Пинчук П.В.

ФГКУ «111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» Минобороны России;
ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России

Леонов С.В.

ФГКУ «111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» Минобороны России;
ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» Минздрава России

Ходулапов А.В.

ФГКУ «111 Главный государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз» Минобороны России

Лихачев А.С.

ФБУ «Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации»

Особенности повреждения бязевой ткани экспансивными пулями патронов к огнестрельному гладкоствольному оружию 12-го калибра (12×70) в условиях неблизкой дистанции выстрела

Авторы:

Пинчук П.В., Леонов С.В., Ходулапов А.В., Лихачев А.С.

Подробнее об авторах

Просмотров: 741

Загрузок: 5


Как цитировать:

Пинчук П.В., Леонов С.В., Ходулапов А.В., Лихачев А.С. Особенности повреждения бязевой ткани экспансивными пулями патронов к огнестрельному гладкоствольному оружию 12-го калибра (12×70) в условиях неблизкой дистанции выстрела. Судебно-медицинская экспертиза. 2023;66(6):9‑12.
Pinchuk PV, Leonov SV, Khodulapov AV, Likhachev AS. Features of coarse calico damage by hollow-point bullets of ammunitions to a 12-gauge fire smoothbore weapon (12×70) under the conditions of remote shooting distance. Forensic Medical Expertise. 2023;66(6):9‑12. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/sudmed2023660619

Рекомендуем статьи по данной теме:
Су­деб­но-ме­ди­цин­ская ха­рак­те­рис­ти­ка пу­ле­вых пов­реж­де­ний, при­чи­нен­ных выс­тре­ла­ми из глад­кос­тволь­но­го ог­нес­трель­но­го ору­жия 12-го ка­либ­ра. Су­деб­но-ме­ди­цин­ская эк­спер­ти­за. 2025;(1):34-37
Как из­ме­ня­ет­ся уро­вень гре­ли­на у па­ци­ен­тов, пе­ре­нес­ших ба­ри­ат­ри­чес­кие вме­ша­тельства. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2024;(4):49-54
Мо­де­ли­ро­ва­ние и про­фи­лак­ти­ка пос­ле­опе­ра­ци­он­ных спа­ек в ги­не­ко­ло­ги­чес­кой и та­зо­вой хи­рур­гии в эк­спе­ри­мен­те: мор­фо­ло­ги­чес­кие и ультрас­трук­тур­ные осо­бен­нос­ти. Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(2):42-50
Эк­спе­ри­мен­таль­ная хи­рур­гия в ву­зе: тра­ди­ции, ин­но­ва­ции, пер­спек­ти­вы. Опе­ра­тив­ная хи­рур­гия и кли­ни­чес­кая ана­то­мия (Пи­ро­гов­ский на­уч­ный жур­нал). 2024;(3):22-27
Сов­ре­мен­ный взгляд на эк­спе­ри­мен­таль­ное соз­да­ние эн­до­мет­ри­оза на жи­вот­ной мо­де­ли (собствен­ные дан­ные). Проб­ле­мы реп­ро­дук­ции. 2024;(6):55-60

Введение

Огнестрельные повреждения одежды и ее имитаторов хорошо изучены применительно к образцам огнестрельного нарезного оружия [1, 2], огнестрельного оружия ограниченного поражения [3, 4] и при холостой стрельбе [5, 6]. Повреждения одежды, причиненные в результате выстрелов из гладкоствольного оружия, особенно пулями с экспансивными свойствами (т.е. разрушающимися при контакте с мишенью), в современной судебно-медицинской литературе практически не описаны. Вместе с тем охотничьи патроны для гладкоствольного оружия 12-го калибра, в том числе патроны, снаряженные экспансивными пулями, широко представлены на гражданском рынке оружия как в нашей стране, так и за рубежом. Терминальная баллистика таких пуль обусловливает передачу максимального количества кинетической энергии с формированием в биологических тканях временной пульсирующей полости, значительно превышающей размеры пули [7]. Как следствие формирования временной пульсирующей полости, происходит кратковременная деформация пораженных огнестрельным снарядом биологических тканей. О возможном влиянии указанной деформации на повреждение прилежащей к биологическим тканям одежды в судебно-медицинской литературе информации не содержится. Более того, экспериментальное моделирование огнестрельных повреждений на хлопчатобумажной ткани чаще всего проводится изолированно от моделирования повреждений биологических имитаторов тела человека [3, 4, 8], при этом не учитывается влияние временной пульсирующей полости на процесс разрушения бязи.

Цель исследования — в эксперименте изучить особенности повреждения бязевых мишеней экспансивными пулями патронов для огнестрельного гладкоствольного оружия 12-го калибра (12×70) при их непосредственном контакте с биологическими тканями, поражаемыми с неблизкой дистанции выстрела.

Материал и методы

Экспериментальный отстрел мишеней производили в закрытом стрелковом тире ФБУ «Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации». Выстрелы осуществляли из ружья гладкоствольного с перезарядкой цевьем Winchester мод. 1300 Defender 12-го калибра со стволом без дульного сужения (цилиндр). Расстояние от дульного среза оружия до мишеней составляло 5 м (для исключения действия сопутствующих факторов выстрела). Выстрелы выполняли патронами с экспансивными (разрушающимися) пулями (согласно заявлению производителя) отечественного производства УНО 35Э (2 выстрела) и зарубежного производства (Латвия) Dupo 28, Hexolit 32, Rossa 32 (по одному выстрелу). Также был произведен 1 выстрел отечественным патроном УНО 35, снаряженным пулей без заявленных производителем экспансивных свойств (в качестве контроля). Мишени представляли собой многокомпонентную конструкцию, состоящую из деревянной колоды, к которой закрепляли биологические имитаторы тела человека — части туши свиньи (подчеревок, грудинка с ребрами и грудиной). Биологические имитаторы тела человека были обернуты в белую хлопчатобумажную ткань (бязь) с примесью вискозы (до 5%). На одной группе мишеней биологические ткани были обернуты бязью с плотным прилеганием ткани к биологическому имитатору тела человека, на другой группе — относительно свободно соприкасались друг с другом. Слева от мишени на штативе устанавливали высокоскоростную видеокамеру Phantom VEO 710S с объективом Zeiss Milvus 1.4/35, видеосъемку проводили с частотой 24 000 кадров в 1 с. Справа от мишени на стенде фиксировали белый матовый бумажный фотографический фон. Переносные светодиодные осветители располагали слева от мишени и выставляли таким образом, чтобы обеспечить достаточную освещенность и минимальное количество теней. Бязь с мишеней исследовали визуально и метрически для определения размерных и морфологических характеристик огнестрельного повреждения. Изучали видеозаписи скоростной видеокамеры процесса взаимодействия огнестрельных снарядов с мишенью для установления особенностей механизма образования огнестрельных повреждений бязи. Выполняли сравнительный анализ полученных данных с результатами ранее проведенных фундаментальных исследований в области повреждения одежды огнестрельными снарядами.

Результаты

В группе из 3 мишеней, в которых биологические ткани были обернуты бязью с плотным прилеганием ткани к биологическому имитатору тела человека, во всех экспериментах были сформированы сквозные огнестрельные повреждения бязи — неправильной звездчатой формы, с дефектом материала ткани округлой формы в центре. Дефект ткани соответствовал калибру канала ствола и был диаметром 1,8±0,1 см. Края дефекта были образованы неровно прерванными, расплетенными и уплощенными краевыми нитями с деформированными и прерванными на разном уровне волокнами. От дефекта отходили от 3 до 5 радиальных разрывов длиной 3,5±3,0 см, которые проходили по линиям основы и утка материала (рис. 1).

Рис. 1. Огнестрельные повреждения бязи на мишенях, обернутых с натяжением.

а — в результате выстрела патроном УНО 35Э; б — в результате выстрела патроном Dupo 28. Стрелками черного цвета указаны концы радиальных разрывов.

Согласно данным судебно-медицинской литературы, огнестрельные повреждения бязи с радиальными разрывами характерны для первой зоны близкой дистанции выстрела и образуются в результате воздействия на бязь предпулевого воздуха и пороховых газов [9]. С помощью высокоскоростной видеосъемки был визуализирован феномен формирования разрывов бязи при выстрелах с неблизкой дистанции в результате расширения временной пульсирующей полости в подлежащих биологических тканях (рис. 2).

Рис. 2. Покадровое воспроизведение процесса поражения мишени, обернутой бязью с натяжением.

В группе из 3 мишеней, в которых биологические ткани относительно свободно соприкасались с бязью, во всех экспериментах формировались ее сквозные огнестрельные повреждения с дефектом материала ткани округлой формы диаметром 1,8±0,1 см. Края дефектов материала в этой группе также были образованы неровно прерванными, расплетенными и уплощенными краевыми нитями с деформированными и прерванными на разном уровне волокнами.

На кадрах высокоскоростной видеосъемки был зафиксирован процесс взаимодействия биологических тканей и относительно свободно прилежащей бязи. В описанных условиях биологический имитатор тела человека свободно колебался относительно бязи, не образуя на ней дополнительных разрывов при взаимодействии. Вместе с тем, даже при относительно свободной фиксации бязи к биологическому имитатору тела человека, в одном случае было отмечено формирование одного радиального разрыва длиной 2 см, проходившего по линиям основы ткани. Указанный разрыв образовался в результате взаимодействия бязи с деформирующимися подлежащими биологическими тканями с расширяющейся в них временной пульсирующей полостью.

Заключение

В ходе проведенного экспериментального исследования посредством высокоскоростной видеосъемки была наглядно установлена возможность образования огнестрельных повреждений бязи в виде радиальных разрывов в условиях выстрела с неблизкой дистанции. Возникновение таких повреждений происходило в результате расширения подлежащих биологических тканей временной пульсирующей полостью после прохождения через них огнестрельного снаряда. На указанный процесс существенное влияние оказывала степень контакта биологических тканей и бязи: чем плотнее был указанный контакт, тем более протяженными и многочисленными оказывались радиальные разрывы бязи.

Установленные закономерности формирования огнестрельных повреждений бязевой ткани экспансивными пулями патронов к огнестрельному гладкоствольному оружию 12-го калибра (12×70) в условиях неблизкой дистанции выстрела и разной степени прилегания указанной ткани к телу человека должны учитываться при производстве судебно-медицинских экспертиз огнестрельных повреждений, причиненных выстрелами из указанного огнестрельного оружия.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.