В связи с неуклонной тенденцией роста числа вновь выявленных пациентов с глаукомой, общей распространенностью заболевания в России и, как следствие, снижением трудоспособности, увеличением инвалидности вследствие глаукомы [1], перед практической офтальмологией стоит задача разработки оптимальных методов и схем лечения заболевания, в том числе консервативной стабилизирующей терапии при компенсированном уровне внутриглазного давления (ВГД) у экономически активного населения.
Особая значимость проблемы для железнодорожников обусловлена имеющимися профессиональными ограничениями для работников с глаукомой.
Немаловажным аспектом лечения наряду с клинической эффективностью является его экономическая и организационная доступность, что облегчает врачу выбор лечебной тактики с учетом необходимости обеспечения комплаентности пациента.
Этиопатогенез глаукомы сложен и, несмотря на многочисленные исследования, до конца не изучен. Есть основания считать, что он имеет мультифакторный характер [2]. Однако некоторые механизмы патогенеза первичной открытоугольной глаукомы (ПОУГ), благодаря многочисленным исследованиям, выявлены и достаточно изучены, что позволяет воздействовать на глаукомный процесс патогенетически обоснованно и добиваться хороших результатов в лечении.
В глаукомном процессе выделяют три основных звена — механическое (повышение уровня ВГД), дисциркуляторное (нарушение кровообращения) и метаболическое. Они определяют выбор направления лечения глаукомы [3].
Развитие глаукомной оптической нейропатии обусловлено влиянием различных факторов, приводящих к апоптозу ганглиозных клеток сетчатки (сдавление аксонов зрительного нерва в отверстиях решетчатой пластинки, смещенной кзади вследствие повышенного ВГД; нарушение кровоснабжения головки зрительного нерва; избыток свободных радикалов вследствие ишемии и усиление перекисного окисления липидов). При ишемии в нервной ткани происходят торможение белкового синтеза и активация анаэробного гликолиза, далее нарушается работа К-Na-помпы и возникает деполяризация мембран клеток. В ответ на это происходит выброс глутамата, который активизирует нейроны через NMDA-рецепторы, приводя к поступлению в клетку избыточного количества ионов кальция. Чрезмерно высокая концентрация Ca2+ в клетках запускает активацию сложных каскадов нуклеаз, протеаз и липаз [4]. Они непосредственно воздействуют на внутриклеточные белки и липиды, в результате чего образуются активные свободные радикалы, а также чрезмерное количество оксида азота (NO), который может способствовать развитию глаукомной оптической нейропатии. Образуются различные активные формы кислорода, которые оказывают цитотоксическое действие на сетчатку, зрительный нерв, приводят к деструктивным изменениям в дренажной системе [5]. Таким образом, сосудистые и механические факторы реализуют свои эффекты посредством метаболических процессов. Выбор оптимальных вариантов нейропротекторной терапии был и остается актуальной задачей практического здравоохранения.
К одному из наиболее изученных метаболических препаратов относится Мексидол [6—8]. Противоишемическое действие Мексидола реализуется за счет сочетания антиоксидантного, антигипоксантного и мембраностабилизирующего эффектов [9, 10]. При этом если инъекционная форма Мексидола рекомендована к применению при глаукоме, что отражено в инструкции к препарату, то относительно таблетированной формы таких рекомендаций нет. Между тем применение именно таблетированных форм эффективных препаратов обеспечивает наибольшую доступность курсового лечения для работающих лиц, в том числе с ПОУГ.
В настоящее время не существует единого рационального подхода к проведению нейропротекторной терапии работников железнодорожного транспорта с ПОУГ при их диспансерном наблюдении. Мы не обнаружили литературных источников, в которых бы говорилось о проведении аналогичных исследований в данной профессиональной группе.
Эти положения и определили цель исследования — оценить эффективность применения таблетированной формы Мексидола при диспансерном ведении работников железнодорожного транспорта с компенсированной ПОУГ и разработать алгоритм нейропротекторной терапии на основе поэтапного применения разных форм препарата.
Материал и методы
В исследовании участвовали 58 пациентов (96 глаз) — работников железнодорожного транспорта с ПОУГ I—III стадии с компенсированным уровнем ВГД. Мексидол вводили всем пациентам внутривенно капельно по 250 мг на 200 мл 0,9% раствора натрия хлорида в течение 5 дней, затем следовал курс перорального приема препарата по 125 мг 3 раза в день в течение 3 мес. Протокол исследования предусматривал контрольные осмотры: при поступлении пациента в дневной стационар, при выписке из стационара и через 3 мес амбулаторного лечения. Во время осмотров пациентов проводили их полное комплексное обследование, включавшее определение остроты зрения, тонометрию по методу Маклакова с грузом 10 г, офтальмоскопию, периметрию на аппарате HUMPHREY MODEL 745i (Германия) с оценкой суммарной световой чувствительности и показателя MD по стандартной пороговой программе 30−2, оптическую когерентную томографию (ОКТ) на аппарате OPTOVUERT100 (США) с исследованием средней толщины слоя нервных волокон сетчатки (СНВС) перипапиллярной области (по программе RNFL).
Значимость различия показателей остроты зрения, ВГД, полей зрения в 4 квадрантах, данных ОКТ в динамике оценивали с помощью дисперсионного анализа [11].
Результаты и обсуждение
Диагноз ПОУГ начальной и развитой стадий выявлен на подавляющем большинстве глаз, что косвенно подтверждает эффективность обязательной диспансеризации работающих: I стадия заболевания установлена на 40 (41,7%) глазах, II — на 48 (50%), III стадия — на 8 (8,3%) глазах (рис. 1).
Достоверного улучшения изучаемых показателей между 1-м и 2-м визитом не зафиксировано.
В ходе сравнительного анализа данных полученных во время 1-го и 3-го визитов была выявлена тенденция к улучшению показателей остроты дневного центрального зрения. Так, при 1-м визите она составила 0,66±0,04, при 3-м — 0,68±0,04. По результатам периметрии установлено достоверное увеличение суммы показателей световой чувствительности (в дБ) во всех полях (p<0,001). При 1-м визите сумма составила 1505,43±76,66 дБ (1778,06 — I стадия, 1383,25 — II стадия, 1016,69 — III стадия), во время 3-го визита — 1628,41±74,19 дБ (1877,85 — I стадия, 1545,46 — II стадия, 1092,12 — III стадия) (рис. 2). Данные показателя MD (с1В) распределились следующим образом: при 1-м визите 2,25±1,4 — I стадия, 7,54±1,2 — II стадия, 16,30±1,5 — III стадия, во время 3-го визита 2,00±1,2 — I стадия, 6,75±1,5 — II стадия, 15,90±1,3 — III стадия. При анализе значений периметрии в зависимости от стадии ПОУГ отмечено их повышение у пациентов с I и II стадией заболевания (1580,66±65,7 при 1-м визите и 1711,66±68,3 — при 3-м). У пациентов с III стадией глаукомы достоверного увеличения периметрических показателей не наблюдалось, однако выявлена тенденция к стабилизации.
При проведении ОКТ оценивали среднюю толщину СНВС перипапиллярной области. По результатам анализа данных наблюдалось повышение показателей. При 1-м визите сумма толщины СНВС составляла 82,50±17,93 (96,75 — I стадия, 74,62 — II стадия, 71,35 — III стадия), при 3-м визите — 84,69±18,29 (99,22 — I стадия, 76,22 — II стадия, 75,70 — III стадия) (р<0,001). Увеличение данного показателя было достоверным по каждой изучаемой стадии глаукомного процесса (р<0,05) (рис. 3).
Анализируя результаты исследования, мы установили, что использование препарата «Мексидол» с включением его таблетированной формы (в течение 3 мес) в лечении больных с ПОУГ — работников железнодорожного транспорта:
— стабилизирует (с тенденцией к улучшению) центральное дневное зрение;
— достоверно улучшает световую чувствительность сетчатки;
— достоверно улучшает показатели толщины СНВС.
Заключение
Длительное применение Мексидола эффективно с целью нейропротекции у пациентов с I—II стадией ПОУГ и позволяет предполагать стабилизацию процесса у пациентов с III стадией заболевания. Именно добавление к лечению таблетированной формы препарата, акцент на длительность амбулаторного курса обеспечили указанный эффект.
Включение в комплексное консервативное лечение больных глаукомой таблетированной формы Мексидола позволяет максимально реализовать мембранопротекторное, ноотропное, антигипоксическое и антиоксидантное действие препарата, препятствующее прогрессированию патологического процесса. Мексидол в таблетированной форме хорошо переносится пациентами и практически не вызывает нежелательных реакций при приеме.
В организационный алгоритм диспансерного наблюдения работников железнодорожного транспорта с первичной открытоугольной глаукомой целесообразно включать в качестве стандартного длительный амбулаторный прием препарата «Мексидол» с целью достижения значимого нейропротекторного эффекта.