С каждым годом увеличивается число больных с рецидивирующим течением экссудативного среднего отита (ЭСО) [1, 2]. ЭСО — заболевание, для которого характерны накопление экссудата в полостях среднего уха на фоне асептического воспаления и наличие кондуктивной тугоухости I—II степени. По данным ряда авторов, ЭСО составляет 15—17% среди всех заболеваний уха [3, 4]. Основой патогенеза ЭСО является дисфункция слуховой трубы. Причины дисфункции могут быть различны: гипертрофия аденоидов, гипертрофия трубных миндалин, хронический ринит (гипертрофический, вазомоторный, аллергический), рецидивирующие или хронические инфекции верхних дыхательных путей, гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь, изменения в развитии верхнечелюстной кости, послеоперационные состояния ринофарингеальной области, состояние после уранопластики и др. [6]. Поздняя диагностика и лечение ЭСО могут привести к развитию адгезивного процесса в среднем ухе, возникновению холестеатомы, тугоухости и, как следствие, к задержке речевого развития у детей раннего возраста. На сегодняшний день заболевание хорошо изучено и существует много методов его лечения: медикаментозные, иммунокорригирующие, продувание и катетеризация слуховых труб, физиотерапия и различные хирургические вмешательства (аденотомия под эндоскопическим контролем, коррекция трубных валиков, шунтирование барабанной полости, мастоидотомия). Однако, несмотря на применение различных методов лечения, рецидивы ЭСО отмечаются у 1/3 больных [5].
Развитие эндоскопической техники, разработка нового инструментария, в частности — баллонных катетеров для синусопластики, позволяют разрабатывать соответствующие методики и для коррекции носоглоточного отдела слуховой трубы. В литературе имеются единичные работы, посвященные этой методике. Дилатация слуховой трубы с баллоном, введенным в хрящевую часть слуховой трубы под контролем эндоскопа, была предложена в 2010 г. H. Sudhoff и соавт. [7, 8], которые представили доказательства ее эффективности.
Цель исследования — изучение эффективности и безопасности баллонной дилатации хрящевой части слуховой трубы у детей с рецидивирующим течением ЭСО.
Пациенты и методы
Проведено обследование и лечение 15 детей (22 уха) в возрасте от 3 до 16 лет, страдающих рецидивирующим течением ЭСО (более 18 мес). У 7 детей диагностирован двусторонний процесс, у 8 — односторонний. Всем детям ранее была проведена эндоскопическая аденотомия. У 8 детей проводилась тимпанопункция, из них у 3 с рубцово-спаечным процессом в области глоточных устьев слуховых труб (состояние после аденотомии без визуального контроля) было проведено радиальное рассечение спаек с помощью хирургического лазера. У 7 одномоментно с аденотомией проведена лазерная коррекция трубных валиков и тимпаностомия. Через 6—12 мес шунты были удалены. На дооперационном этапе всем пациентам проводили консервативную терапию в течение не менее 3 мес: продувание слуховых труб по Политцеру, пневмомассаж барабанных перепонок, интраназальные кортикостероиды (мометазона фуроат), муколитические, секретолитические и антигистаминные препараты, физиотерапия (электрофорез с лидазой и т. д.).
Для проведения хирургического вмешательства были отобраны только пациенты, у которых консервативное лечение не дало выраженного эффекта. У всех 15 пациентов на момент осмотра сохранялись жалобы на периодические боли в ушах, заложенность, снижение слуха. По результатам акустической импедансометрии зарегистрированы тимпанограммы типа В.
Всем детям была проведена баллонная дилатация хрящевой части слуховых труб: в условиях эндотрахеального наркоза, используя орофарингеальный доступ для эндоскопического контроля (эндоскопы 70°), в носоглотку трансназально вводили катетер с баллоном диаметром 5 мм на дистальном конце с углом 45°. Затем через глоточное устье слуховой трубы баллон устанавливали в слуховую трубу и в него под давлением 12 атм вводили воду (рис. 1). Давление в баллоне поддерживалось в течение 1 мин, после чего катетер удаляли (рис. 2). Процедуру проводили однократно. Одномоментно с баллонной дилатацией всем детям проведена тимпанопункция с аспирацией экссудата электроотсосом и введением в тимпанальную полость раствора тиамфеникола глицината ацетилцестеина. Послеоперационный период у всех детей протекал без осложнений. Кровотечения, болевого синдрома ни в одном случае не отмечено.
Через 6—8 нед после операции проведено повторное обследование детей. При тимпанометрии выявлено полное восстановление функции среднего уха у 11 детей (тимпанограммы типа А). У 4 детей диагностировано частичное восстановление функции среднего уха (тимпанограммы типа С с повышением порогов регистрации акустического рефлекса до 95—100 дБ). При эндоскопии носоглотки у оперированных детей рубцовых изменений устьев слуховых труб не выявлено, что свидетельствует о минимальной травматизации слизистой оболочки хрящевой части слуховой трубы при проведении баллонной дилатации. Четырем детям с тимпанограммами типа С был проведен повторный курс продуваний слуховых труб и пневмомассаж барабанных перепонок, после чего было диагностировано полное восстановление функции среднего уха (тимпанограммы типа А). Полученный результат сохранялся и при повторном контрольном исследовании через 2 мес: у всех пациентов отмечалось отсутствие жалоб, тимпанограмма типа А.
Таким образом, метод баллонной дилатации хрящевой части слуховой трубы является эффективным и многообещающим в лечении ЭСО с рецидивирующим течением и заслуживает дальнейшего изучения.