Яни Е.В.

ФГБУ «НМИЦ глазных болезней им. Гельмгольца» Минздрава России

Голикова В.А.

ФГБУ «НМИЦ глазных болезней им. Гельмгольца» Минздрава России

Особенности противовоспалительной терапии бактериальных язв роговицы

Авторы:

Яни Е.В., Голикова В.А.

Подробнее об авторах

Журнал: Вестник офтальмологии. 2020;136(6): 207‑212

Прочитано: 3324 раза


Как цитировать:

Яни Е.В., Голикова В.А. Особенности противовоспалительной терапии бактериальных язв роговицы. Вестник офтальмологии. 2020;136(6):207‑212.
Yani EV, Golikova VA. Features of anti-inflammatory therapy of bacterial corneal ulcers. Russian Annals of Ophthalmology. 2020;136(6):207‑212. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/oftalma2020136062207

Рекомендуем статьи по данной теме:
Сов­ре­мен­ные воз­мож­нос­ти хи­рур­ги­чес­кой кор­рек­ции па­ра­ли­ти­чес­ко­го ла­гоф­таль­ма. Плас­ти­чес­кая хи­рур­гия и эс­те­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2025;(3-2):50-55

Бактериальные язвы роговицы (БЯР) — одна из наиболее тяжелых патологий глаз ввиду риска перфорации роговицы и инфицирования с развитием эндофтальмита. Такая патология, как правило, характеризуется роговичными эпителиальными дефектами, воспалением в строме и потенциальной потерей стромальной ткани с последующим помутнением роговицы и образованием рубцов [1]. Выраженная воспалительная реакция оболочек глаза отягощает течение основного процесса, вызывая присоединения увеальных явлений и болевого синдрома. Боль из-за инфекционного язвенного процесса в роговице может быть довольно изнурительной, вызывая нарушения сна, что также отрицательно влияет на процессы репарации и регенерации тканей роговицы в процессе лечения. Несмотря на интенсивную терапию, язвы роговицы обычно вызывают грубое рубцевание и как следствие —ухудшение зрения.

С учетом этиологии в консервативном лечении БЯР основное место занимает антибактериальная терапия. Но с современных позиций патогенеза общепринятые алгоритмы лечения БЯР требуют дополнительного включения препаратов, влияющих на разные стадии патогенеза и регулирующих процессы воспаления.

Кортикостероидная терапия

Местно кортикостероиды назначаются для снятия воспалительных явлений, однако их безопасность и эффективность в лечении воспаления и боли при заболеваниях роговицы вызывает споры. Длительное применение стероидов связано с увеличением частоты нежелательных явлений, включающих катаракту, повышенный уровень внутриглазного давления, замедленное заживление дефектов эпителия и стромы роговицы, а также повышенную восприимчивость к инфекциям. Использование кортикостероидов в лечении БЯР в литературе обсуждается давно [2]. Имеются данные, что кортикостероиды в сочетании с соответствующей антибактериальной терапией при БЯР уменьшают воспаление, которое приводит к тяжелым повреждениям роговицы, в том числе ее рубцеванию и неоваскуляризации.

Также ранее нами было проведено исследование влияния кортикостероидной терапии на процесс рубцевания БЯР в эксперименте, показавшее, что добавление дексаметазона в парабульбарных инъекциях способствует изменению качества формирующейся фиброзной ткани, заполняющей язвенный дефект: образуется тонкий рубец, более выгодный в оптическом отношении [3].

Нестероидные противовоспалительные препараты (НПВП)

Противоречивые и неоднозначные данные имеются и по применению НПВП при кератитах и язвах. Офтальмологические НПВП, применяемые местно, обеспечивают эффективное обезболивание при травматических эрозиях роговицы и бактериальных язвах с минимальными побочными эффектами [4, 5]. НПВП оказывают противовоспалительное и обезболивающее действие путем ингибирования активности циклооксигеназы, которая, в свою очередь, останавливает синтез простагландинов. Последние отвечают за различные системные и локальные процессы воспаления, включая воспаление в тканях глаза [6]. Хотя осложнения со стороны роговицы, связанные с местным применением офтальмологических растворов НПВП, встречаются не очень часто, в некоторых исследованиях сообщается о дефектах эпителия и/или поверхностном точечном кератите [7, 8]. Также имеются сведения о более серьезных осложнениях, ассоциированных с применением НПВП, — изъязвлении роговицы [9—12]. Однако цитотоксичность препаратов в отношении тканей роговицы, а также неблагоприятные глазные эффекты являются известными осложнениями после местного применения многих офтальмологических препаратов, содержащих консерванты, в целом [13]. Учитывая вышесказанное, при анализе возможного возникновения осложнений применения НПВП следует учитывать диагноз и сопутствующую местную и общую лекарственную терапию в каждом конкретном случае. Также сообщается, что синдром «сухого глаза» или одновременное использование местно большого количества офтальмологических препаратов, в том числе антибактериальных и кортикостероидных, может усиливать побочное действие местного применения НПВС [14—16].

Учитывая неоднозначное мнение по поводу безопасного применения НПВП и кортикостероидных препаратов при язвенном поражении роговицы, проведено данное исследование.

Цель работы — клиническая оценка эффективности и безопасности противовоспалительной терапии в лечении БЯР.

Материал и методы

Обследовано и пролечено 49 человек с БЯР. Всем пациентам проводилось стандартное офтальмологическое обследование. С целью определения степени тяжести язвы роговицы в отделе была разработана количественная шкала оценки в баллах (Патент №2718565 Способ определения степени тяжести язвы роговицы (08.04.20)).

Для оценки симптомов язвы роговицы, функционального состояния глаза и параметров, которые учитывает разработанная шкала, пациентам применялись такие методы исследования, как визометрия, биомикроскопия с использованием флюоресцеинового теста, тонометрия, оптическая когерентная томография (ОКТ) переднего отдела глаза (ПОГ) (Visante OCT модель 1000 (Carl Zeiss, Германия), лабораторные исследования (бактериологические). Каждый параметр определялся в баллах, после чего вычислялась их сумма, которая соответствовала трем степеням тяжести язвы роговицы — легкой, средней и тяжелой (табл. 1).

Таблица 1. Шкала для определения степени тяжести язв роговицы

Показатель

Оценка

Раздражение глаза (перикорнеальная инъекция)

0 — нет

1 — легкая

2 — средняя

3 — выраженная

Отделяемое

0 — нет

2 — есть

Локализация язвенного дефекта

3 — центральная зона

+ от 0 до 4: 1 балл за квадрант

Глубина язвенного дефекта

1 — до поверхностных слоев стромы

3 — до средних слоев стромы

5 — до десцеметовой оболочки

Увеальные явления

0 — нет

2 — есть

Состояние передней камеры (ПК)

0 — нет клеток во влаге ПК

1 — 20 клеток во влаге ПК

2 — > 20 клеток во влаге ПК

3 — уровень гипопиона во влаге ПК

4 — ПК не просматривается

Уровень ВГД

0 — норма

1 — повышен

2 — понижен

Оптическая когерентная томография переднего отдела глаза

1 — толщина роговицы в зоне язвенного дефекта больше или равна 366 мкм,

2 — толщина роговицы в зоне язвенного дефекта равна 183—365 мкм,

3 — толщина роговицы в зоне язвенного дефекта менее 183 мкм

Предполагаемая этиология

1 — трофическая

2 — краевая

3 — вирусная

4 — бактериальная

5 — грибковая

Длительность течения

1 — медленнопрогрессирующие

3 — быстропрогрессирующие

5 — молниеносного течения

Интенсивность помутнения роговицы в исходе прогностически

1 — незначительное

2 — средней степени выраженности

3 — грубое помутнение со значительным снижением остроты зрения

Степень тяжести по суммарному баллу

Меньше 20 — легкой степени тяжести;

от 20 до 28 — средней степени тяжести;

больше 28 — тяжелое течение

В исследование были включены пациенты с БЯР легкой степени с соответствующей оценкой по разработанной шкале, что позволило определить эффективность применения противовоспалительного лечения более точно, исключая действия системных препаратов, которые, как правило, применяются при язвах роговицы средней степени тяжести и тяжелого течения.

Критерии включения в клиническое исследование пациентов с язвой роговицы:

1. Наличие БЯР на одном глазу.

2. Истончение в зоне язвенного дефекта до средних слоев роговицы. Толщина роговицы в зоне язвы роговицы не менее 250 нм.

3. Толщина роговицы здорового глаза в пределах 521±16 нм.

4. Максимальный диаметр язвы до 4 мм

Основную клиническую группу составили 32 пациента, разделенные на 2 подгруппы.

1-я подгруппа — 18 пациентов (8 мужчин и 10 женщин в возрасте от 19 до 69 лет, в среднем 39±16 лет) с язвой роговицы легкой степени тяжести. Пациенты этой подгруппы получали дополнительно к общепринятому лечению в парабульбарных инъекциях Дексаметазон (4 мг/мл) — 0,3 мл с 1-го дня терапии весь период лечения;

2-я подгруппа — 14 пациентов (9 мужчин и 5 женщин в возрасте от 21 года до 60 лет, в среднем 41±12 лет) с язвой роговицы легкой степени тяжести. Пациенты данной подгруппы получали дополнительно к общепринятому лечению Дексаметазон (4 мг/мл) — 0,3 мл в виде парабульбарных инъекций и инстилляции Бромфенака 0,09% (Броксинак) 1 раз в сутки с 1-го дня весь период лечения.

С целью сравнения эффективности исследуемых алгоритмов лечения язв роговицы была сформирована контрольная группа из 17 пациентов (8 мужчин и 9 женщин в возрасте от 18 до 77 лет, в среднем 40±18 лет) с язвой роговицы легкой степени тяжести. Пациенты контрольной группы получали общепринятую терапию, согласно Федеральным клиническим рекомендациям при БЯР: местно в виде инстилляций специфическую (антибактериальную) и патогенетическую (репаративную, гипотензивную, трофическую и слезозаместительную) терапию.

В ходе клинического исследования отдельно оценивали язвенный дефект с помощью измерений на ОКТ ПОГ. Обследование проводилось по протоколу All scans, включало сканы низкого и высокого разрешения (с определением толщины роговицы, глубины и площади поражения, глубины передней камеры и ее содержимого, состояния радужки).

Для количественной оценки были выбраны следующие параметры:

1. Диаметр язвы роговицы (d, мм) — измерение в меридиане с максимальным распространением язвенного дефекта, результаты измерения были сопоставлены с таковыми при осмотре с использованием щелевой лампы.

2. Для оценки глубины язвенного дефекта был разработан коэффициент Kr, равный отношению толщины роговицы в зоне язвенного дефекта к толщине роговицы вне зоны язвенного дефекта на расстоянии 0,1—0,2 мм от края язвы. Данный параметр позволяет более точно оценить глубину язвы роговицы, исключить погрешность измерения, связанную с отеком и инфильтрацией роговицы.

Офтальмологический осмотр проводился ежедневно, балльная оценка состояния глаза по шкале (см. табл. 1) и оценка параметров язвенного дефекта по ОКТ ПОГ проводилась на 1, 3, 7, 11, 15, 19-е и 23-и сутки лечения.

Результаты

Проведена сравнительная оценка результатов лечения пациентов 1-й и 2-й подгрупп и группы контроля. Средняя продолжительность лечения в 1-й подгруппе составила 15±1,4 дня, во 2-й — 16±1,3 дня, тогда как в группе контроля — 20±1,3 дня (p<0,05).

Пациенты 1-й и 2-й подгрупп не отметили каких-либо значимых неприятных ощущений при закапывании НПВП-средства или после парабульбарных инъекций кортикостероидного препарата. Отмечено купирование болевого синдрома во 2-й подгруппе при добавлении инстилляций НПВП в среднем уже на 1-е сутки лечения, в то время как в 1-й подгруппе — на 2—3-и сутки лечения, в контрольной — на 7-е сутки. Аллергических реакций также не наблюдалось. В табл. 2 наглядно представлено, что балльный показатель степени тяжести язвы роговицы помогает в количественной оценке эффективности проводимого лечения в основных клинических подгруппах.

Таблица 2. Сравнительная оценка основных параметров у пациентов

Сутки

Контрольная группа

1-я подгруппа

2-я подгруппа

d, мм

kr

балл

d, мм

kr

балл

d, мм

kr

балл

1-е

3±0,6

0,71±0,09

18±1,6

2,9±0,7

0,73±0,09

17±2

2,95±0,4

0,70±0,09

17±2

3-и

2,8±0,7

0,74±0,08

17±1,45

2,3±0,6*

0,79±0,1*

15±2*

2,4±0,5*

0,77±0,1*

16±1

7-е

2,2±0,6

0,76±0,08

14±1,5

1,7±0,6*

0,83±0,09*

12±1,7*

1,6±0,8*

0,80±0,09*

12±1*

11-е

1,2±0,8

0,82±0,06

12±1,2

0,8±0,3*

0,91±0,05*

10±0,5*

0,9±0,4*

0,9±0,05*

9±0,5*

15-е

0,9±0,8

0,86±0,05

10±0,7

0,08±0,16*

0,99 ±0,03*

1±3*

0,1±0,02*

0,98 ±0,03*

1±3*

19-е

0,3±0,4

0,98±0,02

8±0,8

23-и

0

1

0

Общее число дней лечения

20±1,3

15±1,4*

16±1,3*

Примечание. * — различие с показателями контроля достоверно, p<0,05 (сравнение проведено по U-критерию Манна—Уитни).

Приведенные в табл. 2 данные также свидетельствуют о достоверных различиях диаметра язвенного дефекта, коэффициента Kr и балльной оценки тяжести язвы в двух основных клинических подгруппах с 3-го дня лечения по сравнению с результатами контрольной группы. Показатели уменьшения раздражения глазного яблока и уменьшения отделяемого в первые 3-е суток лечения не имели достоверных различий, что подтверждает эффективность специфической антибактериальной терапии. Однако начиная с 3-х суток снижение воспалительных явлений было значительнее в 1-й и 2-й подгруппах с применением противовоспалительной терапии.

Уменьшение диаметра язвенного дефекта отмечено в 1-й и 2-й подгруппах начиная с 3-х суток, в контрольной группе — с 7-х суток (p <0,05). Средний диаметр язвенного дефекта на 15-е сутки в 1-й подгруппе составлял 0,08±0,2 мм, во 2-й — 0,1±0,02 мм, в контрольной группе — 0,9±0,8 мм (p<0,05), что свидетельствует о более ранней эпителизации язвенного дефекта в обеих подгруппах. Между последними не выявлено статистически достоверных различий в скорости эпителизации язвенного дефекта.

Отмечается статистически значимое увеличение коэффициента Kr в 1-й и 2-й подгруппах с 3-х суток, в контрольной подгруппе — с 7-х суток (p<0,05), что указывает на уменьшение глубины язвенного дефекта в более короткий срок в двух основных клинических подгруппах.

Степень помутнения роговицы в исходе лечения была незначительной, без неоваскуляризации: в 1-й подгруппе — в 87% случаев, во 2-й — в 85%, в контрольной — в 44% случаев, что коррелирует с улучшением остроты зрения в исходе заболевания в обеих подгруппах. Увеличение максимально корригируемой остроты зрения в контрольной группе составило в среднем 0,1±0,1, в 1-й подгруппе — в среднем 0,3±0,1, во 2-й — 0,2±0,1.

Проведенный сравнительный анализ основных параметров позволяет сделать вывод о том, что лечение пациентов 1-й и 2-й подгрупп с БЯР легкой степени тяжести стало более эффективным при добавлении к алгоритму лечения кортикостероидного препарата дексаметазон в виде парабульбарных инъекций при условии инструментального контроля язвы роговицы. Добавление инстилляций НПВП (бромфенака 0,09% (броксинак) во 2-й подгруппе усилило противовоспалительный эффект и более быстро купировало болевой синдром. Лечение в 1-й и 2-й подгруппах позволило сократить время пребывания в стационаре, способствовало более быстрой эпителизации и уменьшению глубины язвенного дефекта, менее грубому рубцеванию роговицы, снижая ее неоангиогенез, позволяя получить более высокую остроту зрения в исходе заболевания и повысить функциональные результаты проведенной терапии.

Заключение

Добавление к алгоритму лечения бактериальных язв роговицы парабульбарных инъекций кортикостероидного препарата дексаметазон позволило сократить сроки лечения и пребывания в стационаре, повысить функциональные результаты лечения. Однократное использование в течение дня бромфенака 0,09% (броксинак) было эффективно в снятии явлений воспаления, а также для купирования болевого синдрома, имеющего при бактериальной язве роговицы выраженный характер. Препарат не задерживал эпителизацию и не вызывал каких-либо побочных явлений со стороны роговицы.

Участие авторов:

Концепция и дизайн исследования: Е.Я.

Сбор и обработка материала: Е.Я., В.Г.

Статистическая обработка: Е.Я., В.Г

Написание текста: Е.Я, В.Г.

Редактирование: Е.Я., В.Г.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература / References:

  1. Tuli SS, Schultz GS, Downer DM. Science and strategy for preventing and managing corneal ulceration. Ocul Surf. 2007;5:23-39.  https://doi.org/10.1016/S1542-0124(12)70050-2
  2. Srinivasan M, Mascarenhas J, Rajaraman R, et al. Corticosteroids for bacterial keratitis: the Steroids for Corneal Ulcers Trial (SCUT). Arch Ophthalmol. 2012;130:143-150.  https://doi.org/10.1001/archophthalmol.2011.315
  3. Нероев В.В., Яни Е.В., Хорошилова-Маслова И.П., Голикова В.А. Влияние кортикостероидной терапии на процесс рубцевания бактериальной язвы роговицы. Российский офтальмологический журнал. 2020;13(3):61-68.  https://doi.org/10.21516/2072-0076-2020-13-3-61-68
  4. Calder L, Balasubramanian S, Fergusson D. Topical nonsteroidal anti-inflammatory drugs for corneal abrasions: meta-analysis of randomized trials. Acad Emerg Med. 2005;12:467-473.  https://doi.org/10.1197/j.aem.2004.10.026
  5. Schechter BA, Trattler W. Efficacy and safety of bromfenac for the treatment of corneal ulcer pain. Adv Ther. 2010;27(10):756-761.  https://doi.org/10.1007/s12325-010-0066-x
  6. Guex-Crosier Y. Non-steroidal anti-inflammatory drugs and ocular inflammation. Klin Monatsbl Augenheilkd. 2001;218:305-308.  https://doi.org/10.1055/s-2001-15886
  7. Sher NA, Krueger RR, Teal P, Jans RG, Edmison D. Role of topical corticosteroids and nonsteroidal antiinflammatory drugs in the etiology of stromal infiltrates after excimer photorefractive keratectomy. J Refract Corneal Surg. 1994;10:587-588. 
  8. Shimazaki J, Saito H, Yang HY, Toda I, Fujishima H, Tsubota K. Persistent epithelial defect following penetrating keratoplasty: An adverse effect of diclofenac eyedrops. Cornea. 1995;14:623-662. 
  9. Guidera AC, Luchs JI, Udell IJ. Keratitis, ulceration, and perforation associated with topical nonsteroidal anti-inflammatory drugs. Ophthalmology. 2001;108:936-944.  https://doi.org/10.1016/S0161-6420(00)00538-8
  10. Congdon NG, Schein OD, Kulajta P, Lubomski LH, Gilbert D, Katz J. Corneal complications associated with topical ophthalmic use of nonsteroidal antiinflammatory drugs. J Cataract Refract Surg. 2001;27:622-631.  https://doi.org/10.1016/S0886-3350(01)00801-X
  11. Flach A. Topically applied nonsteroidal antiinflammatory drugs and corneal problems: An interim review and comment. Ophthalmology. 2000;107:1224-1226. https://doi.org/10.1016/S0161-6420(00)00223-2
  12. Price FW. New pieces for the puzzle: Nonsteroidal anti-inflammatory drugs and corneal ulcers. J Cataract Refract Surg. 2000;26:1263-1265. https://doi.org/10.1016/S0886-3350(00)00663-5
  13. Noecker R. Effects of common ophthalmic preservatives on ocular health. Adv Ther. 2001;18:205-215.  https://doi.org/10.1007/bf02853166
  14. O’Brien TP, Li QJ, Sauerburger F, Reviglio VE, Rana T, Ashraf MF. The role of matrix metalloproteinases in ulcerative keratolysis associated with perioperative diclofenac use. Ophthalmology. 2001;108:656-659.  https://doi.org/10.1016/S0161-6420(00)00590-X
  15. Pfister RR, Murphy GE. Corneal ulceration and perforation associated with Sjogren’s syndrome. Arch Ophthalmol. 1980;98:89-94. 
  16. Gamache DA, Graff G, Brady MT, Spellman JM, Yanni JM. Nepafenac, a unique nonsteroidal prodrug with potential utility in the treatment of trauma-induced ocular inflammation. 1. Assessment of anti-inflammatory efficacy. Inflammation. 2000;24:357-370.  https://doi.org/10.1023/A:1007049015148

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.