Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Чкадуа Т.З.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Либин П.В.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Суфиомаров Н.Ш.

ФГБУ НМИЦ «Центральный научно-исследовательский институт стоматологии и челюстно-лицевой хирургии» Минздрава России

Методика применения кинезиологической противоотечной повязки при двухчелюстных ортогнатических операциях

Авторы:

Чкадуа Т.З., Либин П.В., Суфиомаров Н.Ш.

Подробнее об авторах

Журнал: Стоматология. 2023;102(4): 31‑36

Просмотров: 686

Загрузок: 45


Как цитировать:

Чкадуа Т.З., Либин П.В., Суфиомаров Н.Ш. Методика применения кинезиологической противоотечной повязки при двухчелюстных ортогнатических операциях. Стоматология. 2023;102(4):31‑36.
Chkadua TZ, Libin PV, Sufiomarov NSh. Methodology for the use of kinesiological decongestant dressing in double-jaw orthognathic operations. Stomatology. 2023;102(4):31‑36. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/stomat202310204131

Рекомендуем статьи по данной теме:
Хи­рур­ги­чес­кое ле­че­ние па­ци­ен­та с мик­рог­на­ти­ей ниж­ней че­люс­ти и син­дро­мом обструк­тив­но­го ап­ноэ во сне ме­то­дом рас­ши­рен­ной ге­ни­оп­лас­ти­ки. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(6):48-51
Проб­ле­мы и пер­спек­ти­вы при­ме­не­ния ки­не­зи­отей­пи­ро­ва­ния в кли­ни­чес­кой прак­ти­ке. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(3):51-57
На­ру­ше­ния го­ло­са у па­ци­ен­тов пос­ле пе­ре­не­сен­ной но­вой ко­ро­на­ви­рус­ной ин­фек­ции. Вес­тник ото­ри­но­ла­рин­го­ло­гии. 2023;(6):30-37

По литературным данным последних лет, около 70% населения России имеют аномалии прикуса различного характера. Около 30% из них — пациенты со скелетными аномалиями, отмечающие диспропорцию лица, нарушения акта жевания и речеобразования, а также суставные и мышечные боли в челюстно-лицевой области. Пациенты с данной патологией нуждаются в комплексном ортодонто-хирургическом лечении [1].

Лечение скелетных форм зубочелюстных аномалий подразумевает под собой обширное хирургическое вмешательство в костные структуры и мягкие ткани лица, что приводит к образованию массивного послеоперационного отека в челюстно-лицевой области. В свою очередь, объемный отек является серьезной проблемой как для врача, так и для пациента.

Образование отека вызвано эндогенными биологическими медиаторами, которые высвобождаются из клеток крови и поврежденных тканей. К ним относятся гистамин, серотонин, цитокинин и простагландин. Хотя воспалительная реакция является одним из защитных механизмов организма от вредных факторов, она связана с неприятными ощущениями и часто значительным дискомфортом. Из-за повышенного осмотического давления в капиллярах, хирургическая травма всегда вызывает отек мягких тканей, характеризующийся застойными явлениями, расширением кровеносных сосудов, повышенной проницаемостью капилляров с накоплением жидкости в интерстициальном пространстве, а также миграцией гранулоцитов и моноцитов. Наличие послеоперационного отека свидетельствует о накоплении в клетчаточном пространстве экссудата или транссудата. Ширина и длина разреза, манипуляции в тканях и большая длительность операции могут повлиять на степень отека. Согласно опубликованным данным, послеоперационный отек и боль менее интенсивны после небольших разрезов тканей. Как и боль, отек является свидетельством воспаления и возникает в непосредственном послеоперационном периоде, обычно увеличиваясь до 3-х суток после операции и постепенно исчезая в течение нескольких недель [2].

Массивный отек является существенной проблемой, поскольку напряжение тканей усиливает болевые ощущения. Желание уменьшить послеоперационный отек вызвано несколькими причинами, включающими потенциальную опасность дыхательной недостаточности и возможность возникновения дисфункции ветвей тройничного нерва по причине давления на них отекших тканей. Немаловажным является тот факт, что длительные отеки трудно переносятся пациентами по эстетическим соображениям. По вышеизложенным причинам контроль и минимизация послеоперационного отека является актуальной проблемой ортогнатической и челюстно-лицевой хирургии в целом.

На данный момент, основным методом предотвращения и контроля миграции отека в лицевой зоне является наложение давящей бинтовой повязки на голову, разработанной в начале ХХ века [3].

В своей клинической практике мы столкнулись с тем, что данная методика имеет ряд недостатков:

— неравномерность и ограничение зоны давления при наложении повязок простым медицинским бинтом;

— риск деформации интраоперационных фиксирующих конструкций;

— необходимость в ежедневной замене повязки;

— возможность смещения повязки при движении пациента головой;

— сдавление повязкой шеи и близлежащих органов, что может вызвать дискомфорт и затруднение дыхания пациента, особенно во время сна.

Также в последние 5 лет приобрели популярность и широко применяются в послеоперационной реабилитации хилотерапевтические устройства с лицевой охлаждающей маской [4]. Данный метод борьбы с послеоперационным отеком значительно эффективнее в сравнении с использованием бинтовой повязки, но также имеет ряд недостатков:

— громоздкость конструкции;

— невозможность передвижения пациента при подключенном аппарате;

— отсутствие компрессионных свойств у данных устройств;

— вследствие принципа воздействия и механизма работы, возможность применения только в течение 3-х суток со дня операции;

— высокая стоимость устройства;

— необходимость в периодическом техническом обслуживании устройства;

— невозможность полноценного гигиенического ухода за устройством по причине его многоразовости.

Это сделало необходимым разработку нового, современного метода применения послеоперационной противоотечной повязки, лишенной вышеперечисленных недостатков. Согласно научным исследованиям последних лет все больше расширяется доказательная база эффективности применения кинезиологических тейпов в послеоперационной реабилитации [5, 6].

Цель исследования — разработать и внедрить в клиническую практику методику наложения послеоперационной противоотечной кинезиологической повязки у пациентов после ортогнатических операций.

Материал и методы

В отделении челюстно-лицевой хирургии ФГБУ НМИЦ «ЦНИИСиЧЛХ» Минздрава России проведена оценка эффективности методики применения разработанной послеоперационной противоотечной кинезиологической повязки у пациентов после ортогнатичесих операций.

В исследование были включены 60 пациентов в возрасте от 25 до 46 лет, с весом от 61 до 97 кг, из них — 34 женщины и 26 мужчин.

Критерии включения: все пациенты были соматически здоровы. Отобранные пациенты не имели сопутствующих хронических заболеваний и не принимали на постоянной основе лекарственные препараты, которые могли бы повлиять на заживление ран или степень отека после операции. Чтобы свести к минимуму расхождения в результатах, все пациенты были прооперированы одной и той же бригадой челюстно-лицевых хирургов с использованием стандартной хирургической техники в объеме остеотомии верхней челюсти по Le Fort I и двухсторонней сагиттальной остеотомии нижней челюсти.

Критерии исключения: регулярная лекарственная терапия, психические заболевания, коагулопатия, сахарный диабет или хронические инфекции. Пациенты не были зависимы от алкоголя или наркотических веществ.

Для проведения исследования были сформированы три сравнительные группы. В каждую группу вошло по 20 пациентов с сочетанными деформациями челюстей, перенесших двухчелюстную ортогнатическую операцию в период 2021—2022 гг.

У пациентов 1-й группы после оперативного вмешательства применяли кинезиологическую повязку; во 2-й группе использовали бинтовую давящую повязку; в 3-й группе была применена хилотерапевтическая холодовая маска.

Всем пациентам в послеоперационном периоде назначали идентичный объем медикаментозной терапии (антибактериальная, десенсибилизирующая и обезболивающая). Длительность оперативного вмешательства в среднем составляла 5 ч, кровопотеря — 200—350 мл.

Оценку результатов проводили непосредственно после окончания операции и наложения повязок, на 5-е сутки после их снятия, а также на 10-е сутки при помощи МСКТ-исследования лицевого скелета и 3D-фотографий лица, которые загружались в программу «Planmeca ProFace». Далее проводили виртуальный расчет изменений объемов лица, вычисляли средние значения. На основании полученных данных проведен сравнительный анализ эффективности противоотечных мероприятий.

Метод применения послеоперационной противоотечной кинезиологической повязки

После оперативного вмешательства в области средней и нижней зон лица кожные покровы обезжириваются 70% раствором этилового спирта. Далее, проводится наложение кинезиологических тейпов со степенью натяжения 10—15% от якорной зоны в следующей последовательности:

— тейп размером 50×25 мм — вертикально в подбородочной области, по центру;

— тейп размером 150×25 мм — горизонтально в области губоподбородочной складки до околоушно-жевательной области;

— тейп размером 150×25 мм — горизонтально над верхней губой до околоушно-жевательной области;

— тейп размером 200×50 мм — от подподбородочной зоны до скуловых областей с двух сторон;

— 2 тейпа размерами 150×50 мм — диагонально от подглазничной области и верхней границы области рта до околоушно-жевательной области и передней границы грудино-ключично-сосцевидной области справа и слева.

Статистическую обработку полученных данных проводили при помощи программ «Excel» и «IBM SPSS Statistics Version 22» с использованием парного T-критерия Стьюдента, корреляции Спирмена, шкалы Чеддока.

Клинический пример

Пациент А., 25 лет поступил в отделение челюстно-лицевой хирургии с диагнозом: сочетанная асимметричная деформация челюстей. Нижняя ретромикрогнатия. Верхняя промакрогнатия. Дистальный прикус. II скелетный класс по классификации Энгля.

Проведено оперативное вмешательство в объеме: ортогнатическая операция путем остеотомии верхней и нижней челюстей, гениопластика.

Лечение. После двучелюстной ортогнатической операции с целью нормализации прикуса и черепно-лицевых соотношений было проведено наложение тейпов. Предварительно кинезиологические тейпы нарезали по приведенной на рис. 1 схеме. Методика наложения тейпов у пациентов после ортогнатической операции представлена на рис. 2—6. Повязка в завершенном виде представлена на рис. 7, 8. Фотографии пациента на пятые сутки после оперативного вмешательства и снятия повязки представлен на рис. 9, 10.

Рис. 1. Размеры, форма и последовательность наложения кинезиологических тейпов.

Рис. 2. Пример наложения кинезиологического тейпа №1.

Рис. 3. Пример наложения кинезиологического тейпа №2.

Рис. 4. Пример наложения кинезиологического тейпа №3.

Рис. 5. Пример наложения кинезиологического тейпа №4.

Рис. 6. Пример наложения кинезиологического тейпа №5.

Рис. 7. Повязка в завершенном состоянии: вид сбоку.

Рис. 8. Повязка в завершенном состоянии: вид спереди.

Рис. 9. Фото пациента на пятые сутки после операции: профиль.

Рис. 10. Фото пациента на пятые сутки после операции: анфас.

Результаты и обсуждение

Проведенное исследование показало статистически значимое снижение степени отечности тканей лица при применении кинезиологической повязки в сравнении с двумя другими методами. Разница средних значений объема послеоперационного отека лица при применении разработанной нами повязки в сравнении со стандартной бинтовой повязкой и хилотерапевтической охлаждающей маской представлена на рис. 11.

Рис. 11. Сравнительный анализа динамики послеоперационного отека.

Отек тканей лица обычно прогрессировал до 4-х суток после оперативного вмешательства, затем постепенно купировался в течение нескольких недель. Противоотечный эффект разработанного метода достигается за счет давления на мягкие ткани приклеенных в натянутом состоянии тейпов к коже, вследствие чего уменьшается и ограничивается объем внеклеточных тканевых пространств в зоне хирургического вмешательства, что приводит к снижению гидростатического давления в кровеносных сосудах, а также ускорению эвакуации накопленной в интерстициальных пространствах жидкости в лимфатическую систему [7]. Основной объем лимфы из послеоперационной зоны дренировался в подчелюстные и шейные лимфатические узлы в течение 10 дней с момента оперативного вмешательства [8].

В послеоперационном периоде противоотечная терапия имеет наиболее выраженный эффект при комплексном подходе. При использовании описанной нами методики также назначали глюкокортикостероиды в течение 5—6 дней со дня операции с целью снижения воспалительной реакции на повреждение тканей [9].

Анализ полученных клинических данных показал, что применение кинезиологической послеоперационной повязки в челюстно-лицевой области ограничивает распространение отека в ключевых зонах. Необходимо отметить, что результаты оценивали у пациентов, имевших аномалию зубочелюстной системы, не связанную с синдромальными формами патологий и не имевших сопутствующих системных заболеваний.

Заключение

Оценка эффективности разработанной кинезиологической противоотечной повязки при двухчелюстных ортогнатических операциях показала, что у приведенной методики есть ряд преимуществ:

— отсутствие деформирующего воздействия на послеоперационную зону;

— воздействие на ключевые, наиболее подверженные хирургической травме и отеку зоны;

— более выраженный противоотечный эффект в сравнении с давящей бинтовой повязкой и хилотерапевтической холодовой маской;

— отсутствие необходимости ежедневной замены повязки;

— более эстетичный внешний вид повязки в сравнении с давящей бинтовой повязкой, что в свою очередь благоприятно влияет на психоэмоциональный статус пациента;

— удобство использования и простота гигиенического ухода, что положительно влияет на процесс реабилитации пациента;

— стабильность повязки в течение 4—6 сут.

Проведенное исследование позволяет считать, что изложенная в статье методика применения кинезиологической противоотечной повязки при двухчелюстных ортогнатических операциях является эффективной и современной заменой используемых на данный момент методов борьбы с послеоперационным отеком.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.