Калекин Р.А.

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России;
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Волкова А.А.

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России;
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Орлова А.М.

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России

Акимова В.Д.

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России

Барсегян С.С.

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России

Судебно-химическое и химико-токсикологическое исследование методом ВЭЖХ-МС/МС при отравлении рицином

Авторы:

Калекин Р.А., Волкова А.А., Орлова А.М., Акимова В.Д., Барсегян С.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 10621

Загрузок: 370


Как цитировать:

Калекин Р.А., Волкова А.А., Орлова А.М., Акимова В.Д., Барсегян С.С. Судебно-химическое и химико-токсикологическое исследование методом ВЭЖХ-МС/МС при отравлении рицином. Судебно-медицинская экспертиза. 2023;66(3):34‑39.
Kalekin RA, Barseghyan SS, Volkova AA, Orlova AM, Akimova VD. Forensic chemical and chemicotoxicological examination of ricin poisoning by the HPLC-MS/MS method. Forensic Medical Expertise. 2023;66(3):34‑39. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed20236603134

Рекомендуем статьи по данной теме:
Изу­че­ние осо­бен­нос­тей оп­ре­де­ле­ния и ха­рак­те­ра ло­ка­ли­за­ции 2-ами­но-4,6-ди­нит­ро­фе­но­ла в ор­га­низ­ме теп­лок­ров­ных при ле­таль­ных от­рав­ле­ни­ях. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(3):39-44
Раз­ра­бот­ка ме­то­ди­ки ко­ли­чес­твен­но­го оп­ре­де­ле­ния Мок­со­ни­ди­на в кро­ви и мо­че ме­то­дом вы­со­ко­эф­фек­тив­ной жид­кос­тной хро­ма­тог­ра­фии с тан­дем­ным масс-се­лек­тив­ным де­тек­ти­ро­ва­ни­ем. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2024;(6):42-47
Ме­то­ди­ка про­ве­де­ния внут­ри­ла­бо­ра­тор­но­го кон­тро­ля ка­чес­тва при ус­та­нов­ле­нии ви­до­вой при­над­леж­нос­ти кро­ви по IgGобщ с по­мощью ко­ли­чес­твен­но­го им­му­но­фер­мен­тно­го ана­ли­за. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2025;(1):38-42
Ас­со­ци­ации ста­ту­са ку­ре­ния с сос­та­вом жир­ных кис­лот плаз­мы кро­ви у муж­чин г. Но­во­си­бир­ска («ЭССЕ-РФ3» в Но­во­си­бир­ской об­лас­ти). Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2024;(6):36-41
Неин­ва­зив­ные би­омар­ке­ры ран­ней ди­аг­нос­ти­ки бо­лез­ни Альцгей­ме­ра в би­оло­ги­чес­ких жид­кос­тях. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2025;(1):8-16
Ска­ни­ру­ющая элек­трон­ная мик­рос­ко­пия в ге­ма­то­ло­гии. Ла­бо­ра­тор­ная служ­ба. 2025;(1):38-47

Рицин (ricin) — ядовитое вещество растительного происхождения мощного действия. Представляет собой природный, чрезвычайно токсичный белок, содержащийся в семенах клещевины (Ricinus communis) [1], высокомасличной технической культуры. Из клещевины получают касторовое масло, которое используется в медицине [2].

Рицина в семенах клещевины может содержаться до 3%. Кроме того, в них присутствуют от 0,1 до 1% токсического алкалоида со схожим действием — рицинина (C8H8O2N2), который экстрагируется совместно с рицином, и триглицерид рицинолевой кислоты, который до 85% обнаруживается в касторовом масле. Таким образом, при отравлении семенами клещевины возможно обнаружение рицина, рицинина и рицинолевой кислоты совместно.

В России из семян клещевины производится в качестве лекарственного средства касторовое масло с международным непатентованным названием «Клещевины обыкновенной семян масло». Оно относится к фармакотерапевтической группе «слабительное средство растительного происхождения» [3]. Его специфичность обусловлена тем, что в нем преобладает (81—86%) рицинолевая (рицинолеиновая) кислота (C18H34O3), которая не встречается в маслах других растений, в том числе растений семейства молочайные: тунг, молочай лекарственный [4].

Рицин состоит из двух полипептидов, связанных дисульфидной связью, с разными функциями. А-цепь проникает в цитозоль и ферментативно инактивирует рибосомы, тогда как В-цепь обладает свойствами лектина и связывается с углеводами на поверхности клетки. Молекула рицина представляет собой гликозилированный глобулярный гетеродимер массой 60—65 кДа. Массы цепей А и В приблизительно равны 32 и 34 кДа соответственно.

Рицин обладает прямым цитотоксическим эффектом вследствие ферментативного воздействия на эукариотические рибосомы, что приводит к ингибированию синтеза белка. Учитывая механизм цитотоксической активности рицина, это был самый первый идентифицированный RIP (рибосомно-инактивирующий белок), отнесенный ко II классу этой группы белковых токсинов. Для человека средняя смертельная доза рицина составляет 0,3 мг/кг перорально, или примерно 1,78 мг для взрослого. Однако токсичность вещества зависит от пути воздействия. При ингаляционном пути попадания в организм человека токсическое воздействие больше, чем при пероральном введении. Средняя летальная доза вещества (LD50) при ингаляции составляет 3—5 мкг/кг, в то время как пероральная LD50 составляет 20 мг/кг. При инъекционном пути введения за счет высокой биодоступности отравление возможно при меньших дозах. Смертельной для человека является доза 4—8 семян клещевины.

Первичные симптомы отравления: поражение слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта, тошнота, рвота, диарея, часто с кровью, кишечные колики, геморрагии, в том числе на сетчатке глаза, синюшность, коллапс (резкое падение кровяного давления), судороги. При контакте порошка рицина со слизистой оболочкой возможны появление жжения, покраснения, боль, отеки, слезотечение и резь в глазах.

Рицин считается одним из самых токсичных веществ. При этом он более прост в производстве, чем другие биологические агенты, и для его выделения требуются лишь знания базовых методов, используемых в химии и фармации. Он может быть использован в качестве потенциального инструмента при биотеррористических атаках. Таким образом, особый интерес представляет разработка методики обнаружения рицина в биологических объектах при отравлении [1].

В клинической лабораторной диагностике при исследовании биологических объектов на наличие токсических веществ применяются современные инструментальные методы, в том числе высокоэффективная жидкостная хроматография с тандемной масс-спектрометрией (ВЭЖХ-МС/МС) [5, 6]. ВЭЖХ-МС/МС. Данный метод широко используется в качестве подтверждающего при судебно-химическом и химико-токсикологическом исследовании [7, 8], в том числе для обнаружения метаболитов исследуемых веществ [9, 10].

При определении токсических веществ в биологических объектах важную роль играют метаболиты и метаболизм в целом [11, 12]. Время пребывания несвязанной формы рицина в крови не превышает нескольких минут. Токсикант разрушается при участии протеолитических ферментов [13]. Токсический алкалоид рицинин, небольшие количества которого содержатся в касторовых бобах, экстрагируется совместно с рицином. Случаев отравления людей только рицинином не описано, возможно, из-за невозможности его обнаружить [14]. В качестве маркера отравления рицином могут использоваться рицинин и рицинолевая кислота. Рицинин присутствует в следовых количествах практически во всех препаратах рицина, но менее, чем рицин, подвержен метаболизму. Его определение в моче возможно даже спустя 2 сут после экспонирования экспериментального животного к рицину [15]. Рицинолевую кислоту также легче обнаружить, чем рицин, благодаря ее высокому процентному содержанию в масле. Таким образом, обнаружение в биологических объектах рицинина и рицинолевой кислоты в качестве маркера отравления рицином является актуальной задачей при проведении судебно-химического и химико-токсикологического исследования.

Цель исследования — разработать методику определения маркеров рицина в биологических жидкостях при проведении судебно-химического и химико-токсикологического исследования.

Материал и методы

В качестве объекта сравнения использовали экстракт семян клещевины обыкновенной (Ricinus commúnis), содержащей рицин, рицинин и рицинолевую кислоту.

Объектом исследования служили кровь и моча человека как основные биологические объекты при проведении судебно-химического и химико-токсикологического анализа при отравлении [16, 17].

Условия хроматографирования

Анализ проводили методом масс-спектрометрии высокого разрешения в сочетании с высокоэффективной жидкостной хроматографией на хромато-масс-спектрометре Orbitrap Exploris 120. Хроматограммы были получены в режиме, включающем полное сканирование и фрагментацию ионов (FullMS-ddMS2), который обеспечивает получение информации о молекулярном ионе предполагаемого метаболита и его характеристичных фрагментах.

Детектирование осуществляли в режиме информационно зависимого сканирования в диапазоне масс 50—750 Da. Применяли аналитическую колонку Accucore Phenyl Hexyl (2,1×100 мм; 2,6 мкм) с термостатированием 30 °C. Скорость потока подвижной фазы составляла 0,5 мл/мин. Состав подвижной фазы: Фаза A — 0,1% раствор муравьиной кислоты в воде; Фаза B — 100% ацетонитрил для хроматографии. Объем вводимой пробы задавали 10 мкл. Общее время анализа — 15,5 мин. Условия градиентного режима подачи элюента приведены в табл. 1.

Таблица 1. Программа градиентного элюирования

Время, мин

А, %

В, %

0,00

99,0

1,0

1,00

99,0

1,0

8,00

1,0

99,0

9,00

1,0

99,0

9,10

99,0

1,0

Пробоподготовка крови

В пробирку типа «Эппендорф» объемом 1,5 мл помещали 200 мкл крови, 300 мкл метанола, интенсивно встряхивали на вортекс-миксере в течение 30 с, центрифугировали при 14 000 об/мин, метанольное извлечение упаривали, сухой остаток растворяли в 200 мкл смеси (0,1% раствор муравьиной кислоты в 10% водном растворе ацетонитрила), встряхивали на вортекс-миксере в течение 30 с, центрифугировали при 14 000 об/мин. Переносили 100 мкл органической фазы в виалу объемом 1,5 мл со вставкой для хроматографирования.

Пробоподготовка мочи

1. Для проведения скрининга методом ВЭЖХ МС/МС в пробирку типа «Эппендорф» объемом 1,5 мл помещали 200 мкл мочи, 300 мкл метанола, интенсивно встряхивали на вортекс-миксере в течение 30 с, центрифугировали при 14 000 об/мин, метанольное извлечение упаривали, сухой остаток растворяли в 200 мкл смеси (0,1% раствор муравьиной кислоты в 10% водном растворе ацетонитрила), встряхивали на вортекс-миксере в течение 30 с, центрифугировали при 14 000 об/мин. Затем 100 мкл органической фазы переносили в виалу объемом 1,5 мл со вставкой для хроматографирования.

2. Для проведения исследования методом ВЭЖХ МС/МС после щелочного гидролиза во флакон объемом 9 мл помещали 2 мл мочи, добавляли 0,5 мл 5Н раствора NaOH, выдерживали при 50 °C в течение 20 мин. Охлаждали при комнатной температуре. Гидролизат подкисляли до значения pH=2—3 добавлением 250—350 мкл концентрированной хлористоводородной кислоты, затем охлаждали. Экстрагирование проводили двукратно по 3 мл смесью гексан—этилацетат (7:1), далее центрифугировали (3 мин при 3000 об/мин). Верхний органический слой отбирали и упаривали. Сухой остаток извлечения с помощью этилацетата количественно переносили в виалу емкостью 1,5 мл, растворитель упаривали в токе азота. Сухой остаток растворяли в 200 мкл смеси (0,1% раствор муравьиной кислоты в 10% водном растворе ацетонитрила), встряхивали на вортекс-миксере в течение 30 с, центрифугировали при 14 000 об/мин. Органическую фазу объемом 100 мкл переносили в виалу объемом 1,5 мл со вставкой для хроматографирования.

3. Для проведения исследования методом ВЭЖХ МС/МС после кислотного гидролиза во флакон объемом 16 мл добавляли 2 мл мочи и 2 мл концентрированной хлористоводородной кислоты, гидролизовали в герметично закрытом флаконе в течение часа на водяной бане при температуре 100 °C. Охлажденный гидролизат фильтровали через бумажный фильтр, фильтр промывали 1 мл 18% хлористоводородной кислоты.

3.1. Водную фазу экстрагировали двукратно по 3 мл диэтиловым эфиром, органические фазы объединяли, фильтровали через слой безводного сульфата натрия и выпаривали. Сухой остаток растворяли в 200 мкл смеси (0,1% раствор муравьиной кислоты в 10% водном растворе ацетонитрила), встряхивали на вортекс-миксере в течение 30 с, центрифугировали при 14 000 об/мин. Затем 100 мкл органической фазы переносили в виалу объемом 1,5 мл со вставкой для хроматографирования.

3.2. Далее к водной фазе добавляли 1 мл 60% раствора гидроксида натрия до значения pH=10—11 по универсальному индикатору, раствор охлаждали, добавляли 1 г кристаллического гидрокарбоната натрия до насыщения раствора, дважды экстрагировали 3 мл смеси метиленхлорид—гептан—изопропанол (7:2:1), извлечения объединяли, фильтровали через слой безводного сульфата натрия и упаривали. Сухой остаток растворяли в 200 мкл смеси (0,1% раствор муравьиной кислоты в 10% водном растворе ацетонитрила), встряхивали на вортекс-миксере в течение 30 с, центрифугировали при 14 000 об/мин. Переносили 100 мкл органической фазы в виалу объемом 1,5 мл со вставкой для хроматографирования.

4. Для проведения скрининга методом ВЭЖХ МС/МС во флакон объемом 9 мл добавляли 2 мл мочи, подкисляли 10% раствором хлористоводородной кислоты до значения pH среды 2 по универсальному индикатору и трижды экстрагировали хлороформом порциями по 10 мл. Извлечения объединяли, фильтровали, упаривали до 1 мл. Водную фазу подщелачивали раствором аммиака до значения pH среды 10 по универсальному индикатору, трижды экстрагировали хлороформом порциями по 10 мл, фильтровали, упаривали до 1 мл.

По 1 мл кислого и щелочного извлечения упаривали. Сухой остаток растворяли в 200 мкл смеси (0,1% раствор муравьиной кислоты в 10% водном растворе ацетонитрила), встряхивали на вортекс-миксере в течение 30 с, центрифугировали при 14 000 об/мин. Переносили 100 мкл органической фазы в виалу объемом 1,5 мл со вставкой для хроматографирования.

Ввиду отсутствия стандартного образца рицина его хроматографические данные получали при исследовании извлечения из семян клещевины. Несколько семян растирали и гомогенизировали, добавляли подкисленную щавелевой кислотой воду и оставляли отстаиваться 1—2 ч. Затем центрифугировали при 14 000 об/мин и экстрагировали диэтиловым эфиров. Раствор подщелачивали раствором аммиака.

Результаты и обсуждение

Одновременное обнаружение в исследованных биологических жидкостях (кровь и моча) рицинина и рицинолевой кислоты позволяет предположить отравление человека семенами клещевины.

Результаты исследования (рис. 1—3) дают возможность описать хроматографические и масс-спектрометрические характеристики определения рицинина и рицинолевой кислоты в биологических жидкостях (табл. 2).

Рис. 1. Хроматограмма рицинина (а) и рицинолевой кислоты (б) в извлечении из семян клещевины.

Рис. 2. Хроматограмма рицинина (а) и рицинолевой кислоты (б) в извлечении из крови.

Рис. 3. Хроматограмма рицинина (а) и рицинолевой кислоты (б) в извлечении из мочи.

Таблица 2. Хроматографические и масс-спектрометрические характеристики рицинина и рицинолевой кислоты

Исследуемое вещество

Время удерживания, мин

Характерные масс-ионы, m/z

Рицинин

3,32

110, 138, 165, 187, 210, 264, 287, 329, 351

Рицинолевая кислота

14,52

116, 160, 181, 231, 279, 291, 297, 311, 333, 365

Данные табл. 2 позволяют проводить идентификацию рицинина и рицинолевой кислоты для подтверждения факта отравления рицином.

Выводы

1. Определены оптимальные условия пробоподготовки биологических жидкостей, позволяющие экстрагировать компоненты семян клещевины (рицинин и рицинолевая кислота).

2. Разработана экспресс-методика обнаружения маркеров рицина (рицинин и рицинолевая кислота) методом масс-спектрометрии высокого разрешения в сочетании с высокоэффективной жидкостной хроматографией.

3. Описаны хроматографические и масс-спектрометрические характеристики для достоверной идентификации рицинина и рицинолевой кислоты как маркеров отравления рицином при проведении химико-токсикологического и судебно-химического анализа.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.