Введение
Вирус SARS-CoV-2 (Severe acute respiratory syndrome-related coronavirus 2 — коронавирус 2), непрерывно меняясь, продолжает циркулировать в популяции [1—8]. В большинстве случаев повторное заболевание протекает легче вследствие как иммунного ответа, так и меньшей патогенности вируса. Вероятность летального исхода при повторном инфицировании ниже на 61%. В большинстве случаев острый воспалительный процесс обратим: подавляется инфекция, резорбируется альвеолярный экссудат, рассасывается воспалительный инфильтрат. В литературе подробно описаны осложнения после инфицирования SARS-CoV-2 и присоединения бактериальной флоры. Но нет публикаций о случаях развития септических осложнений и присоединения бактерий из рода ацинетобактеров (редкий вид Acinetobacter baumannii) после повторного инфицирования вирусом, вызывающим COVID-19 (Coronavirus disease 2019 — коронавирусная болезнь 2019). Регуляторные механизмы иммунных процессов характеризуются гиперэкспрессией, что ведет к развитию иммуносупрессивного статуса и снижению активности иммунных процессов в ответ на агрессию инфекции [7, 8]. В связи с актуальностью проблемы представляем клинический случай вирусно-бактериальной пневмонии с развитием септического миокардита и септикопиемии после повторного заражения SARS-CoV-2.
Описание клинического случая
Больной К., 44 лет, находился на лечении в инфекционном отделении БУ Чувашской Республики «Новочебоксарская городская больница» Минздрава Чувашской Республики. Отмечал жалобы на одышку, боль в груди, сухой кашель, учащенное сердцебиение.
Из анамнеза заболевания: в течение 2 нед, предшествующих госпитализации, отмечал повышение температуры тела в пределах 37,3—37,4 °C. В последние 3 дня температура тела достигала 38,0—38,7 °C, появился влажный кашель. Пациент самостоятельно принимал противовирусные препараты, без видимого эффекта. В течение нескольких дней беспокоили боли в области сердца. В связи с этим пациент вызвал скорую медицинскую помощь и доставлен в приемное отделение.
Из анамнеза известно, что несколько месяцев назад перенес инфекцию COVID-19 в легкой форме (диагноз подтвержден с помощью полимеразной цепной реакции — ПЦР), без признаков пневмонии. На диспансерном учете по поводу хронических заболеваний не состоял.
При поступлении: температура тела 38,3 °C. Органы дыхания: при аускультации дыхание жесткое, в нижних отделах ослаблено, хрипы, количество дыхательных движений 36 в 1 мин, SaO2 61%. Сердечно-сосудистая система: тоны сердца приглушены. Артериальное давление 90/40 мм рт.ст. Оценка состояния по шкале NEWS2 составляла 11 баллов.
Результаты обследования следующие. Общий анализ крови: л. 39,8 (референсные значения 3,39—8,86) 109/л, н. 96 (1,50—5,00) 109/л, лимф. 12 (1,05—2,87)109/л, СОЭ: 82,0 (0,0—35,0) мм/ч.
Биохимический анализ крови: С-реактивный белок 121 (0—6) мг/л, лактатдегидрогеназа 544,0 (207,0—414,0) Ед/л, прокальцитонин 2 (0—0,064) нг/мл. Коагулограмма: D-димер 452,00 (0,00—440,00) нг/мл, протромбиновый индекс 127,4 (80,0—125,0)%, международное нормализованное отношение 1,98 (0,81—1,25), фибриноген 5,4 (1,6—4,0) г/л.
На компьютерной томографии (КТ) органов грудной клетки (ОГК) отмечалась двусторонняя вирусная интерстициальная пневмония с поражением легких в пределах 54%. Выявлена РНК SARS-CoV-2. По результатам электрокардиограммы отмечался синусовый ритм с частотой сердечных сокращений 101 уд. в 1 мин, определялся отрицательный зубец T — 1,0 мм в aVL. QT 0,35 с, косовосходящая депрессия сегмента ST в V6 1,0 мм.
Начата интенсивная терапия: антибактериальная, кислородотерапия, инфузионная, симптоматическая. Несмотря на начатое лечение, состояние ухудшалось, произошла остановка дыхания, констатирована биологическая смерть. Установлен клинический диагноз: новая коронавирусная инфекция COVID-19, вирус идентифицирован, тяжелое течение. Осложнения основного заболевания: двусторонняя вирусная интерстициальная пневмония (поражение легочной паренхимы 54%). Острый респираторный дистресс-синдром. Сепсис.
При секционном исследовании в органах дыхания выявлены следующие изменения: в просвете верхних дыхательных путей скудное количество пенисто-слизистых масс, слизистые оболочки умеренно полнокровные, отечные. На разрезах ткань легких серо-красного цвета, повышенного кровенаполнения, с поверхности разрезов стекало большое количество пенистой жидкости. При гистологическом исследовании: интерстициальный отек легочной ткани, внутрисосудистые скопления тромбоцитов, инфильтрация стенок альвеол лейкоцитами, по контуру альвеол — гиалиновые мембраны. Определялись мелкие очаги с гнойным экссудатом в альвеолах, местами в разных полях зрения выявлялись слущенные альвеолоциты, клеточная инфильтрация (рис. 1 на цв. вклейке).
Рис. 1. Гистологические изменения в легочной ткани: альвеолы заполнены воспалительным инфильтратом, очаги деструкции с микроабсцессами.
Окраска гематоксилином и эозином, ×400.
Сердце — при макроскопическом исследовании отмечено увеличение в размерах, «дряблый» вид, в толще миокарда выявлялись очаги кровоизлияний. При микроскопическом исследовании определялся интерстициальный отек, в миокарде — диффузные воспалительные инфильтраты, в составе которых нейтрофилы, гистиоциты, лимфоциты (рис. 2 на цв. вклейке). Выявлены дистрофические и некробиотические изменения, контрактурные повреждения миоцитов, глыбчатый распад миофибрилл. Размер селезенки не изменен, отсутствовала дряблость, отмечены гиперплазия лимфоидных фолликулов, скопление лейкоцитов в красной пульпе селезенки. Обнаружены тромбоцитарные и эритроцитарные микроагрегаты в микроциркуляторном русле, скопления нейтрофильных гранулоцитов в просвете сосудов (лейкостазы).
Рис. 2. Гистологические изменения в миокарде: диффузная воспалительная инфильтрация, некробиотические признаки фрагментированных кардиомиоцитов.
Окраска гематоксилином и эозином, ×900.
При вирусологическом исследовании ткани легких и сердца выявлена РНК SARS-CoV-2. По данным микробиологического исследования, в ткани легкого отмечался массивный рост Acinetobacter baumannii. Сформулирован патолого-анатомический диагноз. Основное заболевание: новая коронавирусная инфекция COVID-19. Двусторонняя мелкоочаговая полисегментарная вирусно-бактериальная пневмония. Осложнения: сепсис, септикопиемия; септический миокардит. Отек легких.
Обсуждение
Для развития септических осложнений наибольшее значение имеют вид возбудителя с его антигенными свойствами, чувствительность микроорганизма к антибиотикам, сопутствующие заболевания дыхательных путей, а также других органов и систем, нарушающие местную и общую реактивность. В описываемом случае после повторного заражения на фоне течения вирусной инфекции имело место присоединение Acinetobacter baumannii с развитием генерализованного воспаления. Acinetobacter baumannii — патоген, вызывающий тяжелые внутрибольничные инфекции, а также внебольничные пневмонии, особенно у людей с ослабленным иммунитетом и полиорганными заболеваниями. Невозможность иммунной системы пациента справиться с патогеном приводит к развитию чрезмерно сильного воспаления и иммуносупрессии [8]. В результате аномальная активность иммунной системы обусловливает повреждение тканей [6, 9].
В описываемом случае произошла генерализация процесса с развитием септикопиемии и септического миокардита. Поражение сердца считается важным звеном формирования синдрома полиорганной недостаточности.
Следует отметить особенность случая, связанную с локализацией процесса. Септикопиемия характеризуется гнойными очагами в субэндокардиальном отделе, пристеночном эндокарде и на клапанах сердца [5]. Вероятно, диффузная локализация процесса в миокарде могла быть связана с особенностями возбудителя заболевания на фоне инфицирования SARS-CoV-2. В определенной мере специфичным макроскопическим признаком сепсиса является изменение органов иммуногенеза, в частности селезенки, которая увеличивается иногда в 2—3 раза и более. Характерен обильный соскоб. При гистологическом исследовании отмечается увеличение количества клеток миелоидного ряда в красной пульпе. В описываемом случае селезенка не была увеличенной и дряблой. Такое встречается, в частности, у ослабленных больных. Отсутствие увеличения селезенки считается плохим прогностическим признаком.
Заключение
Особенность представленного клинического случая заключалась в диффузной локализации процесса в миокарде, что не встречается при сепсисе, и в отсутствии макроскопических изменений в селезенке.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.