодых врачей отметили постоянную усталость и депрессию (84,0%), а также недостаточный уровень собственной квалификации (16,0%). При этом 4,0% респондентов сообщили, что не испытывают чувства удовлетворения от своей профессиональной деятельности. У 86,0% молодых врачей с течением времени уменьшается желание работать врачом, а у 4,0% — пропадает полностью. Этому способствуют чрезмерная бумажная работа (79,0%) и недостаточный уровень навыков лечебно-профилактической деятельности (12,0%). По истечении периода адаптации полностью удовлетворены своей работой всего 5,0% респондентов, лишь частично — 88,0%. Причины, которые в наибольшей степени вызывают неудовлетворительное отношение к своей работе, следующие: чрезмерная загруженность на работе (12,0%) и неуважительное отношение пациентов к врачам (82,0%). Основной причиной увольнения в 1-й год работы являлось: профессиональная деятельность не оправдала ожиданий (55,0%); отсутствие перспектив профессионального роста (12,0%); низкая заработная плата (9,0%); чрезмерная нагрузка за счет работы с документацией (4,0%); отсутствие поддержки как молодого специалиста (20,0%) (W=0,69, p<0,05) (рис. 3).
Рис. 3. Распределение основных причин увольнения молодых врачей в первый год трудовой деятельности.
По мнению 5,0% молодых специалистов, в их медицинском учреждении существует проблема текучести врачебных кадров. Большинство молодых врачей после увольнения из поликлиники предпочитают работать в коммерческих медицинских организациях (71,0%); ряд врачей продолжают профессиональное обучение в клинической ординатуре (12,0%); в редких случаях молодые врачи предпочитают перейти на работу в офис врачей общей практики (11,0%) или в стационар (6,0%). Совершенствование системы адаптации молодых врачей заключается в предварительном психологическом тестировании при трудоустройстве на работу; закреплении опытного и доброжелательного наставника сроком на 6 мес; закреплении за молодым специалистом опытной медицинской сестры; психологической и профессиональной поддержке со стороны коллектива; стимулировании к профессиональному росту.
Выводы
1. В числе наиболее волнующих проблем молодого специалиста оказались такие как отсутствие достаточного уровня знаний и умений по врачебной специальности и недостаточный уровень профессиональных навыков.
2. Причины, которые в наибольшей степени вызывают неудовлетворительное отношение к своей работе, — чрезмерная загруженность на работе и неуважительное отношение пациентов к врачам.
3. Комплекс организационных мероприятий по совершенствованию процесса адаптации молодых врачей должен включать: предварительное психологическое тестирование при трудоустройстве; закрепление опытного и доброжелательного наставника сроком на 6 мес; закрепление за молодым специалистом опытной медицинской сестры; психологическую и профессиональную поддержку со стороны коллектива; стимулирование к профессиональному росту.
Заключение
Адаптация начинающих врачей в медицинских организациях первичного звена здравоохранения мегаполисов представляет собой сложную и актуальную проблему, которая требует серьезного внимания и решения. В ходе нашего исследования выявлено несколько ключевых проблем, с которыми сталкиваются молодые специалисты в период начала своей трудовой деятельности. В первую очередь это высокая нагрузка и несоответствие между теоретической подготовкой и практической реальностью медицинской работы. Начинающие врачи часто ощущают давление и стресс, что может негативно сказаться на их физическом и психологическом здоровье. Отсутствие системы наставничества и поддержки со стороны более опытных коллег осложняет процесс адаптации молодых врачей. Они часто вынуждены справляться с проблемами в одиночку, что может привести к ошибкам и разочарованию. Проблемы в организации рабочего процесса и доступе к необходимым ресурсам также создают трудности для молодых специалистов. Недостаток оборудования, нерегулярное поступление медикаментов и длительное рабочее время могут снижать качество медицинской помощи и вызывать дополнительные стрессы. Все эти проблемы подчеркивают важность не только обеспечения молодых врачей необходимыми знаниями и навыками, но и создания благоприятной рабочей среды и системы поддержки. Медицинские организации, а также высшие учебные заведения и государственные органы должны совместно заниматься разработкой и внедрением мер, направленных на улучшение процесса адаптации молодых специалистов. Комплекс мер включает в себя организацию обучения на рабочем месте, создание программ наставничества, обеспечение доступа к необходимым ресурсам и контроль нагрузки на молодых врачей. Проблемы адаптации молодых врачей в медицинских организациях первичного звена здравоохранения мегаполиса требуют комплексного и скоординированного подхода со стороны всех заинтересованных сторон. Решение этих проблем способствует улучшению качества медицинской помощи и повышению уровня удовлетворенности работой начинающих врачей, что в свою очередь благоприятно сказывается на здоровье населения и работе системы здравоохранения в целом.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — Т.Ю. Гарифуллин, М.В. Авдеева; сбор и обработка материала — Т.Ю. Гарифуллин; статистическая обработка — Т.Ю. Гарифуллин; написание текста — Т.Ю. Гарифуллин; научное редактирование — Г.Н. Мариничева, А.В. Гасанова.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.