Введение
Кинезиотейп — это название клейкой ленты, созданной Кензо Касе в Японии в 1973 г. [1]. В литературе и повседневной практике кинезиотейпирование (КТ) также часто называют кинезиологическим тейпированием. Метод основан на аппликации на кожу тонкой эластичной водостойкой ленты. Метод КТ в качестве самостоятельного был впервые применен в 1970-х годах. Он был разработан для лечения спортивных травм и поддерживания поврежденных тканей (например, мышц и суставов), что приводит к облегчению боли. За последние годы концепция КТ получила широкое распространение. С учетом того, что тейп можно накладывать на область любой мышцы или сустава, и данных о потенциальном влиянии метода на регуляцию мышечного тонуса, он применяется в спортивной сфере для улучшения производительности и/или предотвращения травм [2—4].
В частности, в исследовании R. Aguiar и соавт. (2018) [5] была проведена оценка изменения мышечной функции, вызванного наложением кинезиотейпа без напряжения или с умеренным напряжением, на доминирующие и недоминирующие руки. Применение КТ позволило достоверно увеличить силу хвата у здоровых женщин, а увеличение силы хвата сохранялось в течение 48 ч после наложения тейпа; доминирующая рука демонстрировала наибольшее увеличение силы хвата.
КТ также успешно используется в области ортопедии, травматологии и спортивной медицины. В последние годы появились новые публикации о применении КТ в неврологии [6—8] и ревматологии [9], где продемонстрированы ранее не описанные эффекты метода, такие как улучшение сенсорной обратной связи. Аналогичным образом были проведены сравнительные исследования эффектов КТ и других методов тейпирования, уже применявшихся в течение многих лет [10].
Однако, несмотря на популярность метода, было проведено мало научных исследований в поддержку использования КТ. Эффекты, первоначально приписываемые КТ, все еще противоречивы, и нет достаточных научных доказательств, подтверждающих их. Достоверно не определено, тонизирующее или расслабляющее действие оказывает тейп за счет стимуляции механорецепторов, а также то, как тейпирование влияет на фасциальную ткань. Неясным представляется влияние КТ на снижение давления в субкутанных структурах, механизмы его воздействия на микроциркуляторное русло за счет стимуляции экстероцепторов и проприоцепторов.
КТ представляется эффективным методом лечения лимфатического отека [11, 12], а также может воздействовать на кожные механорецепторы, обеспечивая постоянную афферентную стимуляцию. Это позволяет передавать больше сенсорной информации в центральную нервную систему (ЦНС), что приводит к улучшению контроля осанки и координации пациентов [13]. Утверждается, что КТ стимулирует мышечную активность, поддерживает слабые мышцы и обеспечивает проприоцептивную обратную связь для поддержания постурального выравнивания и постуральной стабильности [14, 15]. Очень небольшое число исследований посвящено механизму воздействия КТ на рефлексогенные зоны. Вместе с тем в ряде исследований [16, 17] обнаружено, что аппликации КТ на определенные области живота могут стимулировать кутанно-висцеральные и висцеро-кутанные рефлексы.
Некоторые гипотезы и теории, касающиеся механизмов воздействия КТ и эффективности метода, противоречивы, многие из них не подтверждаются экспериментальными результатами, а сделанные на основе их выводы сомнительны [18—20]. Обнаружено улучшение нервно-мышечного контроля после применения КТ у пациентов с чрезмерной вальгусной деформацией колена вследствие приземления во время прыжка с парашютом, однако не было зафиксировано улучшения стабильности коленного сустава при применении КТ. В обзоре Cochrane Database, посвященном применению КТ при повреждении вращательной манжеты плеча, сделан вывод, что КТ имеет неопределенные эффекты с точки зрения самооценки боли, функции, боли при движении и активного диапазона движений по сравнению с фиктивным тейпированием или другими консервативными методами лечения. Доказательства с низким уровнем достоверности показывают, что КТ может улучшить качество жизни [21].
Кроме того, в последние годы проведен ряд исследовательских работ, показывающих эффективность применения КТ в клинической практике у пациентов с разными заболеваниями [22].
Обнаружен положительный эффект применения КТ с целью лимфатической коррекции. Рандомизированное перекрестное контролируемое исследование V. Pajero Otero и соавт. (2019) [23] продемонстрировало, что КТ было более эффективным, чем компрессионное белье, при применении с целью уменьшения объема лимфатического отека. Его использование сопровождалось менее тяжелыми симптомами, связанными с лимфедемой, более эффективным улучшением подвижности верхних конечностей и повышением качества жизни пациенток после перенесенной мастэктомии при раке молочной железы.
В исследовании [24], посвященном применению КТ при хронической венозной недостаточности, выявлено снижение выраженности симптомов, уменьшение интенсивности боли и повышение электромиографической активности икроножных мышц, хотя не было отмечено существенных изменений объема конечностей по сравнению с группой контроля. Следует подчеркнуть определенный недочет, связанный с дизайном исследования. Проводилось воздействие на мышцы с натяжением тейпа «paper off». Более целесообразно в этом случае было воспользоваться методикой лимфатической коррекции с отсутствием натяжения тейпа, обладающей более выраженным воздействием на микроциркуляторное русло.
Применение кинезиотейпирования в неврологии
Проведен ряд исследований, подтверждающий эффективность КТ при разных неврологических заболеваниях.
Y.C. Huang и соавт. (2017) [25] оценивали эффекты КТ у пациентов с инсультом и гемиплегической болью в плече. Исследование включало 21 пациента, перенесшего инсульт около 6 мес назад. Результаты показали высокую эффективность КТ в снижении болевого синдрома.
В другом исследовании [26] было установлено, что применение КТ приводит к значительному улучшению функции верхних конечностей, уменьшению интенсивности боли, последствий подвывиха плеча, общей нетрудоспособности и объема пассивных движений у пациентов после инсульта.
F. Tamburella и соавт. (2014) [27] изучали влияние КТ на спастичность, равновесие и походку пациентов при повреждении спинного мозга травматического генеза. В исследовании сравнивали эффекты КТ и обычного неэластичного шелкового тейпа в группе, включающей 11 пациентов с хроническим повреждением спинного мозга. Авторы заключили, что применение КТ уменьшает спастичность и боль, улучшает равновесие и походку у пациентов с хронической травмой спинного мозга. Однако результаты этого исследования нуждаются в подтверждении на большей группе пациентов.
E. Pelosin и соавт. (2013) [28] исследовали эффективность КТ у пациентов с цервикальной и фокальной дистонией рук в отношении боли, о которой они сообщали сами (основная цель), и сенсорных функций (вторичная цель). В исследование были включены 25 пациентов с дистонией, которые были случайным образом распределены либо в группу, где проводилось КТ в течение 14 сут, либо в группу с имитацией КТ. Результаты показали, что КТ вызывало снижение субъективного восприятия боли и положительно влияло на сенсорную дискриминацию, в то время как имитация КТ не оказывала никакого влияния. Авторы сделали вывод, что КТ может быть полезным методом лечения боли у пациентов с дистонией.
Установлено, что КТ значительно уменьшает боль в пояснице и влияет на дисфункцию поясничного отдела позвоночника у беременных женщин, по сравнению с другими видами лечения у пациенток в контрольной группе, что согласуется с результатами предыдущих исследований [29—31]. Возможные механизмы, с помощью которых тейп уменьшает боль в пояснице во время беременности, включают улучшение стабильности поясницы и усиление проприоцепции, что, в свою очередь, положительно влияет на постуральный контроль [32]. Возможно, этот эффект КТ обусловлен его влиянием на микроциркуляцию и конкурентным воздействием тейпа на рецепторы кожи, что может снизить интенсивность боли согласно теории воротного контроля [33, 34]. G. Senbursa и соавт. (2021) [35] сообщили о высокой эффективности КТ для быстрого облегчения боли в пояснице без других побочных реакций. Вместе с тем обнаружено отсутствие долгосрочного обезболивающего эффекта КТ [36].
L. Tran и соавт. (2021) [37] провели систематический обзор и метаанализ эффективности КТ при заболеваниях опорно-двигательного аппарата по сравнению с другими вмешательствами. Было установлено, что КТ обеспечивает уменьшение интенсивности не только боли, но и индекса инвалидности при наложении на любую область тела. В первые 5 сут применения КТ значительно уменьшило боль в тех областях тела, где был наложен тейп. Полученный эффект сохранялся на протяжении 4—6 нед. При применении КТ у пациентов с болью в пояснице значительно уменьшался индекс инвалидности в течение 5 сут после лечения. Наконец, КТ показало уменьшение индекса инвалидности при тейпировании разных областей тела и через 4—6 нед применения. Следует отметить, что длительность эффекта плацебо, на который часто ссылаются при положительных результатах КТ, не превышает 3 нед.
В исследовании [38] с участием 108 женщин с хронической неспецифической болью в нижней части спины (БНЧС) выявлено, что применение КТ как с натяжением, так и без натяжения уменьшает боль уже через 3 сут. Кроме того, при КТ с натяжением тейпа уменьшается индекс инвалидности через 3 и 10 сут у пациентов с БНЧС.
Результаты еще одного исследования [39] показали, что КТ приводило к уменьшению боли, болевого порога давления и диапазона движений в шейном отделе, но не к изменению индекса инвалидности за короткое время. В другом исследовании [40] также установлено, что КТ, как и применение комплекса лечебной физкультуры, способно улучшить положение головы при постуральной дисфункции — смещении головы вперед. Выявлено, что комбинированное применение КТ и упражнений для постуральных мышц может уменьшить боль в шее в значительно большей степени, чем применение любого из этих вмешательств по отдельности [41].
По данным Y.W. Chao и соавт. (2016) [42], применение миофасциального релиза или комбинации миофасциального релиза и КТ обусловливало существенное снижение боли в обеих группах пациентов. Комбинация мануальной техники воздействия на мышцы и КТ приводила к увеличению амплитуды сокращения мышц, что было подтверждено с помощью механомиографии, и значительно улучшало мышечную жесткость.
В исследовании [43] было продемонстрировано, что КТ не изменяет ни параметры электромиографии (ЭМГ), ни изокинетические характеристики пациентов с пателлофеморальной болью, однако при наложении КТ без натяжения уменьшалась выраженность боли через 72 ч после наложения тейпа.
С учетом минимального количества побочных эффектов и достаточно узкого спектра противопоказаний, применение КТ в качестве метода, уменьшающего выраженность боли, представляется весьма перспективным.
Применение кинезиотейпирования в спортивной медицине
К настоящему времени накоплен обширный опыт применения КТ у спортсменов. Интересным представляется исследование [44], в котором обнаружено достоверное увеличение скорости мяча в футболе и точности попадания мяча при меньшем расстоянии от цели у спортсменов на фоне КТ. Скорость мяча в бросках у гандболистов при применении КТ также достоверно увеличивалась, но точность ухудшалась при удалении от цели. Более выраженные эффекты в отношении скорости мяча были обнаружены у игроков с более низким уровнем результативности ударов ногами и бросков по сравнению с футболистами и гандболистами более высокого уровня. G. Mendez-Rebolledo и соавт. (2018) [45] установили, что через 72 ч после применения КТ у здоровых и нетравмированных спортсменов-мужчин увеличивается высота прыжка и нормализуется сила реакции опоры во время прыжка в обратном направлении. Авторы связывают данный эффект с улучшением нервно-мышечной и кинетической активности.
Результаты исследования применения КТ у параспортсменов свидетельствуют о значительном снижении амплитуды рефлекса растяжения мышц, в то время как лечение плацебо не вызывало значительных эффектов. Отмечено значительное снижение суммы баллов по числовой шкале оценки спастичности после применения КТ. Отмечено также значительное улучшение эффективности плавания после лечения КТ по сравнению с исходным уровнем [46]. КТ также оказывает положительное влияние на производительность в спринте в сочетании с активной разминкой [47].
E. Sinaei и соавт. (2021) [48] сообщили о том, что использование КТ при пателлофеморальной боли как методики, стимулирующей musculus vastus medialis obliquus, а также и ингибирующей musculus vastus lateralis, позволяет уменьшить боль и улучшить равновесие у спортсменов. Ингибирующая техника показала большую эффективность в регулировании соотношения активности вышеуказанных мышц.
Применение кинезиотейпирования в педиатрии
Сегодня для лечения двигательных и сенсорных нарушений у детей с детскими церебральными параличами (ДЦП) используются разные методы физиотерапии, инъекции ботулинического токсина, ортопедическую хирургию, применение ортезов. Эти методы, по сути, являются симптоматическими и действуют на периферическом уровне, но не влияют на патогенетические процессы в ЦНС. Перспективным представляется применение КТ с целью коррекции функциональных расстройств у детей с дисфункцией ЦНС, учитывая его неинвазивность и хорошую переносимость.
В последнее время появились исследования, посвященные анализу результатов использования КТ у детей с ДЦП [49].
В исследовании, проведенном H. Keklicek и соавт. (2015) [50], у детей наблюдали уменьшение спастичности и улучшение проприорецепции вследствие использования КТ. Цель работы A. Yasukawa и соавт. (2006) [51] состояла в том, чтобы измерить эффективность КТ в отношении функции верхних конечностей, поскольку детям с неправильным положением плеча труднее вести самостоятельный образ жизни. В этом исследовании результаты оценивали с использованием Мельбурнской шкалы, которая измеряет качество движений верхних конечностей при дотягивании, захвате и манипулировании. Результаты были удовлетворительными и показали улучшение контроля движений и их качества. КТ можно считать адекватным дополнением к управлению контролем и функцией верхних конечностей у детей с ДЦП. Другим распространенным изменением, наблюдаемым у большого числа детей со спастической ДЦП, является рекурвация колена, которая представляет собой деформацию большеберцово-бедренного сустава, при которой диапазон движений превышает 0° разгибания. Это вызвано чрезмерной активностью мышц в задней и дистальной частях ноги. В исследовании A.M. Ghalwash и соавт. (2013) [52] была предпринята попытка измерить эффективность КТ при контроле recurvatum genu, однако статистически значимых различий между двумя группами не наблюдалось, в связи с чем было невозможно определить, являлось ли КТ эффективным. Авторы действительно определили улучшение двигательной функции детей по данным GMFM. Необходимы исследования с большим размером выборки, поскольку в это исследование были включены всего 14 детей, и на основе такой небольшой выборки очень сложно получить убедительные данные, чтобы определить эффективность КТ. В исследованиях, проведенных W.F. Caneschi и соавт. (2014) [53] и C. LópezTello и соавт. (2012) [54], были получены благоприятные результаты в отношении эффективности КТ в лечении паралича, функции верхних конечностей у детей с ДЦП. В исследовании A.M. Ghalwash и соавт. (2013) [52] не было продемонстрировано эффективности КТ для улучшения выпячивания колена у детей, но были получены удовлетворительные результаты в отношении функции нижних конечностей этой когорты. В то время как в работе T.T. Simsek и соавт. (2011) [55] не было получено статистически значимых результатов, подтверждающих эффективность КТ в отношении двигательной функции детей с ДЦП, однако авторы установили, что КТ улучшает выравнивание тела. O. Kaya Kara и соавт. (2015) [56] описали уменьшение координаторной дисфункции и значительные различия в выравнивании тела между контрольной группой и группой, где применялось КТ. Основной проблемой приведенных работ [55, 56] был короткий период времени, отведенный для исследования, поскольку оба исследования проводились только в течение 3-месячного периода. Вместе с тем известно, что для детей с ДЦП требуется длительный срок реабилитации.
Результаты исследования, проведенного A.N. DosSantos и соавт. (2019) [57], выявили, что КТ увеличивает активность прямой мышцы бедра, уменьшает пиковое сгибание туловища, колена, бедра и лодыжки и увеличивает разгибание туловища в конце перехода из положения сидя в положение стоя по сравнению с отсутствием КТ и плацебо. Применение КТ изменяло структуры тела и функциональные показатели в положении сидя у детей с односторонним ДЦП. K. Inamdar и соавт. (2021) [58] также установили, что применение КТ улучшает способность сидеть у детей со спастическим двусторонним ДЦП (двойной гемиплегией), что позволяет рекомендовать эту методику как эффективное дополнение к традиционной физиотерапии.
Результаты исследований с участием детей с нарушением координации свидетельствуют о повышенной активации медиальной икроножной мышцы в фазе опоры после применения КТ, что подтверждалось результатами поверхностной ЭМГ. Указанные изменения позволят изменить паттерн движения без применения дополнительных внешних приспособлений. Полученные данные позволяют рекомендовать КТ для включения в программы переобучения походке [59].
Также известно, что KT оказывает немедленное положительное влияние на результаты теста YBT-LQ — динамического теста на стабильность. Применение КТ также увеличивало пиковую активацию прямой мышцы бедра и удлиняло время достижения пика мышцами для определенных направлений движения. Включение КТ в качестве дополнения к программе обучения динамическому равновесию может быть полезным для детей с ДЦП [60].
Исследования, проведенные на сегодняшний день, имеют несколько ограничений. Для экстраполяции результатов на всех педиатрических пациентов с ДЦП необходимо проводить исследования с бо́льшим числом участников, чтобы получить убедительные результаты и достаточные научные доказательства. В среднем в вышеперечисленные исследования были включены 22 пациента ДЦП, и это число должно быть увеличено в будущих исследованиях. Если в исследованиях серии случаев или в исследованиях «случай—контроль» не удается оценить размер выборки, необходимый для установления значимых различий, то по их результатам невозможно получить достаточные научные доказательства. Период, отведенный на исследования, также должен быть продлен для подтверждения долгосрочной эффективности КТ.
Заключение
Вышеприведенные результаты исследований неоднозначны. Сложность оценки эффективности КТ заключается в многообразии методик и необходимость выбора места наложения тейпа, его формы, соответствующего натяжения и времени адгезии. Необходимо проведение дальнейших исследований, включающих большее число пациентов, для получения достоверных результатов.
Участие авторов: концепция и дизайн исследования — М.А. Спирина, Т.И. Власова; сбор и обработка материала, написание текста — М.А. Спирина, А.В. Ситдикова, Е.А. Шамрова; редактирование — Т.И. Власова.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.