В 2022 г. исполняется 60 лет ФГБУ НМИЦ «ЦНИИС и ЧЛХ» Минздрава России и 100 лет клинике челюстно-лицевой хирургии института. Клиника челюстно-лицевой хирургии был создана задолго до создания ЦНИИС и ЧЛХ как отделение челюстно-лицевой хирургии Московского лечебно-протезного института.
Первая мировая и Гражданская войны оставили после себя огромное количество искалеченных военнослужащих. Множество инвалидов нуждалось в оказании специализированной помощи. Поэтому в 1921 г. был создан Московский лечебно-протезный институт, который возглавил Н.Н. Приоров (в последствии Центральный институт травматологии и ортопедии — ЦИТО). Роль Московского лечебно-протезного института заключалась не только в создании лечебно-протезного дела в стране. Кроме протезно-ортопедического отдела, в институте были открыты травматологическое отделение, отделение челюстно-лицевой хирургии, отделение по лечению стенозов горла. В 1922 г. созданное отделение челюстно-лицевой хирургии Московского лечебно-протезного института возглавил Александр Эдуардович Рауэр (1871—1948 гг., рис. 1). В послевоенные годы большое количество бойцов имели обезображенные лица, требовавшие большого искусства в восстановлении утраченных функциональных и эстетических форм. А.Э. Рауэр весь свой опыт большого хирурга сконцентрировал на этом труднейшем направлении практической хирургии, отходя от примитивных хирургических операций на лице и челюстях, которые проводились в этот период, создал свое направление и свою школу.
Рис. 1. Проф. А.Э. Рауэр.
Маленькое отделение челюстно-лицевых раненых, всего 20 коек, было единственным не только в Москве, но и во всем Советском Союзе. В отделении разрабатывались и внедрялись новые оперативные способы лечения, совершенствовались старые методы. В те годы А.Э. Рауэр был единственным специалистом в области челюстно-лицевой хирургии. Высокие достижения в решении важнейших проблем челюстно-лицевой хирургии привлекали к нему большое количество людей, заинтересовавшихся новой специальностью. В 1927 г. А.Э. Рауэр пригласил на работу в свое отделение на должность экстерна, а затем старшего преподавателя Николая Михайловича Михельсона (1883—1963 гг., рис. 2), который стал его лучшим учеником, ближайшим помощником и продолжателем. Н.М. Михельсон вместе с А.Э Рауэром стали основоположниками клиники челюстно-лицевой хирургии, которая стала ведущим научным и педагогическим центром страны. Многие достижения в челюстно-лицевой хирургии связаны с именем Н.М. Михельсона.
Рис. 2. Проф. Н.М. Михельсон.
Разработка методов пластической хирургии челюстно-лицевой области была особенно важной, так как множество раненых нуждались в сложных восстановительных операциях на лице. В 30-е годы прошлого столетия А.Э Рауэром опубликованы монографии о способах оказания помощи при огнестрельных ранениях лица. Н.М. Михельсон, в свою очередь, является автором нескольких монографий, в которых подробно изложены принципы планового хирургического лечения пациентов с дефектами и деформациями лица. Им же создана классификация рубцовых поражений поверхностных тканей. Монография «Применение трупного хрящ в клинике» (1946 г.), дала хирургам возможность использовать для замещения дефектов твердых тканей, доступный материал, легко поддающийся обработке. Большой опыт, накопленный Н.М. Михельсоном и А.Э Рауэром, был обобщен в руководстве «Пластические операции на лице» (1-е издание 1943 г., 2-е — 1946 г.). За эту книгу, содержащую результаты научных исследований и описание новых,оригинальных методов хирургического лечения, получивших широкое применение в практике, в 1946 г. авторам была присуждена Государственная премия СССР.
В 1930 г. на базе челюстно-лицевого отделения был создан курс челюстно-лицевой хирургии, реорганизованный в 1932 г., кафедру челюстно-лицевой хирургии. С 1932 по 1948 г. кафедрой руководил проф. А.Э. Рауэр. После смерти А.Э. Рауэра (1948 г.) и по 1962 г. кафедру возглавлял проф. Н.М. Михельсон.
Ближайшим и талантливым учеником А.Э. Рауэра был Федор Михайлович Хитров (1903—1986 гг., рис. 3).
Рис. 3. Проф. Ф.М. Хитров — основатель клиники челюстно-лицевой хирургии ЦНИИС.
После окончания медицинского факультета Северо-Кавказского университета в 1927 г. Ф.М. Хитров в течение 5 лет овладевал основами общей хирургии под руководством замечательного отечественного хирурга Н.И. Напалкова. Поступив в 1932 г. в аспирантуру ЦИТО, Ф.М. Хитров работал вначале в хирургическом отделении, где проявлял особый интерес к вопросам черепно-мозговой травмы, а затем — в ортопедическом отделении, где им была выполнена кандидатская диссертация «Пластика мышц голени при последствиях детского паралича». Переход Федора Михайловича в челюстно-лицевое отделение и совместная работа с А.Э. Рауэром и Н.М. Михельсоном, определили его дальнейшую научную и практическую деятельность.
Блестящие хирургические способности, умение планировать и реализовывать задуманное в сложных оперативных вмешательствах при различных заболеваниях и дефектах лица и шеи — вывели Ф.М. Хитрова в число ведущих отечественных и мировых хирургов-пластиков.
Ф.М. Хитровым был разработан целый ряд новых оперативных методик, среди которых выдающееся место принадлежит ринопластике. Им была предложена методика формирования носа с использованием тканей из отдаленных участков человеческого тела. В 1949 г. защищена докторская диссертация «Пластика носа филатовским стеблем после огнестрельных повреждений». Ф.М. Хитров теоретически обосновал и практически разработал методики восстановления целостности глотки, гортани, трахеи и пищевода. В 1964 г. за свой классический труд «Дефекты и рубцовые заращения глотки, шейного отдела пищевода, гортани и трахеи и методика их устранения» Ф.М. Хитров был удостоен Ленинской премии.
В 1946 г. Ф.М. Хитров возглавил отделение челюстно-лицевой хирургии «Центрального института травматологии и ортопедии», которая в 1962 г. вошло в состав вновь созданного «Центрального научно-исследовательского института стоматологии».
Центральный научно-исследовательский институт стоматологии был создан в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР №738 от 12.08.61 и приказом Минздрава СССР №462 от 25.09.62. Первым директором ЦНИИС был проф., а затем академик АМН СССР Анатолий Иванович Рыбаков (1917—1993).
При создании ЦНИИС эпицентром института стала клиника челюстно-лицевой хирургии, которую возглавлял проф. Ф.М. Хитров. С 30-х до 70-х годов ХХ века основным пластическим материалом для восстановления утраченных тканей являлся «филатовский стебель». В эти годы были сформулированы этапы операций и разработаны оригинальные способы пластики с помощью «филатовского стебля». Ф.М. Хитровым разработаны принципы устранения дефектов и деформаций лица, при которых проводили восстановление не только наружного носа, но также формирование его основания, верхней губы, неба, глазниц.
Такой всеобъемлющий подход к пластике лица с применением филатовского стебля стал возможен благодаря разработанной методике переноса ножек стебля, системе последующей его тренировки, которая способствовала развитию кровеносных сосудов. Подробная разработка этапов и принципов оперативного лечения, миграции филатовского стебля к дефекту стали важным руководством для хирургов в планировании операций и расчете площади кожного лоскута, необходимого для устранения дефекта.
Ф.М. Хитровым, его учениками и сотрудниками работавшими в 60-90-е годы прошлого столетия в клинике ЦНИИС проф. В.С Дмитриева, проф. Е.В. Груздкова, проф. Г.В. Кручинский, проф. В.М. Мессина, проф. В.М. Безруков, проф. В.П. Ипполитов, проф. Л.А. Брусова разрабатывались и внедрялись методы лечения врожденных деформаций, сосудистых и пигментных образований лица, методы ортогнатической хирургии, лечения повреждений лицевого нерва. В эти годы были начаты работы по изучению возможностей использование синтетических материалов для коррекции формы лица. На базе ЦНИИС под руководством Е.В. Груздковой и непосредственном участии Л.А. Брусовой была создана лаборатория полимерных материалов.
Несмотря на несовершенство хирургического оборудования и инструментов — скальпели для операций затачивали самостоятельно, в качестве шовного материала использовали конский волос, за которым ездили на мясокомбинат — сотрудники клиники челюстно-лицевой хирургии добивались высоких результатов.
В 1991 г. клинику челюстно-лицевой хирургии возглавил ученик Ф.М. Хитрова — проф. В.М. Безруков (1934—2007 гг., рис. 4), который активно способствовал разработке новых методов лечения с использованием новейших достижений мировой медицинской науки. В.М. Безруковым совместно с проф. В.П. Ипполитовым (1932—2008 гг.) были начаты исследования по лечению тяжелых черепно-лицевых врожденных пороков развития — гипертеллоризма, краниостеноза и других синдромов. Эти операции выполнялись совместно с нейрохирургами. В течение 13 лет (с 1991 по 2004 г.) В.М. Безруков возглавлял ЦНИИ Стоматологии МЗ РФ, в 1997 г. — был избран член-корреспондентом РАМН.
Рис. 4. Проф. В.М. Безруков — ученик Ф.М. Хитрова, директор ЦНИИС МЗ РФ в 1991—2004 гг.
С 2004 по 2019 г. директором ЦНИИС был назначен проф. А.А. Кулаков (рис. 5), который руководил научной и практической деятельностью института. Анатолий Алесеевич Кулаков — российский хирург, видный ученый в области челюстно-лицевой хирургии и дентальной имплантации. Под его руководством активно осуществляется развитие научного направления «Разработка и совершенствование методов хирургического лечения воспалительных заболеваний и приобретенных дефектов и деформаций челюстно-лицевой области и хирургической имплантологии», основными приоритетами которого являются: разработка и усовершенствование методов диагностики и лечения больных с дефектами и деформациями черепно-челюстно-лицевой области на основе новых технологических возможностей реконструктивной восстановительной хирургии, хирургические аспекты имплантации, математическое моделирование, экспериментальные исследования по использованию различных материалов для стимуляции остеогенеза при имплантации, разработка новых конструкций зубных имплантатов.
Рис. 5. Академик РАН А.А. Кулаков — директор ФГБУ НМИЦ «ЦНИИС и ЧЛХ» МЗ РФ в 2004—2019 гг.
В 2005 г. клинику челюстно лицевой хирургии возглавил д.м.н., проф. Неробеев Александр Иванович (1938—2021 гг, рис. 6). А.И. Неробеев, ученик проф. Валентины Станиславовны Дмитриевой (1921—1998 гг.) — один из основоположников современной пластической хирургии и микрохирургии головы и шеи. Под его руководством в 2005 г. был создан Центр реконструктивной черепно-челюстно-лицевой хирургии.
Рис. 6. Проф. А.И. Неробеев — один из основоположников современной пластической хирургии и микрохирургии головы и шеи.
В настоящее время заведующей отделом разработки высокотехнологичных методов реконструктивной челюстно-лицевой хирургии ФГБУ НМИЦ «ЦНИИС и ЧЛХ» МЗ России и руководителем Клиники ЧЛХ является д.м.н. Тамара Зурабовна Чкадуа, ученица проф. Л.А. Брусовой (рис. 7).
Рис. 7. Проф. Л.А. Брусова — один из основоположников по разработке и применению силоксановых материалов в лечении больных с врожденными и приобретенными деформациями лица.
Благодаря своей профессиональной работоспособности Т.З. Чкадуа (рис. 8) удается совмещать работу челюстно-лицевого хирурга с научной работой. С 2019 г. Тамара Зурабовна Чкадуа — заместитель директора по клинической и научной работе (челюстно-лицевая и пластическая хирургия).
Рис. 8. Д.м.н. Т.З. Чкадуа — заместитель директора по клинической и научной работе, заведующая отделением реконструктивной челюстно-лицевой и пластической хирургии ФГБУ НМИЦ «ЦНИИС и ЧЛХ» МЗ РФ.
С 2013 г. отделением челюстно-лицевой хирургии ФГБУ НМИЦ «ЦНИИС и ЧЛХ» руководит д.м.н. Сергей Борисович Буцан, который является высококлассным хирургом. В сферы интереса д.м.н. С.Б. Буцана входят оперативные вмешательства по восстановлению костей лицевого скелета, опорно-контурная пластика с применением костных аутотрансплантатов и индивидуально изготовленных имплантатов, операция по невропластике для восстановления трофики и чувствительности мимической мускулатуры лица и др. В 2022 г. им опубликована монография «Реконструктивная хирургия лица. Современные методы и принципы», в соавторстве с сотрудниками отделения д.м.н. Е.В. Вербо и к.м.н. К.С. Гилевой. В монографии обобщен опыт накопленный сотрудниками отделения в области реконструктивной хирургии челюстно-лицевой области.
Ежегодно в Клинике выполняется более 3000 высокотехнологических восстановительных операций, отвечающих всем современным требованиям. В отделении проводятся операции пациентам из всех регионов России. Клиника оснащена уникальным оборудованием и располагает высококлассными специалистами, такими как проф. Л.А. Брусова, Т.З. Чкадуа, С.Б. Буцан, З.Ю. Висаитова, М.Н. Большаков, К.С. Салихов, П.В. Либин, Ш.Н. Йигиталиев, Г.Г. Чхаидзе, Т.Д. Чолокава и др.
С гордостью можно сказать, что на сегодня нет такой операции в челюстно-лицевой области, которая не могла бы быть проведена в нашем институте.
Основные направления лечебной и научной деятельности отделения ЧЛХ:
— устранение врожденных и приобретенных деформаций лица, верхней губы, неба, носа с восстановлением костно-опорного скелета и не достающего мягко-тканного компонента лица;
— восстановление тотального или частичного дефекта носа, ушных раковин, глотки, шейного отдела пищевода;
— лечение пациентов с переломами костей лицевого скелета с применением сложных лоскутов при восстановлении тканей, состоящих из костной, мышечной тканей и кожи с использованием микрохирургических методов;
— совместно с сотрудниками отделения ортодонтии разработаны оригинальные методы коррекции окклюзии зубных рядов;
— устранение эстетических диспропорций (асимметрии) лица;
— восстановление движения мышц лица при парезах и параличах с использованием методов нейрорафии, комбинированной нейропластики, нейро- и мионевротизации;
— проводятся все виды косметических операций, в том числе омолаживающие при возрастных изменениях.
Киника челюстно-лицевой хирургии ФГБУ НМИЦ ЦНИИС и ЧЛХ МЗ РФ с момента своего основания и до настоящего времени является основным научно-практическим центром челюстно-лицевой хирургии. Специалисты нашего института внесли весомый вклад в официальное выделение челюстно-лицевой хирургии в самостоятельную хирургическую специальность.
В большинстве своем пациенты клиники — это пациенты с комбинированными дефектами лица. Эти изменения чаще всего наступают после травм, огнестрельных ранений, комбинированного лечения опухолей и
Основная задача при лечении пациентов с дефектами лица — полноценное анатомо-функционального восстановление утраченной зоны лица. В настоящее время микрохирургическая аутотрансплантация достигла качественно нового уровня развития и стала неотъемлемой частью челюстно-лицевой хирургии, без которой невозможно представить полноценную реабилитацию больных с обширными комбинированными дефектами лица. Значительно расширился спектр применяемых аутотрансплантатов: малоберцовая кость, ребро с включением передней зубчатой мышцы, модифицированное формирование подвздошного гребня в комплексе с внутренней косой мышцей живота и др. Клиника ЧЛХ является пионером в разработке и использовании силиконовых имплантатов для контурной пластики лица.
Использование современного диагностического оборудования, в том числе, применение 3D моделирования с использованием компьютерных технологий, облегчило планирование операций и обеспечило модифицированный доступ к объекту повреждения в скрытых для глаза местах (рот, конъюнктива, волосы). Использование 3D технологий позволяет восстановить не только нарушенную функцию (жевание, носовое дыхание, обоняние, зрение), но и эстетику лица.
Оснащение клиники современным лазерным оборудованием изменило подход к лечению сосудистых мальформаций и нейрофиброматоза. Предварительное КТ исследование с контрастированием сосудов позволяет определить предстоящий объем операции. Лазерная деструкция сосудистых мальформаций, а также нейрофибром во многих случаях позволяет предотвратить значительную кровопотерю и даже отказаться от оперативного вмешательства при этой сложной патологии.
Внедрение в практику повседневной работы отделения эндоскопической техники изменило представление об операциях на придаточных пазухах носа. Большинство этих операций выполняется без проведения дополнительных разрезов, а сроки реабилитации сокращены до 1—2 дней. Многие операции выполняются амбулаторно.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.