Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Цуканов В.В.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера», Красноярск, Россия

Амельчугова О.С.

Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера СО РАМН, Красноярск

Буторин Н.Н.

НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН, Красноярск

Третьякова О.В.

ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России, Удмуртская республика, Россия

Васютин А.В.

ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицинских проблем Севера», Красноярск, Россия

Современные аспекты эрадикации Helicobacter pylori

Авторы:

Цуканов В.В., Амельчугова О.С., Буторин Н.Н., Третьякова О.В., Васютин А.В.

Подробнее об авторах

Журнал: Терапевтический архив. 2013;85(2): 73‑75

Просмотров: 13171

Загрузок: 381


Как цитировать:

Цуканов В.В., Амельчугова О.С., Буторин Н.Н., Третьякова О.В., Васютин А.В. Современные аспекты эрадикации Helicobacter pylori. Терапевтический архив. 2013;85(2):73‑75.
Tsukanov VV, Amel'chugova OS, Butorin NN, Tret'jakova OV, Vasyutin AV. Helicobacter pylori eradication: Current aspects. Therapeutic Archive. 2013;85(2):73‑75. (In Russ.)

Рекомендуем статьи по данной теме:
Роль Киот­ской клас­си­фи­ка­ции в эн­дос­ко­пи­чес­кой ди­аг­нос­ти­ке гас­три­та, ас­со­ци­иро­ван­но­го с ин­фек­ци­ей Heli­cobacter pylori. Эн­дос­ко­пи­чес­кая хи­рур­гия. 2024;(4):65-72
Осо­бен­нос­ти вос­па­ли­тель­но­го про­цес­са в сли­зис­той обо­лоч­ке же­луд­ка при ее со­че­тан­ном бак­те­ри­аль­но-ви­рус­ном ин­фи­ци­ро­ва­нии. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(3):13-19
Вли­яние Heli­cobacter pylori и ду­оде­но­гас­траль­но­го реф­люк­са на раз­ви­тие и ре­зуль­та­ты ле­че­ния ги­пер­плас­ти­чес­ких по­ли­пов же­луд­ка. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(4):5-9
Эф­фек­тив­ность аль­фа-глу­та­мил-трип­то­фа­на в ле­че­нии хро­ни­чес­ко­го ат­ро­фи­чес­ко­го гас­три­та на кли­ни­чес­ких при­ме­рах. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2024;(4):121-128
Эф­фек­тив­ность Киот­ской клас­си­фи­ка­ции приз­на­ков гас­три­та в ди­аг­нос­ти­ке ин­фек­ции Heli­cobacter pylori. До­ка­за­тель­ная гас­тро­эн­те­ро­ло­гия. 2025;(1):29-38

РГА — Российская гастроэнтерологическая ассоциация

ИПН — ингибитор протонного насоса

Helicobacter pylori — один из широко распространенных возбудителей инфекции в мире. Он играет ключевую роль в развитии гастрита, язвенной болезни, В-клеточной лимфомы и рака желудка. Исследованиям по эрадикации H. pylori в настоящее время уделяется большое внимание. Эта проблема активно обсуждалась на XXIV ежегодной конференции Европейской группы по изучению Helicobacter (EHSG), состоявшейся в 2012 г. [1]. С учетом того, что от даты принятия Европейского консенсуса Маастрихт IV прошло 2 года и в связи с появлением в 2012 г. рекомендаций Российской гастроэнтерологической ассоциации (РГА) по диагностике и лечению инфекции H. pylori у взрослых [2] целесообразно продолжить обсуждение этого вопроса.

Резистентность к антибиотикам. Важным аспектом консенсуса Маастрихт IV явилось обсуждение роли резистентности H. pylori к кларитромицину. В заключительном документе этих рекомендаций указано следующее: «В регионах с низким уровнем резистентности к кларитромицину схемы с кларитромицином рекомендуются в качестве первой линии эмпирической терапии. Следует отказаться от трехкомпонентной терапии с ингибитором протонного насоса (ИПН) и кларитромицином без предварительного исследования чувствительности к нему при уровне резистентности к кларитромицину в регионе выше 15—20%» [3].

Один из лидеров Европейской группы по изучению Helicobacter F. Megruad и соавт. установили, что суммарная резистентность H. pylori для кларитромицина в различных странах Европы составляет 17,5% [4]. При этом на севере Европы резистентность бактерии к кларитромицину существенно ниже, чем в центральных и южных ее регионах [4]. Анализ этой ситуации ставит вопрос: возможно ли в настоящее время широкое применение схем с кларитромицином для эрадикации H. pylori в России? В течение последнего года в Новосибирске, Нижнем Новгороде и Москве выполнены исследования, которые наряду с данными более ранних работ позволяют считать, что резистентность H. pylori к кларитромицину в большинстве регионов России не превышает критически важного рубежа 15% (см. таблицу).

Это определяет возможность широкого применения в нашей стране кларитромицина для эрадикации H. pylori. Тем не менее тенденция к росту резистентности этого возбудителя инфекции к антибиотикам обусловливает обоснованность преимущественного использования для эрадикации оригинального кларитромицина — клацида.

Следует обратить внимание на очень высокий уровень резистентности H. pylori к метронидазолу в России, тогда как в Европе суммарная резистентность бактерий к метронидазолу составляет 34,9% [4]. Данные, представленные в таблице, позволяют констатировать, что в России этот показатель выше, чем в Западной Европе, в 1,5—2 раза. В связи с этим положение консенсуса Маастрихт IV об эквивалентности схем ИПН + амоксициллин + кларитромицин и ИПН + кларитромицин + метронидазол не является обоснованным для нашей страны.

Терапия первой линии. Как известно, консенсус Маастрихт IV рекомендует трехкомпонентную схему с кларитромицином в качестве эмпирической терапии первой линии [3]. Напомним, что стандартная схема трехкомпонентной терапии включает ИПН 2 раза в день, амоксициллин 1 г 2 раза в день и кларитромицин 500 мг 2 раза в день в течение 7—10 или 14 дней. XXIV ежегодная конференция EHSG, прошедшая в сентябре 2012 г., подтвердила лидирующие позиции трехкомпонентной терапии для эрадикации H. pylori [1]. Точка зрения EHSG опирается на результаты целого ряда научных испытаний. Метаанализ данных 32 исследований (4727 больных) показал, что эффективность эрадикации H. pylori при помощи трехкомпонентной терапии в Испании за последние 10 лет не снизилась и составляла 80% [11]. В большом многоцентровом исследовании, выполненном в Японии, в котором трехкомпонентную 7-дневную терапию применяли для эрадикации H. pylori у 3162 больных, эффективность лечения составила 80,7% [12]. W. Dai и соавт. провели сравнение результативности трехкомпонентной терапии разной продолжительности в Китае. Пациенты, получавшие стандартную трехкомпонентную терапию, были разделены на 3 группы: A (n=39) — лечились 3 дня, B (n=37) — 5 дней, C (n=40) — 7 дней. Эффективность эрадикации H. pylori составила в группе A 76%, в группе B — 89%, в группе C 91% [13]. Повышение эффективности трехкомпонентной терапии при ее пролонгации также отмечено в Греции: частота эрадикации при 7-дневном курсе лечения составила 74,5%, при 10-дневном — 80,6%, при 14-дневном — 90,2% [14]. Рекомендации РГА верифицируют идею, что основной схемой терапии первой линии является трехкомпонентная 7-, 10- или 14-дневная схема (ИПН + кларитромицин + амоксициллин) [2].

Европейский консенсус Маастрихт IV [3] в плане использования других схем терапии первой линии рекомендует следующее: «В регионах с высоким уровнем резистентности к кларитромицину четырехкомпонентная терапия с препаратом висмута рекомендуется в качестве эмпирической терапии первой линии. Если эту схему невозможно осуществить, рекомендуется последовательная терапия или четырехкомпонентная терапия без висмута».

На совещании EHSG в г. Любляна отмечалось, что в течение последнего года клинические исследования по оценке эффективности последовательной терапии дали хорошие результаты [1]. Напомним, что последовательная терапия заключается в применении ИПН + амоксициллин в течение 5 дней, в течение последующих 5 дней назначают ИПН + кларитромицин + метронидазол. Частота эрадикации при использовании последовательной схемы в современных работах составила в Израиле 95,8% [15], в Тайване — 95,1% [16], в Корее 92,6% [17], в Италии 90,9% [18]. Тем не менее сейчас преобладает точка зрения, что эффективность последовательной терапии нуждается в дальнейшем изучении. В том числе целесообразно получить больше данных о сравнительной результативности трехкомпонентной схемы и последовательной терапии. Например, в многоцентровом исследовании, проведенном в 7 регионах Латинской Америки, частота эрадикации H. pylori составила 82,2% при стандартной трехкомпонентной 14-дневной терапии, 73,6% — при четырехкомпонентной терапии и 76,9% — при последовательной 10-дневной терапии. Следовательно, стандартная трехкомпонентная терапия сохраняет свои лидирующие позиции при эрадикации H. pylori [19]. Таким образом, подтверждается точка зрения РГА об ограничении использования последовательной терапии на территории России [2]. Это обусловливается необходимостью доказательства эффективности этой схемы в нашей стране в многоцентровых исследованиях. Другой аргумент в пользу ограниченного применения последовательной терапии заключается в относительно низкой резистентности H. pylori к кларитромицину в России.

Терапия второй линии. В случае неэффективности схемы с ИПН и кларитромицином рекомендуется назначение четырехкомпонентной терапии c висмутом или трехкомпонентной терапии с левофлоксацином [3]. Исследование [20], выполненное в Корее с участием 199 пациентов, продемонстрировало, что четырехкомпонентная терапия (ИПН + висмут + метронидазол + тетрациклин) обеспечивает эффективность эрадикации 81,6% при лечении в течение 7 дней и 85,1% — при лечении в течение 14 дней. Частота соблюдения больными схемы назначенного лечения составляла 88,8% при проведении терапии в течение 7 дней и 79,2% — при лечении в течение 14 дней. Частота развития выраженных побочных явлений составила 21,8% при 14-дневной четырехкомпонентной терапии. В Японии терапия второй линии с левофлоксацином (ИПН 2 раза в день + амоксициллин 1 г 2 раза в день + левофлоксацин 500 мг 2 раза в день) в течение 10 дней дала сопоставимую эффективность лечения со значительно меньшим количеством побочных явлений [20]. В испанской работе применение трехкомпонентной схемы с левофлоксацином у 300 пациентов позволило достигнуть эффективности эрадикации 81% [21].

Дополнительная терапия. Консенсус Маастрихт IV оставил возможность для обсуждения применения про- и пребиотиков в качестве средств дополнительной терапии [3]. В исследовании R. Deguchi и соавт. применение препарата, содержащего Lactobacillus gasseri, повышало эффективность эрадикации с 69,3 до 82,6% при использовании стандартной трехкомпонентной терапии [22]. Сравнение эффективности 7-дневной трехкомпонентной терапии с добавлением Lactobacillus reuteri у 45 пациентов с результатами лечения при помощи трехкомпонентной терапии у других 45 больных позволило отметить повышение частоты эрадикации (80% против 62%; р<0,05) и снижение частоты развития побочных эффектов в 1,5 раза [23]. В современный метаанализ данных 10 клинических исследований были включены 1469 пациентов (708 принимавших пробиотики и 761 не получавший их). Применение препаратов лакто- и бифидобактерий повышало эффективность эрадикации H. pylori и снижало частоту развития побочных эффектов [22].

Возможности повышения эффективности эрадикации. В докладе, представленном в рамках 20-й Европейской гастроэнтерологической недели, которая проходила в октябре 2012 г. в Амстердаме, S. Koletsko из Германии предложила добавление препарата висмута к трехкомпонентной терапии для повышения эффективности эрадикации H. pylori. Аналогичный подход содержится в рекомендациях РГА [2]. Считается возможным применение для этой же цели высоких доз ИПН [3]. В метаанализе [25] продемонстрировано, что по сравнению с применением стандартных доз использование высоких доз ИПН повышает частоту эрадикации на 6—10%. Анализ данных в специально выделенных подгруппах показал, что максимальный эффект был достигнут при применении более мощных ИПН второго поколения, таких как эзомепразол или рабепразол в дозе 40 мг 2 раза в день. Чрезвычайно важным условием успешной эрадикации является тщательное соблюдение врачом официально принятых рекомендаций и пациентом схемы назначенного лечения.

Заключение. Трехкомпонентная терапия (ИПН + кларитромицин + амоксициллин) по-прежнему сохраняет ведущие позиции в качестве терапии первой линии для эрадикации H. рylori [1]. Эта точка зрения поддерживается рекомендациями РГА [2]. Возможность широкого применения последовательной терапии на территории России требует обоснования результатами многоцентровых исследований. Тенденция к росту резистентности H. pylori к кларитромицину отчасти может объясняться использованием некачественных дженериков препарата, поэтому целесообразно преимущественное назначение оригинального кларитромицина — клацида (фирма «Эбботт») в схемах эрадикации этого возбудителя инфекции. Основными схемами терапии второй линии является четырехкомпонентная и 10-дневная трехкомпонентная с левофлоксацином.

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.