Сайт издательства «Медиа Сфера»
содержит материалы, предназначенные исключительно для работников здравоохранения. Закрывая это сообщение, Вы подтверждаете, что являетесь дипломированным медицинским работником или студентом медицинского образовательного учреждения.

Хритинин Д.Ф.

Кафедра психиатрии и медицинской психологии Первого московского медицинского университета им. И.М. Сеченова;
Кафедра психиатрии Рязанского государственного медицинского университета им. акад. И.П. Павлова

Есин А.В.

ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова», Москва, Россия

Сумарокова М.А.

ГБОУ ВПО "Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова", Москва

Личностно-психологические аспекты профилактики суицидального поведения студентов

Авторы:

Хритинин Д.Ф., Есин А.В., Сумарокова М.А.

Подробнее об авторах

Просмотров: 939

Загрузок: 29


Как цитировать:

Хритинин Д.Ф., Есин А.В., Сумарокова М.А. Личностно-психологические аспекты профилактики суицидального поведения студентов. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2018;118(2):12‑17.
Khritinin DF, Esin AV, Sumarokova MA. Characteristics of personality and psychological aspects of suicidal behavior prevention in medical students. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2018;118(2):12‑17. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro20181182112-17

Рекомендуем статьи по данной теме:
Сов­ре­мен­ные прин­ци­пы про­фи­лак­ти­ки пер­вич­ных го­лов­ных бо­лей у де­тей и под­рос­тков. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(5):31-37
Оп­ти­ми­за­ция вто­рич­ной про­фи­лак­ти­ки сер­деч­но-со­су­дис­тых со­бы­тий у па­ци­ен­тов с ате­рот­ром­бо­ти­чес­ким ише­ми­чес­ким ин­суль­том или тран­зи­тор­ны­ми ише­ми­чес­ки­ми ата­ка­ми вы­со­ко­го рис­ка. Жур­нал нев­ро­ло­гии и пси­хи­ат­рии им. С.С. Кор­са­ко­ва. 2023;(6):36-43
Про­фи­лак­ти­ка тром­бо­ти­чес­ких ос­лож­не­ний у де­тей в кри­ти­чес­ком сос­то­янии. Анес­те­зи­оло­гия и ре­ани­ма­то­ло­гия. 2023;(2):84-92
Ги­пер­то­ни­чес­кая бо­лезнь в по­пу­ля­ции и про­фи­лак­ти­ка в ам­бу­ла­тор­ных ус­ло­ви­ях: проб­ле­мы и пу­ти ре­ше­ния. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):23-29
Мо­дель по­се­ти­те­лей цен­тра здо­ровья от­но­си­тель­но при­вер­жен­нос­ти здо­ро­во­му об­ра­зу жиз­ни и уров­ню лич­ной от­ветствен­нос­ти за здо­ровье. Про­фи­лак­ти­чес­кая ме­ди­ци­на. 2023;(3):59-63
Фи­зи­чес­кая ак­тив­ность при сар­ко­пе­нии: ре­аби­ли­та­ци­он­ные под­хо­ды в про­фи­лак­ти­ке и ле­че­нии воз­рас­тной па­то­ло­гии мы­шеч­ной тка­ни. Воп­ро­сы ку­рор­то­ло­гии, фи­зи­оте­ра­пии и ле­чеб­ной фи­зи­чес­кой куль­ту­ры. 2023;(2):52-60
Пан­кре­ато­ду­оде­наль­ная ре­зек­ция — ре­зуль­та­ты и пер­спек­ти­вы (двух­цен­тро­вое ис­сле­до­ва­ние). Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(5):13-21
Осо­бен­нос­ти ран­ней ди­аг­нос­ти­ки па­то­ло­гии вер­хне­го от­де­ла рес­пи­ра­тор­но­го трак­та на фо­не пы­ле­вой наг­руз­ки. Рос­сий­ская ри­но­ло­гия. 2023;(2):144-150
Руб­цо­вый сте­ноз тра­хеи. Воз­мож­на ли его про­фи­лак­ти­ка? Опыт од­но­го ре­ги­она. Хи­рур­гия. Жур­нал им. Н.И. Пи­ро­го­ва. 2023;(6):42-47
Со­вер­шенство­ва­ние сто­ма­то­ло­ги­чес­кой дис­пан­се­ри­за­ции па­ци­ен­тов стар­ших воз­рас­тных групп. Сто­ма­то­ло­гия. 2023;(3):55-60

Суициды в настоящее время остаются одной из наиболее актуальных медико-социальных проблем [1, 2]. По данным ВОЗ [3], самоубийства были второй ведущей причиной смерти молодых людей 15—29 лет в 2015 г., а число смертей в результате суицида превышает число погибших на войне и в результате насильственной смерти. Изучение данных по отдельным странам [4] выявило различия как в уровне самоубийств, так и перечне ведущих причин смерти, при этом отмечено, что фигурирующие в литературе показатели суицидов могли быть занижены по культуральным и религиозным причинам. На территории РФ один из двух пиков суицидальной активности отмечается в возрасте от 18 до 29 лет — «пик молодости» [5].

Зарубежными исследователями [6] было обнаружено, что на возникновение суицидальных мыслей влияют уровень материального достатка студента, сексуальная ориентация, участие в религиозных практиках, попытки самоубийства в семье и среди друзей, употребление алкоголя и депрессивные симптомы. Обращено внимание [7, 8], что попытки самоубийства могут быть связаны с сексуальным насилием в детском возрасте, депрессией, низкой вовлеченностью в организованную религиозную деятельность, а также недостаточной или избыточной массой тела.

Стресс в начале обучения в вузе часто является причиной эмоциональных расстройств и суицидального поведения (СП). По данным литературы [9], у ½ студентов выявляются нервно-психические расстройства во время экзаменационной сессии и при подготовке к ней; до 25% студентов отмечали возникновение суицидальных мыслей, а 1% сообщали о готовности совершить суицидальную попытку.

СП — понятие более широкое, чем суицид, и, помимо суицида, включает в себя суицидальные попытки и другие проявления суицидальности. СП можно рассматривать как стадийный и динамичный процесс, в котором суицидальная активность прогрессирует от внутренних форм (антивитальные переживания, суицидальные мысли, замыслы и намерения) до практической реализации суицидальных действий [10—12]. В этом аспекте внимание особенно привлекается к психологическим или социальным сторонам дезадаптации личности, что, по нашему мнению, при учете множества приводящих к такой дезадаптации факторов позволит значительно расширить знания о механизмах суицида и разработать эффективные профилактические мероприятия.

Цель исследования — изучение закономерностей формирования и динамики развития СП у студентов медицинских вузов на основе личностно-психологического подхода и его профилактики.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи: выявление особенности формирования СП и определение причин, приводящих к дезадаптации личности и реализации суицидальных намерений; исследование роли личностных характеристик в формировании СП у студентов медицинских вузов; представление характера суицидальных попыток у изучаемого контингента и установление группы высокого суицидального риска; разработка методов профилактики СП у студентов медицинского вуза на основании полученных данных.

Материал и методы

Настоящее исследование было выполнено в период с 2014 по 2017 г. на кафедре психиатрии и наркологии Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова. Были обследованы 272 студента. Обследование носило скрининговый характер. Студенты, у которых были выявлены суицидальные тенденции, наблюдались в дальнейшем в течение 3 лет.

Критериями включения в исследование являлись информированное добровольное согласие обследуемого, а также возраст от 18 до 25 лет. Критериями исключения были наличие тяжелой соматической и неврологической патологии, зависимости от психоактивных веществ (ПАВ), хронических психических расстройств.

Основными методами являлись психопатологический, катамнестический, психологический и статистический. Была разработана специальная регистрационная карта для изучения СП у студентов медицинского вуза, в которой нашли отражение социально-демографические, клинические и личностно-психологические характеристики, их динамика, а также стрессы, которые испытывали в различные периоды жизни обследуемые.

Для оценки влияния личностно-психологических особенностей студентов на СП, кроме клинико-психопатологического метода, использовали известный опросник СМИЛ. Качество жизни оценивали при помощи шкалы качества жизни SF-36. Наряду с клинико-психологическим и клинико-психопатологическим методами СП изучали при помощи Колумбийской шкалы оценки тяжести суицида (С-SSRS).

Средний возраст обследованных был 21,96±2,18 года, из них были 62 (22,79%) юноши и 210 (77,21%) девушек. У 75 (27,57%) студентов в период обучения в вузе были выявлены признаки СП.

Студенты были разделены на две группы. В 1-ю группу (основная) вошли 75 (27,57%) человек с СП, появившимся во время обучения в вузе, во 2-ю группу (контрольная) — 197 человек без С.П. Группы были сопоставимы по возрасту и полу (средний возраст обследованных 1-й группы был 21,88±2,05 года, 2-й — 22,00±2,28 года); в них преобладали девушки — 65,48% в 1-й и 73,33% во 2-й.

Результаты

Основные результаты исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1. Частота отдельных биологических и клинических особенностей, выявленных у студентов медицинского вуза

Средний возраст возникновения СП был 18,57±3,05 года. Продолжительность была различной: от нескольких минут до нескольких лет (средняя — 58,73±98,13 дня). Наиболее часто СП длилось около 1 мес и не зависело от длительности психотравмирующей ситуации.

Наследственная отягощенность по психическим заболеваниям (см. табл. 1) значительно повышала риск развития СП у обследованных. Речь шла об алкоголизме, расстройствах шизофренического спектра, депрессивных эпизодах и суицидах у ближайших родственников.

Факторами, повышающими риск развития СП, являлись также наличие у студентов тревожных расстройств, аутохтонных колебаний аффекта, эпизодов снижения аффекта за последний год, отказ от курения у лиц с никотиновой зависимостью, употребление ПАВ, расстройства сна, наличие самоповреждений в прошлом и астенодепрессивные расстройства (см. табл. 1). В то же время наличие в прошлом эпизодов снижения настроения, обусловленных стрессом, татуировок и пирсинга, употребление алкоголя и курение не оказывали влияния на вероятность развития С.П. Наличие С.П. часто сочеталось с субъективным ощущением снижения работоспособности.

Никто из обследованных не обращался за помощью к психиатру в связи со страхом стигматизации, при этом, если речь шла о частных психиатрах, то это объяснялось недостатком средств.

При оценки качества жизни студентов по опроснику SF-36 в 1-й группе были обнаружены достоверно более низкие показатели по шкалам жизненной активности, ролевого функционирования, обусловленного эмоциональным состоянием, психического здоровья и психического компонента здоровья (табл. 2).

Таблица 2. Качество жизни студентов медицинского вуза по опроснику SF-36, баллы Примечание. СО — стандартное отклонение.
По данным корреляционного анализа, при повышении значения по шкалам общего состояния здоровья, жизненной активности, социального и ролевого функционирования, психического здоровья, физического и психического компонентов здоровья риск развития СП снижался.

Что касается личностных особенностей, то преобладали акцентированные черты личности — у 58,67% студентов с СП и реже встречались расстройства личности — у 34,67% и лишь у 5 (6,67%) студентов из 1-й группы не было выявлено личностных отклонений.

Рассмотрим прежде всего акцентированные черты личности. В контрольной группе акцентированные черты личности встречались в 1,5 раза реже (38,07%), чем в основной. Их наличие повышало риск развития С.П. Расстройство личности, несомненно, являлось просуицидальным фактором. Поэтому эти особенности изучались более подробно. Для этой цели каждая группа была разделена на подгруппы в соответствии с преобладающими чертами личности. В структуре акцентированных черт личности при СП наиболее часто (31,82%) встречались педантичные (тревожно-мнительные) (χ2=28,56, р<0,0001). СП у таких студентов отличалось продолжительностью — 3 и более мес. Несколько реже (27,72%) среди студентов с СП встречались индивиды с возбудимыми (эксплозивные) чертами личности. Суицидальные попытки у таких лиц совершались во время субъективно значимых конфликтов, при этом пресуицидальный период был непродолжительным: от нескольких минут до нескольких часов. У студентов с такими характерологическими особенностями достоверно чаще встречалось СП (χ2=32,07, р<0,0001). «Застревающие» личности со склонностью к образованию сверхценных идей встречалась в 20,45% случаев акцентуаций черт личности (χ2 с поправкой Йетса 15,15, р<0,0001). Среди студентов, имеющих другие личностные особенности, следует выделить демонстративные черты (11,36%). В остальных случаях (9,09%) встречались смешанные варианты. Сочетание нескольких дезадаптивных черт повышало риск СП (χ2 с поправкой Йетса 36,12, р<0,0001).

Как указывалось выше, расстройства личности встречались при СП реже (в 34,67% случаев). При анализе влияния аномальных характерологических свойств на возможность развития СП проводили сравнение со студентами, у которых не было выявлено подобных черт. В основной группе расстройства личности по сравнению с контрольной встречались чаще (χ2 с поправкой Йетса 28,28, р<0,0001). Среди девиаций личностного склада чаще обнаруживались патохарактерологические проявления психастенического круга, включающие в себя черты ананкастного, тревожного и зависимого расстройств личности (34,62%), отличие по данной характеристике от контрольной группы достоверно (χ2 с поправкой Йетса 48,68, р<0,0001). Среди аномалий характерологических свойств у студентов с СП эмоционально-неустойчивые черты встречались достоверно чаще — в 15,38% случаев (χ2 с поправкой Йетса 28,28, р<0,0001). Почти в 1/5 случаев (19,23%) в структуре дисгармоний психического склада встречались признаки параноидного расстройства личности, отличие от студентов без признаков СП достоверное (χ2 с поправкой Йетса 25,90, р<0,0001). Студенты с чертами истерического расстройства личности (7,69%) характеризовались демонстративным поведением. Для достижения поставленных целей они использовали демонстративно-шантажное СП, в том числе суицидальные попытки. У студентов с такими личностными особенностями СП встречалось достоверно чаще (χ2 с поправкой Йетса 10,63, р=0,0214).

При использовании опросника СМИЛ у студентов с суицидальными мыслями были достоверно более высокие баллы по шкалам сверхконтроля, эмоциональной лабильности, импульсивности, ригидности и тревожности по сравнению с контрольной группой. При корреляционном анализе обнаружена достоверная связь средней силы между повышениями значений по шкалам сверхконтроля, эмоциональной лабильности, импульсивности, ригидности, тревожности и развитием СП (табл. 3).

Таблица 3. Личностные особенности студентов по СМИЛ, баллы

В семьях студентов с СП почти в 3 раза чаще (60,00%), чем в контрольной группе (21,83%), встречались психотравмирующие ситуации (конфликты, развод родителей) (χ2=36,17, р<0,0001). Они достоверно (rrb=0,36, р<0,05) повышали риск развития С.П. Почти у ½ (49,33%) студентов из 1-й группы и у 4/5 (78,68%) — из 2-й группы было гармоничное воспитание, т. е. при СП более чем в 2 раза чаще встречалось дисгармоничное воспитание (χ2=22,53, р<0,0001). Гипо- и гиперопека, непостоянство поведения родителей, чрезмерная строгость наказаний, гневливость родителей, воспитание в условиях повышенной моральной ответственности, а также контрастные педагогические установки и сочетание нескольких видов патологического воспитания достоверно повышали риск развития С.П. При корреляционном анализе была выявлена сильная достоверная связь между дисгармоничным воспитанием и СП (rrb=0,79, р<0,05).

В 96,00% случаев развитие СП было связано с воздействием стресса. Наиболее частыми и значимыми стрессами были ссоры с родителями, конфликты в собственной семье. Подгруппа студентов, СП у которых спровоцировал связанный с обучением стресс, являлась неоднородной по личностным особенностям.

Создание собственной семьи в период обучения значительно повышало риск развития СП по сравнению с общей популяцией. Студенты с СП чаще состояли в браке, чем в контрольной группе, — 22,67 и 10,15%, более часто встречались и разводы — 23 и 0,51% соответственно; у студентов с детьми чаще встречались суицидальные мысли. Эти данные отличаются от результатов исследований в общей популяции, в которых было установлено антисуицидальное действие наличия супругов и детей. Причинами такого рода различий могут быть как отмеченные выше личностно-психологические особенности, так и социальные условия, в которых обучаются студенты, — высокая учебная нагрузка, более высокий уровень стресса (взаимодействие с больными людьми, необходимость совмещать учебу с работой), часто встречающиеся материальные трудности и др.

Обсуждение

По нашему мнению, ведущими факторами формирования СП, с точки зрения социопсихологического подхода, являются личностная организация и особенности среды. В то же время существенный вклад в формирование СП вносит и такой биологический фактор, как наследственная отягощенность психическими расстройствами.

Личностный фактор является ведущим среди как про-, так и антисуицидальных факторов. При этом личностные особенности могут способствовать формированию и развитию СП и противодействовать ему. Формированию С.П. способствовали выявленные акцентуации и признаки дисгармонии психического склада. Более чем у ½ студентов с СП встречались акцентуации личности, наиболее часто педантичная, эксплозивная и застревающая. Почти в ½ случаев у студентов с СП были выявлены аномальные характерологические свойства — черты психастенического, параноидного, возбудимого расстройства личности, а также смешанные варианты.

По результатам нашего исследования, у лиц с тревожными расстройствами, аутохтонными эпизодами депрессии в анамнезе, астеническими расстройствами, нарушениями сна, употребляющих ПАВ и склонных к самоповреждениям, СП встречалось достоверно чаще.

Существенным средовыми факторами, влияющими на развитие СП, являются сложности с обучением в вузе, смена места жительства и наличие собственной семьи. В ¼ случаев суицидальные попытки совершались студентами после конфликта в отношениях с партнером, реже — после ссоры с родителями, ссоры в собственной семье и других видов стресса. Необходимо отменить, что семья и ближайшее окружение могут выступать в качестве про- или антисуицидального фактора в зависимости от характера отношений. В первом случае облегчается формирование и развитие СП вследствие отсутствия поддержки при кризисных ситуациях. Также конфликты со значимыми близкими могут стать причиной формирования и развития С.П. Во втором случае поддержка со стороны семьи и ближайшего окружения помогает избежать формирования, а иногда развития СП, даже в присутствии других просуицидальных факторов. По словам обследованных, беседа с «близкими людьми» приносила выраженное облегчение при суицидальных переживаниях.

Выявление описанных выше клинических, личностных и биологических особенностей может служить основой для разработки противосуициальных мероприятий. Нами был предложен комплекс профилактических мероприятий, разработанных на основании изучения динамики СП с выделением универсального, селективного и индикативного видов профилактики. В рамках универсальной профилактики рекомендуется создание анонимного кабинета психопрофилактики, в задачи которого будут входить активное выявление студентов с СП (участие специалистов в медицинских осмотрах), просветительская работа, оказание психотерапевтической помощи, работа с родственниками лица с выявленным СП, своевременная диагностика психических расстройств и оказание помощи.

Селективная профилактика носит избирательный характер и ориентирована на активное выявление лиц, входящих в группы суицидального риска, оказание им адекватной профилактической помощи с целью предупреждения возникновения или дальнейшего развития суицидального процесса [13]. По нашему мнению, во время плановых медицинских осмотров целесообразно проводить выявление лиц, склонных к СП, и студентов с уже возникшим С.П. Для этого комиссию врачей следует дополнить врачом-психиатром, врачи других специальностей могут использовать опросники, в том числе ГТР-7, C-SSRS и SF-36.

Индикативная профилактика направлена на контроль и поддержание медико-социальной адаптации суицидента после совершения суицидальных действий. Рекомендуется создание анонимного кабинета социально-психологической помощи.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

*e-mail: sumarokova@gmail.com

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail



Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.