Амблиопия является наиболее частой причиной слабовидения при гиперметропии [1]. В школах слепых и слабовидящих амблиопия с гиперметропией составляет до 70% случаев [2]. В связи с этим разработка новых способов лечения является актуальной проблемой офтальмологии. По данным нейропсихологического тестирования, 52—73% детей, поступающих в 1-й класс общеобразовательной школы, имеют возрастную несформированность высших психических функций в сочетании со снижением зрения [3]. В последние годы в практике неврологов применяется микрополяризационная терапия с использованием постоянного тока малой величины направленного неинвазивного транскраниального воздействия [4]. На основе клинико-физиологических исследований показана высокая эффективность метода, улучшающая функции центральной нервной системы (ЦНС) [5]. Учитывая, что у детей с амблиопией наблюдается снижение нейрофизиологических параметров сетчатки, зрительного нерва, коркового центра зрительного анализатора [6], нами разработан новый способ лечения амблиопии методом транскраниальной микрополяризации (ТКМП) на фоне медикаментозного лечения, корректирующего изменение нейрофизиологических параметров коры головного мозга у детей.
Цель исследования — оценить нейрофизиологическую направленность и клиническую эффективность нового способа лечения ТКМП в сочетании с медикаментозной терапией при амблиопии.
Материал и методы
Обследовано 32 здоровых ребенка (контрольная группа) в возрасте 5—12 лет и 97 пациентов с рефракционно-дисбинокулярной амблиопией аналогичного возраста (основная группа). Всем детям проведены стандартные офтальмологические и нейрофизиологические исследования (определение порога электрической чувствительности (ЭЧ) сетчатки, электрической лабильности (ЭЛ) зрительного нерва, зрительных вызванных корковых потенциалов (ЗВКП), электроэнцефалография (ЭЭГ) с определением амплитуды и частоты групп волн, локализации максимальной электрической активности коры головного мозга), оценка нервно-психического развития пациентов с амблиопией тестированием и определением коэффициента психического развития (КПР) [7,8].Статистическую обработку полученных результатов выполняли с помощью программы SPSS Statistics V 12.0. Соотношение количественных показателей в сравниваемых группах оценивали с помощью t-теста.
Результаты
Офтальмологическое обследование контрольной группы показало, что некорригированная острота зрения у всех детей была 1,0. У 24 (75%) пациентов выявлена эмметропия, у 8 детей определялась гиперметропия 0,25—0,5 дптр, из них у 5 в сочетании с астигматизмом не выше 0,5 дптр. Характер зрения у всех устойчивый бинокулярный. При обследовании основной группы, согласно классификации амблиопии [9], амблиопия слабой степени была у 13 (13,4%) пациентов, средней — у 41 (42,3%), высокой — у 43 (44,3%), 30 из которых дети старшего возраста. Характер зрения: неустойчивый бинокулярный у 22,7% пациентов, одновременный — у 31,9%, монокулярный — у 45,6%. Электрофизиологические исследования позволили установить, что по сравнению с показателями контрольной группы на амблиопичных глазах достоверно хуже порог ЭЧ сетчатки и ЭЛ зрительного нерва (табл. 1).
Достоверное повышение порога ЭЧ сетчатки в сочетании со снижением ЭЛ зрительного нерва у пациентов с амблиопией аналогичного возраста свидетельствует о недостаточной электрической активности сетчатки и зрительного нерва. Для оценки функционального состояния ретикулокортикального пути изучали параметры ЗВКП: амплитуду компонента Р100 и время латентного периода. Результаты представлены в табл. 2.
Как видно из табл. 2, при амблиопии достоверно снижена амплитуда и увеличен латентный период компонента Р100 ЗВКП у лиц всех возрастных групп. При этом если величина амплитуды Р100 снижена на 15—17% относительно аналогичного показателя в контроле, то латентность Р100 увеличена до 27,5%. По мнению ряда авторов [6], время латентности ЗВКП — наиболее чувствительный тест в определении функциональной активности ретинокортикального пути.
Изучение электроэнцефалограмм позволило установить существенные различия между показателями здоровых детей и пациентов с амблиопией в силе амплитуды и локализации максимальной активности α-ритма (табл. 3).
Увеличение амплитуды α-ритма в сочетании со снижением ее частоты, наличием медленных волн, локализацией максимальной электрической активности в центральной области головного мозга свидетельствуют о незрелости корково-подкорковых взаимоотношений у детей в возрасте 5—6 лет. Параметры ЭЭГ здоровых детей 10—12 лет достоверно (р<0,05) отличаются от данных детей младшего возраста. Значение амплитуды и частоты α-ритма, отсутствие медленных волн, локализация максимальной электрической активности в затылочной области головного мозга характерны для организованного типа ЭЭГ и свидетельствуют о главенствующей роли коркового центра зрительного анализатора у детей 10—12 лет, обеспечивая высокую остроту зрения. Исследование электрической активности головного мозга выявило значительные отклонения у детей с амблиопией по сравнению с показателями здоровых детей (табл. 4).
Данные табл. 4 свидетельствуют о значительных нарушениях функциональной состоятельности корково-подкорковых взаимоотношений у пациентов с амблиопией всех возрастных групп. У 1/3 (36%) пациентов с низкой амплитудой α-ритма и нерегулярной частотой ЭЭГ характеризуется как дезорганизованная, что послужило основанием для назначения пантогама per os в течение 1 мес, который усиливает передачу нервных импульсов в ЦНС, повышает энергетический обмен клеток головного мозга [10].
У большинства (64%) детей с амблиопией определялся гиперсинхронный тип ЭЭГ с высокой амплитудой α-ритма, локализацией максимальной активности в центральной области головного мозга, что характерно для активации подкорковых структур и угнетения коркового влияния. Этим пациентам был назначен препарат «Магне В6» per os, который регулирует корково-подкорковые взаимоотношения, нормализует функцию вегетативной нервной системы [11]. На фоне медикаментозного лечения детям с амблиопией выполняли ТКМП. После курса лечения были проанализированы все офтальмологические и нейрофизиологические параметры, а также показатели психического развития детей с амблиопией. Острота зрения с коррекцией увеличилась на 0,1—0,4 на 64 глазах (66%), изменилась степень амблиопии после лечения (табл. 5).
Как видно из табл. 5, острота зрения чаще повышалась у пациентов со слабой степенью амблиопии. Следует подчеркнуть, что проведенное лечение привело к улучшению остроты зрения на 30 глазах у детей дошкольного возраста, что составило 88,2% случаев для этой группы. В то время как у детей 7—9 лет этот показатель повысился на 19 глазах (61,3%), а у пациентов 10—12 лет острота зрения повысилась на 15 глазах (46,8%). В целом острота зрения повысилась на 64 глазах (66%). Характер зрения стал устойчивым бинокулярным в 22,7% случаев. Такая статистика свидетельствует о более лабильных нейрофизиологических процессах зрительного анализатора у детей младшего возраста и подчеркивает необходимость оптимального лечения в дошкольном периоде. Исследование функционального состояния ретинокортикального пути выявило четкую положительную динамику (табл. 6).
Наиболее выраженная положительная динамика наблюдалась у детей с амблиопией младшего возраста, в большей степени показателя латентности компонента Р100. Анализ параметров ЭЭГ после проведенного курса лечения показал, что нормализация амплитуды α-ритма в диапазоне 50—70 мкВ установлена у 66 (68%) пациентов с локализацией электрической активности в затылочной области головного мозга. Учитывая положительную динамику нейрофизиологических показателей ретино-кортикального пути и коры головного мозга, можно констатировать, что новый метод лечения с использованием ТКМП, существенно улучшает функциональную активность зрительного анализатора, повышая зрение у детей с амблиопией. Оценка психологического развития по тестам, адаптированным к выделенным возрастным группам, с определением коэффициента психологического развития (КПР) по баллам показала высокую частоту случаев замедленного развития высшей нервной деятельности со снижением интеллекта у детей с амблиопией. Результаты исследования по психолого-педагогическим тестам представлены в табл. 7.
После проведенного лечения КПР достоверно улучшился у пациентов с амблиопией, хотя оставался ниже, чем у здоровых детей аналогичного возраста. Положительный результат наблюдался и в характере зрения. У 22 (22,7%) пациентов отмечалось устойчивое бинокулярное зрение при неустойчивом исходном. У 16 из 31 пациента с одновременным характером зрения определялось неустойчивое бинокулярное на расстоянии 3 м. Таким образом, характер зрения улучшился у 39,2% пациентов (38 глаз).
Заключение
Результаты исследований подтвердили нейрофизиологическую направленность нового метода лечения с использованием транскраниальной микрополяризации. Поскольку максимальный клинический эффект наблюдался у пациентов в возрасте 5—6 лет, лечение амблиопии рекомендовано проводить в дошкольном возрасте. В связи с улучшением показателей психического развития пациентов, улучшением памяти, логического мышления, адаптации в коллективе, метод лечения транскраниальной микрополяризации у детей с амблиопией имеет социальное значение, отвечая концепции государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Сведения об авторах
Должич Алина Валерьевна — врач-офтальмолог
e-mail: alinadolzhich@yandex.ru