Введение
Огнестрельные повреждения одежды и ее имитаторов хорошо изучены применительно к образцам огнестрельного нарезного оружия [1, 2], огнестрельного оружия ограниченного поражения [3, 4] и при холостой стрельбе [5, 6]. Повреждения одежды, причиненные в результате выстрелов из гладкоствольного оружия, особенно пулями с экспансивными свойствами (т.е. разрушающимися при контакте с мишенью), в современной судебно-медицинской литературе практически не описаны. Вместе с тем охотничьи патроны для гладкоствольного оружия 12-го калибра, в том числе патроны, снаряженные экспансивными пулями, широко представлены на гражданском рынке оружия как в нашей стране, так и за рубежом. Терминальная баллистика таких пуль обусловливает передачу максимального количества кинетической энергии с формированием в биологических тканях временной пульсирующей полости, значительно превышающей размеры пули [7]. Как следствие формирования временной пульсирующей полости, происходит кратковременная деформация пораженных огнестрельным снарядом биологических тканей. О возможном влиянии указанной деформации на повреждение прилежащей к биологическим тканям одежды в судебно-медицинской литературе информации не содержится. Более того, экспериментальное моделирование огнестрельных повреждений на хлопчатобумажной ткани чаще всего проводится изолированно от моделирования повреждений биологических имитаторов тела человека [3, 4, 8], при этом не учитывается влияние временной пульсирующей полости на процесс разрушения бязи.
Цель исследования — в эксперименте изучить особенности повреждения бязевых мишеней экспансивными пулями патронов для огнестрельного гладкоствольного оружия 12-го калибра (12×70) при их непосредственном контакте с биологическими тканями, поражаемыми с неблизкой дистанции выстрела.
Материал и методы
Экспериментальный отстрел мишеней производили в закрытом стрелковом тире ФБУ «Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации». Выстрелы осуществляли из ружья гладкоствольного с перезарядкой цевьем Winchester мод. 1300 Defender 12-го калибра со стволом без дульного сужения (цилиндр). Расстояние от дульного среза оружия до мишеней составляло 5 м (для исключения действия сопутствующих факторов выстрела). Выстрелы выполняли патронами с экспансивными (разрушающимися) пулями (согласно заявлению производителя) отечественного производства УНО 35Э (2 выстрела) и зарубежного производства (Латвия) Dupo 28, Hexolit 32, Rossa 32 (по одному выстрелу). Также был произведен 1 выстрел отечественным патроном УНО 35, снаряженным пулей без заявленных производителем экспансивных свойств (в качестве контроля). Мишени представляли собой многокомпонентную конструкцию, состоящую из деревянной колоды, к которой закрепляли биологические имитаторы тела человека — части туши свиньи (подчеревок, грудинка с ребрами и грудиной). Биологические имитаторы тела человека были обернуты в белую хлопчатобумажную ткань (бязь) с примесью вискозы (до 5%). На одной группе мишеней биологические ткани были обернуты бязью с плотным прилеганием ткани к биологическому имитатору тела человека, на другой группе — относительно свободно соприкасались друг с другом. Слева от мишени на штативе устанавливали высокоскоростную видеокамеру Phantom VEO 710S с объективом Zeiss Milvus 1.4/35, видеосъемку проводили с частотой 24 000 кадров в 1 с. Справа от мишени на стенде фиксировали белый матовый бумажный фотографический фон. Переносные светодиодные осветители располагали слева от мишени и выставляли таким образом, чтобы обеспечить достаточную освещенность и минимальное количество теней. Бязь с мишеней исследовали визуально и метрически для определения размерных и морфологических характеристик огнестрельного повреждения. Изучали видеозаписи скоростной видеокамеры процесса взаимодействия огнестрельных снарядов с мишенью для установления особенностей механизма образования огнестрельных повреждений бязи. Выполняли сравнительный анализ полученных данных с результатами ранее проведенных фундаментальных исследований в области повреждения одежды огнестрельными снарядами.
Результаты
В группе из 3 мишеней, в которых биологические ткани были обернуты бязью с плотным прилеганием ткани к биологическому имитатору тела человека, во всех экспериментах были сформированы сквозные огнестрельные повреждения бязи — неправильной звездчатой формы, с дефектом материала ткани округлой формы в центре. Дефект ткани соответствовал калибру канала ствола и был диаметром 1,8±0,1 см. Края дефекта были образованы неровно прерванными, расплетенными и уплощенными краевыми нитями с деформированными и прерванными на разном уровне волокнами. От дефекта отходили от 3 до 5 радиальных разрывов длиной 3,5±3,0 см, которые проходили по линиям основы и утка материала (рис. 1).
Рис. 1. Огнестрельные повреждения бязи на мишенях, обернутых с натяжением.
а — в результате выстрела патроном УНО 35Э; б — в результате выстрела патроном Dupo 28. Стрелками черного цвета указаны концы радиальных разрывов.
Согласно данным судебно-медицинской литературы, огнестрельные повреждения бязи с радиальными разрывами характерны для первой зоны близкой дистанции выстрела и образуются в результате воздействия на бязь предпулевого воздуха и пороховых газов [9]. С помощью высокоскоростной видеосъемки был визуализирован феномен формирования разрывов бязи при выстрелах с неблизкой дистанции в результате расширения временной пульсирующей полости в подлежащих биологических тканях (рис. 2).
Рис. 2. Покадровое воспроизведение процесса поражения мишени, обернутой бязью с натяжением.
В группе из 3 мишеней, в которых биологические ткани относительно свободно соприкасались с бязью, во всех экспериментах формировались ее сквозные огнестрельные повреждения с дефектом материала ткани округлой формы диаметром 1,8±0,1 см. Края дефектов материала в этой группе также были образованы неровно прерванными, расплетенными и уплощенными краевыми нитями с деформированными и прерванными на разном уровне волокнами.
На кадрах высокоскоростной видеосъемки был зафиксирован процесс взаимодействия биологических тканей и относительно свободно прилежащей бязи. В описанных условиях биологический имитатор тела человека свободно колебался относительно бязи, не образуя на ней дополнительных разрывов при взаимодействии. Вместе с тем, даже при относительно свободной фиксации бязи к биологическому имитатору тела человека, в одном случае было отмечено формирование одного радиального разрыва длиной 2 см, проходившего по линиям основы ткани. Указанный разрыв образовался в результате взаимодействия бязи с деформирующимися подлежащими биологическими тканями с расширяющейся в них временной пульсирующей полостью.
Заключение
В ходе проведенного экспериментального исследования посредством высокоскоростной видеосъемки была наглядно установлена возможность образования огнестрельных повреждений бязи в виде радиальных разрывов в условиях выстрела с неблизкой дистанции. Возникновение таких повреждений происходило в результате расширения подлежащих биологических тканей временной пульсирующей полостью после прохождения через них огнестрельного снаряда. На указанный процесс существенное влияние оказывала степень контакта биологических тканей и бязи: чем плотнее был указанный контакт, тем более протяженными и многочисленными оказывались радиальные разрывы бязи.
Установленные закономерности формирования огнестрельных повреждений бязевой ткани экспансивными пулями патронов к огнестрельному гладкоствольному оружию 12-го калибра (12×70) в условиях неблизкой дистанции выстрела и разной степени прилегания указанной ткани к телу человека должны учитываться при производстве судебно-медицинских экспертиз огнестрельных повреждений, причиненных выстрелами из указанного огнестрельного оружия.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.