Есин О.Р.

Казанская государственная медицинская академия

Хайруллин И.Х.

ГБУЗ "Республиканская клиническая больница №2" Минздрава Республики Татарстан, Казань

Шамсутдинова Р.Ф.

ФГАОУ ВО «Казанский федеральный университет», Казань, Россия

Верхний перекрестный синдром мышечного дисбаланса у подростков с головной болью напряжения

Авторы:

Есин О.Р., Хайруллин И.Х., Шамсутдинова Р.Ф.

Подробнее об авторах

Прочитано: 7660 раз


Как цитировать:

Есин О.Р., Хайруллин И.Х., Шамсутдинова Р.Ф. Верхний перекрестный синдром мышечного дисбаланса у подростков с головной болью напряжения. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019;119(9):12‑16.
Esin OR, Khaĭrullin IKh, Shamsutdinova RF. Upper crossed syndrome of muscle imbalance in adolescents with tension-type headache. S.S. Korsakov Journal of Neurology and Psychiatry. 2019;119(9):12‑16. (In Russ.)
https://doi.org/10.17116/jnevro201911909112

Рекомендуем статьи по данной теме:

Головная боль (ГБ) — одна из частых причин обращения за медицинской помощью у детей и подростков, а головная боль напряжения (ГБН) — наиболее частый вариант первичных Г.Б. Несмотря на подробное изучение различными медицинскими школами, патофизиология, методы лечения и профилактики ГБН требуют уточнения и совершенствования. Миогенный фактор традиционно рассматривается как одна из причин или отягчающий феномен ГБ [1], а миогенные триггерные зоны (МТЗ) перикраниальных и шейных мышц могут провоцировать приступ острой боли (мигрень, ГБН), способствовать хронизации ГБ, вызывать рефлекторный спазм церебральных артерий [2].

Основным фактором формирования МТЗ у детей и подростков является нарушение осанки вследствие комплекса причин. Типичным нарушением осанки является верхний перекрестный синдром мышечного дисбаланса (ВПСМД), который формируется из-за слабости нижних фиксаторов лопатки и глубоких сгибателей шеи и спазма разгибателей головы и шеи, большой и малой грудных мышц [3].

Для лечения МТЗ используются методы мануальной терапии (которые можно признать весьма дорогостоящими), инъекционные техники (весьма болезненные) и корректоры осанки, нередко доставляющие физический и психологический дискомфорт ребенку [4, 5]. Метод кинезиотейпирования, предложенный в 1973 г., в настоящее время показал высокую эффективность при лечении скелетно-мышечной боли и хорошую толерантность к тейпам даже при длительном применении [6].

Цель исследования — определение эффективности эластического кинезиотейпирования для коррекции ВПСМД у подростков с ГБН.

Материал и методы

После предварительного анкетирования для выявления ГБН приглашены на собеседование и осмотр 50 мальчиков и 50 девочек с родителями.

Критерии включения: возраст 14—17 лет, соответствие ГБ критериям ГБН Международной классификации головных болей 3-го издания 2018 г. [7], наличие ВПСМД. Критерии невключения: предшествовавшая травма позвоночника и/или головы, заболевание межпозвонкового диска шейного отдела, врожденные аномалии шейного отдела позвоночника, воспалительные заболевания суставов и мягких тканей, симптомы поражения центральной и периферической нервной системы.

После собеседования 8 подростков и их родители отказались от обследования и лечения, обследование на соответствие критериям включения прошли 92 подростка, из них 25 имели критерии невключения. Из 67 подростков после подробного объяснения планируемого исследования 2 подростка и их родители отказались от участия.

Давшие согласие подростки слепым случайным методом были разделены на две группы (табл. 1):

Таблица 1. Характеристика групп
группу, А — 33 подростка, группу В — 32 подростка (см. рисунок).

Схема рекрутинга пациентов.

Статистически значимых различий между группами по возрасту, количеству дней с ГБ и интенсивности ГБ по визуальной аналоговой шкале (ВАШ) не было (см. табл. 1).

Обследование включало неврологический осмотр, исследование порогов боли на механический стимул (тензоальгометрия), оценку двигательного стереотипа [3, 8] и пальпаторную диагностику МТЗ [1]. Пороги боли МТЗ определяли тензоальгометрией (тензоальгометры «Wagner Instruments») насадкой площадью 1 см2 [9] трапециевидной мышцы (верхняя и средняя части), мышцы, поднимающей лопатку, большой грудной мышцы. Показатели оценивали до лечения (1-й осмотр), сразу после лечения (2-й осмотр) и через 1 мес после окончания лечения (3-й осмотр).

Интервьюирование пациентов, клиническое обследование и кинезиотейпирование проводили разные врачи, не знавшие о результатах своих коллег. Врач, проводивший интервью и анализ дневника ГБ, не имел информации о методе лечения и результатах клинического обследования. Врач, проводивший клиническое обследование, не имел информации о результатах интервью и методе лечения. Врач, проводивший кинезиотейпирование и плацебо-аппликации, не имел информации о результатах интервью и клинического обследования.

На 1-м этапе пациенты вели дневник ГБ в течение 30 дней (количество дней с ГБ в месяц, усредненная интенсивность ГБ по ВАШ).

Пациентам группы, А кинезиотейпирование проводили методом миофасциальной коррекции [6]. Тейпировали верхнюю и среднюю части трапециевидной мышцы, большую грудную мышцу. Аппликацию эластичного тейпа проводили на 5 дней, затем на 2 дня тейп удаляли. Курс лечения включал 4 цикла (5 дней + 2 дня — 4 цикла, всего 28 дней). Пациентам группы В (плацебо) проводили имитацию кинезиотейпирования на те же области по той же временно́й схеме медицинским гипоаллергенным пластырем с шириной 5 см (аналогичным ширине эластичного тейпа).

В течение 3-го месяца обучали правильному двигательному стереотипу (одно занятие длительностью 20 мин еженедельно) [3, 8].

Результаты

У всех подростков диагностирован ВПСМД. МТЗ чаще обнаруживали в трапециевидной мышце (у всех пациентов), далее в порядке убывания — в мышце, поднимающей лопатку, большой грудной мышце, ременной мышце головы, ременной мышце шеи (табл. 2).

Таблица 2. Локализация активных МТЗ
В группах, А и В статистически значимых различий по количеству МТЗ и порогов боли в одноименных мышцах не выявлено (p>0,05) (табл. 3).
Таблица 3. Порог боли МТЗ до лечения

По завершении тейпирования в группе, А отмечено статистически значимое уменьшение количества дней с ГБ (табл. 4),

Таблица 4. Динамика Г.Б. во время лечения Примечание. Здесь и в табл. 5—7: p — различие между 1-м и 2-м осмотрами; *p — различие между 1-м и 3-м осмотрами; **p — различия между 2-м и 3-м осмотрами.
снижение интенсивности ГБ (табл. 5)
Таблица 5. Динамика интенсивности ГБ
и увеличение порогов боли (р<0,01) (табл. 6, 7).
Таблица 6. Динамика порогов боли в исследуемых мышцах у подростков группы А
Таблица 7. Динамика порогов боли в исследуемых мышцах у подростков группы В
В группе В статистически значимых изменений не было. По завершении корригирующих занятий в группе, А сохранялась положительная динамика показателей, в группе В статистически значимых изменений не было.

Обсуждение

У всех подростков с ГБН в нашем исследовании диагностирован ВПСМД. Этот факт можно объяснить тем, что ГБН у подростков более тяжело протекает при наличии нарушений осанки (значимый периферический фактор патогенеза ГБН) и эти подростки охотнее соглашаются на обследование и лечение. В клинической практике встречается вариант ВПСМД без ГБ и обратный — ГБ без ВПСМД. Одним из важных факторов, определяющих стремление подростка и его родителей к медицинской помощи, является тревога за здоровье, большее желание установить причину ГБ и получить эффективное лечение. Определение уровня тревожности не входило в задачи настоящего исследования, но по предварительным оценкам, тревожность была выраженной как у подростков, так и у их родителей.

Формирование ВПСМД обусловливает развитие МТЗ, их активацию и усугубление клинической картины ГБН отраженной болью. Лечение МТЗ инъекционными техниками в педиатрии малоперспективно из-за болезненности процедуры, техники мануальной медицины требуют значительных затрат времени, и, что самое важное, ребенок не получает постурально-перцептивного впечатления о правильном двигательном стереотипе, следовательно, не может произвольно поддерживать его. В доступной литературе мы не нашли работ о кинезиотейпировании при лечении ВПСМД. Наши данные позволяют заключить, что кинезиотейпирование обладает положительным эффектом при лечении ВПСМД за счет снижения активности МТЗ перикраниальных мышц без мануального и инъекционного лечения. Обучение поддержанию правильной осанки (статический двигательный стереотип) после кинезиотейпирования происходит успешнее, так как в локомоторных центрах стриопаллидарного уровня уже создана перцептивная модель оптимального двигательного стереотипа.

Оценка осанки и диагностика ВПСМД у подростков с ГБН являются важными клиническими аспектами выявления периферического фактора патогенеза боли. При наличии ВПСМД он может быть успешно корригирован эластическим кинезиотейпированием и последующим обучением поддержанию правильного (оптимального) двигательного стереотипа.

Paбота выполнена за счет средств субсидии, выделенной Казанскому федеральному университету для выполнения государственного задания в сфере научной деятельности. Задание № 17.9783.2017/8.9.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

The authors declare no conflicts of interest.

Сведения об авторах

Есин О.Р. — e-mail: olegesin@gmail.com; https://orcid.org/0000-0003-4244-4446

Хайруллин И.Х. — https://orcid.org/0000-0003-0919-035x

Шамсутдинова Р.Ф.https://orcid.org/0000-0002-5213-7514

Как цитировать:

Есин О.Р., Хайруллин И.Х., Шамсутдинова Р.Ф. Верхний перекрестный синдром мышечного дисбаланса у подростков с головной болью напряжения. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019;119(9):12-16. https://doi.org/10.17116/jnevro201911909112

Автор, ответственный за переписку: Есин Олег Радиевич — e-mail: olegesin@gmail.com

Литература / References:

  1. Simons D, Travell J. Travell and simons myofascial pain and dysfunction. Baltimore, Maryland: Williams & Wilkins; 1999.
  2. Есин О.Р., Есин Р.Г., Тухбатуллин М.Г., Насыртдинова А.М., Сахапова Л.Р. Мышечно-артериальный ноцицептивный рефлекс у пациентов с первичными головными болями. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2014;114:1:13-15.
  3. Page P, Frank C, Lardner R. Assessment and treatment of muscle imbalance. Champaign, IL: Human Kinetics; 2014.
  4. Hidalgo B, Hall T, Cagnie B, Pitance L. The efficacy of manual therapy and exercise for treating non-specific neck pain: An update of systematic reviews. Man Ther. 2016;25:e147. https://doi.org/10.1016/j.math.2016.05.283
  5. Castien R, van der Windt D, Dekker J, Mutsaers B, Grooten A. Effectiveness of manual therapy compared to usual care by the general practitioner for chronic tension-type headache: design of a randomised clinical trial. BMC Musculoskelet Disord. 2009;10(1). https://doi.org/10.1186/1471-2474-10-21
  6. Kase K, Wallis J, Kase T. Clinical therapeutic applications of the kinesio tapìng method. New Mexico: Kinesio Taping Association; 2013.
  7. Headache Classification Committee of the International Headache Society (IHS) The International Classification of Headache Disorders, 3rd edition. Cephalalgia. 2018;38(1):1-211. https://doi.org/10.1177/0333102417738202
  8. Kolář P, Andelova V. Clinical rehabilitation. Prague: Rehabilitation Prague School; 2013.
  9. Fischer A. Instruments for pain diagnosis in clinical practice: Pressure algometers for measurement of pain sensitivity and documentation for tender points; tissue compliance meter for objective quantitative recording of muscle spasm. Pain. 1987;30:292. https://doi.org/10.1016/0304-3959(87)91644-7

Подтверждение e-mail

На test@yandex.ru отправлено письмо со ссылкой для подтверждения e-mail. Перейдите по ссылке из письма, чтобы завершить регистрацию на сайте.

Подтверждение e-mail

Мы используем файлы cооkies для улучшения работы сайта. Оставаясь на нашем сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cооkies. Чтобы ознакомиться с нашими Положениями о конфиденциальности и об использовании файлов cookie, нажмите здесь.